Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве

Содержание

Положение Об Организации Расследования и Учёта Несчастных Случаев На Производстве!

Приветствую, уважаемые друзья! С несчастными случаями на производстве мы сопряжены тем, что организуем расследование в установленном порядке. Анализ обратной связи от коллег из разных регионов нашей необъятной Родины показывает, что в каждом регионе есть свои нюансы и моменты, в том числе и по расследованию несчастных случаев на производстве.

Расследование и учет несчастных случаев — дело тонкое

Например, один опрос показал, что не все регионы сообщают в соответствии с частью 4 статьи 230.1 ТК РФ и п. 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73) в Государственную инспекцию труда о произошедшем несчастном случае на производстве, который в установленном порядке был квалифицирован как «лёгкий».

В Новосибирске, например, по-видимому, на уровне местной надзорно-контрольной власти действует исключение из правил или что-то иное: по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего сообщение в установленной Положением форме отправляют только в ФСС.

Всё это было лирическим отступлением для того, чтобы поделиться с вами одним примером локального нормативного акта, который прислала наша коллега Марина Величко.

На этом у меня всё. До новых заметок!

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

А о самом факте легкой травмы и не надо оповещать Госинспекцию труда. Вот о ее последствиях и принятых мерах нужно сообщать при НС любой категории — именно об этом говорят ваши ссылки

Согласна с Анной. И по опыту расследований тоже могу подтвердить.

Бред писать такое положение! есть требования ТК РФ и 73 постановления, зачем переписывать одно и тоже?Да и ссылка на ТК в части обязанности сообщать в ГИТ о легкой травме не корректна!

По окончанию расследования легкого НС в ГИТ предоставляется только Сообщение о последствиях (форма 8). Но как правило, ГИТ их не требует. Все зависит от инспектора. Сообщать изначально о легкой травме в ГИТ не нужно.

О том и речь. Я видимо непонятно выразился, раз некоторые участники пытаются доказать тоже самое, только наоборот?!

ГИТ конечно не требует форму 8 а вот ТК требует, значит может ошрафовать если вовремя ее не предоставить.

каким образом ТК может оштрафовать?!)
и
«ГИТ конечно не требует форму 8» — в некоторых регионах требует, и даже наказывает за не предоставление.

Поэтому ГИТ не требует сообщать о последствиях. Будет за что штрафануть. Если письменно запрос сделать насчет ф. 8, 100% напишут ответ цитатой из ТкРФ. А слова да еще по телефону к делу не пришьешь:-)

Сейчас созвонился с инспектором ГИТ.
Он сказал что 8 форму они не берут. Она им «даром не нужна».

А есть такие регионы, в которых «даром нужны».

не спорю. Просто вот специально позвонил в инспекцию. Потому что в прошлом году такой диалог у нас уже был.
В прошлом году по групповому НС у меня прокуратура отказывалась документы принимать.

Бесспорно, звонок в ГИТ — «железобетонная» консультация.
Про прокуратуру. Документы по расследованию отправляет «сам» ГИТ. Сам, в смысле твоими ногами и руками и сопроводительным письмом от него.
Сам в марте этого года по смертельному НС закрывался.

Там ДТП было. Поэтому наш ГИТ просто принял документы и отправил их в архив.
Антон, «железобетонная» конечно же))))
Отправки факса о выздоровлении им будет достаточно?

Да, факсом легитимно)

В Воронеже форма 8 по окончании временной нетрудоспособности по легкому НС местному ГИТ нафиг не нужна.

Марина, молодчина, хороший локал! А вот вот насчет этого — «Менеджер по ОТ, ТБ, ПБ, ГОиЧС, ООС» — весьма сочувствую.

Не вижу особой необходимости в Положении. В его основе — имеющиеся НПА, требования которых итак следует соблюдать, а остальное — отсебятина, «поправляющая» НПА и, к томуже, с ошибками.
Почему состав комиссии должен быть из четного числа членов? Для консенсуса? Но в случае разногласий, каждый имеет право записать особое мнение. И это предусмотрено в Положении. Кроме того, в спорных случаях, включая и пострадавшего или его представителя, не являющихся членами комиссии, к расследованию может подключиться ГИТ.
Сомнителен статус инженера (специалиста) по охране труда как непредставителя работодателя. Вроде как негражданина в какой-нибудь Латвии. Другое дело, что он, как компетентный специалист в области ОТ, не должен плясать под дудку других представителей работодателя и уметь отстаивать свою точку зрения.
Далее, «по каждому НС на производстве оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме 2 согласно Постановлению Минтруда РФ». Но акт о несчастном случае составляется по форме Н1, а форма 2 — это образец формы акта из приложения данного постановления.
В пункте 1.3 отражены не все условия для расследования и учета несастных случаев. Указано только одно из них.
Неправильно изложены основания для оформления акта Н-1. Для легких случаев он составляется не всегда, а только при наступлениии временной нетрудоспособности на 1 рабочий день и более.
Зачем-то установлено требование об извещении о НС инспектора ГИТ, хотя это не установлено государственными НПА. А вот извещать ФСС, если работник является застрахованным, предусмотрено в Положениии Минтруда,хотя в ТК РФ такое требование установлено только для групповых, тяжелых и смертельных случаев.

Согласен на счёт ОСОБОЙ необходимости, но есть моменты, когда подобное положение будет в каком-то смысле полезным. Людям не посвящённым, читать и вникать во все требования Положения №73 и соответствующих статей ТК РФ (например про расследования НС на судах) не к чему, но знать порядок проведения расследования в силу своих должностных обязанностей всё же надо. В этом плане оптимизированное Положение №73 и ст. ТК РФ в виде локального Положения вполне уместно. Главное, как вы правильно заметили, данное положение должно быть корректным в требованиях и не содержать отсебятины.

