Командировка: электронный билет на поезд

Содержание

Командировка: электронный билет на поезд

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работник представил для отчета в бухгалтерию организации билет в электронном виде. Нужно ли требовать, чтобы он представил вместе с билетом в электронном виде билет подлинный? Какой билет нужно предоставлять в бухгалтерию для отчета по командировке – электронный или подлинный билет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Сформированной автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанции с посадочным талоном, а также контрольного купона электронного проездного документа достаточно для подтверждения расходов, понесенных работником, направленным в командировку.

Обоснование позиции:

Согласно часть 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В бухгалтерском учете командировочные расходы признаются на дату утверждения авансового отчета *(1), который составляется работником в течение 3 рабочих дней по возвращении из командировки с приложением оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы (п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

В силу п. 2 ст. 786 ГК РФ билет является документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира и багажа.

На основании п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (п. 4 ст. 105 ВК РФ).

Так, форма электронного пассажирского билета, применяемого на воздушном транспорте, утверждена приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее – Приказ N 134).

Из п. 1 Приложения к приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее – Приложение) следует, что электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляют собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), являющаяся неотъемлемой частью электронного билета, содержит, в частности, сведения о пассажире, наименование и (или) код перевозчика, номер рейса, дату и время его отправления, наименование аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса, тариф, стоимость и т.п.

В п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 определено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

При этом непосредственно факт перелета подтверждается посадочным талоном, выданным пассажиру (п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”).

В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” форма электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте утверждена приказом Минтранса России от 21.08.2012 N 322.

На основании п.п. 1, 2 Приложения к приказу Минтранса России от 21.08.2012 N 322 электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте используется для удостоверения договора перевозки пассажира. Электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) содержат в том числе обязательную информацию о номере поезда, железнодорожных станциях отправления и назначения, дате и времени отправления и прибытия поезда, сведения о пассажире, итоговой стоимость перевозки. Контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 2 приказа Минтранса России от 21.08.2012 N 322).

С учетом изложенного выше можно сделать вывод, что, по сути, маршрут/квитанция и контрольный купон электронного проездного документа дублируют информацию, содержащуюся в билетах на бумажном носителе.

Поэтому, на наш взгляд, данные документы, а также посадочный талон подтверждают произведенные работником, направленным в командировку, расходы.

К сожалению, разъяснениями, касающимися бухгалтерского учета, мы не располагаем. Вместе с тем работники уполномоченных органов в своих разъяснениях неоднократно отмечали, что указанных выше документов достаточно для признания расходов в целях налогообложения прибыли (смотрите, например, письма Минфина России от 25.08.2014 N 03-03-07/42273, от 26.03.2014 N 02-07-10/13424, от 04.02.2014 N 03-03-06/1/4391, от 14.01.2014 N 03-03-10/438). При этом, по мнению сотрудников Минфина России, в случае подтверждения расходов на приобретение железнодорожного и (или) авиабилета вышеуказанными документами дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, не требуется.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно с учетом положений ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Однако для удобства можно использовать унифицированную форму N АО-1, утвержденную постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.

Как учесть электронный билет в авансовом отчете

Оплата через интернет товаров и слуг все больше входит в нашу повседневную жизнь. Никого сейчас не удивить онлайн-заказами пиццы или суши на дом, «заморских» дешевых товаров, оплатой по карте телефона и коммунальных услуг и т.д. Не остались в стороне и электронные билеты.

Теперь вовсе не обязательно ехать через весь город на вокзал и простаивать в духоте часовые очереди. Всего 5-10 минут времени, интернет, банковская карта – и билета на самолет или поезд у вас в кармане. Вернее – на электронной почте. Организации также с удовольствием пользуются новшествами, оплачивая билеты напрямую с расчетного счета.

Однако, несмотря на всю простоту подобных покупок, есть несколько правил, которые следует помнить бухгалтеру, занося электронный билет в авансовый отчет сотрудника, делая бухгалтерские проводки и принимая к вычету НДС. Что такое электронный билет, какие документы нужны для признания расходов и как грамотно составить авансовый отчет, мы обсудим в данной статье.

