ИП и гражданская оборона в 2020году

Содержание

Гражданская оборона и ИП: соблюдение требований

С мая 2017 года Правительство РФ ужесточило требования к мероприятиям, связанным с гражданской обороной и проведением вводного инструктажа в этой части. Это коснулось всех работодателей. А как же ИП и гражданская оборона? Точного ответа в законе нет. Разбираемся с этим вопросом.

Что изменилось

Вопросы подготовки населения в области гражданской обороны (далее также – ГО) регулирует специальное Положение, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841.

В связи со всплесками международной напряженности руководство страны решило ужесточить правила в отношении предупредительных и профилактических мер в сфере гражданской обороны. В итоге кабинет министров разработал пакет изменений в указанный документ.

Постановление от 19 апреля 2017 года № 470 действует со 2 мая. Согласно ему, водный инструктаж по ГО в отношении вновь принятых сотрудников с этой даты обязаны проводить все наниматели. Срок – в течение первого месяца работы новичка на данном предприятии. При этом про аналогичную обязанность у предпринимателей ничего не сказано.

Помимо обязательного проведения в отношении новых сотрудников вводного инструктажа по гражданской обороне с 02.05.2017 у работодателей появился ряд дополнительных обязанностей. Им необходимо:

  • разработать программу проведения вводного инструктажа по ГО;
  • планировать и проводить учения и тренировки в рамках гражданской обороны с персоналом.

Анализ нововведений показывает, что в целом подготовка работников в области ГО получила уклон в сторону военной составляющей, курсового обучения, а также практического применения полученных знаний.

Предприниматели

Должны ли соблюдать новые требования по гражданской обороне ИП наравне с юридическими лицами? Прямого ответа на этот вопрос в законодательстве нет.

Так, в постановлении Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841 предпринимательское сообщество вообще не упоминается. В изменениях в данный документ от 19 апреля 2017 года № 470 – тоже.

На наш взгляд, предпринимателям лучше держать ситуацию с ГО у себя на полном контроле. То есть – целиком и полностью соблюдать все правила и требования как старые, так и новые, установленные Правительством России и профильным ведомством – Министерством по чрезвычайным ситуациям.

В доказательство скажем следующее. Существует специальный Регламент МЧС по гражданской обороне. Он утверждён приказом Министерства от 26.06.2012 № 358. Среди прочего его пункт 4 уточняет, что предмет государственного надзора – это проверка выполнения организациями (юридическими лицами, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ) требований и мероприятий в области ГО.

Более того: в данном законодательстве нет уточнения относительно наличия у ИП штата работников, а также численности персонала. Это говорит о том, что со 2 мая 2017 года обязательный инструктаж по гражданской обороне, а также ряд смежных обязанностей, перечисленных нами выше, вменён как компаниям, так и частным предпринимателям.

Документы

Появление новых обязанностей в сфере ГО требует соответствующего документального оформления. В первую очередь, это программа вводного инструктажа ИП, которую он должен разработать и утвердить. В целом она не будет сильно отличаться от аналогичного плана у юридического лица.

Во-вторых, предпринимателю надо бы завести специальный регистр, в котором он будет фиксировать факты прохождения его персоналом вводного инструктажа по ГО и ЧС.

На практике такой журнал инструктажа для ИП ничем не отличается от аналогичного документа у организаций. Подробно о форме бланка такого журнала мы писали здесь:

Будет ли проверка?

В Обзоре правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России отвечает на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления своей надзорной деятельности. Среди прочего отмечено, что на сегодняшний день в целях снижения административного давления на предпринимательское сообщество плановые проверки в области гражданской обороны в отношении них не проводятся (хотя вероятность внеплановой ревизии никто не отменял).

В свою очередь, ожидать проверку следует:

  • исполнительным органам власти федерального и регионального уровня;
  • органам местного самоуправления;
  • предприятиям, отнесенным к категориям по гражданской обороне;
  • предприятиям, у которых на балансе есть защитные сооружения ГО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Гражданская оборона предприятия в 2020 году: актуальные требования законодательства, практические рекомендации по построению системы ГОЧС, необходимая документация. Курс повышения квалификации.

Программа мероприятия

Реформирование системы гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, призванное повысить эффективность правового регулирования отношений в области ГО, усовершенствовать систему мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей России обусловило принятие целого ряда законодательных и иных нормативных правовых актов.

