Ответы Минфина и ФНС на вопросы о применении НПД

Содержание

Ответы Минфина и ФНС на вопросы о применении НПД

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 декабря 2019 г. № 03-11-11/99133 О праве применять специальный налоговый режим НПД физическими лицами, оказывающими юридические услуги на территории субъектов РФ, включенных в эксперимент, на основании гражданско-правовых договоров

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 19.11.2019 и по вопросу, связанному с порядком применения налога на профессиональный доход, сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)” (далее – Федеральный закон) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом, признаются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее – НПД).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ применять НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Ограничения, связанные с применением Федерального закона, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона.

При этом согласно пункту 5 части 2 статьи 4 Федерального закона лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, не вправе применять специальный налоговый режим НПД, если иное не предусмотрено пунктом 6 части 2 статьи 4 Федерального закона.

Таким образом, не вправе применять специальный налоговый режим НПД лица, являющиеся поверенными, комиссионерами, агентами и осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе соответствующих договоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

При этом не признаются объектом налогообложения, в частности, доходы, получаемые в рамках трудовых отношений, а также доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

На основании изложенного полагаем, что физическое лицо, оказывающее юридические услуги, в том числе представительство в суде, на территории субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, на основании гражданско-правовых договоров, при условии, что заказчиками таких услуг не являются его работодатели (либо лица, бывшие его работодателями менее двух лет назад), и не ведущее предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, вправе применять специальный налоговый режим НПД при условии соблюдения ограничений, установленных Федеральным законом.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
департамента налоговой и
таможенной политики Минфина
Р.А. Саакян

Обзор документа

При соблюдении установленных законом ограничений налог на профессиональный доход могут применять граждане, оказывающие юридические услуги в регионах, где введен режим.

Заказчиками таких услуг не могут быть работодатели либо лица, бывшие работодателями граждан менее 2 лет назад. Деятельность не должна осуществляться в интересах другого лица по договорам поручения, комиссии либо агентирования.

Самозанятые: когда можно, а когда нельзя. Энциклопедия ситуаций по НПД

Специальный налоговый режим в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД) был введен ровно год назад — с 1 января 2019 года — всего в четырех субъектах РФ. С 1 января 2020 года территория, на которой проходит эксперимент, расширена.

О новых правилах уплаты НПД с 2020 года и поговорим, а также ответим на вопросы, возникающие на практике.

Плюс 19 регионов

Итоги эксперимента по применению спецрежима в виде НПД

Начнем с цифр. Согласно данным ФНС по состоянию на 31 октября 2019 года количество зарегистрированных плательщиков НПД составило 260 тыс. человек, в том числе по регионам:

— г. Москва — 151,7 тыс. физических лиц;

— Московская область — 55,7 тыс. физических лиц;

— Калужская область — 5,9 тыс. физических лиц;

— Республика Татарстан — 46,6 тыс. физических лиц.

При этом суммарный доход, полученный от реализации деятельности плательщиками НПД, на указанную дату составляет около 30 млрд руб.

На основании этих данных ФНС сделала вывод, что особенности данного режима (упрощенный порядок регистрации без необходимости посещения налогового органа, освобождение от использования ККТ, отсутствие какой?либо отчетности перед государственными органами, комфортные размеры налоговых ставок) оказались востребованы налогоплательщиками, ранее не уплачивавшими налоги.

Кроме этого, мониторинг уплаты НПД также показал, что около 50?% налогоплательщиков (от зарегистрированных плательщиков НПД) не декларировали свои доходы в 2018 году. Исходя из этого, ФНС посчитала, что они не уплачивали какие?либо налоги и иные обязательные платежи, работая полностью в теневом секторе экономики. Но с этим можно поспорить: как минимум, часть из обозначенных лиц только начала свою деятельность в 2019 году.

Первые итоги эксперимента, по мнению сторонников расширения границ применения спецрежима в виде НПД, позволяют утверждать, что на сегодняшний день данный налоговый режим обеспечивает решение основной задачи его введения — создание стимулов для выхода людей «из тени».

Почему не вся территория РФ?

  • Санкт-Петербург;
  • Волгоградская область;
  • Воронежская область;
  • Ленинградская область;
  • Нижегородская область;
  • Новосибирская область;
  • Омская область;
  • Ростовская область;
  • Самарская область;
  • Сахалинская область;
  • Свердловская область;
  • Тюменская область;
  • Челябинская область;
  • Красноярский край;
  • Пермский край;
  • Ненецкий автономный округ;
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Республика Башкортостан.

