Штраф за спецоценку рабочих мест 2020

Содержание

Будет ли штраф если соут провели в 2020 году

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Будет ли штраф если соут провели в 2020 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Инспекция труда вправе оштрафовать работодателей в течение года после прохождения спецоценки. То есть сделать спецоценку можно и сейчас, но риск получить штраф за опоздание всё равно есть. Если компания проводит спецоценку до 28 февраля 2020, то штраф может получить до 28 февраля 2020 года. Например, если за это время придет проверка и найдет нарушение. Дата считается с момента, когда работодатель утвердил отчет о спецоценке.

Не — успели пройти спецоценку труда

Защититься от штрафов на 100% не получится. При любой проверке инспекция узнает, что компания нарушила сроки проведения спецоценки. Но если компания всё же прошла спецоценку, хоть и с опозданием, она может просить у инспектора штраф по нижнему порогу:

Провести спецоценку сейчас

В середине января на сайте Роструда появилась информация о том, что «планируется реализация механизма предупреждения для данных нарушений». В переводе это значит: работодателю будут отправлять предупреждение, а лишь потом штрафовать. Некоторые решили, что штрафов не будет, и можно не торопиться. Это не так.

В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2020 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.

Что грозит за отсутствие спецоценки условий труда: таблица штрафов

  • Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
  • направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
  • в предостережении определяется срок для устранения нарушений.

Кого наказывают

Минтруд РФ, основываясь на положениях ФЗ № 426-ФЗ, подготовил разъяснения от 16.01.2020, в соответствии с которыми процедуру проводят все работодатели, которыми по ТК РФ являются физические и юридические лица, имеющие трудовые отношения с сотрудником. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году грозит работодателям всех форм собственности.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ . Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

  1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является обязательной и проводится у всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы. В противном случае штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году сотрудники Роструда выпишут в обязательном порядке. Но исключения имеются.
  2. По нормам Трудового кодекса РФ, работодатель — это физическое (ИП) либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с физлицом-работником.
  3. Если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники по трудовому договору, то специальная оценка у него не проводится.
  4. Если ИП привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т. п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), эти специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то СОУТ у таких предпринимателей не проводится.
  5. Работодатели обязаны подавать декларацию в отношении всех рабочих мест, на которых не выявлены по результатам специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы. Такая декларация подается в Государственную инспекцию труда субъекта РФ (по месту нахождения работодателя). Срок действия поданной декларации — 10 лет, но только при условии, что на декларируемых рабочих местах за этот период не происходили несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или нарушения, выявленные при проверках ГИТ. Минтруд напомнил, что декларацию о СОУТ можно подать дистанционно на сайте Роструда в интернете.
  6. Организации или ИП-работодатели, образованные в 2020 году, или новые рабочие места должны быть проверены в срок 12 месяцев с момента организации: если в организации появилось новое рабочее место, к примеру, в декабре 2020 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — не позднее декабря 2020 года.

Уголовная

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

  • при выявлении нарушений без личного взаимодействия с юр лицом в 2020 году,отсрочка для проведения СОУТ будет составлять 6 месяцев;
  • извещения о нарушениях, найденных в автоматизированном режиме, планируется использовать для реализации мер по плановому надзору в дальнейшем;
  • не устранение недочетов выступает основанием для проведения контроля во внеплановом порядке.
  • Подготовка дополнительного соглашения к основному договору. Документ включает результаты СОУТ. Отсутствие соглашения трактуется как нарушение правил составления трудового контракта. Штраф 50 — 100 тыс. рублей.
  • Формирование перечней сотрудников для прохождения медицинского осмотра.Допуск гражданина к труду без освидетельствования, наказуем штрафом от 110 до 130 тыс. рублей (5.27.1 КоАП, пункт 3).
  • Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Не обеспечение работников СИЗ – штраф в размере 130 — 150 тыс. рублей для юрлиц.