Требования ГОЧС ужесточились и значительно усложнились. Изменилась нормативно-правовая база проведения проверок при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Для всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС стоят сложнейшие вопросы по обеспечению необходимого уровня готовности систем управления, связи, информирования и оповещения, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, по осуществлению превентивных мер по снижению риска возникновения ЧС, сохранению здоровья граждан, уменьшению размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения ЧС, по повышению уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов и др.

С 1 февраля 2019 года начал действовать национальный стандарт по обеспечению объектов с массовым пребыванием людей средствами индивидуальной защиты – ГОСТ Р 58202-2018 «Производственные услуги. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования».

При этом руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований , предприятий и учреждений, независимо от их рода деятельности, несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Курс обучения поможет разобраться в огромном количестве нормативных актов , регулирующих данную сферу, даст практические рекомендации по построению системы ГО, по прохождению проверок контролирующими органами.

Курс обучения предназначен для: руководителей организаций, руководителей и специалистов структурных подразделений, органов, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

  • Обзор важнейших изменений законодательства в сфере ГОЧС. « Об утверждении Основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» (Указ Президента РФ от 11.01.2018, N 12); Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска (ПП РФ от 22.07.2017 N 864); «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» (ПП РФ от 21.05.2007 N 305 (ред. от 22.07.2017)); “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” , «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016)
  • Локальная нормативная документация по ГОЧС предприятий и организаций: составление и практическое применение документов по ГОЧС на предприятии. Разработка, актуализация, своевременное утверждение и доведение до заинтересованных лиц локальных нормативных актов по ГО и ЧС. Перечень документов по ГО и ЧС, разрабатываемых в организациях (объектах экономики): основополагающие документы, организация ГО, защита от ЧС, медицинская служба, обучение и тренировки, СИЗ, защитные сооружения ГО, методические материалы по ГО и ЧС, промышленная безопасность, эвакуация, формирование запасов ГО, сбор и обмен информацией, мобилизационная работа, отраслевые документы по ГО и ЧС, антитеррористическая защита; пожарная безопасность, государственный надзор и проверки по ГО и ЧС, стандарты ГО и СНиП, оповещение, радиационная безопасность, материально-техническое оснащение. Должностные инструкции специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. План гражданской обороны объекта, (учреждения, предприятия), отнесенного и не отнесённого к категории по ГО: объем, организация, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС. (Приказ МЧС от 16.02.2012 N 70 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны»)
  • Защитные сооружения: Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 “О создания убежищ и иных объектов гражданской обороны” (ред. от 18.07.2015 N 737). Нормы, устройство, порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. Приказ МЧС от 15 декабря 2002 года N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (с изм. на 3 апреля 2017 года).
  • Организация и проведение курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Вводный инструктаж по ГО: организация, примерный перечень вопросов, учет проведения (ПП РФ от 19.04.2017 N 470 о внесении изменений в Положение о подготовке населения в области гражданской обороны (утв. ПП РФ от 02.11.2000 N 841)).
  • Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ): цели, порядок создания, примерный перечень, структура, нормы оснащения специальной техникой, оборудованием и материалами, поддержание в режиме постоянной готовности. («Методические рекомендации по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ)», приказ МЧС России 31.12.2015 N 2-4-87-62-11). Подготовка и обучение НАСФ. Действия формирований при угрозе нападения противника, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, участие формирований в составе сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) : (Приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 “Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне” и «Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне», утвержденные МЧС России 23.12.2015 N 2-4-87-58-11). Состав, структура и оснащение нештатных формирований, поддержание в режиме постоянной готовности. Задачи НФГО: участие в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, в проведении мероприятий по световой маскировке, обеспечение связи и оповещения, автотранспортное обеспечение, участие в первоочередном жизнеобеспечении пострадавшего населения, оказание первой помощи пораженным и их эвакуация, участие в санитарной обработке, участие в организации подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения и др. Обучение личного состава НФГО ( приказ МЧС России 22.02.2017 N2-4-71-8-14). Обучение руководителей НФГО . Участие НФГО в учениях, тренировках и соревнованиях.

