Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2020 год

Содержание

Уведомление о контролируемых сделках в 2020 году

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО “Акса” Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Контролируемые сделки 2020

Не все знают, что уведомления проверяют специалисты ФНС при том, что представить форму нужно в свою налоговую инспекцию. Организации в установленный срок сдачи уведомление о контролируемых сделках сдают в инспекцию по своему местонахождению. Предприниматели (нотариусы, частнопрактикующие адвокаты) отчитываются по месту жительства.

Налоговая инспекция передаст отчет, полученный от налогоплательщика, в Федеральную налоговую службу в течение 10 рабочих дней со дня получения.

Что касается крупнейших налогоплательщиков, то они предсказуемо подают уведомление о контролируемых сделках в срок подачи, установленный законом, в инспекцию, где они стают на учете как крупнейшие налогоплательщики.

Организация, соответствующая критериям, указанным в приложении 1 к приказу ФНС № ММ-3-06/308, признается крупнейшим налогоплательщиком. Одним из главных критериев является суммарный объем полученных доходов, определяемый по годовому отчету о прибылях и убытках. Такие компании администрируются либо на федеральном, либо на региональном уровне.

Отчитаться перед налоговиками нужно не позднее 20 мая года, следующего за отчетным. То есть срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за прошлый год – 20 мая 2020 года. Если в каком то году крайний срок выпадает на выходной день, то автоматически переносится на следующий за ним рабочий. Такие правила содержатся в пункте 7 статьи 6.1, пункте 2 статьи 105.16 НК РФ. В 2020 году 20 мая выпадает на среду, поэтому никаких переносов срока по уведомлению о контролируемых сделках не предвидится.

Добавим, что по сделкам уведомления предоставляются по новой форме, установленной приказом ФНС России № ММВ-7-13/380. Сдать уведомление можно как в электронной форме, так и на бумажном носителе (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Уведомление можно передать несколькими способами:

1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

• данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
• в пустые ячейки ставятся прочерки;
• если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Вначале документа находится титульный лист. Сюда вносятся сведения о налогоплательщике:

• его реквизиты (ИНН, КПП, ОКАТО);

• номер отделения территориальной налоговой инспекции;

• фамилия-имя-отчество представителя компании, подающего документ;

• год, за который формируется отчетность.

Если уведомление пишется от имени физического лица, не зарегистрированного как ИП, то ИНН ставить не надо, достаточно внести на титульный лист персональные данные, в том числе сведения из паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Раздел 1А. Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Раздел 1Б. Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

В этой части документа прописывается:

• ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);

• цена за одну единицу;

• полная стоимость контролируемой сделки.

При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.

Разделы 2, 3. Эта часть уведомления дает представление о сделках в отношении предприятия (при этом информация раздела 1Б не принимается во внимание). В случаях если у налогоплательщика отсутствовали сделки с контрагентами, подлежащие учету, эти листы можно оставить пустыми.

Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 году
Компенсация при увольнении 2020
Конкурентоспособность 2020
Конкуренция 2020
Контрагент 2020

Критерии контролируемых сделок – таблица на 2020 год

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2020 году

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контролируемые сделки — 2020: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице – критерии 2020 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту “Сколково” или участником проекта по закону “Об инновационных научно-технологических центрах” от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

ВНИМАНИЕ! ЕНВД с 2021 года прекращает свое действие на территориивсей России. Некоторые субъекты отказались от спецрежима уже в 2020 году. Подробнее об отмене ЕНВД читайте здесь.

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2020году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Итоги

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2019

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2019 года в 2020 году. Эти же критерии будут действовать для сделок, совершенных в 2020 году.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица, которые являются резидентами РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ)Сумма цен сделок за годСовокупный доход от сделок за год не менее 1 млрд руб.Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ)Одна из сторон сделки платит НДПИ, а предмет сделки — добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения для указанной стороныОдна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а сделка совершена в рамках этой деятельности. Один из остальных участников сделки не применяет эти режимыОдна из сторон освобождена от налога на прибыльОдна из сторон сделки — налогоплательщик, который добывает углеводородное сырье на морском месторождении. Другая сторона сделки не занимается этой деятельности либо занимается, но не учитывает доходы и расходы по такой сделке в налоговой базе по налогу на прибыльОдна из сторон сделки — исследовательский корпоративный центр, указанным в ФЗ №244-ФЗ либо участником проекта «Об инновационных научно-технологических центрах» и освобожден от уплаты НДСОдна из сторон сделки в течение налогового периода применяет инвестиционный налоговый вычетОдна из сторон сделки платит налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья. При этом доходы и расходы по сделке учитываются при расчете базы по этому налогуЛюбые лица-участники сделок, приравненных к сделкам взаимозависимых лиц