Думаю, что вместо Положения предпочтительней было бы сосредоточиться на разработке локального документа работодателя — Порядка или Регламента, в котором на основе действующих НПА отразить конкретные задачи и процедуры по вопросам расследования НС. В нем можно было бы подробно прописать алгоритм действий всех лиц, причастных к НС, для его расследования и учета в установленные законом сроки.

А в локальном документе под названием Положение, по вашему, этого нельзя сделать?)

Есть общепринятые требования к содержанию нормативных документов разного вида, например: стандартов, положений, правил, регламентов, приказов, руководств и т. д. Положения о расследовании несчастных случаев уже имеются (раздел ОТ ТК РФ и Положение), так зачем «изобретать велосипед», создавая еще одно положение, к тому же сомнительного качества? А вот регламентировать некоторые моменты по отдельным вопросам, относящиеся к деятельности работодателя, но не отраженные в этих документах, было бы актуально. Приведу простой пример. В опубликованном положении записано, что работодатель обязан немедленно информировать родственников пострадавшего о НС. Но неясно: что значит «немедленно», (причем, до создания комиссии или после), кто конкретно должен информировать — директор, председатель или один из членов комиссии, инженер ро охране труда, работник службы кадров, каким образом информировать, содержание сообщения и т. д, следует ли письменно запрашивать родственников об участии в расследовании и получении письменного ответа и т. д.

(Продолжение)
В пункте 2.1 устанвлена обязанность работника об извещении о его недомогании только, если оно связано с проявлениями острого заболевания (отравления), обусловленного трудовыми отношениями. Т.е. во всех остальных случаях можешь помирать и не морочить голову начальнику.
Информировать родственников пострадавшего работодатель обязан при тяжелом или смертельном случаях. Но можно, конечно, установить это требование и для всех случаев. Но для этого тогда и у работодателя должны быть соответствующие возможности. А в приказе об этом что-то не видно.
Невнятно написано и о том, кто возглавляет комиссию по расследованию НС. А именно — работодатель. Но в данном случае работодатель — это юридическое лицо, организация. В скобках написано (представитель). Но представитель работодателя. должен быть и в составе комиссии. Если имеется в виду, что председатель комиссии — представитель работодателя, первый руководитель (генеральный директор, директор), то кто же тогда будет утверждать акт? Технический директор, главный инженер? Уж здесь то можно было расставить точки над «i», исходя из структуры предприятия.
В пункте 4.7 следует писать не о подписи, а о праве подписи.
Требование о том, что представители работодателя должны иметь удостоверения о проверке знаний по охране труда не соответствует государственным нормам по охране труда, является излишним, а при некоторых обстоятельствах и вредным. Представьте, что следует включить нужного специалиста в состав комиссии, а удостоверения нет. Если на предприятии нет комиссии по проверке знаний, то получить такое удостоверение можно только в обучающей организации после предварительного обучения и аттестации. И вот вместо того, чтобы участвовать в расследовании НС, специалист будет заниматься другим делом.
Менеджер по ОТ, ТБ, ПБ, ППБ, ГО и ЧС, ООС. Здорово! Наверное и зарплата из шести ставок.

По многим замечаниям согласен, но что касается «представители работодателя должны иметь удостоверения о проверке знаний по охране труда не соответствует государственным нормам по охране труда, является излишним, а при некоторых обстоятельствах и вредным», тут Вы, коллега, не совсем правы. Представитель работодателя — это, априори, руководители и специалисты. Они (обязательно) проходят обучение по ОТ и имеют действующие удостоверение, так что без проблем могут принимать участие в комиссии.

Сообщать иногда нужно. Бывают случаи, когда справка из мед учреждения не предоставляется сразу (1 сутки). Потом получаем -а там «тяжёлый»((((( — не отправили сообщение — штраф… Вам любезному специалисту по ОТ. Та что если не уверены на 120% отправляйте… Лучше перебдеть )))

Спросите своих специалистов и инженеров — давно они ТК изучали!
Не ленитесь, разработайте положение…

Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве

Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводят в соответствии с “Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002г N73, а также статьями 227-231 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).

Несчастный случаи (НС) на производстве – это случай, происшедший с работающим вследствие воздействия опасного производственного фактора (для застрахованного – это страховой случай).

Несчастные случаи в зависимости от причин, места и времени происшествия делятся на две группы: несчастные случаи, связанные с работой, и несчастные случаи, не связанные с работой (бытовые травмы),

Несчастные случаи, не связанные с производством, но происшедшие на производстве – это несчастные случаи, происшедшие при изготовлении предметов в личных целях, самовольном использовании транспорта предприятия, участии в спортивных мероприятиях на территории предприятия, при хищении имущества предприятия.

Бытовые несчастные случаи – это несчастные случаи, происшедшие в быту (дома) или при нахождении на предприятии вне рабочего времени.

Расследование несчастных случаев на производстве выполняется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и “Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”, утверждённым постановлением Минтруда России N73 от 24 октября 2002 года. Этим же постановлением утверждены формы документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве.

Расследование несчастного случая может быть достаточно сложным процессом, поскольку интересы пострадавшего и работодателя часто не совпадают.

Действие нормативных актов по расследованию и учёту несчастных случаев на производстве распространяется на:

Расследованию подлежат травмы , в том числе причиненные другими лицами, включая:

Расследованию и учёту подлежат несчастные случаи , происшедшие:

Работники организации обязаны незамедлительно извещать руководство о каждом происшедшем несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания.

О каждом страховом случае работодатель в течение суток обязан сообщить страховщику (фонд социального страхования).