Ответственность

  • издание приказа о назначении комиссии по проведению СОУТ и утверждение графика проведения СОУТ;
  • утверждение списка трудовых мест, требующих оценки;
  • заключение договора с организацией, предоставляющей услуги по оценке условий труда и передача экспертам необходимых сведений (техническая документация,схемы, сертификаты и прочее);
  • проведение инструментальных измерений производственных факторов(при необходимости);
  • ознакомление комиссии с результатами СОУТ и утверждение отчета председателем комиссии;
  • направление копии отчета (информации об утверждении Отчета ) в аттестующую организацию;
  • отправка Декларации в государственную трудовую инспекцию труда (при наличии Декларации);
  • размещение результатов СОУТ на интернет-сайте компании;
  • ознакомление работников под роспись с отчетом по результатам оценки;
  • уведомлении об итогах проверки органов ФСС;
  • подготовка дополнительных соглашений для работников, включающих классификацию условий труда;
  • применение гарантий, если условия были признаны вредными(например, сокращенная неделя либо компенсация в размере 4% от ставки оклада).

С 2020 г. Минтруд начнет с помощью автоматизированных проверок выявлять предприятия, которые не провели специальную оценку. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с данными, которые есть во ФГИС. Кроме того, нарушителей будут выявлять при проверках в общем порядке – плановых или внеплановых.

Штраф за непроведение СОУТ в 2020

Чем грозит отсутствие специальной оценки условий труда? Нарушения станут поводом для привлечения к административной, а в некоторых случаях – к уголовной ответственности. Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 составит от 5 000 до 80 000 руб. Мы собрали все виды наказаний и размеры штрафов в таблицу, вы можете посмотреть и скачать её ниже.

Скачать документы из статьи

На проведение спецоценки работодателям был отведен период до 31 декабря 2020 года. К этому времени не только необходимо завершить саму процедуру, но утвердить отчет и в течении 3 рабочих дней уведомить об утверждении экспертную организацию, проводившую СОУТ. После этого экспертная организация в десятидневный срок направляет в Федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) сведения о результатах.

Членов комиссии можно выбрать из сотрудников компании. Учтите, что минимальный состав должен включать в себя трех человек. Членов комиссии может быть и больше, главное, чтобы их количество было нечетным. Также, нужно выбрать председателя комиссии. Обычно это директор компании, или его представитель.

  1. Роструд выпустил специальный приказ на проведение СОУТ;
  2. В компании произошел несчастный случай, который привел к производственным травмам или смертельному исходу сотрудников;
  3. Вредные или опасные производственные факторы привели к последствиями в виде профессиональных заболеваний сотрудников;
  4. В компании ввели новые, еще не проверенные рабочие места. При этом уже организовали штатный технологический процесс, который будет на них проходить. Учтите, что для рабочих мест, которые еще не обустроили, СОУТ проводить не нужно;
  5. Компания изменила технологические процессы, сырье или оборудование, которые использует в работе. Если есть вероятность, что эти изменения могут спровоцировать появление неучтенных вредных и опасных факторов, то нужно провести спецоценку;
  6. Для защиты сотрудников от влияния вредных факторов работодатель стал использовать новые средства индивидуальной защиты;
  7. Представительный орган работников или профсоюзная организация выдвинули мотивированное предложение о проведении повторной спецоценки условий труда.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2020 году

Все работодатели России должны проводить спецоценку рабочих мест сотрудников (ст. 212 ТК РФ). При этом субъекты малого предпринимательства – не исключение. Кроме того, на проведение спецоценки не влияет форма собственности компании и вид экономической деятельности, которым она занимается. Исключение — только рабочие места муниципальных и государственных служащих. Но для остального персонала, который занимается обслуживанием нужд госслужащих, нужно проводить СОУТ.

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссияпринимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов.

Есть ли отсрочка по СОУТ, можно ли ее провести в 2020 году

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда организация подает в трудовую инспекцию по своему местонахождению либо по местонахождению филиала, представительства или местожительству предпринимателя в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации:

Кто непосредственно участвует и проводит специальную оценку условий труда

Исследования и измерения фактических значений вредных и опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория, эксперты и иные работники организации, которая проводит спецоценку. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая спецоценку, определяет самостоятельно.

Если работник откажется подписать дополнительное соглашение (такое может быть, если объем гарантий и компенсаций по итогам СОУТ снизится), внесите изменения в трудовой договор в одностороннем порядке. ТК РФ это допускает, ведь такое изменение вызвано организационной и технической необходимость ю ст. 74 ТК РФ . Но в этом случае об изменениях в трудовом договоре и причинах этого работодатель должен уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца (скачать бланк) ч. 2 ст. 74 ТК РФ .