Сразу скажем, что в процессе принятия рассматриваемых поправок были отклонены предложения о введении спецрежима на всей территории РФ. Также были отклонены предложения о включении еще некотоых регионов. В конечном итоге были приняты только те регионы, которые были внесены в законопроект изначально. Чем руководствовались разработчики? Как сказано в пояснительной записке, представленным законопроектом предлагается включить с 1 января 2020 года в перечень регионов — участников эксперимента субъекты РФ — доноры, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также регионы, в состав которых входят города с населением свыше миллиона человек, то есть субъекты РФ, которые не будут рассматривать этот налоговый режим как источник дополнительных доходов. Отмечено, что по результатам анализа реализации эксперимента за 2019 год необходимо оценить возможность и целесообразность расширения эксперимента на все субъекты РФ с 1 июля 2020 года.

В связи с вышесказанным ответ на вопрос, почему спецрежим в виде НПД не распространили на всю территорию РФ, звучит так: он актуален только в регионах-донорах, в остальных субъектах РФ признано нецелесообразным его введение. Но это пока.

Отметим также, что применение спецрежима остается в статусе эксперимента и регулируется отдельным федеральным законом, новой главы в НК РФ так и не появилось.

Доходы от НПД зачисляются:

— в бюджеты субъектов РФ — по нормативу 63% (ст. 56 БК РФ);

— в бюджеты государственных внебюджетных фондов — по нормативу 37% (ст. 146 БК РФ).

Расширение видов деятельности для уплаты НПД

— по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

— по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Отметим, что с 2020 года п. 70 ст. 217 НК РФ фактически утрачивает свое действие, поскольку данная норма действовала только с 2017 по 2019 годы.

Рассматриваемое новшество позволит налогоплательщикам, ранее направившим уведомления об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, по полученным от такой деятельности доходам с 2020 года уплачивать НПД.

Практика применения спецрежима в виде уплаты НПД

Поскольку с 2020 года территория применения спецрежима существенно расширена, вопросы, возникающие при реализации норм Федерального закона № 422-ФЗ, становятся еще более актуальными. Рассмотрим некоторые из них.

Плательщики НПД: кто они?

Иностранные граждане. Согласно п. 1 — 3 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату НПД, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД. Постановку на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД осуществляют граждане РФ, а также граждане других государств — членов ЕАЭС.

Применение указанного специального налогового режима гражданами иных государств, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ, Федеральным законом № 422-ФЗ не предусмотрено (Письмо Минфина России от 23.07.2019 № 03-11-11/54601).

Индивидуальный предприниматель, который признан несостоятельным (банкротом) и в отношении которого введена процедура реализации имущества. Пункт 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ содержит перечень лиц, которые не вправе уплачивать НПД, а п. 2 ст. 6 указанного закона ограничивает возможность уплаты названного налога в отношении отдельных видов доходов физических лиц.

При этом Федеральный закон № 422-ФЗ не содержит запрета на применение индивидуальным предпринимателем, который признан судом несостоятельным (банкротом) и в отношении которого введена процедура реализации имущества, НПД (Письмо Минфина России от 28.06.2019 № 03-11-11/47696).

Несовершеннолетние физические лица. Законодательство РФ предусматривает возможность регистрации несовершеннолетних физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и уплаты НПД (Информация ФНС России от 17.06.2019).

Несовершеннолетние физические лица в возрасте от 14 до 18 лет, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе вести деятельность, доходы от которой облагаются НПД, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности, в следующих предусмотренных ГК РФ случаях:

— приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме в связи с вступлением в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ);

— наличие письменного согласия законных представителей несовершеннолетнего — родителей, усыновителей или попечителей на совершение сделок (п. 1 ст. 26 ГК РФ);

— объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) по решению органа опеки и попечительства либо по решению суда (ст. 27 ГК РФ).

Ограничения по видам деятельности

  • лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством РФ;
  • лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
  • лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров ККТ при расчетах с покупателями (заказчиками) за названные товары в соответствии с действующим законодательством о применении ККТ.

При практическом применении данных ограничений возникает ряд вопросов. Рассмотрим их.

Уплата НПД председателем совета МКД

Пунктом 1 ст. 161.1 ЖК РФ предусмотрено: если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в названном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в доме.

Согласно нормам п. 2 и 3 ст. 161 и п. 6 ст. 161.1 ЖК РФ на общем собрании собственников помещений в МКД выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), а также из числа членов совета МКД избирается председатель совета МКД.

В силу п. 7 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД осуществляет руководство текущей деятельностью совета МКД и подотчетен общему собранию собственников помещений в МКД. Кроме того, председатель совета МКД осуществляет полномочия, относящиеся к компетенции указанного лица, которые установлены п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ.

При этом положениями ст. 16 ТК РФ определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

На основании пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ не признаются объектом обложения НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений. Соответственно, доходы, полученные от деятельности в качестве председателя совета МКД, не признаются объектом обложения НПД (Письмо Минфина России от 11.10.2019 № 03-11-11/78435).