О групповом несчастном случае (пострадало два и более человек), тяжёлом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан направить извещение соответственно:

  • соответствующую государственную инспекцию труда;
  • в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  • в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
  • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
  • в территориальные объединения организаций профсоюзов;
  • в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (объекте), подконтрольной этому органу;
  • страховщику;

  • в соответствующую государственную инспекцию труда;
  • в прокуратуру по месту нахождения работодателя – физического лица;
  • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу;
  • страховщику.

О групповых несчастных случаях , тяжелых несчастных случаях и несчастных случаях со смертельным исходом также информируется Федеральная инспекция труда Минтруда России.

Если указанные несчастные случаи произошли в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, то соответствующим образом информируются специально уполномоченные органы государственного надзора.

Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.

В состав комиссии включаются специалист по охране труда организации, представители работодателя, представители профсоюзного органа (коллектива), уполномоченный (доверенный) по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав данной комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо.

Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций при исполнении ими задания направившего их работодателя, расследуются комиссией, формируемой этим работодателем.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении работы по совместительству, расследуются комиссией, формируемой работодателем, у которого фактически производилась работа по совместительству.

Расследование несчастных случаев со студентами, проходящими производственную практику (выполняющими работу под руководством работодателя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем. В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения.

Для расследования группового несчастного случая, тяжёлого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом в комиссию дополнительно включаются:

При крупных авариях с человеческими жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначаемой Правительством России.

Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится в течение трех дней.

Расследование иных несчастных случаев проводится в течение 15 дней. В некоторых случаях председатель комиссии может продлить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего в течение месяца.

Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего (доверенного лица, членов его семьи).

В ходе расследования несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, знакомится с действующими в организации нормативными и распорядительными документами, по возможности получает объяснения от пострадавшего.

Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством:

При поступлении жалобы пострадавшего, выявлении сокрытого несчастного случая, установления нарушений порядка расследования и в некоторых иных случаях, государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование.

Несчастные случаи, квалифицированные, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1.

Акт формы Н-1 составляется комиссией в двух экземплярах. При несчастном случае на производстве с застрахованным работником составляется дополнительный экземпляр акта формы Н-1.

При групповом несчастном случае на производстве акты формы Н-1 составляются на каждого пострадавшего отдельно.

В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного работника, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в акте расследования указывается степень его вины в процентах, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации (не более 25%).

По результатам расследования каждого группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом составляется соответствующий акт в двух экземплярах.

Работодатель в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать пострадавшему один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью акта формы Н-1. Вторые экземпляры акта с копиями материалов расследования хранятся в течение 45 лет работодателем.

При страховых случаях третий экземпляр утвержденного и заверенного печатью акта формы Н-1 работодатель направляет страховщику.

Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируются работодателем в журнале регистрации несчастных случаев на производстве и включаются в годовую форму федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве.

В случае ликвидации организации или прекращения работодателем – физическим лицом предпринимательской деятельности оригиналы актов о расследовании несчастных случаев на производстве подлежат передаче на хранение правопреемнику, а при его отсутствии – соответствующему государственному органу.

Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется органами Федеральной инспекции труда.

Положение о расследовании несчастных случаев на производстве

Несчастные случаи на производстве требуют тщательного расследования и соблюдения определенного порядка действий как от руководства предприятия, так и от ответственных за саму процедуру должностных лиц. Для упорядочивания такого процесса на предприятии в обязательном порядке должно быть принято положение о расследовании несчастных случаев на производстве как локальный акт организации в сфере обеспечения законодательных норм охраны труда.

Что собой представляет документ и зачем он нужен

Законодательное регулирование норм безопасности затрагивает не только сферу непосредственного обеспечения безопасности. Также должны присутствовать необходимые локальные акты самого предприятия, которые регулируют процесс проведения независимого расследования при возникновении нештатной ситуации или чрезвычайного происшествия. Документация в области охраны труда должна присутствовать на всех предприятиях вне зависимости от сферы деятельности, как на РЖД, ДОУ, вне зависимости от отрасли производства.

Общие требования для документа в части соблюдения законодательства

Положение о проведении расследования является необходимым актом, обязательность которого регламентирована федеральным законодательством, а в частности нормами трудового кодекса и отраслевых регламентов.

Важно! Наличие такого акта является обязательным при осуществлении государственными инспекциями проверочных акций в части соблюдения трудового законодательства. При отсутствии документа на руководство организации налагаются штрафы и иные меры административного наказания, а также предписания по устранению недочетов.

Перечень документации по соблюдению норм в части ведения служебного расследования

Что должно содержать положение

В соответствии с нормами законодательства, типовая форма самого предприятия может отличаться от предложенной Минтрудом, однако в обязательном порядке должна содержать определенную информацию. Учитывая специфику такого документа, эта информация должна носить последовательный характер, обязательно применяться при проведении исследования нештатной ситуации или чрезвычайного происшествия. При этом должна учитываться именно специфика конкретного предприятия.

Общие положения

Постановление о проведении следственных действий и статус такого акта предполагает наличие ссылок на отраслевое законодательство, в соответствии с которым принято положение, новый приказ должен учитывать особенность как образец федеральных актов. Также отдельный документ должен предусматривать как процесс создания следственной группы, так и системы реализации следственных полномочий и порядок проведения таких мероприятий.

При этом наличие общих положений системы реализации такой группой своих действий не должно противоречить общим нормам в сфере охраны труда. Также в таких положениях содержатся порядок формирования органа по следствию, правила отчетности в государственные органы и средства и порядок сбора доказательств произошедшего.

Оповещение о происшествии

В соответствии с таковым положением существует необходимость реализации порядка оповещения государственных органов и близких родственников пострадавшего в результате произошедшей аварии. Такой порядок в случае происшествия должен быть немедленно реализован – государственные органы должны быть оповещены в письменном виде и в телефонном режиме.

