Коэффициент индексации на 2020

Содержание

Индексация заработной платы по ТК РФ в организациях в 2020 году

В последние годы вопрос индексации заработной платы стал очень популярным. Постоянный рост цен на все группы товаров и услуг ЖКХ, приводят к тому, что люди обращаются к законодательству, регулирующему трудовые отношения с работодателем в части оплаты труда. Рассмотрим ситуацию исходя из Постановления Правительства об индексации зарплаты от 06.12.2017 № 2716-р.

Закон об индексации зарплаты

Пересмотр заработной платы в 2020 году проводится на основании нормативных актов:

  1. Трудовой Кодекс РФ. Все вопросы, связанные с проведением индексации и соблюдением социальных гарантий работников, учтены в следующих статьях: 22, 46, 129, 130, 134.
  2. Федеральные законы и нормативные акты, регулирующие обязательность увеличения заработной платы бюджетников с 2020 года.
  3. КоАП РФ Статья 5.27 в части ответственности работодателя за нарушение порядка индексации заработной платы.

Дополнительно пересчет зарплаты может происходить в соответствии с Конституцией РФ, решений судебных органов и иные нормативных документов органов государственной власти.

Статья 134 ТК РФ говорит о том, что индексация в государственных и муниципальных учреждениях должна происходит по мере роста потребительских цен на товары и услуги.

Что же касается организаций и иных форм собственности, то они могут самостоятельно устанавливать:

  • условия проведения индексации;
  • сроки реализации;
  • способ расчета.

Хотя повышение зарплат работникам коммерческой сферы отдается на усмотрение их работодателя, Конституционный суд в определении № 2618-О от 19.11.15 г. склоняется к тому, что они тоже должны исполнять требования ТК в этой части. Роструд при этом планирует работодателей всех форм собственности заставить периодически индексировать оклады работникам, а за неисполнение норм – накладывать штрафы (письма № 1073-6-1 от 19.04.10 и № 14-3/-1135 от 26.12.17).

Отметим, что на повышение зарплаты могут рассчитывать граждане, работающие по трудовому договору. Эта норма в отношении гражданско-правовых договоров не распространяется.

Трудовым кодексом установлено, что работник, полностью отработавший за установленный период норму трудового времени, должен получить зарплату не менее одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. Правительство с 1 января 2020 года увеличило его до 12 130 рублей довело до размера прожиточного минимума. Поэтому тем коммерческим организациям, где установлена зарплата на уровне МРОТ, индексировать ее просто придется.

Если говорить о периодичности изменения заработной платы, то желательно установить ее не реже одного раза в год по результатам анализа роста индекса потребительских цен. Если же индекс будет падать, снижать зарплату работодатель не вправе.

За работниками остается право обращения в государственную трудовую инспекцию в случае, когда работодатель не произвел перерасчет зарплаты, оставив ее на прежнем уровне.

Коэффициент индексации заработной платы на 2020 год

Коэффициент роста зарплаты может быть рассчитан на основании статистических величин. Он напрямую зависит от уровня инфляционных процессов за истекшие периоды. Например, для установления коэффициента в 2020 году применим формулу:

Ки = И1 × И2 × И3 / 3,

  • Ки – коэффициент изменения заработной платы в 2020 году;
  • И1, И2, И3 – индексы роста цен за истекший квартал на основании данных Росстата.

Коммерческие организации могут самостоятельно устанавливать порядок и размер индексации, не соотнося его со статистическими данными. При этом все условия должны быть отражены в коллективном или трудовом договоре. Правильная формулировка поможет избежать штрафных санкций при несоблюдении процедуры. Например, фраза «Индексация проводится при наличии дополнительного финансирования» является поводом отказаться от повышения заработной платы при отрицательном финансовом результате компании.

В бюджетных организациях индексация производится на основании соответствующего распоряжения. В нем указывается ее размер (процент) исходя из роста потребительских цен. Такое требование закреплено ст. 130 ТК РФ.

Бюджетным организациям повышение зарплаты производится на размер инфляции за истекший год. За 2019 год она составила приблизительно 4%, именно на эту величину и должна производиться индексация зарплат в 2020 году.

Организации, не зависящие от гос. бюджета, вправе устанавливать свой коэффициент или применять такой же, как для бюджетников.

Коэффициент индексации можно сосчитать по ранее приведенной формуле на основе статистики за прошедший квартал.

Например, данные Росстата показали рост потребительских цен за первый месяц квартала на уровне 1,7%, второй – 0,9% и третий – 2,1%. Тогда средняя величина составит:

1,7 × 0,9 × 2,1 / 3 = 1,071%,

это и будет коэффициент, который могут применить коммерческие структуры при пересмотре оплаты труда своим работникам.

При этом повышается не только оклад, но и остальные виды выплат: премии, компенсации и т. д. С увеличением МРОТ корректируется также оплата труда, размер которой составляет менее этой суммы.