Адвокатская деятельность

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность не является предпринимательской.

При этом на основании пп. 12 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ не признаются объектом обложения НПД доходы от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Соответственно, доходы от адвокатской деятельности не признаются объектом обложения НПД (Письмо Минфина России от 06.09.2019 № 03-11-11/68813).

Уплата НПД арбитром (третейским судьей)

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» арбитром (третейским судьей) является физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

При этом применение положений Федерального закона № 422-ФЗ зависит от правовой квалификации статуса арбитра (третейского судьи). В Письме ФНС России от 08.08.2019 № СД-4-3/15715 даны рекомендации обратиться с приведенным вопросом в Минюст, поскольку полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере арбитража (третейского разбирательства) и международного коммерческого арбитража отнесены к компетенции данного ведомства.

Оказание услуг в сфере маркетинга юридическим лицам по гражданско-правовым договорам

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом согласно пп. 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ не признаются объектом обложения НПД доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

Но положения Федерального закона № 422-ФЗ не предусматривают запрета на применение спецрежима в виде НПД для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере маркетинга юридическим лицам по гражданско-правовым договорам, при условии соблюдения норм указанного закона (Письмо Минфина России от 06.08.2019 № 03-11-11/59063).

Использование авторских прав, интеллектуальной собственности

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ объектом обложения НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Профессиональным доходом признается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (п. 7 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ).

Таким образом, при соблюдении ограничений, предусмотренных Федеральным законом № 422-ФЗ, физическое лицо, получающее доход от использования своих авторских прав, вправе уплачивать НПД, в том числе в соответствии с договором с иностранной компанией (Письмо ФНС России от 05.08.2019 № СД-4-3/15409).

При этом Федеральный закон № 422-ФЗ не содержит запрета на уплату физическим лицом НПД в отношении доходов от предоставления права использования его интеллектуальной собственности по договору, заключенному таким физическим лицом с юридическим лицом в связи с передачей последнему прав по продаже лицензий.

Услуги по отчуждению (приобретению) объектов недвижимости

Положения Федерального закона № 422-ФЗ не предусматривают запрета на применение спецрежима в виде НПД физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги физическим и юридическим лицам по отчуждению либо приобретению объекта недвижимости, при условии соблюдения норм указанного закона (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-11-11/54306).

Место ведения деятельности для целей уплаты НПД

Услуги через Интернет

Ситуация следующая: услуги оказываются через Интернет исполнителем, который находится в субъекте РФ, не включенном в эксперимент. При этом заказчик — из субъекта, который включен в эксперимент. Вправе ли исполнитель уплачивать НПД?

Как разъяснено в Письме Минфина России от 06.09.2019 № 03-11-11/68809, если налогоплательщик оказывает услуги дистанционно посредством Интернета на территории субъекта РФ, который не включен в эксперимент, такое физическое лицо не вправе уплачивать НПД. При этом место регистрации заказчика услуги не имеет значения для определения места ведения деятельности налогоплательщика в целях уплаты НПД.

Но в Письме ФНС России от 18.11.2019 № СД-4-3/23424@ приведено противоположное мнение. С учетом того, что положения Федерального закона № 422?ФЗ не содержат определения места ведения деятельности, осуществляемой дистанционно, до внесения изменений в этот закон место ведения указанной деятельности может определяться по выбору плательщика НПД: либо по месту его нахождения, либо по месту нахождения покупателя (заказчика). Указанная позиция согласована с Минфином.

Из приведенных разъяснений контролирующих органов можно сделать следующий вывод: вопрос об уплате НПД при оказании услуг дистанционно через Интернет открыт. Никаких изменений в Федеральный закон № 422-ФЗ в этой части пока не внесено. Во избежание потенциальных проблем с налоговым органом целесообразно обратиться в свою инспекцию за разъяснениями.

Услуги гражданско-правового характера в субъекте РФ, включенном в эксперимент, если физическое лицо проживает в субъекте РФ, не включенном в эксперимент

Заключение гражданско-правовых договоров регулируется ГК РФ. Физические лица, уплачивающие НПД, могут оказывать услуги гражданско-правового характера как физическим лицам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с учетом требований Федерального закона № 422-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ физическое лицо указывает субъект РФ, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на спецрежим в виде НПД.

В случае оказания физическим лицом, местом жительства которого является субъект РФ, не включенный в эксперимент, услуг на территории субъекта РФ, который включен в эксперимент, такое физическое лицо вправе уплачивать НПД в отношении всех доходов, являющихся объектом обложения НПД (письма Минфина России от 01.08.2019 № 03-11-11/57804, от 13.08.2019 № 03-11-11/61087).