Важно! Близкие родственники должны быть оповещены любым доступным способом. Такое оповещение должно происходит незамедлительно после произошедшей аварии.

Порядок проведения служебного расследования

Также в положении должен найти отражение порядок проведения следственных действий, который состоит из нескольких последовательных стадий:

  • Издание нормативного документа об организации специальной комиссии;
  • Сбор доказательств и анализ полученной информации;
  • Проведение допросов ответственных лиц и подозреваемых;
  • Составление итогового протокола с выявлением результатов расследования;
  • Отчет в государственные органы и составление итоговых документов.

Формирование комиссии по служебному расследованию

Формирование специальной комиссии происходит путем издания приказа по организации. К ее деятельности привлекаются как штатные эксперты самой компании, так и представители государственных структур в зависимости от специфики произошедшей аварии. Среди членов данного органа избирается председатель и секретарь, как правило, это представители как органов власти, так и компании.

Важно! После формирования утверждается список ее членов и начинаются работы по сбору сведений и составлению итогового протокола.

Порядок сбора доказательств

Сбор доказательной базы должен происходит с учетом технологических мер их сохранения, а также с применением специальных технических средств исходя из специфики происшествия. Сначала идет сбор материалов с поврежденных промышленных объектов, осмотр места происшествия и изъятие специальной документации. После этого происходит анализ полученной информации, и делаются выводы о допущенных нарушениях и ошибках.

Перечень законодательства, регулирующий создание специального акта

Сроки проведения служебного расследования

Законодательством строго установлены сроки реализации следственных действий. Аналогичные положения должны быть установлены и в специальном положении. Срок следственных действий должен составлять не более 15 дней. В случае сложности мероприятий такой срок может быть продлен не более чем на 15 дополнительных дней. После его окончания в обязательном порядке должен быть составлен итоговый протокол. При нарушении такого срока нарушители, как и государственные органы, могут оспорить результаты такой проверки и соответствующие выводы в судебном порядке.

Отчетность по проведенному расследованию и права лиц при обжаловании результатов

Главным итоговым документом, характеризующим отчетность, является протокол итогового заседания, который отражает результаты следственных действий. В данном акте отражаются итоги мероприятий, выявляются допущенные нарушения, а также определяются виновные должностные лица, в отношении которых будут применены меры государственной ответственности в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной.

Важно! Соблюдение правил предоставления отчетности в данной сфере строго контролируется инспекционными организациями.

Отчетность и учет

Отчетность и учет в данной сфере является обязательным элементом. Такие процедуры проводятся ответственным секретарем комиссии или специалистом по охране труда. Итоговые документы обязаны предоставляться в государственные органы, и подлежат строгому учету и хранению на протяжении 75 лет в строгом соответствии с положениями по делопроизводстве. Причем такие акты в обязательном порядке должны закрепляться «живой» печатью и подписями все участников следственной комиссии.

Порядок проведения расследования на производстве

Права лиц, в отношении которых проводится служебное расследование

Лица, в отношении которых ведутся следственные мероприятия, также обладают некоторыми правами:

  • Они могут не давать свидетельские показания против себя;
  • Могут отстаивать свою правоту любым законным способом, как в устной, так и в письменной форме, а также предоставлять комиссии по следствию любую документацию, которая докажет его невиновность;
  • Выступать с правом слова на итоговом заседании комиссии, а также выражать свое особе мнение в итоговом протоколе;
  • При направлении отчета в государственные органы такие лица также могут отстаивать свои права в соответствии с законодательством;
  • Также данные граждане имеют права на профессиональную юридическую помощь.

Как адаптировать типовое положение

Типовой документ, разработанный Минтрудом РФ, при внедрении в определенное учреждение требует постоянной адаптации. Такая процедура необходима для уточнения положений специфики организации и с учетом производственной деятельности на предприятии. Ответственное должностное лицо обязано при разработке внутреннего акта провести адаптационные мероприятия в части внедрения норм законодательства в условия работы.

Правовые основы регулирования сферы нештатных ситуаций

В итоге положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве является важнейшим методическим документом в области обеспечения безопасности. Наличие такого акта обеспечивает правильный и корректный ход процедуры следствия, что в свою очередь обеспечивает компетентный результат таких действий.

Постановление 558 Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 июня 1995 года N 558

Об утверждении Положения о порядке расследования и учета

несчастных случаев на производстве

В целях обеспечения единого порядка расследования и учета

несчастных случаев на производстве Правительство Российской

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке расследования и

учета несчастных случаев на производстве и ввести его в действие с 1

августа 1995 года.

2. Министерству труда Российской Федерации:

утвердить формы сообщений о несчастном случае на производстве и

о его последствиях, журнала регистрации указанных несчастных

случаев, а также порядок заполнения акта о несчастном случае на

давать разъяснения по применению Положения, утвержденного

Российской Федерации В.Черномырдин

от 3 июня 1995 г. N 588

о порядке расследования и учета

несчастных случаев на производстве

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок

расследования и учета несчастных случаев на производстве (далее

именуются – несчастные случаи), обязательный для предприятий,

учреждений и других организаций всех форм собственности (далее

2. В соответствии с настоящим Положением расследованию и учету

подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в

результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое

отравление, тепловой удар, ожог, обморожение , утопление, поражение

электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы

насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные

животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий,

разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и

других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость

перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им

трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении

работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории

организации или вне ее, а также во время следования к месту работы

или с работы на транспорте, предоставленном организацией.