Инструктаж по гражданской обороне при приёме на работу

При приёме на работу в обязательном порядке необходимо проведение инструктажа по гражданской обороне с заполнением соответствующих документов. В статье расскажем инструктаж по гражданской обороне при приёме на работу в 2020 году, поможем разобраться во всех вопросах во избежание ошибок и получения взысканий.

Инструктаж по гражданской обороне при приёме на работу

Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями и дополнениями) (ст. 1) даёт определение термину «Гражданская оборона». Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Система мероприятий требует определённого внимания как со стороны руководителей организаций, так и со стороны надзорных органов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями) как работающее, так и неработающее население в обязательном порядке подлежит проведению инструктажа по гражданской обороне. Изменения в данное Постановление внесены Постановлением Правительства от 19.04.2017 г. № 470.

В случае, если соискатель устраивается на работу – инструктаж по гражданской обороне проводится на рабочем месте в течение первого месяца работы (п.5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны).

Особенности проведения инструктажа для ИП

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 26 июня 2012 г. № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями) предметом государственного надзора является проверка выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны в том числе и индивидуальными предпринимателями.

Другими словами, индивидуальный предприниматель несёт ответственность за нарушение требований гражданской обороны наряду с юридическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами.

Индивидуальные предприниматели наряду с организациями обязаны:

  • разрабатывать программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций. Программы разрабатываются на основе примерных программ, утверждённых Министерством Российской Федерации;
  • осуществлять курсовое обучение работников в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
  • создавать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
  • разрабатывать программу проведения вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовывать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
  • планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне. Читайте также статью: → «Учет расходов на обучение: бухгалтерия, налоги».
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Особенности проведения инструктажа для организаций

Согласно Положения о подготовке населения в области гражданской обороны организации обязаны:

  • разрабатывать программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций. Программы разрабатываются на основе примерных программ, утверждённых Министерством Российской Федерации;
  • осуществлять курсовое обучение работников в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
  • создавать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
  • разрабатывать программу проведения вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовывать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
  • планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

Руководители организаций обязаны проходить курсовое обучение в области гражданской обороны не реже одного раза в 5 лет.

Обязанности ответственного за инструктаж

Ответственный за инструктаж по гражданской обороне назначается распоряжением руководителя организации. Данный человек в обязательном порядке должен иметь представление о гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях, пройдя соответствующее обучение.

В обязанности ответственного за инструктаж по гражданской обороне входит:

  • разработка программы курсового обучения личного состава формирований и служб организации, а так же работников организации;
  • курсовое обучение работников организации, личного состава и служб организации в области гражданской обороны;
  • создание и поддержание в рабочем состоянии учебно-материально базы;
  • разработка программы вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 ответственные за инструктаж по гражданской обороне обязаны повышать свою квалификацию или проходить курсовое обучение в области гражданской обороны не реже, чем 1 раз в 5 лет.

Структура Программы вводного инструктажа предполагает наличие следующих элементов:

Элемент Программы водного инструктажаКомментарий
Вводная часть
  • с кем проводится инструктаж?
  • цель проведения инструктажа
  • на основании чего разработана Программа вводного инструктажа?
  • кто проводит инструктаж?
  • где проводится инструктаж?
  • сроки проведения вводного инструктажа
  • регистрация инструктажа
Тематическая часть
  • названия тем
  • форма проведения занятий
  • продолжительность каждого занятия
ВопросыВопросы должны соответствовать тематической части вводного инструктажа

Где возможно пройти обучение по гражданской обороне

В соответствии с Положением о подготовке населения в области гражданской обороны (п. 4) подготовка проводится в:

  • организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования);
  • организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;
  • учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
  • других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
  • по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Ответственность за отсутствие инструктажа

Объект наложения взысканияРазмер взыскания (административного штрафа) (руб.)
Должностное лицо10 000 – 20 000
Юридическое лицо100 000 – 200 000

Как оформляется инструктаж, какими документами

Проведение вводного инструктажа оформляется в Журнале учёта инструктажей по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

В журнале в обязательном порядке указываются:

  • дата проведения инструктажа;
  • ФИО инструктируемого;
  • год рождения инструктируемого;
  • профессия, должность инструктируемого;
  • фамилия ИО, должность инструктирующего;
  • подпись инструктирующего;
  • подпись инструктируемого.