Услуги заказчикам из иностранных государств

Положения Федерального закона № 422-ФЗ не предусматривают запрета на уплату НПД физическими лицами, получающими доход от заказчиков из иностранных государств. Таким образом, физическое лицо, оказывающее услуги на территории субъекта РФ, включенного в эксперимент, в том числе заказчикам из иностранных государств, вправе уплачивать НПД при условии соблюдения иных ограничений, установленных Федеральным законом № 422-ФЗ (Письмо Минфина России от 05.09.2019 № 03-11-11/68560).

Нормативные документы Минфина РФ и ФНС РФ

ФНС России

Налогом на имущество физлиц облагаются хозпостройки, зарегистрированные в ЕГРН.

Для внесения в ЕГРН хозпостройка должна отвечать признакам недвижимости: быть прочно связана с землей, а ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.

Не относятся к недвижимости и не регистрируются в ЕГРН некапитальные временные строения — теплицы, хозблоки, бытовки и т.п.

Сообщается, что в случае если хозпостройка зарегистрирована в ЕГРН, но ее площадь не более 50 кв. м, то налог с нее не взимается. Данная льгота применяется только для одной хозпостройки, при условии, что она не используется в предпринимательской деятельности.

ФНС России

«Налог на земельные участки физлиц в 2019 году рассчитают по новым правилам»

Земельный налог физлицам будет рассчитан по новым правилам.

В частности, с этого года подлежит применению коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом.

Право на льготу по земельному налогу в виде вычета стоимости 6 соток предоставлено лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

В ряде регионов будут применены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 2018 года.

Письмо ФНС России от 18.04.2019 N БС-4-21/7359@

«О запросах сведений в соответствии с пунктом 13 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации»

Налоговые инспекции вправе направить запрос о предоставлении уточняющих сведений без согласования с ФНС России.

Сведения, предусмотренные статьей 85 НК РФ, представляются органами, учреждениями и организациями в налоговые органы по их запросам в течение установленного срока.

Сообщается, что при возникновении обоснованной необходимости запросы уточняющих сведений, в том числе в Росреестр, Росавиацию и т.д., могут направляться территориальными налоговыми органами без согласования с Управлением налогообложения имущества ФНС России.

ФНС России от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@

«Об основных положениях Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, касающихся налогообложения имущества»

ФНС России сообщила об изменениях в налогообложении земельным налогом, транспортным налогом и налогом на имущество.

Речь идет о Федеральном законе от 15.04.2019 N 63-ФЗ, которым внесены изменения в НК РФ.

Сообщено, в частности, о следующем:

уточнены основания освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с их угоном (кражей);

с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу (уплата налога будет осуществляться на основании сообщения налогового органа об исчисленной сумме налога);

с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также вводятся положения о возможности представления единой налоговой отчетности (для налогоплательщиков, состоящих на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения объектов недвижимого имущества);

при исчислении налога на имущество ФЛ увеличен размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных.

КонсультантПлюс: Российское законодательство (Версия Проф):

Информация ФНС России

С 2020 года отменяется представление расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, с 2021 года — деклараций по транспортному и земельному налогам.

Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

Сообщается, что с 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период, на основании сведений от регистрирующих органов (Росреестра, ГИБДД и т.п.).

Кроме того, налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения объектов недвижимости, на территории субъекта РФ, смогут представлять налоговую декларацию по налогу на имущество по всем объектам в одну инспекцию по своему выбору.

ФНС России от 16.04.2019 N СД-4-3/7089@

«О применении налога на профессиональный доход»

При наличии чека, выданного плательщиком НПД, соответствующие затраты можно учесть в расходах при налогообложении.

При произведении расчетов налогоплательщик налога на профессиональный доход (НПД) обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику).

Покупатели (заказчики), применяющие иные системы налогообложения (общий режим, УСН, ЕСХН), вправе при определении своих налоговых обязательств учесть произведенные затраты на основании полученного чека.

При этом отмечено, что утрата физлицом права на применение НПД или аннулирование налоговым органом его постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД не является основанием для непризнания соответствующих затрат в составе расходов.

КонсультантПлюс: Вопросы-ответы (Финансист):

Об НДФЛ при продаже транспортного средства, находившегося в собственности менее трех лет.