3. Действие настоящего Положения распространяется на:

работников, выполняющих работу по трудовому договору

граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору

подряда и поручения;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего

профессионального образования, учащихся образовательных учреждений

среднего, начального профессионального образования и образовательных

учреждений основного общего образования, проходящих производственную

практику в организациях;

военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их

работы на производстве;

иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в

организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации,

иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на

территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено

международными договорами Российской Федерации;

граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера.

4. Работодатель или лицо, им уполномоченное (далее именуется –

обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой

помощи, а при необходимости доставку его в учреждение скорой

медицинской помощи или любое иное лечебно-профилактическое

организовать формирование комиссии по расследованию несчастного

обеспечить сохранение до начала расследования обстоятельств и

причин несчастного случая обстановки на рабочем месте и оборудования

такими, какими они были на момент происшествия (если это не угрожает

жизни и здоровью работников и не приведет к аварии);

сообщать в течение суток по форме, установленной Министерством

труда Российской Федерации, о каждом групповом несчастном случае (

два и более пострадавших), несчастном случае с возможным инвалидным

исходом и несчастном случае со смертельным исходом в :

государственную инспекцию труда по субъекту Российской

прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;

орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

соответствующий федеральный орган исполнительной власти;

орган государственного надзора, если несчастный случай

произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу;

организацию, направившую работника, с которым произошел

соответствующий профсоюзный орган.

5. Ответственность за организацию и своевременное расследование

и учет несчастных случаев, разработку и реализацию мероприятий по

устранению причин этих несчастных случаев несет работодатель.

6. О всех несчастных случаях со смертельным исходом

государственная инспекция труда по субъекту Российской Федерации

информирует Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда

II. Порядок расследования несчастных случаев

7. Расследование несчастных случаев проводится комиссией,

образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного

органа или иного уполномоченного работниками представительного

органа. Состав комиссии утверждается приказом руководителя

организации или уполномоченного им ответственного должностного лица.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на

производстве, в указанном расследовании не участвует.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего –

его родственников) в расследовании несчастного случая может

принимать участие его доверенное лицо. В случае, когда доверенное

лицо не принимало участия в расследовании, работодатель обязан

ознакомить его с материалами расследования.

8. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая

должно быть проведено в течение 3 суток с момента его происшествия.

При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и

лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда,

получает необходимую дополнительную информацию от работодателя и по

возможности объяснения от пострадавшего.

9. Несчастные случаи, происшедшие на производстве с

работниками, направленными сторонними организациями, в том числе с

военнослужащими, привлекаемыми для работы в организации, студентами

и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с

участием полномочного представителя направившей их организации.

Несчастный случай, происшедший с работником, временно

переведенным на работу в другую организацию, расследуется той

организацией, где произошел несчастный случай.

10. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено

работодателю или в результате которых трудоспособность наступила не

сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного

лица в течение месяца со дня поступления этого заявления в порядке,

установленном пунктом 7 настоящего Положения.

11. Расследование групповых несчастных случаев, несчастных

случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со

смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе

государственного инспектора по охране труда, представителей

работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта

Российской Федерации и профсоюзного органа или иного уполномоченного

работниками представительного органа.

Если государственный инспектор по охране труда по объективным

причинам не имел возможности принять участие в расследовании

несчастного случая, он обязан в случае необходимости провести

расследование с использованием материалов ранее проведенного

расследования и составить заключение по форме согласно приложению N

1, в котором должны быть подробно изложены обстоятельства и причины

несчастного случая, указаны конкретные нарушения нормативных

требований по охране труда и допустившие их лица.

При гибели на производстве 5 и более работников в состав

комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда

Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской

Федерации и представители соответствующего федерального органа

Несчастные случаи, происшедшие в организации (на объекте),

подконтрольной органам государственного надзора (Федеральный горный

и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и

радиационной безопасности и другие), расследуются в соответствии с

настоящим Положением с учетом заключений этих органов по

расследованию технических причин, приведших к аварии с несчастными

12. По требованию комиссии, проводящей расследование,

работодатель за счет средств своей организации обязан обеспечить:

выполнение технических расчетов, лабораторных исследований,

испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях

фотографирование места несчастного случая и поврежденных

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи,

специальной одежды, специальной обуви и других средств

индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

13. Результаты расследования каждого несчастного случая

рассматриваются работодателями в целях разработки и реализации мер

по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вреда

пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и

III. Оформление материалов расследования несчастных

случаев и их учет

14. Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода

работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу

на один рабочий и более, потерю им трудоспособности не менее чем на

один рабочий день или его смерть, оформляется актом о несчастном

случае на производстве по форме Н-1 согласно приложению N 2 в 2

экземплярах на русском языке или языке республики в составе

Российской Федерации с переводом на русский язык.

При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется

на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай произошел с работником другой

организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, 2 из

которых вместе с остальными материалами расследования направляется

в организацию, работником которой является пострадавший. Третий

экземпляр акта и других материалов расследования остается в

организации, где произошел несчастный случай.

В акте по форме Н-1 должны быть подробно изложены

обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица,

допустившие нарушения нормативных требований по охране труда.

15. Акт по форме Н-1 должен быть оформлен и подписан членами

комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью организации.

Один экземпляр акта выдается пострадавшему (его доверенному лицу)

или родственникам погибшего по их требованию не позднее 3 дней после

окончания расследования. Второй экземпляр хранится вместе с

материалами расследования в течение 45 лет в организации по

основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент

Невостребованные акты хранятся в организации.