Компания может устанавливать не только сроки индексации оплаты труда в 2020 году, но и периодичность ее проведения, раз в:

Так, большинство организаций принимают за дату проведения 1 число февраля, когда становятся известны официальные цифры роста потребительских цен. Они вправе закрепить локальными нормативными актами другие даты, но, как правило, это первое число месяца.

Индекс роста потребительских цен на 2020 год для индексации зарплаты

В декабре 2019 г. рост цен на товары и услуги составил 4,26 % по отношению к декабрю 2018 г, из них:

  • цены на продовольственные товары выросли на 4,66%;
  • на непродовольственные – на 4,10%;
  • на услуги – на 3,94%.

На эти показатели и следует ориентироваться работодателям при установлении коэффициента индексации зарплаты. Все данные содержатся на официальном сайте Росстата .

Допустимо устанавливать более высокий коэффициент при условии указания его размера в локальных нормативных актах.

Рассчитать индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) за произвольный период можно путем перемножения индексов за соответствующие месяцы. Например, с января по апрель 2019 года:

100,01 × 101,45/100 × 101,77/100 × 102,07/100 = 105,39%

Порядок проведения индексации ЗП

Показатель, который будет взят за основу расчета коэффициента увеличения заработной платы в 2020 году, устанавливается руководителем организации. При этом он может опираться на следующие величины:

  • прожиточного минимума;
  • уровня инфляции;
  • индекса потребительских цен или иных данных.

Порядок индексации заработной платы работодатель вправе предусмотреть:

  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • иными локальными актами.

Этот пункт необходимо внести в соответствующие документы, если такой порядок не установлен.

Принято решение произвести пересмотр уровня зарплаты и проиндексировать ее на ИПЦ. Он составил 105,39%. Формула увеличения оплаты труда будет выглядеть следующим образом:

Оклад × ИПЦ / 100,

Например, до повышения оклад составлял 30 000 рублей, после повышения он станет 30 000 × 105,39 / 100 = 31 617 руб.

Индексация производится на основании приказа по организации, в котором обязательно указывается:

  • обоснование для увеличения зарплаты;
  • показатель, который лег в основу расчета;
  • дата проведения индексации.

Пример приказа:

При этом суды склонны полагать, что индексация является вопросом, который находится в рамках компетенции только работодателя. Ведь повышение уровня материального содержания – это государственная гарантия. А частная организация является самостоятельной организацией, не зависящей от государственной казны.

Зачастую в коммерческой организации, выплачивающей зарплату своим работникам из собственной прибыли, может сложиться ситуация, когда недостаточно средств даже на погашение текущей задолженности по ее выплате. Тогда вопрос о повышении даже не может стоять на повестке дня.

Поэтому, говоря об индексации в 2020 году, можно упомянуть о разумном балансе между коллективом и работодателем. Трудовой кодекс предполагает, что организации, не относящиеся к бюджетной сфере, должны придерживаться статьи 134 и заложить механизм повышения заработной платы:

  • в коллективный или трудовой договор;
  • локальные нормативные акты с согласованием их в первичном выборном органе (профсоюзе).

Документальное оформление изменений во внутренние нормативы организации является обязательным условием. Если имеется профсоюзная ячейка, то ее председатель может выступить с соответствующей инициативой. Она может исходить и от администрации и от трудового коллектива. В любом случае должно быть проведено собрание и внесены предложения для изменения коллективного договора.

Организации, отнесенные к микропредприятиям, могут прописать порядок индексации в трудовом договоре, заключаемым с работником. В этом случае положение об индексации утверждать нет необходимости.

В нормативных документах организации нужно прописать порядок повышения заработной платы и указать:

  • механизм выбора коэффициента повышения индексации зарплаты;
  • периодичность или дату, когда будет происходить пересчет заработной платы;
  • какие выплаты будут подвергаться увеличению. В каждой организации существует своя система оплаты труда, состоящая из оклада, доплат, премий, разовых выплат и т.д. Индексация может касаться одной или нескольких позиций, которые обязательно нужно указать.

Работодателем может проводиться индексация размера оплаты труда в соответствии с:

  • индексом потребительских цен, сформированном по результатам прошлого года и опубликованном на официальном портале Росстата;
  • уровнем инфляции, взятом из закона о федеральном бюджете или регионального нормативного акта;
  • процентом от прожиточного минимума в России или конкретном регионе, где находится организация.

В локальном акте необходимо отразить один из этих принципов, который будет действовать при определении коэффициента повышения зарплаты.

Основанием для внесения изменений в штатное расписание с увеличенными размерами окладов является решение администрации коммерческой организации, подкрепленное приказом руководителя. После изменения штатного расписания составляются дополнительные соглашения к трудовым договорам работников, с которыми они должны быть ознакомлены под роспись.

Законодательно установлено, что существенные изменения условий труда должны быть доведены до работников организации под роспись за два месяца до их наступления. Индексация заработной платы не относится к таким и не требует предварительного извещения.