(Письмо ФНС России от 15.04.2019 N БС-3-11/3573@)

О вычете НДС в размере 2 процентных пунктов, доплаченного к предварительной оплате (частичной оплате) в связи с увеличением ставки НДС.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-07-11/26126)

Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с созданием объектов, безвозмездно переданных в государственную или муниципальную собственность.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-03-06/1/26125)

О применении ставки НДС 10% при реализации медицинского товара, не подлежащего госрегистрации.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-07-11/26121)

О применении ставки 0% по налогу на прибыль медицинскими организациями, переходящими с УСН на ОСН.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-03-06/1/26100)

Об уплате ИП, применяющим ПСН, страховых взносов на ОПС и ОМС за себя в случае начала деятельности в течение расчетного периода и о представлении декларации.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-15-05/26086)

Об НДФЛ при продаже земельного участка, находившегося в общей долевой собственности менее минимального предельного срока владения.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25983)

Об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости балансодержателями объектов недвижимости, не владеющими ими на праве собственности или хозяйственного ведения.

(Письмо ФНС России от 12.04.2019 N БС-4-21/6943)

О постановке физлиц на учет в налоговом органе.

(Письмо ФНС России от 12.04.2019 N ГД-3-14/3542@)

Об НДФЛ при продаже земельного участка, доходы от продажи которого меньше, чем его кадастровая стоимость, умноженная на коэффициент 0,7.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/26018)

Об НДФЛ при продаже нежилого помещения, использовавшегося в предпринимательской деятельности, при изменении размера доли в праве собственности на него.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/26011)

О предоставлении имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25988)

О получении супругами социального вычета по НДФЛ на лечение.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25978)

Об НДС и налоге на прибыль при осуществлении строительного контроля собственными силами.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-11/25634)

Об НДС при осуществлении деятельности на основе агентских договоров.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-11/25556)

Об НДС в отношении услуг застройщика, оказываемых по договорам участия в долевом строительстве организациям и физлицам.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25553)

Об НДС при реализации медицинских услуг.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25551)

Конституционный суд запретил Минфину отписки по налоговым вопросам

Конституционный суд (КС) постановил, что Минфин и ФНС должны давать четкие разъяснения по применению налогового законодательства даже в тех случаях, когда толкование узкоспециальных вопросов не входит в компетенцию налоговых и финансовых органов. Минфин должен самостоятельно обращаться за разъяснениями к другим ведомствам, а не перекладывать эту обязанность на налогоплательщика, следует из постановления суда.

Такое решение КС вынес, рассматривая жалобу АО «Флот Новороссийского морского торгового порта» по спору с налоговой о доначислении НДС. Спор возник из-за неясности формулировок в законодательстве, которые определяют, какие именно услуги портов облагаются НДС по льготной ставке 0%.

Такая ставка применяется к агентским, снабженческим и обследовательским услугам портов по обслуживанию судов. «Флот НМТП» предоставлял услуги по бонированию — установке бонов (специальные ограждения, которые препятствуют разливу нефтепродуктов во время их загрузки на судно). ФНС, арбитражные суды и Верховный суд пришли к выводу, что услуга бонирования не относится к обслуживанию судов, а потому не подпадает под льготу. Компания же настаивала, что ранее, на протяжении восьми лет, налоговые органы соглашались с применением льготы по НДС в отношении этой услуги. Также «Флот НМТП» указывал, что такой подход соответствует письменным разъяснениям Минтранса, куда компания обратилась по рекомендации Минфина. Суды отказались учитывать разъяснения Минтранса, так как «данное ведомство не уполномочено разъяснять законодательство» о налогах и сборах.

КС встал на сторону «Флота НМТП» и постановил, что бонирование судов подпадает под действие нулевой ставки НДС. Отдельно в решении суда указывается, что положения Налогового кодекса обязывают госорганы, уполномоченные разъяснять налоговое законодательство (эта функция закреплена за Минфином), самостоятельно обращаться в иные госорганы за разъяснениями и дополнительными сведениями, если эти сведения могут повлиять на размер налоговых обязательств.

Меньше формальности, больше конкретики

В законодательстве и так прописано, что налоговые органы должны руководствоваться разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства, объясняет руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Но часто, если запрос налогоплательщика по узкоотраслевой теме направляется в Минфин, в ответном письме следует стандартная отписка — «Разъяснения по данным вопросам к компетенции Минфина России не относятся», говорит юрист. «В таком случае налогоплательщик вынужден обращаться за разъяснениями в профильное ведомство, однако такие пояснения не являются обязательными для целей налогообложения», — объясняет Овеснов. При этом необходимость получить разъяснения по специфическим, узкоспециальным видам деятельности остается. Эти разъяснения могут напрямую не относиться к налоговому законодательству, но влияют на права и обязанности налогоплательщиков.