В случае ликвидации организации акты по форме Н-1 подлежат

передаче на хранение в государственную инспекцию труда по субъекту

16. По результатам расследования групповых несчастных случаев,

несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, несчастных

случаев со смертельным исходом оформляются материалы расследования,

которые должны содержать:

планы, схемы, эскизы, а при необходимости и фото-, кино- и

видеоматериалы места происшествия;

документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие

опасных и вредных производственных факторов;

выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов

проверки знаний пострадавших по охране труда;

протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев

несчастного случая и должностных лиц, ответственных за соблюдение

нормативных требований по охране труда;

экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных

исследований и экспериментов;

выписки из нормативных правовых актов и других

организационно-распорядительных документов, регламентирующих

безопасные условия труда и ответственность должностных лиц;

медицинское заключение о характере и степени тяжести

повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причинах

смерти пострадавшего, а также о возможном нахождении пострадавшего в

состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического

документы, подтверждающие выдачу пострадавшему специальной

одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в

соответствии с действующими нормами;

выписки из предписаний государственных инспекторов по охране

труда и должностных лиц органа государственного надзора, если

несчастный случай произошел в организации (на объекте),

подконтрольной органам государственного надзора, а также

представления инспекции общественного контроля об устранении

выявленных нарушений нормативных требований по охране труда, если

такие предписания и представления ранее выдавались.

17. На основании материалов расследования, указанных в пункте

16 настоящего Положения, составляется акт о расследовании группового

несчастного случая на производстве, несчастного случая на

производстве с возможным инвалидным исходом, несчастного случая на

производстве со смертельным исходом по форме согласно приложению N 3.

18. Каждый акт по форме Н-1 учитывается организацией по месту

основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в

журнале регистрации несчастных случаев по форме, установленной

Министерством труда Российской Федерации.

19. Каждый несчастный случай, оформленный актом по форме Н-1,

включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и

травматизме на производстве.

20. Материалы расследования групповых несчастных случаев,

несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, несчастных

случаев со смертельным исходом вместе с актом по форме Н-1 и актом

расследования указанных несчастных случаев в 3-дневный срок после их

оформления должны быть направлены работодателем в прокуратуру по

месту, где произошел несчастный случай, государственную инспекцию

труда по субъекту Российской Федерации, а также в органы

государственного надзора (по их требованию), если несчастный случай

произошел в организациях (на объектах), подконтрольных этим органам.

21. Акт о расследовании группового несчастного случая на

производстве, несчастного случая на производстве с возможным

инвалидным исходом, несчастного случая на производстве со

смертельным исходом и копия акта по форме Н-1 направляются

работодателем в Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда

IV. Заключительные положения

22. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего

работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда по

субъекту Российской Федерации и в соответствующих случаях в орган

государственного надзора сообщения по формам, установленным

Министерством труда Российской Федерации, о последствиях несчастного

случая на производстве, о решении прокуратуры по факту возбуждения

уголовного дела или об отказе в нем и о мероприятиях, выполненных в

целях предупреждения подобных несчастных случаев.

23. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета

несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая,

отказ в проведении его расследования и составлении акта по форме

Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием

этого акта рассматриваются органами Федеральной инспекции труда при

Министерстве труда Российской Федерации или судом. В этих случаях

подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем

решений государственного инспектора по охране труда.

24. Государственный инспектор по охране труда при необходимости

(по жалобе, при несогласии с выводами расследования обстоятельств и

причин несчастного случая, при сокрытии несчастного случая и по

другим причинам) имеет право самостоятельно проводить расследование

несчастного случая независимо от срока давности его происшествия.

По результатам расследования составляется заключение, которое

является обязательным для работодателя и может быть обжаловано в

органы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской

Федерации или в суд.

25. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения,

привлекаются к ответственности в соответствии с действующим

к Положению о порядке расследования и

учета несчастных случаев на производстве

государственного инспектора по охране труда

по несчастному случаю, происшедшему “____”__________199__г.

в______час. _____мин. с _______________________________________

(Ф.И.О. пострадавшего, профессия (должность), наименование и

адрес организации, отрасль)

Мною, государственным инспектором по охране труда,_____________

проведено расследование несчастного случая_____________________

(указываются причины расследования)

заключение составлено по материалам проведенного комиссией

(краткая характеристика места

происшествия с указанием опасных и вредных производственных

факторов, оборудования, его типа, основных параметров, года

изготовления и т.д.)

Обстоятельства несчастного случая______________________________

событий, действия пострадавшего и других лиц,

причастных к несчастному случаю)

На основании проведенного мною расследования прихожу к

(указываются основные причины несчастного случая,

нормативные требования по охране труда, которые нарушены)

Лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране

труда, их должности ___________________________________________

Основные требования положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Охрана труда

1. Основные законодательные акты РБ по охране труда.

2. Обязанности нанимателей по созданию безопасных условий труда. Обязанности работников по охране труда.

3. Положения об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда. Инструктажи по вопросам охраны труда: виды, периодичность, содержание.

4. Основные требования положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

5. Требования безопасности при монтаже строительных к-ций.

6. Требования безопасности при выполнении электро- и газосварочных работ.

7. Требования безопасности при монтаже и эксплуатации средств подмащивания.

8. Требования безопасности при выполнении каменных работ.

9. Требования безопасности при эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением.

10. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работах.

11. Безопасные методы освобождения пострадавшего от действия электрического тока. Правила оказания первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током.

12. Огнестойкость строительных конструкций. Виды предельных состояний конструкций по огнестойкости

13. Виды противопожарных преград.

Основные законодательные акты РБ по охране труда.