Сделки с посредниками, которые:

  • в этих сделках не выполняют никаких функций, кроме организации реализации товаров между взаимозависимыми лицами;
  • не несут никаких рисков и не используют никаких активов для организации сделки
Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб.Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговлиСделки, одна из сторон которых зарегистрирована, проживает или является налоговым резидентом в государстве или на территории, которая включена в перечень МинфинаОдин из участников сделки не является налоговым резидентомСделки между лицами, которые признаны взаимозависимыми или приравнены к взаимозависимым (ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ)Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб.

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2019 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2019 года, перерасчеты проводить не нужно.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ)Сумма цен сделок за годСовокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложенияСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплатыСовокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зонСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыльСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условияхСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДССовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ)Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лицПосредник занимается только перепродажей товаровДоход от сделки не имеет значенияПосредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активыКонтракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговлиВ результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлыВнешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицамиВсе удовлетворяющие характеристике сделкиДоход от сделки не имеет значения

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2019 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2020. Направьте его в налоговый орган по месту своего нахождения.

Отчитаться можно в бумажной и электронной форме.

Уведомление о контролируемых сделках

Налогоплательщики, которые совершили в календарном году контролируемые сделки, обязаны сообщать о них в налоговую инспекцию.

Какие сделки относятся к контролируемым

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми людьми или приравненные к таковым. К таким относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб. и при этом соблюдаются одновременно два условия :

  • Место регистрации, проживания обоих участников сделки является территория Российской федерации;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.
Основания для признания сделки контролируемойВеличина дохода
Если один участник сделки работает на ЕСХН или ЕНВД, второй по ним не работаетОбщий объем полученных доходов за календарный год свыше 100млн.
Один из участников имеет льготу по налогу на прибыльДоходы от 60 млн.

Кому необходимо его предоставить

Каждая компания, зарегистрированная в РФ, а также представительство иностранной компании, доход которых подлежит налогообложению в Российской Федерации и имеющие в 2017 году контролируемые сделки, обязаны в срок до 20 мая 2020 подать в налоговые органы одно уведомление о всех контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Уведомление должна представить каждая сторона контролируемой сделки, зарегистрированная в РФ и уплачивающая налоги в бюджет РФ и субъектов РФ.

В случае подачи уведомления позже установленного срока либо с ошибками/неполными сведениями, возникают следующие негативные последствия для налогоплательщика, в том числе:

  • неподача уведомления – один из индикаторов для налоговых органов о включении компании в список проверок по трансфертному ценообразованию;
  • вред репутации директора/ответственного лица и компании в целом;
  • в случае, если директор/ответственное лицо является резидентом иностранного государством, такие штрафы могут стать причиной трудностей, связанных с оформлением/продлением российской визы.
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

В какую налоговую подавать данный документ

Организации, и те которые имеют обособленные подразделения подают уведомление в ИФНС по месту нахождения своей организации, а физлица (в т.ч. ИП) – по месту своего жительства. Крупнейшие предприятия подают его по месту своего учета (Читайте также статью ⇒ Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях: последствия, ответственность в 2020).

В какие сроки необходимо уложиться

Уведомление о контролируемых сделках подается в ИФНС по месту регистрации предприятия не позднее 20 мая года, следующего за отчетным, такт например если фирма имела такие сделки в 2016г., то она должна подать его не позже двадцатого мая 2017г.

Из чего состоит данное уведомление

Уведомление состоит из:

  • титульного листа
  • разделов: 1А, 1Б
  • 2 и 3.

На титульном листе как правило указываются общие сведения об организации., для российских предприятий нужно указать идентификационный код и код подразделения по месту регистрации.

  • Если уведомление подается в отношении сделок с юридическими лицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.