Вынести такое постановление КС могла побудить негативная для налогоплательщиков судебная практика, в которой доказательственная база представителей бизнеса строилась на формальных, недостаточных разъяснениях Минфина, предполагает старший юрист BGP Litigation Денис Савин. Недавний пример — решение по делу «Ванкорнефти» («дочка» «Роснефти»), которую суд обязал заплатить 2,4 млрд руб. налогов, штрафов и пеней. «Ванкорнефть» считала, что нефтепровод Ванкор — Пурпе является магистральной трубой и по закону к таким трубопроводам применяется пониженная ставка налога по имуществу. ФНС посчитала, что Ванкор — Пурпе является промысловым трубопроводом и налоговые льготы к нему не применимы. Свою позицию в суде «Ванкорнефть» основывала в том числе на разъяснениях Минфина, говорит Савин. «Однако эти разъяснения не содержали четкого ответа по вопросу возможности применения налоговой льготы. Минфин только указал, что применение льготы зависит от соответствия спорного нефтепровода Ванкор — Пурпе техническим требованиям, предъявляемым к магистральным трубопроводам», — рассказывает юрист. Конкретного ответа разъяснения не содержали, поскольку классификация нефтепроводов не является компетенцией Минфина.

Оспаривать разъяснения, не содержащие ответа по сути, непросто, поскольку требуется доказать, что они нарушают права налогоплательщика и причиняют ему ущерб, что довольно затруднительно, указывает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин.

В отношении крупнейших налогоплательщиков Минфин и ФНС крайне редко придерживаются тактики «отфутболивания», говорит партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» Павел Иккерт. Правда, такие компании сами максимально ответственно относятся к запросам, которые направляют в финансовые и налоговые органы. «Сама организация готовит и направляет запрос разъяснений в профильное министерство, с учетом мнения которого готовится запрос в Минфин. Либо «отраслевой» ответ на запрос предоставляется организацией в Минфин дополнительно в период рассмотрения запроса», — поясняет Иккерт.

Как это изменит ситуацию

Формальные ответы налоговых и финансовых органов усложняют работу налоговых консультантов, говорит управляющий партнер «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Лемчик, налоговое законодательство меняется довольно динамично, и разъяснения по применению новых норм крайне необходимы. Затягивание сроков и переадресация запросов в другие ведомства — это не намеренная политика непредоставления информации, чаще всего отписки госорганов можно объяснить загруженностью исполнителей, считает он. «Вряд ли ситуация изменится в ближайшее время, но постановление КС должно дисциплинировать как Минфин, так и другие государственные органы», — предполагает Лемчик.

Предугадать поведение финансовых органов после вынесенного решения сложно, считает Савин, поскольку постановление КС не является нормативным правовым актом, а значит, не является обязательным к применению финансовыми органами. Постановление КС в части выявления конституционного смысла законодательства обязательно для всех, включая госорганы, возражает Еремин. «Теоретически Минфин должен будет им руководствоваться и обращаться за разъяснениями по отраслевым вопросам в соответствующие органы. Другое дело, что правовые позиции КС не подкреплены механизмом принуждения, а потому налоговые и финансовые органы смогут руководствоваться ими не во всех случаях», — указывает он.

Налогоплательщикам можно порекомендовать направлять повторные запросы о разъяснениях и прикладывать к ним ответы от отраслевых госорганов, а также цитату из данного постановления КС, предполагает Лемчик.

В Минфине на вопрос РБК о том, как повлияет постановление КС на работу ведомства, заявили, что не комментируют решения судов.

Письмо без ответа

По закону «О порядке рассмотрения обращений граждан» любой госорган обязан принять обращение, рассмотреть его в течение 30 дней и письменно ответить.Правил, которые могли бы характеризовать некомпетентный ответ как отписку, просто не существует. Часто ведомства предоставляют формальные ответы, не решающие проблем, например:

Ответ ФНС в ответ на вопрос о привлечении к ответственности пользователей контрольно- кассовой техники. Комментируя вопрос об ответственности за неприменение кассовой техники, ФНС пишет, что в указанном случае лицо привлекаться не должно. Но при этом завершает письмо абзацем, где говорится, что при отсутствии возможности применения указанных аппаратов должно выдаваться бумажное подтверждение расчета. То есть по сути вопрос остается открытым.

Ответ Минфина на вопрос об указании адресов в счетах-фактуры. В ответе на запрос, необходимо ли указывать адреса грузополучателя, поставщика и плательщика в товарной накладной, Минфин указывает на ошибки в заполнении счетов-фактуры, но отмечает, что ошибки носят допустимый характер. Затем в ответ на вопрос о необходимости указания адресов, сообщает, что он к компетенции Минфина не относится. При этом чиновники не указывают к кому необходимо обратиться.