Как проиндексировать зарплату

Проведение перерасчета заработной платы происходит при соблюдении определенного порядка.

Для этого работодатель обязан установить:

  1. Периодичность индексации. Это может быть:
  • минимальный срок – ежемесячно (применяется редко);
  • раз в квартал;
  • раз в полгода;
  • раз в год.
  1. Механизм проведения процедуры. В 2019 году при индексации следует ориентироваться:
  • на индекс потребительских цен по данным статистики за прошедший год;
  • на МРОТ, индексация происходит при изменении этого показателя, но не реже одного раза в год;
  • на уровень инфляции, этот показатель обязателен для установления коэффициента индексации для работников бюджетной сферы;
  • иные показатели с учетом того, что они не ниже установленных законодательством.

Пример

В коммерческой организации действует штатное расписание, где установлены оклады, согласно тарифной сетки оплаты труда. Для главного бухгалтера оклад с 1 января 2020 года составляет 45 тысяч рублей.

В коллективном договоре установлено, что индексация окладов будет происходить с учетом инфляции, заложенной в бюджете на следующий год. Исходя из этого, работодатель принял решение применить коэффициент индексации заработной платы, равный 1,06. После увеличения оклад главного бухгалтера станет:

45 000 × 1,06 = 47 700 рублей.

Зачастую именно оклады подвергаются увеличению, но работодатель может не устанавливать новые оклады, а скорректировать размер премии. Это также может значительно сказаться на оплате труда. Но при удобном случае, руководствуясь своими же локальными актами, руководитель может применить и взыскание к работнику, урезав при этом процент премии.

Образец

Штрафы за неиндексацию заработной платы

Роструд считает, что необходимо установить штрафы для работодателя в случаях:

  • отсутствия в нормативных локальных документах сведений о порядке индексации;
  • отказа от индексации, которая установлена актами по организации.

Кодекс об административных правонарушениях в статье 5.27 НК РФ дает четкое определение нарушениям в сфере оплаты труда и размер штрафных санкций, накладываемых на должностных лиц, допустивших их:

  • ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору предусмотрена в виде штрафа в размере 3-5 тысяч рублей или предупреждения;
  • ответственность за нарушение трудового законодательства может быть в виде предупреждения или штрафных санкций на юридическое лицо в 30-50 тысяч рублей, на должностное лицо в 1-5 тысяч рублей.

Повторное нарушение увеличивает штраф на организацию до 70 тысяч рублей, на должностное лицо – до 20 тысяч рублей.

Если коммерческая организация ежегодно увеличивает заплату своим работникам, но не закрепила порядок локальными актами, при проверке инспекторами по труду может быть выдано соответствующее предписание. Одновременно они вправе наложить штраф.

Таким образом, даже при том, что коммерческой организации дано право самостоятельно устанавливать необходимость и порядок повышения заработной платы своим работникам, Роструд считает, что следует работодателей обязать это делать. Если по итогам календарного года фиксировался рост потребительских цен, а индексация зарплаты не проведена, то необходимо привлекать работодателя к ответственности даже при отсутствии соответствующего нормативного акта в организации. При этом настаивает на увеличении штрафов, установив их выше тех, что сегодня предлагает КоАПП.

Индекс-дефлятор: что это и как используется в госзакупках

Индекс-дефлятор — это расчетный показатель, который используется при составлении экономического анализа и прогноза цен на среднесрочные перспективы. Расскажем, как определяются индексы-дефляторы Минэкономразвития в 2020 году, и как они влияют на государственные закупки.

Что такое индекс-дефлятор

Понятия дефлятор и индекс цен довольно схожи. Показатели определяют конечную стоимость товаров, работ и услуг в разных сферах экономики. Дефлятор используется для составления экономических прогнозов, а также применяется для пересчета текущих цен к базовым константам.

Значение дефляторов утверждается ежегодно, причем отдельно для каждой сферы экономической деятельности. К примеру, Приказ Минэкономразвития индекс-дефлятор на 2020 год закрепил еще в 2017 году (Приказ № 579 от 30.10.2017). Показатели являются базовыми постоянными, которые применяются в течение нескольких периодов в будущем. Дефлятор применяют для расчетов основополагающих макроэкономических показателей:

  • внутренний валовой продукт (ВВП);
  • внутренний национальный продукт (ВНП);
  • индекс потребительских цен;
  • объем фонда накопления;
  • значение динамики физического объема потребления;
  • прочее.

Этот расчетный коэффициент используется для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Где узнать текущее значение индекса

В Приказе Минэкономразвития индекс-дефлятор на 2020-2021 годы указан по отраслям экономики. Индекс цен и индекс-дефлятор применяется во всех сферах деятельности как всего государства в целом, так и российских организаций и предпринимателей. Например, дефляторы применяются чиновниками при утверждении режимов и норм налогообложения. Эти показатели закреплены в Приказе Минэкономразвития России от 30.10.2018 № 595. Дефляторы регулируют налогообложение.