Что сделать после проведения СОУТ, чтобы не — оштрафовали

Если по итогам СОУТ рабочее место стало «вредным», помимо указания класса (подкласса) условий труда, в трудовой договор придется внести и изменения, связанные с объемом гарантий и компенсаций, предоставляемых работник у статьи 57, 72 ТК РФ . Так, в трудовом договоре нужно отразить информацию, в частности:

Общество с ограниченной ответственностью «Сверлим и пилим»

В случае Вашего отказа от продолжения работы в новых условиях Вам будет предложен перевод на иную имеющуюся в ООО «Сверлим и пилим» работу. В случае Вашего отказа от нее, а также при отсутствии такой работы трудовой договор будет прекращен 22.04.2020 по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

5.27.1 КоАП РФ Дисквалификация при повторном нарушении От одного года до трех лет ст. 5.27.1 КоАП РФ * Применяется, если существует угроза жизни или здоровью людей (). Неправильно проведенная СОУТ может повлечь уголовную ответственность.

В отчете о результатах проведения СОУТ должна иметь место следующая информация: сведения об оцениваемой организации; перечень рабочих мест с указанием установленных вредных и (или) опасных производственных факторов; карты специальной оценки для каждого рабочего места, содержащие сведения о классе (подклассе) условий труда; протоколы исследований вредных и опасных производственных факторов; протокол оценки эффективности СИЗ для снижения класса (подкласса) условий труда (при наличии); сводная ведомость специальной оценки условий труда;

Штраф за отсутствие СОУТ

5.27.1 КоАП: несоблюдение законов и других федеральных нормативных актов, посвященных безопасности труда, обойдется компании в сумму штрафа – 50-80 тыс. руб., ИП и должностным лицам – 2-5 тыс.руб.; для работодателей, которые не провели специальную оценку труда, или провели ее с нарушениями, штрафы по охране труда составят 60-80 тыс. руб. для организации, 5-10 тыс.руб.

При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2020 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2020 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

Работодатель вправе оспорить действия инспекторов либо в вышестоящей инстанции ГИТ, либо в судебном порядке (ст.26 закона № 426-ФЗ). Срок давности по данному административному правонарушению составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП).

Похожие публикации

СОУТ, то есть специальная оценка условий труда, введена законодателями взамен аттестации рабочих мест, которая проводилась до 2014 г. (Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013). Работодатели должны были провести СОУТ до конца 2020 года, и тем, кто этого не сделал, начали выписывать штрафы. Их размеры довольно внушительны. Например, максимальный штраф за отсутствие СОУТ достигает 200 000 рублей – по ст 5.27.1 КОАП РФ.

Специальная оценка условий труда в 2020 году

Проведение спецоценки условий труда для контроля соблюдения законных прав и интересов работников стало обязательным в России с 2014 года. Такой порядок был установлен положениями федерального закона № 426-ФЗ. Однако несмотря на то, что данная процедура уже стала привычной для многих российских работодателей, в процесс ее реализации продолжают вносить некоторые изменения, направленные на повышение ее эффективности. В 2020 году систему также ожидают достаточно серьезные корректировки, с которыми организациям целесообразно ознакомиться заранее.

Действующий порядок проведения СОУТ

В соответствии с положениями 426-ФЗ каждое предприятие обязано проводить оценку рабочих мест с целью определения условий труда работников. В число исключений, регламентированных содержанием ст. 3 данного нормативного документа, входят:

  • места сотрудников, которые работают в удаленном режиме;
  • места сотрудников, которые являются надомными работниками;
  • места работников, которые оказывают услуги физическим лицам или религиозным организациям.

Все остальные компании, вне зависимости от их сферы деятельности, масштаба, формы собственности и других факторов, обязаны проводить СОУТ.

В течение некоторого времени после вступления в силу 426-ФЗ для компаний, которые провели проверку мест своих сотрудников по старым правилам, то есть в рамках процедуры аттестации рабочих мест (АРМ), действовал переходный период. Он позволял предприятиям, имеющим действующее свидетельство о прохождении АРМ, не проводить СОУТ в период его действия. Однако этот переходный период завершился 31 декабря 2018 года: по истечении этой даты все свидетельства о прохождении АРМ, даже если срок их действия не истек, перестали иметь силу. С этого момента такие компании обязаны проходить СОУТ в стандартном порядке.