Ответ Минфина на вопрос о применении НДС в отношении услуг по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства. Отвечая на вопрос о применении налога на добавленную стоимость в конкретном случае, чиновники пишут, что он к компетенции Минфина не относится, не указывая какому ведомству надо направлять запрос.​

Ответ Минфина на вопрос об освобождении от НДС операций, осуществляемых банками по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов. После цитирования текста Налогового кодекса Минфин пишет, что вопрос об освобождении от НДС при совершении упомянутых в запросе операций, к его компетенции не относится, но не сообщает, к кому налогоплательщик должен в таком случае обращаться.

Разъяснениям Минфина по налогам – можно ли верить и надо ли применять?

Сегодняшний чудесный воскресный день я посвятила одному из увлекательнейших занятий – прочтению новых нормативных документов.

Хотите верьте, хотите – нет, но если подойти к этому чтиву с легкой долей иронии, то можно получить огромное удовольствие!

И такое огромное удовольствие мне доставило Письмо Минфина РФ от 16 мая 2013 г. N 03-02-08/17019.

Это письмо явилось ответом на вопрос одного налогоплательщика, который сделал так, как написано в одном из писем Минфина, а вот налоговая с этим не согласилась и наложила на предпринимателя большой штраф.

Налогоплательщик, размахивая письмом Минфина, подал исковое заявление, на что получил ответ, что письма Минфина, в вопросах, касающихся налогов,:

  • не являются нормативными актами;
  • не содержат правовых норм или общих правил;
  • не могут конкретизировать нормативные предписания;
  • имеют информационно-разъяснительный характер.

Ну и дотошный же попался налогоплательщик! Он этот ответ послал самому Минфину, вопрошая, что же за безобразия такие творятся? Кто главнее – Минфин или ФНС? Должны ли ФНС и его службы исполнять эти самые письма Минфина?

И Минфин ответил.

Минфин сослался на статью 34.2. НК РФ “Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов”, которая гласит:

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, есть подпункт 5 пункта 1 статьи 32. НК РФ “Обязанности налоговых органов”:

. 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; .

Проверила формулировки по Налоговому кодексу – все правильно процитировано.

Казалось бы, о чем тогда речь? Минфин дает разъяснения, а ФНС обязано их выполнять. Вроде, и ёжику должно быть понятно.

Но не тут-то было. Далее Минфин в своем письме признается, что «Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями”. Причем утверждение это не ссылается ни на какой нормативный акт. Откуда взялось это утверждение? Надоело Минфину с ФНС воевать?

Тогда зачем они пишут этот бесконечный поток писем, раз эти письма не являются ничем, кроме измышлизмов, не обязательных к исполнению?

Оказывается, что обязательны к исполнению и налоговыми органами и налогоплательщиками лишь те письма Минфина, которые согласованы с ФНС и опубликованы на сайте ФНС в разделе “Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами”. При этом идет ссылка на Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@.

И что это для нас, дорогие читатели, означает?

А означает это только одно – те письма Минфина, которые согласованы с ФНС, мы читаем, изучаем, применяем. То есть эти письма должны быть подписаны сразу двумя ведомствами, иметь два номера. А то, что идет за одним номером Минфина – просто принимаем к сведению.

И если мы вдруг захотим применить те самые измышлизмы, то вся ответственность ложится на нас, налогоплательщиков. И для налоговых органов это – не более, чем бумажка.

Заключительная фраза рассматриваемого письма Минфина полностью подтверждает мои выводы:

При защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах, а также вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России.

Слово “вправе” подчеркнула – не обязаны, а только вправе учесть, где-то за скобками, позицию Минфина.

Разъяснения ФНС и Минфина: чем руководствоваться?

“Налоговая проверка”, 2011, N 6

Действующее налоговое законодательство, мягко говоря, неоднозначно. Нередко бухгалтеры сталкиваются с ситуацией, которую можно трактовать и так, и иначе. К сожалению, в противоречие здесь вступают судебные решения и разъяснения официальных органов – Минфина и ФНС. Проблему усугубляет и тот факт, что разъяснения Минфина, в свою очередь, частенько противоречат трактовке законодательства налоговыми органами. Пока они разбираются, кто прав, налогоплательщику надо принимать решение по учету конкретной хозяйственной операции и платить налоги.

Очередным этапом в развитии отношений между Минфином и ФНС стали письма, которые данные ведомства выпустили, как обычно, в помощь налогоплательщику.

Чьим же разъяснениям должен следовать налогоплательщик, чтобы правильно учесть для целей налогообложения ту или иную хозяйственную операцию?

Начнем с положений действующего налогового законодательства.