Вид налогового обязательстваСсылка на нормативный актЗначение ИД
НДФЛГлава 23 НК РФ1,729
УСНОГлава 26.2 НК РФ1,518
ЕНВДГл. 26.3 НК РФ1,915
ПНСГл. 26.5 НК РФ1,518
Налог на имуществоГл. 32 НК РФ1,518
Торговый сборГл. 33 НК РФ1,317

Помимо налоговой политики государства, дефляторы применяются и в закупочной деятельности. Например, Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1688 допускает применять индекс-дефлятор на 2020 год для смет, при определении начальной максимальной цены контракта (ст. 22 закона №44-ФЗ).

Гособоронзаказ не стал исключением. Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года утверждены Приказом Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276.

Прямой порядок расчета

Методология исчисления индексов закреплена в правительственных актах. Правила расчета дефляторов определены в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015. По сути это специальные регламенты применения дефляторов в разных сферах экономической деятельности.

Для определения значения дефляторов Минэкономразвития к подсчету принимается отношение номинального значения показателя к его реальному (фактическому) значению на отчетный период. Полученный результат умножается на 100 %.

Например, формула индекса-дефлятора ВВП определяется так:

По сути она представляет собой следующие арифметические действия:

  1. Определяется стоимостное выражение объема ВВП в текущих ценах.
  2. Исчисляется объем ВВП в ценах базового периода.
  3. Высчитывается отношение текущего ВВП к базовому.
  4. Значение переводится в проценты путем умножения на 100 %.

Расчетное значение индекса-дефлятора отражает реальное изменение ценовых показателей в российской экономике. Прямой расчет не позволяет учесть изменение объемов производства и фактических размеров выпуска готовой продукции, работ, услуг.

Расчет агрегатных индексов

Рассчитываются индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года не только по прямому методу. Чиновники предусмотрели иной способ определения значений. Этот метод позволяет учесть фактические объемы произведенной продукции с изменениями и динамикой структуры производимых товаров, работ и услуг. Для подсчета применяется агрегатный индекс Пааше.

Преимущества агрегатного индекса неоспоримы. Метод Пааше позволяет проанализировать динамику ценовых показателей. То есть определить удорожание конкретного продукта или товара либо удешевление какой-либо работы или услуги. Агрегатный метод Пааше позволяет определить уровень инфляции и вычленить инфляцию при экономическом анализе цен. К примеру, если исчисленный результат индекса Пааше равен 1 или 100 %, это говорит об увеличении уровня инфляции в стране. Значение меньше 1 или 100 % отражает снижение инфляции, замедление ее темпов.

Прогнозные значения Минэкономразвития на перспективу

Эксперты планируют развитие экономики с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов. В результате разрабатывается сразу три плана действий. К примеру, при негативном развитии событий социально-экономическая политика будет действовать по консервативному плану. Если обстоятельства не изменятся и ключевые факторы сохранят свое текущее значение, к исполнению будет принят базовый вариант. Если факторы примут положительное влияние, то в жизнь будет претворен целевой план. Для каждого варианта утверждаются индивидуальные значения коэффициентов.

Базовый вариант: индексы-дефляторы на 2020-2021 годы по отраслям экономики:

Отрасль экономики202020202021
Добыча полезных ископаемых106,5106,0106,2
Потребление газа, пара, тепловой энергии107,1106,7106,7
Промышленность105,9105,3105,5
Обрабатывающие производства105,4105,1105,0
Сельское хозяйство104,2103,9103,8
Грузовой транспорт106,0105,7105,6
Оборот розничной торговли103,9103,5103,7
Платные услуги для населения106,2105,6105,7
Среднегодовая инфляция104,4104,2104,1
Индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве105,9105,2104,9

Это далеко не все показатели для сфер экономической деятельности. Подробная информация о значениях на краткосрочную перспективу и фактический индекс-дефлятор 2020 представлен в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2020 и 2020 годов.

Применение индексов Минэкономразвития в закупочной деятельности

Государственные и муниципальные закупки должны реализовываться с учетом положений закона 44-ФЗ. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О закупочной системе РФ», предусмотрено определение начальной максимальной цены контракта с учетом годовых показателей индексов-дефляторов.

Это означает, что при определении начальной цены закупки необходимо учитывать динамику ценовых показателей. Анализ проводится именно по отраслевым показателям дефляторов. А специалисты в сфере закупок обязаны анализировать не только региональные ценовые позиции, но и сверять полученные значения с конкретными ценовыми предложениями.

Предварительный анализ и использование дефляторов позволяет определять начальную цену закупки на реальном уровне. То есть без завышения цен на приобретаемые товары либо без необоснованного занижения. Правильные расчеты исключают ошибки и претензии со стороны контролеров и ФАС.

Что касается закупок по 223-ФЗ, то дефляторы применяются для корректировки первоначальной цены контракта при условии, что стоимость приобретаемых товаров выросла. Например из-за инфляции. Возможность корректировки цены контракта должна быть прописана в положении о закупках организации.