Конституция РБ, трудовой кодекс, указы и постановления Президента и Совета министров РБ решения местных органов власти, касающихся вопросов охраны труда: законы РБ «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиолог. благополучии населения», «О сертификации работ и услуг», «О коллективных договорах и соглашениях» и др. Правовой основой организации работы по ОТ является Конституция РБ, которая гарантирует право граждан на здоровье и безопасность условий труда, охрану их здоровья. Основным законодательным актом в сфере ОТ является Трудовой кодекс. Наряду с правом граждан на здоровье и безопасные условия труда здесь предусматриваются обязанности нанимателя. Законом РБ «О пожарной безопасности» определены обязанности и ответственность нанимателей и должностных лиц по вопросам пожарной безопасности, а также права и функции государственного органа по надзору и контролю за соблюдением установленных требований. В законе РБ «Об основах государственного социального страхования» в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует отношения органов государственной власти с управлениями, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами.

Обязанности нанимателей по созданию безопасных условий труда. Обязанности работников по охране труда.

Согласно Трудовому кодексу РБ на нанимателя возлагаются обязанности по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, внедрение новых средств и технологий, обеспечивающих соблюдение санитарно гигиенических норм и требований стандартов по ОТ, улучшать условия их труда. Важнейшей обязанностью нанимателя является инструктирование работников по т/б, производственной санитарии и противопожарной охране, обеспечение их спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, предоставление льгот и компенсаций по условиям труда. Наниматель обязан осуществлять постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по ОТ, проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве. Работники обязаны соблюдать установленные нормы по ОТ, устанавливающих правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми средствами индивидуальной защиты. Важнейшей обязанностью работников является соблюдение инструкций по ОТ.

3. Положения об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда. Инструктажи по вопросам охраны труда: виды, периодичность, содержание.

Постановлением Минтруда РБ утверждено типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний по вопросам ОТ.

Состоит из 5-ти разделов:

1. Общие положения;

2. Изучение основ обучения по вопросам ОТ в общеобразовательных и воспитательных заведений;

3. Обучение и проверка знаний по вопросам ОТ;

4. Обучение и проверка знаний по вопросам ОТ в общеобразовательных и воспитательных заведениях;

5. Инструктажи по ОТ.

Согласно Положению проводятся следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводят по программе утвержденной нанимателем. Программа предусматривает общие сведения о предприятии, об опасных и вредных производственных факторах.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят со всеми работниками, принятыми на работу, переведенными из одного подразделения на другое, временными работниками, командированными, со студентами, учащимися и т.д.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования. Повторный инструктаж проводят по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объеме инструкций на рабочем месте.

Внеплановый — проводят при: введении в действие новых нормативных актов по ОТ, изменении технологичных процессов, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, нарушении рабочим нормативно правовых актов по ОТ.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности — ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф. Первичный, повторный и целевой инструктаж проводят непосредственно руководители работ. Проведение инструктажей фиксируется в специальном журнале и личной карточке рабочего.

Основные требования положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Расследованию и учету подлежат все случаи производственного травматизма с целью выявления их причин. Расследование несчастных случаев проводится по след. схеме:1. Сообщается непосредственному руководителю работ, который обязан организовать:- устранение аварийной ситуации;- оказать доврачебную помощь потерпевшему;-организовать доставку потерпевшего в медучреждение. 2. Сообщается о случившемся вышестоящему руководству, который обязан организовать :непосредственное расследование причин и обстоятельств несчастного случая; оформление документации;разработка профилактических мероприятий;-привлечение к ответственности виновных.

При расследовании несчастных случаев создается комиссия в следующем составе: а) для легких несчастных случаев: представитель нанимателя, профсоюза и специалист по ОТ нанимателя. б) для тяжелых групповых и смертельных несчастных случаев: инспектор по труду, представитель вышестоящего хозяйственного органа, представитель нанимателя, профсоюза.

По результатам расследования несчастных случаев заполняется след документация: а) для легких несчастных случаев: акт по форме Н-1 или НП в 3-х экземплярах с приложением к нему объяснительных потерпевшего и очевидца, схемы места происшествия технической экспертизы; б) для тяжелых групповых и смертельных несчастных случаев: заполнить акт спец. расследования с приложением к нему акта по форме Н-1 или НП в 3-х экземплярах на каждого потерпевшего, актов технической и медицинской экспертиз, фотосъемкой места происшествия, объяснительные потерпевшего или очевидца.

При расследовании несчастных случаев назначается следующие сроки расследования: для а) для легких несчастных случаев: -3 суток; для б) для тяжелых групповых и смертельных несчастных случаев -10 суток.

Характерные примеры нарушения положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (для предписания)

Основываясь на опыте работы государственной инспекции по труду можно выявить следующие характерные нарушения положения о расследовании и учете несчастных случаев:

1. Отсутствует журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Или: акты по форме Н-1 о несчастных случаях на производстве, происшедших (дата) с (профессия, Ф.И.О.), не зарегистрированы в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Нарушение п. 22 положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

2. Состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве не утверждается приказом работодателя (привести примеры).

Нарушение п. 8 положения.

3. В состав комиссии по расследованию несчастного случая включается руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай (привести примеры).

Нарушение п. 8 положения.

4. В состав комиссии по расследованию несчастного случая не включается специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда). Привести примеры.

Нарушение п. 8 положения.

5. В состав комиссии по расследованию несчастного случая не включаются представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей работников, уполномоченный по охране труда).

Нарушение п. 8 положения.

6. К участию в расследовании групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев не привлекается доверенное лицо пострадавшего или его родственников (в случае смерти пострадавшего).

Нарушение п. 9 положения.

7. Текст акта по форме Н-1 написан от руки неразборчивым, плохим почерком, в нем допускаются исправления и зачеркивания, грамматические ошибки (привести примеры).

Нарушение п. 18, 19, 20 положения.