Журнал прошнуровывается и хранится у ответственного за ГО и ЧС организации. Читайте также статью: → «Ведение журнала инструктажа на рабочем месте». Проведение вводного инструктажа в обязательном порядке сопровождается оформлением соответствующих документов:

  • Приказ
  • Журнал регистрации инструктажа

Проведение инструктажа по ГО: особенности

Со 2 мая 2017 г. законодательством в области гражданской обороны предусмотрено проведение инструктажа в форме курсовой подготовки объёмом не менее 16 часов в течение года. Необходимо отметить, что проводится данное обучение работающего населения не реже одного раза в пять лет. Министерством чрезвычайных ситуаций разработана и утверждена Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14).

Организация обязана разработать собственную Программу курсового обучения сотрудников, но с учётом выше упомянутой Примерной программы, утверждённой МЧС России.

При разработке Программы вводного инструктажа необходимо учитывать:

  • особенности организации;
  • кадровые ресурсы организации;
  • место расположения организации.

Пример 1. ООО «АБВ» расположено в центральной части г. Москвы и осуществляет деятельность, направленную на предоставление консалтинговых услуг, ООО «ГДЕ» расположено в д. Горохово и занимается фермерским хозяйством. В данном случае Программы вводного инструктажа обеих организаций будут существенно отличаться друг от друга с учётом места расположения (мегаполис и сельская местность), кадровых ресурсов, особенностей организаций.

Программа инструктажа предполагает определённую тематику и форму проведения занятий:

Тема занятияФорма проведения
Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.Беседа
Порядок получения сигнала “ВНИМАНИЕ ВСЕМ!” с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним.Беседа
Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.Тренировка
Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.Комплексное занятие
Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов.Комплексное занятие
Оказание первой помощиТренировка
Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.Беседа

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Если в организации есть специальный человек, ответственный за ГО и ЧС – может ли он провести обучение по ГО и ЧС в том числе и директора?

Руководители организаций в обязательном порядке проходят обучение по ГО и ЧС в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации с получением соответствующего свидетельства.

Вопрос №2. Можем ли мы объединить вводный инструктаж по охране труда с вводным инструктажем по ГО и ЧС?

Законодательство не позволяет объединять данные области. При приёме на работу нового сотрудника, командированного специалиста или студента образовательного учреждения, проходящего на предприятии производственную практику, необходимо проводить как вводный инструктаж по охране труда, так и вводный инструктаж по ГО и ЧС.

Организация гражданской обороны на предприятии

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  • План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  • Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

    • что предпринимать при оповещающем сигнале;
    • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
    • оказывать первичную медпомощь;
    • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
    • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
    • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
    • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

    Как часто нужно обновлять знания по ГО

    Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

    • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
    • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

    ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

    Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

    Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

    Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

    –>ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ –>

    Какие изменения ждут руководителей малых предприятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС) в следующем году?

    Мы уже информировали наших читателей, что в связи с истечением с 1 января 2019 г . срока на ограничение проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, установленного статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” приказом МЧС России от 07.06.2018 N 245 отменен приказ МЧС России от 12.09.2016 N 492 “О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства”. Таким образом, ответ на вопрос «Можно ли в ближайшем будущем ожидать увеличение количество проверок малого бизнеса в области гражданской обороны, защиты от ЧС и пожарной безопасности?» становится очевидным.

    Мы также обозначили позицию редакции нашего журнала в отношении проверок объектов малого предпринимательства. Несмотря на дополнительную нагрузку, редакция журнала считает принятое решение об устранении ограничений на проверки малого бизнеса органами МЧС России обоснованными. Вспомним многочисленные пожары, в том числе с человеческими жертвами, в торговых центрах нашей страны в результате грубых нарушений требований пожарной безопасности. Многие собственники торговых помещений и арендодатели принадлежали именно к малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, оказавшихся фактически вне контроля надзирающих органов в результате моратория на проверки. Однако насколько эффективными будут проверки малых предприятий именно в области ГО и не превратятся ли они в формальную процедуру, покажет время.

    Какие изменения произошли в нормативно-правовой базе в области организации проверок малых предприятий по ГО и ЧС?