Процедура СОУТ

Процедура проведения спецоценки представляет собой комплекс работ, состоящий из следующих этапов:

  • создание комиссии по проведению СОУТ, которая определит перечень мест работы, подлежащих проведению оценки, и установит, какие из них являются аналогичными;
  • выбор специализированной организации, имеющей право проведения СОУТ, и заключение договора с этой компанией;
  • установление специалистами этой компании наличия вредных или опасных факторов, которые воздействуют на организм сотрудников в ходе выполнения работ;
  • выявление степени интенсивности влияния таких факторов на организм работников в случае их выявления;
  • определение класса условий труда работников по результатам выполненных обследований и измерений;
  • оформление отчетной и иной документации по результатам проведения СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • направление соответствующей информации в Федеральную систему учета результатов СОУТ;
  • организация ознакомления сотрудников с результатами СОУТ и размещение этих данных на официальном сайте организации;
  • другие действия, предусмотренные для конкретной ситуации действующим законодательством.

Санкции за нарушение порядка проведения спецоценки или ее непроведение

В случае нарушения указанных требований действующим КоАП для работодателей предусматриваются достаточно серьезные санкции. При этом нужно учитывать, что статья 5.27.1 устанавливает одинаковые наказания за нарушение действующих правил проведения СОУТ или ее непроведение. Такие санкции зависят от того, кто именно выступает в роли субъекта, ответственного за невыполнение требований законодательства:

  • в отношении должностных лиц за такое нарушение применяется предупреждение или штраф размером 5-10 тыс. руб. При повторном нарушении сумма штрафа увеличивается до 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен дисквалификацией на период сроком 1-3 года;
  • в отношении предпринимателей применяется штраф размером 5-10 тыс. руб. В случае повторного нарушения штраф увеличивается до 30-40 тыс. руб. или заменяется остановкой работы предпринимателя на срок до 90 дней;
  • в отношении организаций применяется штраф размером 60-80 тыс. руб. При повторном нарушении штраф увеличивается до 100-200 тыс. руб. или заменяется остановкой работы компании на срок до 90 дней.

Изменения в сфере СОУТ в 2020 году: система наложения штрафов

Собственно процедура проведения спецоценки в 2020 году, как ожидается, останется неизменной. Однако контролирующие органы, которые занимаются проверкой проведения СОУТ на предприятиях, анонсируют существенное ужесточение системы наказаний за несоблюдение требований к ее организации или непроведение процедуры.

Особенностью 2020 года станет то, что предусмотренные законом штрафы будут начисляться в автоматическом режиме. Это станет возможным благодаря тому, что к рассматриваемому периоду должно быть полностью завершено формирование информационных баз, которые позволят проводить эту операцию без участия людей. Суть этой проверки будет заключаться в сопоставлении данных о сроке регистрации компании и сведений о проведении ею спецоценки, которые должны поступать в Федеральную систему учета результатов СОУТ. Если в ходе автоматического мониторинга будет обнаружено, что компания действует уже более одного года, но не проводила спецоценку, ей будет автоматически начислен штраф в соответствии с положениями статьи 5.27.1 КоАП.

В настоящий момент эти штрафы пока применяются в ручном режиме. Полномочиями по вынесению соответствующих постановлений обладает Трудовая инспекция, которая выносит решения о наложении штрафа по результатам плановых и внеплановых проверок. Очевидно, что с введением автоматической системы наложения санкций под ее действие подпадет гораздо большее количество организаций.

Изменения в сфере СОУТ в 2020 году: аттестация методов измерений

Несмотря на то, что некоторые переходные положениями 426-ФЗ уже перестали действовать, в законе пока еще остается некоторая часть временных норм, которая завершит свое действие в 2020 году. Речь идет о возможности применения различных типов методик для измерения интенсивности влияния вредных и опасных факторов на здоровье работников.

Так, часть 7 ст. 27 426-ФЗ указывает, что вплоть до конца 2020 года временно разрешается применение для этих целей методик, которые не вполне соответствуют требованиям действующего федерального закона № 102-ФЗ, посвященного вопросам обеспечения единства осуществляемых измерений. К их числу относятся те виды методик и методов, которые были допущены к применению до введения в действие указанного федерального закона № 102-ФЗ и не прошли необходимую процедуру аттестации.

В случае наличия соответствующего указания со стороны профильных государственных органов их применение временно допускалось и при отсутствии документов о прохождении аттестации. Однако данное положение является временным: срок его действия ограничивается 31 декабря 2020 года. До этой даты все методики, относящиеся к данной категории, должны в обязательном порядке пройти процедуру аттестации в соответствии с 102-ФЗ. В противном случае их применение для определения степени интенсивности влияния негативных факторов на здоровье работников в ходе проведения СОУТ станет незаконным. Результаты спецоценки, полученные с применением таких методов после этой даты, могут быть признаны недействительными.