Корректировка НМЦК — это изменение существенных условий контракта. Необходимо подготовить дополнительное соглашение в госконтракту. В противном случае это нарушение законодательства о закупках.

Индексы Минэкономразвития в закупках строительных работ

Закупки строительных работ несколько отличаются от заказа товаров и услуг. К примеру, при определении НМЦК по строительству заказчик должен руководствоваться ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ и определять цену проектно-сметным методом. Такие положения касаются не только строительства, но и работ по реконструкции, модернизации, а также капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017).

Проектно-сметный метод следует применять и при осуществлении закупок через единственного поставщика. Независимо от способа проведения закупки на строительные работы, НМЦК должна формироваться с учетом положений Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Ценообразование в градостроительной отрасли регламентируется Градостроительным кодексом РФ, а именно ст. 8.3 ГрК РФ. Сметное нормирование должно проводиться по годам, с учетом индексов-дефляторов базового варианта.

Пример определения НМЦК в строительстве

При определении начальной стоимости контракта на строительство здания детского сада заказчик обязан:

  1. Подготовить проектно-сметную документацию.
  2. Составить смету затрат на строительство.
  3. Ценовые показатели сметы просчитать под индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития строительство на перспективу (с учетом продолжительности строительства).
  4. Оценить коммерческие предложения и проанализировать текущие цены на региональном рынке услуг.
  5. Подготовить прогноз начальной цены контракта с учетом индивидуальных характеристик заказа. К примеру, необходимо учесть удаленность объекта строительства, наличие транспортной развязки, наличие помещений для хранения инвентаря и строительных материалов, подвод инженерных сетей, электричества для проведения работ и иное.

Детальный анализ, оценка и экономическое обоснование позволят правильно просчитать цену закупки.

Индексы в гособоронзаказе

Закупочная деятельность в сфере гособоронзаказа должна проводиться с учетом положений Приказа Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018. Норматив утверждает регламент применения индексов-дефляторов при определении НМЦК. Использовать положения Приказа Минэкономразвития № 276 в работе нужно как при закупках у единственного поставщика, так и при других способах проведения закупок.

Прогнозные коэффициенты Минэкономразвития применяют для определения плановых цен на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, производство, разработку и изготовление оборонной продукции. Также расчетные значения применяют для определения цен по утилизации ГОЗ и по иным товарам, работа и услугам, включенным в перечни с регулируемым ценообразованием.

Положения ГОЗ не распространяются на закупки продуктов питания!

К примеру, заказчик, отнесенный к сфере ГОЗ, обязан проводить закупки продуктов питания по нормативам 44-ФЗ. При определении НМЦК проводится экономическое обоснование стоимостных показателей с учетом дефляторов. Следовательно, применение дефляторов Минэкономразвития при определении НМЦК по 44-ФЗ является обязательным.

С 1 февраля ряд выплат, пособий и компенсаций индексируется на 3 %

С 2018 года установлен единый порядок индексации социальных выплат – один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из фактического индекса потребительских цен за предыдущий год.

По официальной информации Росстата, индекс потребительских цен в декабре 2019 года к декабрю 2018 года составляет 103 %. Таким образом, исходя из указанного значения индекса потребительских цен ряд выплат, пособий и компенсаций в 2020 году индексируется на 3 %.

Индексации подлежат размеры следующих выплат:

  • ежемесячной денежной выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, установленной Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
  • ежемесячной денежной выплаты ветеранам, установленной Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
  • ежемесячной денежной выплаты и ежегодной денежной компенсации инвалидам на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • ежемесячной денежной выплаты Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, установленной Федеральным законом от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
  • компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленной Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • ежемесячной денежной компенсации гражданам, получившим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие радиационного воздействия, установленной Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • социального пособия на погребение и стоимости услуг на погребение согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
  • государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • ежемесячной страховой выплаты, максимального размера ежемесячной страховой выплаты и максимальной суммы для определения размера единовременной страховой выплаты, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Новостная рассылка

Актуальная информация Минтруда у Вас на почте.

Индексация заработной платы в 2020 году

Обоснование роста выплат (в т. ч. по постановлению Правительства № 922)

Нормами действующего трудового законодательства РФ определено, что выплачиваемая работнику зарплата:

  • не может быть меньше, чем МРОТ за полный месяц работы при условии выполнения норм, установленных для соответствующего вида трудовой деятельности (ст. 133 ТК РФ);
  • должна расти сообразно с ростом цен на товары/услуги, потребляемые населением (ст. 134 ТК РФ).

Оба этих момента влияют на индексацию зарплаты в 2020 году, поскольку правила установления МРОТ требуют увеличения его федерального значения для этого года, а рост цен (или инфляция) — постоянный процесс, регулярно отражающийся на уровне заработной платы. Рост цен лишь надо охарактеризовать количественно, чтобы работодатели смогли выполнить требования ст. 134 ТК РФ.