    Специальных нормативно-правовых актов по проверкам малых предприятий нет – на них действуют те же требования, что и для других организаций. Важно знать, что за последнее время значительно обновилась нормативно-правовая и методическая база, направленная на упорядочение проверок органами МЧС России на основе риск-ориентированного подхода. Приняты и актуализированы следующие документы:

    – Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 (ред. от 22.07.2017) “Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);

    – методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28);

    – методические рекомендации по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-3-28);

    – методические рекомендации (примерные) по организации и проведению проверок органами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 21.06.2016 N 2-4-71-36-19);

    – приказ МЧС России от 27.02.2018 N 78 “Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны”;

    – приказ МЧС России от 27.02.2018 N 77 “Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;

    – обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России» (утв. МЧС России).

    С полными текстами указанных нормативных актов Вы можете ознакомиться на сайте редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф. Основные положения вышеуказанных документов нашли отражение в публикациях нашего журнала. Повторим, что основным вектором развития надзорной деятельности на современном этапе стало снижение административного давления и финансовых издержек при неуклонном исполнении требований нормативно-правовых актов в области ГО и ЧС, т.е. повышение эффективности контроля как важнейшей функции управления гражданской обороной. Выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Другими словами, проверять в первую очередь нужно именно те организации, которые сами по себе представляют потенциальную опасность или от которых зависит состояние системы ГО и защиты от ЧС на территории. Направлять все силы на максимальный контроль всех без исключения объектов нецелесообразно и неэффективно, т.е. речь идет об установлении приоритетов в надзорной деятельности.

    Чем принципиально отличается организация ГО и ЧС на малых предприятиях и в других организациях?

    Принципиально ничем. Законодательство в области гражданской обороны и защиты от ЧС не разделяет предприятия и иные организации по размеру и количеству работающих. Просто малые предприятия (уже исходя из своего названия) меньше по размеру и количеству работающих, имеют меньшее социально-экономическое значение и возможностей по участию в мероприятиях ГО и ЧС, гораздо реже имеют категорию по гражданской обороне по сравнению с более крупными организациями. У малых предприятий редко имеются потенциально опасные для территорий и населения производства. Имеет значение не просто количество работающих и размер организации, а присужденная категория по ГО и участие в РСЧС (наличие задания по предупреждению и ликвидации ЧС). Понятно, что у крупных предприятий больше материально-технических возможностей решать задачи ГО и ЧС, и все они, как правило, имеют конкретные задания по ГО и ЧС, формируют и обеспечивают деятельность НАСФ, НФГО, решают иные поставленные перед ними вышестоящими органами управления ГО задачи.

    Какая документация по ГО должна быть на малом предприятии?

    Все зависит от категории по гражданской обороне и полученного задания по выполнению задач ГО от вышестоящего органа управления ГО. Если малое предприятие не имеет категории по ГО, нигде не участвует и не имеет никаких заданий, то перечень документации минимален:

    – приказ о назначении уполномоченного по ГО (им может быть руководитель организации) и его обязанностях и функциях;

    – инструкция по действиям работников малого предприятия при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнении мероприятий гражданской обороны[1];

    – журнал вводного инструктажа по ГО.

    Отсутствие документации по ГО на малом предприятии является поводом для административного наказания.

    Нужно ли разрабатывать план по ГО на малом предприятии?

    Опять же все зависит от категории по гражданской обороне этого предприятия. Если малое предприятие не отнесено к категории по гражданской обороне и (или) прекращает работу в военное время, расположено вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), то оно собственный план гражданской обороны не разрабатывает. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований. Основание: п. 116 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП).

    Если малое предприятие отнесено к категории по гражданской обороне, то план ГО разрабатывается и согласовывается с вышестоящим органом управления ГО и ЧС.

    При наличии мобилизационного и иного задания по решению задач гражданской обороны наличия плана ГО обязательно. Например, при наличии у малого предприятия, оказывающего ритуальные услуги, задания по гражданской обороне на срочное захоронение трупов в военное время.

    Нужно ли назначать на малых предприятиях уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны?

    Нужно. Опять же, приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 “Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций” не делает различий между малыми предприятиями и иными более большими организациями – требования одни и те же. Разница только в категории по ГО, направлениях деятельности и объемах работы. Даже если малое предприятие не относится к категории по ГО, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны организации выполняет следующие функции:

    – организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

    – участвует в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

    – организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    Не надо забывать, что и сами малые организации различаются по количеству работающих. Одно дело – 50 работников, другое – 2-3 человека. В небольших организациях функции уполномоченного по ГО обычно выполняет руководитель организации.