Образец заполнения уведомления

Заполняя уведомление о контролируемых сделках, нужно помнить, что:

  • По итогам года подается только одно уведомление. В нем должна содержаться информация обо всех контролируемых сделках, совершенных в отчетном году
  • Уведомление заполняется либо в электронном виде или на бумажном носителе черной либо синей ручкой
  • Все поля уведомления заполняются слева направо.
  • Текст необходимо писать печатными буквами
  • В уведомлении запрещены исправления с помощью корректора.
  • Каждая страница должна быть распечатана отдельно.
  • Нумерация страниц сквозная, то есть нумеруем следующим образом начиная с титульного листа :0001,0002 и т.д.
  • Если вы какой-либо показатель не заполняете, то ставите прочерки в каждой клетке, или же при заполнении и оставшимся пустом месте тоже ставятся прочерки.
  • Стоимостные показатели отражаются в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, более 50 коп. – округляются до полного рубля).
  • . Если заполняет физическое лицо, то можно не указывать свой идентификационный код
  • Печать организации можно ставить или же нет, если она от нее отказалась.
  • На титульном листе уведомления проставляем свой основной ОКВЭД

На что обратить внимание при заполнении

Если сделка заключена с контрагентом юридическим лицом, то подающий уведомление должен заполнить раздел 2.

  • Если сделка была с физическим лицом, то заполним раздел 3.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. Па практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это значительно облегчает ситуации с возможностью сэкономить время. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

К однотипным сделкам относятся такие, которые несут схожий характер, например торговля однотипными товарами или аналогичные услуги, тогда их можно собрать в одну группу.

Ответственность за нарушение в предоставлении

Если налогоплательщик не представит в срок уведомление о контролируемых сделках, ему грозит штраф в размере 5000 руб. Сроком считается двадцатое мая года, следующего за отчетным (Читайте также статью ⇒ Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях 2020)

Ответы на часто задаваемые вопросы

1.Вопрос: Я директор предприятия, в 2017 году у меня была контролируемая сделка, на сумму свыше шестидесяти миллионов, что мне необходимо сделать и куда обращаться?

Ваша сделка попадает в разряд контролируемых, для этого необходимо подать уведомление в свою инспекцию, для чего заполнить раздел два либо три, если контрагент юридическое лицо, то второй, если физическое то третий, сделать это нужно не позднее 20 мая 2020 года

2.Вопрос: Какое наказание предусмотрено за неподачу данного уведомления?

Важные изменения в налогообложении контролируемых сделок с 2019 года

С 2019 года вступили в силу важные поправки в налогообложение контролируемых сделок. Соответствующие изменения внесены в ст. 105.14 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”.

Прежде всего отмечу, что ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ устанавливает порядок вступления в силу новых изменений:

Положения статьи 105.14 НК РФ (в новой редакции) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Соответственно, если, к примеру, договор заключен в 2017 году, но поставка товара по такому договору происходит с 2019 года, то к реализации товара 2019 года применяются новые правила.

Суть новых правил:

Для сделок с иностранными взаимозависимыми лицами установлен суммовой порог в 60 млн. рублей

До 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признавались контролируемыми вне зависимости от суммы (суммовой порог 0).

С 2019 года такие сделки признаются контролируемыми только если сумма сделок (доходов и расходов) с иностранным взаимозависимым лицом превысит 60 млн. рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Большинство сделок между российскими налогоплательщиками не признается контролируемыми

До 2019 года был установлен общий суммовой порог для сделок между российскими взаимозависимыми лицами – 1 млрд. рублей за календарный год. Соответственно, если сумма сделок, к примеру, по приобретению товаров торговым домом у взаимозависимого завода превышала эту сумму, то все такие сделки признавались контролируемыми.

С 2019 года общий суммовой порог отменен. И (при отсутствии особых обстоятельств) сделки между российскими взаимозависимыми лицами, контролируемыми не признаются (вне зависимости от суммы).

Но в некоторых ситуациях сделки между российскими взаимозависимыми могут признаваться контролируемыми. До 2019 года для таких сделок суммовой порог устанавливался либо 60 млн. рублей, либо 100 млн. рублей. С 2019 года для таких особых ситуаций суммовой порог установлен в 1 млрд. рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Перечень таких особых ситуаций, когда сделки между российскими взаимозависимыми могут признаваться контролируемыми, указан в п. 2 ст. 105.14 НК РФ:

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

– одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

– любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково” (далее в настоящем Кодексе – исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса.