Следствием индексация зарплаты в 2020 году станет применение постановления Правительства № 922 от 24.12.2007, утвердившего Положение о порядке исчисления среднего заработка. Согласно п. 16 этого Положения рост зарплаты, касающийся всех лиц, работающих у конкретного работодателя, приводит к необходимости корректировки на коэффициент повышения всех выплат, участвующих в расчете среднего заработка за период до увеличения окладов или тарифных ставок. То есть вырастет не только зарплата, но и платежи по отпускным (в т. ч. оплачиваемым при увольнении), больничным и иным периодам отсутствия на работе, оплачиваемым из расчета среднего заработка.

Увеличение зарплаты, зависящей от МРОТ

С 2018 года в части установления величины федерального МРОТ на очередной год начало действовать правило о соответствии ее прожиточному минимуму населения, способного к труду, за второй квартал прошедшего года (ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 421-ФЗ). Причем МРОТ в случае уменьшения прожиточного минимума не снижается.

С целью достижения этого соответствия с мая 2018 года федеральный МРОТ был увеличен до значения 11 163 руб. (ст. 1 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ). В 2019 году МРОТ был равен 11 280 руб, а с 01.01.2020 МРОТ составил 12 130 руб.

О динамике МРОТ в 2013 – 2020 годах читайте здесь.

Рост федерального МРОТ в 2020 году приводит к индексации зарплаты тех лиц, заработок которых определяет величина этого показателя, а также к увеличению размера МРОТ, применяемого в регионах. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального (ст. 133.1 ТК РФ), и именно по этой причине во многих регионах РФ действует показатель, установленный на федеральном уровне.

Индексация платы за труд госслужащим, бюджетникам и военнослужащим

В части финансирования расходов на оплату труда работодатели делятся на две группы:

  1. Делающие это за счет собственных средств — они в вопросах повышения зарплат будут ориентироваться на свои внутренние нормативные акты.
  2. Осуществляющие увеличение за счет средств бюджета (федерального, регионального или местного) — для них уровень роста заработка определяется законодательно.

В число лиц, финансируемых из бюджета, входят:

  • находящиеся на госслужбе (военнослужащие, служащие правоохранительных органов, гражданские госслужащие);
  • получающие зарплату из бюджетных средств (работники сфер образования, медицины, науки, культуры, социальной) — бюджетники.

Проектом федерального бюджета на 2019-2021 годы прогнозируемый уровень инфляции определен равным 4,3%. Именно на эту величину должны вырасти финансируемые из бюджета зарплаты в 2020 году. Однако для бюджетников, упомянутых в указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597, повышение осуществляется иными (более высокими) темпами. Поэтому для них рост зарплаты составит 6%.

Таким образом, индексация заработной платы в 2020 году военнослужащим, служащим правоохранительных органов и гражданским госслужащим, а также бюджетникам, не упоминаемым в указе № 597, будет осуществлена на 4,3%. Упомянутые же в указе № 597 бюджетники в 2020 году индексацию заработной платы получат в размере 6%.

Итоги

Действующим законодательством обязательное увеличение зарплат связывается с ростом МРОТ и инфляцией, отражающейся на уровне потребительских цен. Для 2020 года значимыми оказываются оба этих показателя. МРОТ увеличивается до значения 12 130 руб. Инфляция же прогнозируется на уровне 4,3%. На величину инфляции будут повышены зарплаты госслужащих и бюджетников, не упоминаемых в указе Президента РФ № 597. Для бюджетников, упомянутых в указе № 597, повышение составит 6%.

Индексация заработной платы в 2020 году

indeksaciya_zarabotnoy_platy_v_2020_godu.jpg

Похожие публикации

Право работников на своевременную выплату справедливой зарплаты, которая может обеспечить достойное существование человека и его семьи, утверждено ст. 2 ТК РФ. Работодатели обязаны обеспечивать своим работникам повышение уровня реального содержания их зарплат (ст. 134 ТК РФ). Такое повышение включает индексацию оплаты труда в связи с ростом потребительских цен на товары, услуги. Как должна проводиться индексация заработной платы в коммерческой компании, каковы ее особенности – расскажем в этом материале.

Для кого обязательна индексация заработной платы

Индексация является одной из гарантий, предусмотренной государством наравне с МРОТ. Она подразумевает периодическое повышение зарплат сотрудников на соответствующий коэффициент, чтобы поддержать их на должном уровне при постоянно растущих ценах и инфляции. Многие ошибочно полагают, что индексировать заработки персонала обязаны только финансируемые из госбюджета структуры. Это неверно – индексация обязательна абсолютно для всех работодателей, в т.ч. и для частного бизнеса. Если для бюджетной сферы порядок индексации устанавливается законодательно, то коммерческие организации самостоятельно разрабатывают такой порядок, фиксируя его в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах.

Рассчитывать на ежегодную индексацию уровня своего заработка могут все сотрудники, работающие по трудовому договору. Причем, даже если трудовой договор или иной локальный акт работодателя не содержит условий такой индексации, данное право за работником все равно сохраняется, поскольку установлено Трудовым кодексом РФ.