8. При оформлении акта по форме Н-1 не указываются имя и отчество председателя и членов комиссии, их должности и место работы; сведения об организации, направившей работника; не указываются даты обучения и проверки знаний по охране труда или их отсутствие; не указывается место жительства очевидцев; не указаны Ф.И.О. (не расшифрованы подписи) председателя и членов комиссии, при подписании ими акта не ставится дата; вместо члена комиссии (Ф.И.О.) акт подписан другим лицом; сведения, излагаемые в акте, не подтверждены документами в материалах расследования (привести примеры). Акт заверен печатью отдела кадров, а не основной печатью организации (привести примеры конкретных несчастных случаев и актов по форме Н-1).

Нарушение п. 18, 19, 20 положения.

9. Не соблюдается установленный положением трехдневный срок расследования обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве. Так, несчастный случай, происшедший (дата) с (профессия, Ф.И.О.), расследовался в течение 15 дней, несчастный случай с (профессия, Ф.И.О.) — в течение восьми дней и т. д.

Нарушение п. 11 положения.

10. Не соблюдается установленный положением трехдневный срок выдачи пострадавшему акта по форме Н-1 после его утверждения работодателем (привести примеры).

Нарушение п. 21 положения.

11. Не соблюдаются сроки выполнения намеченных мероприятий по устранению причин несчастных случаев (привести примеры).

Нарушение п. 18 положения.

12. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодателем не направляется в государственную инспекцию труда в Волгоградской области информация по установленной Минтрудом России форме о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев (привести примеры).

Нарушение п. 26 положения.

13. О несчастных случаях (групповых, тяжелых, смертельных), происшедших (дата) с (профессия, Ф.И.О.), не сообщено в государственную инспекцию труда в Нижегородской области и в другие органы и организации, предусмотренные положением. Их расследование проведено с нарушением порядка, установленного положением (указать, какие допущены нарушения).

Нарушение п. 9 положения.

14. Результаты расследования несчастных случаев не рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа (привести примеры).

Нарушение п. 17 положения.

15. Описание обстоятельств несчастного случая, происшедшего (дата) с (профессия, Ф.И.О.), изложено тенденциозно, с обвинительным уклоном против пострадавшего; отсутствует характеристика условий труда; не указано, кто руководил работой и был ли обеспечен пострадавший средствами индивидуальной защиты. Не соблюдена последовательность в изложении событий, не описано состояние оборудования, инструмента, приспособлений, которыми работал пострадавший в момент несчастного случая.

Нарушение п. 19 положения.

16. Не определены конкретные причины несчастного случая (или причины установлены неверно), причины не вытекают из обстоятельств несчастного случая (или причина подменена обстоятельствами), нарушена последовательность в изложении основных и сопутствующих причин. Причины подменены ссылкой на пункты и параграфы правил и инструкций по охране труда или изложением текстовой части классификатора причин несчастного случая (привести примеры).

Нарушение п. 19 положения.

17. При определении лиц, допустивших нарушение государственных требований по охране труда, не указывается, каким нормативно-правовым документом по охране труда установлены их обязанности, не излагается сущность допущенных нарушений. Ответственность возложена на работников за невыполнение действий, которые не входят в их компетенцию или не составляют их обязанностей. В числе нарушивших государственные требования по охране труда указываются лица, у которых комиссия по расследованию не взяла объяснения в связи с происшедшим несчастным случаем. Привести примеры.

Нарушение п. 19 положения.

18. Мероприятия по устранению причин несчастного случая логически не вытекают из анализа причин травмирования, установленных в ходе расследования. Вместо конкретных мероприятий записаны поручения: издать приказ, разработать мероприятия и т. д. Вместо конкретного срока выполнения мероприятий записывается «немедленно», «постоянно». Привести примеры.

Нарушение п. 19 положения.

  • 19. Не проводится информация коллектива работников о происшедших несчастных случаях на предприятии, в регионе, в отрасли (на собраниях, информационных стендах, при проведении обучения, инструктажа и т. д.).
  • 20. На предприятии не организовано хранение актов по форме Н-1 и других материалов расследования; материалы расследования по его окончании не сброшюрованы, не пронумерованы листы, в деле о расследовании несчастного случая отсутствует перечень документов, при увольнении или переводе специалиста по охране труда на другую работу дела о несчастных случаях на производстве не передаются по описи. Отсутствуют сведения о передаче материалов по ранее происшедшим несчастным случаям на производстве в архив для хранения.

Нарушение п. 21 положения.

21. Допускаются факты сокрытия от расследования и учета несчастных случаев на производстве, отнесения их к происшедшим при следовании к месту работы или с работы пешком или на общественном транспорте. Так, несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками (дата, профессия, Ф.И.О.), не расследованы и по ним не оформлен акт по форме Н-1. В табеле учета рабочего времени проставлены все рабочие дни.

Нарушение п. 8 положения.

  • 22. В государственную инспекцию труда не сообщается о несчастных случаях на производстве ( тяжелых, групповых, со смертельным исходом).
  • 23. Не составляется статистический отчет о травматизме на производстве.

Нарушение п. 23 положения.

  • 1. Кто издает приказ об организации комиссии по расследованию производственной травмы?
  • 2. Каким образом определяется тяжесть несчастного случая?
  • 3. Как учитываются заболевания пострадавшего, непосредственно не связанные с производственной травмой?
  • 4. Какими документами оформляются медицинские заключения о диагнозе пострадавшего?
  • 5. Как правильно оформить выписку из документа?
  • 6. Как правильно оформить копию документа?
  • 7. Каким образом оформляется отстранение от работы работника, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?
  • 8. Как оформляется использование личного транспортного средства для производственных нужд?

Ссылка на основную публикацию