Трудинспекторы перешли от слов к делу. Начались штрафы за СОУТ

Про штрафы за спецоценку в теории и на практике.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.

Для вновь образованных работодателем рабочих мест срок проведения СОУТ составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — декабрь 2019 года.

Штрафы — теория

1. Должностные лица и ИП — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

2. Юрлица — от 60 до 80 тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет за собой гораздо более серьезные последствия:

1. Для должностных лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

2. Для ИП — штраф от 30 до 40 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

3. Для юрлиц — штраф от 100 до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Вместе с тем Минтруд совместно с Рострудом в 2019 году обещали реализацию механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда в отношении малого бизнеса.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.

Роструд уточнил, что штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ, начнут с 2020 года в автоматическом режиме.

До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана.

Роструд готовит проекты НПА, которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Штрафы — практика

Причем первыми под раздачу попали те, кто СОУТ провел. Дело в том, что 31.12.2018 для всех заканчивался срок действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Между тем многие работодатели аттестацию рабочих мест не проводили, и проведением СОУТ озаботились только тогда, когда началась массовая кампания, связанная с окончанием действия аттестации.

Компании, которые провели СОУТ в последние дни прошедшего года, успокоились, считая, что успели запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Но не тут-то было.

При сдаче декларации в ГИТ их поджидал неприятный сюрприз. В некоторой степени декларация сыграла роль явки с повинной. При приеме декларации трудиснпекторы вручили им повестки о необходимости дать пояснения в связи с нарушением сроков проведения спецоценки.

Например, одна из участниц группы «Красный уголок бухгалтера» рассказала о подобной проблеме. Компания была создана в сентябре 2017, в декабре 2018 провели СОУТ, но ГИТ утверждает, что имеет место просрочка, так как отсчитывает 12 месяцев с даты регистрации компании, не вдаваясь в подробности фактического создания рабочих мест.

На практике трудинспекторы уже начали интересоваться работодателями, которые вовремя не провели спецоценку условий труда.

Вот такое письмо, в частности, пришло в одну из петербургских компаний.

Добавим, что на сайте региональных Трудинспекций стали появляться сообщения о штрафах за СОУТ. Например, накануне ГИТ Псковской области сообщила о нарушении в компании — работники не ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда.

СОУТ и ПФР

В этой связи ПФР просит работодателей до 1 июня 2019 сдать все документы по СОУТ в ПФР. Причем это должны быть как бумажные копии, заверенные печатью, так и электронные сканы.

Штраф за непроведение спецоценки условий труда в 2020 году

Зачем проводят спецоценку

СОУТ — это специальная оценка условий труда, сменившая в 2014 году такое понятие, как «аттестация рабочих мест». Смысл проведения спецоценки заключается в выявлении негативных факторов на рабочем месте, при наличии которых работник имеет право на укороченную рабочую неделю, дополнительный отпуск или надбавки к окладу.

Регулируется спецоценка, механизмы ее проведения и представления результатов законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

СОУТ должны проводить все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в штате наемных работников. Невыполнение указанного требования влечет административную ответственность, одним из видов которой являются штрафы. О том, каких величин могут достигнуть штрафы за отсутствие спецоценки, расскажем в следующем разделе.

Каковы штрафы за отсутствие СОУТ в 2020 году

Непроведение обязательной спецоценки является серьезным нарушением. А любое нарушение в сфере охраны труда наказуемо. Размеры штрафов за отсутствие СОУТ в 2020 году варьируются в зависимости от лица, на которое они налагаются.

Если будет выявлено повторное нарушение, то оно повлечет более серьезное наказание.

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность, если из-за отсутствия СОУТ произошел несчастный случай на производстве.

Штрафы за непроведение спецоценки достигают существенных размеров, а приостановление деятельности компании или ИП может нанести тяжелый удар по бизнесу. В связи с этим лучше не пренебрегать нормами законодательства и своевременно исполнять предусмотренные требования в части охраны труда. Однако некоторые субъекты могут быть освобождены от штрафов за отсутствие в 2020 году спецоценки условий труда.