Обязанность проведения регулярной индексации утверждена статьей 134 ТК РФ, однако никакой четкой регламентации ее проведения (сроков, размеров, порядка) данная статья не содержит. При проведении индексации заработной платы в организации нужно учитывать разъяснения Минтруда РФ, а также позицию судов, хотя единого мнения по многим вопросам индексирования нет и у судебных инстанций.

Индексация заработной платы в коммерческих организациях 2020

Работодатели, не финансируемые из бюджета, имеют право самостоятельно (учитывая мнение представительного органа трудового коллектива) определять: в какие сроки, в каком размере и как часто следует проводить индексирование зарплат.

Если в стране наблюдается рост потребительских цен, индексация заработной платы в коммерческих организациях проводится минимум раз в год, или чаще (ежеквартально, ежемесячно). Росстат регулярно рассчитывает и публикует на своем сайте общероссийские и региональные индексы потребительских цен и уровня инфляции. Эти показатели, наряду с ростом МРОТ и уровнем прожиточного минимума населения по региону, могут приниматься работодателями за основу при определении коэффициента индексации зарплат персонала.

Единого способа индексации законом не предусмотрено. Согласно пояснениям Минтруда, приведенным в письме ведомства от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305, индексация заработной платы в 2020 г. может проводиться:

пропорциональным увеличением всех выплат, предусмотренных трудовым договором с сотрудником;

увеличением отдельных видов выплат, включаемых в зарплату работника (например, индексирование только оклада).

Порядок индексации заработной платы работодатель фиксирует в своем локальном акте, колдоговоре, трудовых договорах и т.п. При этом следует определить:

показатель, с учетом которого будет исчисляться коэффициент индексации (индекс роста цен по данным Росстата, уровень инфляции, прожиточный минимум для работающего населения по региону и т.д.);

период, за который будет учитываться показатель (по итогам года, месяца и т.д.);

методику расчета коэффициента индексации зарплат.

Приняв решение о проведении индексации заработной платы в 2020 году, работодатель издает приказ, в котором указывается: в связи с чем, и с какой даты повышаются зарплаты, показатель, на основе которого производится расчет, а также его значение.

Так, например, если индекс роста потребительских цен в ноябре 2019 года по данным Росстата составил 102,7%, работодатель может применить его для индексации зарплат своих сотрудников, тем самым увеличив их на 2,7% (выплаты, включаемые в зарплату х 102,7/100).

Федеральный МРОТ в 2020 г. увеличится на 850 руб. и составит 12130 руб. (в 2019 г. он равен 11280 руб.). Если при индексации исходить из этого показателя, то зарплаты сотрудников с 2020 года вырастут на 7,5% (850 / 11280 х 100).

Если ориентиром служит уровень инфляции по стране, для индексации в начале 2020 года можно принять его прогнозируемое Минэкономразвития значение, равное 3-3,1%.

Работодатель вполне может учесть иные показатели уровня жизни, включая региональные, и применять более высокие значения коэффициента, учитывая свои финансовые возможности.

Что будет, если индексацию не проводить

Ответственность за непроведение индексации может последовать для работодателя в связи с нарушением требований норм трудового права по ст. 5.27 КоАП РФ.

Даже если условие о регулярной индексации предусмотрено колдоговором, его невыполнение работодателем будет квалифицировано именно как нарушение норм ТК РФ (ст. 5.27 КоАП РФ), а не норм коллективного договора (ст. 5.31 КоАП РФ). Причем, санкции за нарушение норм ТК РФ гораздо существеннее. Такого мнения придерживается и Минтруд РФ в своем письме № 14-3/В-1135 от 26.12.2017, считая, что непроведение индексации влечет выплату зарплаты в неполном размере, тем самым нарушая нормы Трудового кодекса (ст. 22, 136 ТК РФ), а значит, применять к нарушителю следует ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ работодателя-ИП и должностных лиц компании ждет штраф в размере 1-5 тыс. руб., а юрлицу придется выплатить государству 30-50 тыс. руб.

Работники, чьи зарплаты не индексируются, могут обратиться в суд за защитой своего права. Но при этом следует учитывать во многом неоднозначную судебную практику по данному вопросу. По мнению Верховного Суда РФ, не только индексация может применяться для повышения реального содержания зарплат. Так, ее непроведение работодателем, регулярно повышающим оклады, выплачивающим сотрудникам премии и т.п, скорее всего не будет признано нарушением (п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ от 15.11.2017 № 4 (2017)). Сложно доказать и то, что индексация, по мнению работника, проведена в недостаточном объеме, ведь ее размер и порядок определяет сам работодатель и привязки к какому-то единому показателю у суда нет.