Согласно ст. 34.2 НК РФ к полномочиям финансовых органов в области налогов и сборов относятся следующие:

  • Минфин дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

При этом в обязанности налоговых органов, определенные в ст. 32 НК РФ, в том числе входят следующие:

  • бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Указанной обязанности налоговых органов корреспондируют соответствующие права налогоплательщиков, которые вправе получать от них письменную информацию. Налогоплательщики также имеют право получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах непосредственно от Минфина (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Казалось бы, все понятно: Минфин дает разъяснения по вопросам применения налогового законодательства (финансовые органы на местах консультируют по вопросам применения местного законодательства о налогах и сборах), а налоговые органы, руководствуясь этими разъяснениями, доводят данную информацию до налогоплательщиков.

Административным регламентом ФНС России предусмотрено, что при исполнении государственной функции должностными лицами, ответственными за ее исполнение, представляется в том числе информация о письменных разъяснениях Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если выявлено, что поставленный в письменном обращении вопрос не урегулирован законодательством о налогах и сборах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также отсутствует разъяснение Минфина по данному вопросу, в ответе налогоплательщику (его представителю) указывается на это обстоятельство (пп. 7 п. 22 и п. 51 Административного регламента ФНС России).

Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н.

Обратите внимание! Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, которое влечет неначисление пеней на сумму недоимки, образовавшейся в результате выполнения указанным лицом соответствующих разъяснений (п. 8 ст. 75 НК РФ), а также обстоятельством, исключающим вину такого лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Но на практике мы имеем большое количество писем ФНС и Минфина. Причем частенько последние заканчиваются следующей формулировкой: одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Налоговый орган, ссылаясь на наличие в письмах Минфина данной фразы, не применяет в своей деятельности его разъяснений и выпускает письма со своей трактовкой действующего налогового законодательства.

Поскольку сложившаяся ситуация сильно осложняет жизнь налогоплательщиков и, по всей видимости, задевает интересы Минфина, в НК РФ были внесены изменения. Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ дополнил п. 1 ст. 34.2 НК РФ полномочием Минфина давать налоговым органам разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах. Указанная норма вступает в силу 1 января 2012 г. Таким образом, уже с нового года ситуация должна быть законодательно урегулирована. Об этом Минфин сообщил в Письме от 11.08.2011 N 03-02-08/89.

То ли в ответ на это Письмо, то ли просто так совпало, ФНС выпустила Письмо от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ “О разъяснениях ФНС России”, где сообщила о размещении на своем сайте (www.nalog.ru) раздела “Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами”. Данный раздел содержит информационные письма ФНС о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, адресованные налоговым органам, а также налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В этом разделе представлены также разъяснительные письма ФНС, но не все, а лишь те, которые либо согласованы с Минфином, либо содержат правовую позицию, аналогичную изложенной в разъяснениях главного финансового ведомства. Таким образом, в указанной информационной базе собраны письма, которыми налогоплательщики могут руководствоваться в практической деятельности, так как в них представлена единая позиция Минфина и ФНС по конкретному вопросу.

При этом ФНС обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России.

Кроме этого, в отношении изложенной в данных письмах правовой позиции положения абз. 9, 10 Письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ не применяются.

К сведению. В абз. 9, 10 Письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ идет речь о рассмотрении дела в суде: если у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, в целях избежания потерь бюджета, связанных с уплатой налоговыми органами процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, а также расходов на оплату государственной пошлины при рассмотрении указанных дел в суде, налоговый орган может учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам. В практической деятельности налоговым органам в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками следует руководствоваться сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями.

Таким образом, налоговые органы на местах обязаны руководствоваться письмами, размещенными в указанном разделе официального сайта ФНС, независимо от сложившейся арбитражной практики в регионе.

Обратите внимание! В случае отмены ФНС соответствующего разъяснения в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, руководствовавшихся данным разъяснением в период его действия при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в силу положений п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не начисляются пени на сумму образовавшейся недоимки и не применяются меры ответственности за совершение налоговых правонарушений (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии разъяснения, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, а также к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания разъяснения).

Как указано на сайте ФНС, раздел “Разъяснения Федеральной налоговой службы России, обязательные для применения налоговыми органами” предназначен для:

  • информирования налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке заполнения налоговых деклараций исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ;
  • обращения пользователей по вопросам о несоблюдении налоговым органом рекомендаций (разъяснений) ФНС.

Данный сервис расположен на главной странице сайта. Для удобства пользователей организован поиск по налогам и ключевым словам текста. Письма представлены в хронологической последовательности с постоянным обновлением материала. Кроме этого, пользователь может оставить свой отзыв о сервисе.

Таким образом, у налогоплательщиков появилась надежда, что в ближайшем будущем противоречивые разъяснения Минфина и ФНС исчезнут. Представленные же на официальном сайте ФНС разъяснения будут являться руководством к действию для налогоплательщиков и основанием для неприменения санкций в случае их выполнения.

Ссылка на основную публикацию