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

По сделкам через технических посредников установлен суммовой порог в 60 млн. рублей

Сделки могут признаваться контролируемыми, если они совершаются взаимозависимыми лицами через технических посредников (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Эта норма введена, по сути, против возможного злоупотребления налогоплательщиками, когда, чтобы уйти от контролируемых сделок, их совершают не напрямую, а через технических посредников.

До 2019 года НК РФ прямо не указывал суммовой порог для таких сделок. Налоговые органы и Минфин РФ считали, что суммовой порог таких сделок 0 рублей (то есть, контролируется вне зависимости от суммы сделок).

С 2019 года прямо установлен суммовой порог для таких сделок в 60 млн. рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Дополнительно

Контролируемые сделки – сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (указаны в п. 1 ст. 105.14 НК РФ), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Взаимозависимые лица – лица особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Контролируемые сделки 2019: критерии, штрафы

Трансфертное ценообразование возникает при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. В силу состояния взаимозависимости такие компании могут устанавливать цены отличные от рыночных (т.е. тех, которые устанавливаются между независимыми компаниями). В настоящей статье мы рассмотрим, какие сделки признаются контролируемыми в 2019 году и на какие моменты важно обратить внимание организациям, совершающим такие сделки.

Контролируемые сделки: законодательная база

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национального законодательства.

Среди международных документов выделим:

  • Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010);
  • Декларацию ОЭСР о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, 2013).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

На уровне национального законодательства в Российской Федерации вопросы трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (введён Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Положения раздела имеют своей целью в том числе предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Эти правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Состав контролируемых сделок регулируется главой 14.4 раздела V.I Налогового кодекса РФ. Можно выделить две основные категории контролируемых сделок:

  1. сделки между взаимозависимыми лицами
  2. сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами

Кроме того, сделка может быть признана контролируемой судом в случае, если будет установлено, что она является частью группы однородных сделок, совершенных только для того, чтобы создать условия, при которых эта сделка не будет отвечать признакам контролируемой.

Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2018 года в раздел V.I Налогового кодекса РФ введено положение о новом субъекте контроля в рамках трансфертного ценообразования — международных группах компаний.

В настоящей статье речь пойдет, в первую очередь, о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами в 2019 году и сделках, приравненных к ним.

Критерии контролируемых сделок 2019 года, совершенных между взаимозависимыми лицами

Сделка между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ признается контролируемой, если присутствует хотя бы один из приведённых ниже критериев:

стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (исключения установлены для ставок, предусмотренных пп. 2 — 4 ст. 284 НК РФ);

одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах. При этом предметом сделки между взаимозависимыми лицами должно быть соответствующее добытое полезное ископаемое;

хотя бы одна из сторон сделки применяет специальные налоговые режимы: ЕСХН или ЕНВД (при условии, что сделка заключена в рамках такой деятельности). Одновременно хотя бы одна из сторон сделки не применяет указанные специальные налоговые режимы;

одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, учитывающим доходы в соответствии со ст. 275.2 НК РФ (особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья). При этом другая сторона доход в соответствии с указанной статьей не учитывает.

хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость;

хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ;

хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Указанные выше сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей. Обращаем ваше внимание на то, что в данном положении имеется в виду сумма доходов по сделкам с одним лицом за календарный год. Доход определяется с учётом положений главы 25 НК РФ.

Полный перечень критериев контролируемых сделок в 2019 году приведен в статье 105.14 НК РФ.

Кроме того, отдельно следует выделить внешнеэкономические контролируемые сделки, т.е. контролируемые сделки с нерезидентом РФ (иностранной организацией). Внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Контролируемые сделки в 2019 году, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершенных с участием формальных посредников. Такие сделки совершены с участием значительного количества лиц (посредников), которые не являются взаимозависимыми, однако не выполняют никакие дополнительные функции, кроме как организация реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, не несут риски, не используют активы.

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (при условии, что товары входят в следующие группы: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни).

Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых Минфином России в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ (т.е. является оффшором). Соответствующий перечень государств и территорий утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н.

Ниже приведём таблицу, в которой обобщим критерии контролируемых сделок 2019.

Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

применяет иную ставку по налогу на прибыль организаций по сравнению с другой стороной

Контролируемые сделкиЛимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки
Между взаимозависимыми лицами60 млн. руб.
С товаром биржевой торговли60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки
Между взаимозависимыми лицами1 млрд. руб.
1 млрд. руб.
Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль1 млрд. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах1 млрд. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН)1 млрд. руб.

Какие сделки не признаются контролируемыми в 2019 году

Налоговый кодекс РФ также устанавливает исключения из состава контролируемых сделок Полный перечень таких сделок приведен в п.4 ст.105.14 НК РФ. В частности, к ним относятся:

Сделки между участниками одной консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок, совершенных налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах;

Сделки, совершенные лицами, которые удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица, не имеют обособленного подразделения на территории других субъектов РФ, и за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ.

Сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;

Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

Сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

Отдельно подчеркнём, что сделки, по которым объем доходов не превышает указанные выше суммовые критерии, а также сделки, не признаваемые контролируемыми, не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным ценам.

Эту позицию отметил Президиум Верховного суда РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации от 16.02.2017 (далее — Обзор от 16.02.2017).

Методы определения рыночной цены для целей налогообложения

В Российской Федерации действует основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки». Согласно принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям таким образом, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Универсального метода определения рыночной цены не существует. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным). Для его применения необходимо наличие на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки, а также наличие необходимого количества информации о такой сделке;

Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);

Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);

Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);

Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

При выборе метода необходимо, во-первых, понимать суть контролируемой сделки (функции сторон сделки, используемые активы, принимаемые риски). При анализе сделки необходимо руководствоваться ст. 105.5 НК РФ, ст. 105.6 НК РФ. Во-вторых, необходимо сопоставить условия сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике. При этом перечень таких источников является открытым, что дает преимущество налогоплательщику при подготовке обоснования цены сделки.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен (то есть применение в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми), взимается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

Если налогоплательщик совершает контролируемую сделку у него возникает обязанность подать уведомление о контролируемых сделках. Перечень обязательных сведений, отражаемых в уведомлении, включает четыре блока (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): календарный год, к которому относится уведомление; предметы сделок; сведения об их участниках; сумма полученных по сделкам доходов или произведенных расходов. Для сделок, совершенных в 2018 году срок подачи такого уведомления истечет 20 мая 2019 года. Уведомление может быть представлено на бумажном носителе, либо в электронном виде. Форма Уведомления утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2018 №ММВ-7-13/249@. Обращаем Ваше внимание, что указанная форма уведомления представляется только в отношении сделок, обязанность уведомления о которых наступила после 25 августа 2018 года и подаётся, начиная с 2019 года. Уточненные уведомления следует подавать по старой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 27.07.2012 №ММВ-7-13/524@.

Подается уведомление в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (а крупнейшим налогоплательщиком — в инспекцию по месту их учета). В течение десяти дней оно направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

За непредставление уведомления или за отражение в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности на основании ст.129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

В Обзоре от 16.02.2017 Президиум Верховного Суда РФ указал, что решение вопроса о привлечении организации к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках входит в компетенцию той налоговой инспекции, в которую оно должно было быть представлено (а не ФНС России). Также Президиум отметил, что размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках, не зависит от числа сделок, которые должны быть в нем указаны.

Кроме того, Президиум Верховного суда РФ уточнил применение нормы о привлечении налогоплательщика к ответственности за отражение в уведомлении недостоверных данных. Суд указал, что данное обстоятельство может быть основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки и, в первую очередь, её предмета. В ином случае оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности не возникает.

Обращаем Ваше внимание, что, если налогоплательщик подаст уточненное уведомление до момента, когда налоговый орган выявит ошибку в предыдущем, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить у компании документацию по контролируемым сделкам. Документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам налоговый орган может составить за 3 года. Запрошенную документацию налогоплательщик должен представить в течение 30 дней.

При этом представление налогоплательщиком в налоговый орган документациии, обосновывающей рыночный уровень цен, позволяет освободиться от ответственности за применение нерыночных цен.

В настоящей статье мы осветили базовые аспекты регулирования контролируемых сделок в 2019 году. Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

Ссылка на основную публикацию