На сегодня все еще отсутствует четкий механизм индексации, утвержденный законодательно. Множество законопроектов, регламентирующих обязательное повышение зарплат, так и остались непринятыми. Очевидно, что большая часть коммерческих структур не стремится индексировать выплаты персоналу. Но, возможно, что-то в этой сфере изменит новый Административный регламент Роструда, вступивший в силу 22.10.2019 г. (приказ Роструда от 13.06.2019 № 160). В перечень документов, которые трудинспекторы должны запрашивать у работодателей в ходе проверки, включены внутренние акты, устанавливающие порядок индексации зарплат и документы, подтверждающие, собственно, проведение индексации, включая запросы работодателя о росте потребительских цен (п. 13 Регламента).

Что такое индекс-дефлятор и как его использовать

Что за показатель такой

Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.

Утверждая индекс-дефлятор на 2020-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

Как это работает

Разрабатывая индекс-дефлятор на 2020 год, Минэкономразвития Приказ утверждает сразу на несколько периодов. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:

Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов. В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.

После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.

Индексы-дефляторы на ближайшие три года

Отрасль202020202021
Промышленность (BCDE)
дефлятор103,3102,9103,0
ИЦП103,4103,0103,0
в т. ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика)104,1104,1103,9
Добыча полезных ископаемых (Раздел B)
дефлятор101,2100,6101,0
ИЦП101,4101,2101,1
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06+09)
дефлятор100,9100,4100,8
ИЦП101,2101,0100,9
Добыча угля (05)
дефлятор104,5104,0103,7
ИЦП104,3104,1103,9
уголь энергетический каменный
ИЦП104,6104,1104,1
Добыча сырой нефти и природного газа (06+09)
дефлятор100,5100,0100,4
ИЦП100,8100,7100,6
Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08)
дефлятор104,0102,6102,9
ИЦП103,6103,0103,0
Добыча металлических руд (07)
дефлятор104,2102,5102,7
индекс цен производителей103,7102,8102,9
Добыча прочих полезных ископаемых (08)
дефлятор103,2103,3103,3
ИЦП103,1103,2103,2
Обрабатывающие производства (Раздел C)
дефлятор103,9103,5103,5
ИЦП103,7103,5103,4
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12)
дефлятор103,1103,2103,5
ИЦП102,9103,2103,4
Производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15)
дефлятор104,2103,8103,5
ИЦП104,1103,8103,6
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)
дефлятор105,1104,6104,3
ИЦП104,6104,4104,3
Производство бумаги и бумажных изделий (17)
дефлятор105,2104,7104,4
ИЦП104,7104,5104,3
Производство нефтепродуктов (19.2)
дефлятор101,3100,1100,6
ИЦП100,999,8100,3
Производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22)
дефлятор105,2104,9104,7
ИЦП104,8104,7104,5
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)
дефлятор103,9103,7103,6
ИЦП103,9103,8103,7
Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5)
дефлятор104,2104,7103,7
ИЦП103,8104,4103,1
Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4)
дефлятор106,0104,5104,1
ИЦП105,6104,3103,7
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)
дефлятор104,5104,5104,2
ИЦП104,3104,3104,1
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)
дефлятор105,5105,3105,4
ИЦП105,3105,1105,1
Прочие
дефлятор102,8102,9103,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35)
дефлятор105,0104,2104,0
индекс цен производителей (ИЦП)105,0104,2104,0
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E)
дефлятор104,0104,0104,0
ИЦП104,0104,0104,0
Сельское хозяйство
дефлятор103,5103,1103,3
Индексы цен производителей
Растениеводство
дефлятор103,7102,9102,9
Животноводство
дефлятор103,4103,5103,7
индекс цен реализации продукции сельхозпроизводителями103,5103,8103,9
Транспорт, вкл. трубопроводный
дефлятор104,3104,2104,1
ИЦП104,4104,3104,3
ИЦП с исключением трубопроводн. транспорта103,6103,7103,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)
дефлятор105,0104,4104,2
индексы цен
Строительство
дефлятор105,0104,8104,5
ИЦП104,7104,6104,5
Потребительский рынок
оборот розничной торговли, дефлятор104,2103,5104,0
ИПЦ на товары104,0103,3103,9
платные услуги населению, дефлятор104,8104,2104,3
ИПЦ на услуги104,9104,3104,4

Сценарии развития

В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

  1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
  2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
  3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

Базовый сценарий

Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

  1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
  2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
  3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
  4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
  5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

Целевой план развития

Индекс-дефлятор на 2020 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:

  1. Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
  2. Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
  3. Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
  4. Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.

Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.

Консервативный план

Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:

  1. Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
  2. «Жесткая посадка» китайской экономики.
  3. Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
  4. Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
  5. Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
  6. Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.

Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.

Прогноз показателей на 2020 год

Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.

С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:

  • товары потребительского назначения — 104,4;
  • товары промышленного сектора — 104,1;
  • оптовые цены на газ — 103,8;
  • коэффициент стоимости угля — 103,9;
  • ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
  • прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
  • коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
  • индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
  • плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.

Ожидаемые показатели по базовому сценарию в таблице:

Ссылка на основную публикацию