Кто освобождается от штрафов за непроведение СОУТ в 2020 году

Не налагаются за отсутствие СОУТ штрафы в 2020 году на физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, но принимающих на работу домашних помощников, например, нянь, личных водителей, ремонтников и пр. Дело в том, что закон обязывает проводить спецоценку только индивидуальных предпринимателей, без данного статуса физлицо освобождается от подобной обязанности.

Отсутствие спецоценки условий труда штрафов также не повлечет, если на работу принимаются дистанционные работники или надомники, ведь спецоценка предусматривается в отношении тех работников, которые трудятся непосредственно на территории работодателя.

Специальная оценка не проводится на вакантных рабочих местах до того момента, пока на них не примут физических лиц.

В 2019 году небольшие послабления по штрафам за СОУТ имели представители малого бизнеса. Их не штрафовали сразу, а вначале выписывали предупреждение с требованием провести необходимые мероприятия и с указанием сроков, отводимых на это. Такие разъяснения давал Минтруд в письме от 16.01.2019. В 2020 году подобных разъяснений от министерства не поступало.

Как изменился механизм наложения штрафа за СОУТ в 2020 году

До 2020 года трудинспекция налагала штрафы лишь за нарушения, выявленные в ходе проверок. Начиная с нынешнего года трудовики вправе выписывать штрафы автоматически тем хозсубъектам, у которых отсутствуют данные по СОУТ в электронной базе. Ведомство ведет ее с 2014 года, но тогда не все субъекты попали в нее. А вот с 2015 года сведения формировались уже исправно, что привело к решению о внедрении системы автоматического наказания.

Отчет 4-ФСС, передаваемый в Фонд соцстрахования, предусматривает внесение информации о проведенной СОУТ. Незаполненные графы по спецоценке грозят отказом инспекторов в принятии отчетности. Если же компания указывает, что СОУТ не пройдена, то ФСС вправе отправить эти данные в инспекцию труда. На их основании последняя может выписать штраф даже без проверки.

Проводить специальную оценку условий труда юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязывают положения закона № 426-ФЗ. В случае нарушения установленных норм, например непроведения СОУТ, работодателю грозит административная ответственность в виде предупреждения, штрафов или приостановления деятельности. Во избежание негативных последствий компаниям и предпринимателям, принимающим на работу физлиц, нужно позаботиться о своевременном проведении спецоценки всех занятых рабочих мест.

Спецоценка 2020: новые правила

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное

не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

«О специальной оценке условий труда»)

В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую

СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического

процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние

на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.

СОУТ проведена компанией, не имеющей

соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным)

Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ

Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ,

чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.

В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника,

нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)

Не соблюден порядок проведения спецоценки

(результаты СОУТ могут быть признаны недействительными)

Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных

факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению

утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н

При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных

условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами

проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ

(к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность»

у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда,

устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников

медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)

Работодатель не привлек представителей

профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки

Если в компании есть профсоюз или иной представительный

орган работников, его представителя нужно включить в состав

комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)

Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения

спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения

Работник вправе присутствовать при проведении

спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

Работодатель не учел предложения работников

при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов

Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю,

организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей

спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте

идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных

факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения

специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

Комиссия по проведению спецоценки не

определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных

производственных факторов на рабочих местах осуществляется

экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации

потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Специальная оценка условий труда с 1 января 2020 года

С 1 января 2020 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предусмотренные законопроектом №769142-7 (внесен в Государственную Думу).

Новое в СОУТ с 01.01.2020

Для работодателя

  1. Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
  2. Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
  3. Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
  4. Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.

Для проводящей организации

Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:

1) Представить в ФГИС сведения:

  • полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
  • индивидуальные номера рабочих мест, СНИЛС и численность занятых на них работников.

2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Обязанность в течение 10 рабочих дней передавать в Минтруд России информацию:

  • о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
  • об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.

В работе можно применять только методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.

Инфракрасное излучение как вредный и (или) опасный фактор производственной среды заменяется на интенсивность и экспозиционную дозу теплового облучения.

При несоответствии организации требованиям Федерального законом №426-ФЗ ее деятельность будет приостановлена.

Для всех

Результаты проведения экспертизы качества СОУТ и рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения с 01.01.2020 обязательны для исполнения всеми участниками спецоценки (в том числе сторонами, имеющими разногласия).

Ссылка на основную публикацию
№ ппВид нарушенияКакая законодательная норма нарушена
1Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки
2Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки
4Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ
6Некорректное применение результатов спецоценки