    Нужно ли проводить вводный инструктаж на малых предприятиях и разрабатывать соответствующую программу инструктажа по ГО?

    Обязательно, иначе это будет нарушением законодательства в области ГО. Соответственно нужно вести журнал по проведению вводного инструктажа по ГО и утвердить программу вводного инструктажа по ГО. Примерную программу можно взять из «Рекомендаций по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне», утв. МЧС России 05.06.2018 N 2-4-71-13-8 (см. табл. 1).

    Примерная программа вводного инструктажа по ГО

    Примерный перечень учебных вопросов

    Время [2] на отработку (минут)

    Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации

    Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС

    Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации, а также при военных конфликтах

    Установленные в организации способы доведения сигналов гражданской обороны и информации об угрозе и возникновении ЧС и опасностей, присущих военным конфликтам

    Порядок действий работника при получении сигналов гражданской обороны

    Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) аварийно химически опасных веществ и радиоактивным загрязнением, в т.ч. по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания

    Порядок действий работника при получении и использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (при их наличии в организации)

    Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты)

    Порядок действий работника при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий:

    по эвакуации работников;

    по эвакуации материальных и культурных ценностей

    Права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера

    Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

    Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

    Код публикации: 18.12.

    [1] С макетом инструкции по действиям персонала организации, учреждения, предприятия численностью до 50 чел. (малого объекта) при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны можно ознакомиться в разделе «Образцы документов».

    [2] Рекомендуемая продолжительность программы вводного инструктажа по ГО.

    Надзор в сфере гражданской обороны будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода

    Adam Gregor / Shutterstock.com

    Правительство расширило перечень видов государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, включив в него государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. № 864 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля” 1 ). В связи с этим, необходимые изменения вносятся в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны и Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Так, МЧС России предписано с 1 января 2018 года проверять готовность организаций и ИП противостоять природным и техногенным катаклизмам, а также выполнять задачи в сфере гражданской обороны с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с помощью проверочных листов. Причем предмет проверки будет ограничен содержанием контрольных вопросов, содержащихся в проверочном листе.

    Для этого деятельности юрлиц и ИП будет присвоена та или иная категория риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности.

    К примеру, к категории высокого риска будет отнесена деятельность субъектов, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне либо эксплуатирующих потенциально опасные объекты. А к категории значительного риска – деятельность субъектов, включенных в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций либо отнесенных к первой категории по гражданской обороне.

    В результате проверки будут проводиться со следующей периодичностью:

    для категории высокого риска – один раз в 2 года;

    для категории значительного риска – один раз в 3 года;

    для категории среднего риска (к этой категории будут относить деятельность ИП и организаций только в рамках государственного надзора в области гражданской обороны) – не чаще чем один раз в 5 лет.

    При этом организации и ИП, деятельности которых присвоен низкий риск, проверять не будут вовсе. Решение об отнесении деятельности организаций и ИП к категории риска принимает руководитель территориального органа МЧС России, говорится в документе.

    Как предотвратить неправомерные действия инспектирующих органов государственного пожарного надзора? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт “Советы экспертов. Проверки, налоги, право” . Оставить заявку

    По мнению кабмина, изменения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

    Напомним, перевод контрольно-надзорных органов на работу с применением риск-ориентированного подхода начался в августе прошлого года. Тогда правительством было принято решение с 1 января этого года использовать риск-ориентированный подход при осуществлении санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, а также надзора в области связи, а при проведении иных видов контроля – с 2018 года. Но затем было принято решение осуществлять надзор за соблюдением трудового законодательства также с применением риск-ориентированного подхода уже с 1 марта этого года.

    А с 1 января текущего года появился новый порядок проведения плановых проверок надзорными органами с использованием списков контрольных вопросов. Для этого ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) была дополнена п. 11.1-11.5. Проверочные листы представляют собой перечни вопросов, ответы на которые однозначно будут свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении проверяемым обязательных требований, которые составляют предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

    Ссылка на основную публикацию