Содержание статьи:

1. Что такое электронные билеты

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

3. Что делать, если билет потерян

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

6. Электронный билет в авансовом отчете

7. Бухучет электронных билетов с примером

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему электронных билетов далее в статье.

1. Что такое электронные билеты

В первую очередь разберемся, что скрывается под понятием «электронный билет». Билет – это документ, удостоверяющий заключение договора перевозки (п.2 ст.786 ГК). Форму билета утверждается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Электронный билет существует в электронно-цифровой форме.

Формы электронных проездных документов утверждены:

  1. Для железнодорожного транспорта: приказ Минтранса России от 21.08.2012г. №322
  2. Для авиации: приказ Минтранса России от 08.11.2006г. №134

При покупке электронного билета, как железнодорожного, так и авиабилета, автоматизированная информационная система формирует выписку, которая выдается пассажиру или передается в электронном виде через интернет на электронную почту, если оплата совершена через интернет:

  • — для авиации эта выписка называется маршрут/квитанция;
  • — для железнодорожного транспорта — контрольный купон.

Маршрут-квитанция и контрольный купон содержат полную информацию о перевозке. В том числе информацию о маршруте, тарифе и итоговой стоимости перевозки, аналогично бумажному билету. Как выглядит маршрут/квитанция видно на рисунке ниже.

А вот так выглядит контрольный купон на железнодорожную перевозку.

Именно контрольный купон и маршрут/квитанцию в обиходе и называют «электронным билетом». По смыслу же контрольный купон и маршрут/квитанция представляет собой выписку из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте и в авиации. На самом деле – это только часть билета.
Маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности:

  • п. 2 Приказа Минтранса России №134 от 08 ноября 2006 г.
  • п. 2 Приказа Минтранса России N 322 от 21 августа 2012 г.

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

Итак, электронный билет у вас есть. Теперь нужно определиться, можно ли на его основании признать расходы на поездку. Во-первых, расходы на поездку работника по служебным делам в целях расчета налога на прибыль учитываются в составе командировочных расходов – пп.12 п.1 ст.264 НК, и относятся они к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Во-вторых, не следует забывать, что требование п.1 ст.252 НК об экономической обоснованности и документальной подтвержденности никто не отменял.

Приобретение билета на железнодорожный или авиационный транспорт свидетельствует только о факте заключения договора между перевозчиком и пассажиром. Но договор – это только намерение, сам по себе он не подтверждает факт, что хозяйственная операция действительно произошла. Поэтому немудрено, что у бухгалтера появляется вопрос: какие документы должны быть в наличии, чтобы они подтверждали расходы на проезд?

Для бухгалтерского учета расходы подтверждают первичные документы, которые оформлены в соответствии с требованиями ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В НК списка обязательных документов, которыми можно подтвердить расходы на проезд, нет.

Руководствуясь последними разъяснениями чиновников, можно сделать вывод, что для признания расходов на проезд при покупке электронных билетов необходимо:

  1. Для авиаперевозки:
  • маршрут/квитанция (распечатка электронного документа на бумажном носителе) с указанием стоимости перелета – подтвердит расходы на приобретение билета;
  • посадочный талон, который выдается при регистрации на рейс – подтвердит перелет по маршруту, указанному в билете.

По данному вопросу разъяснения приведены в письмах Минфина:

от 18.05.15г. №03-03-06/2/28296

от 06.04.2015г. №03-03-06/19229

от 29.01.2014г. №03-03-07/3271

от 14.01.2014г. №03-03-10/438 (направлено налоговым органам для руководства письмом ФНС от 5 февраля 2014 г. N ГД-4-3/1897)

2. Для железнодорожной перевозки:

  • контрольный купон.

Письмо Минфина от 25.08.2014г. №03-03-07/42273

3. Что делать если билет потерян

Бывает так, что по безалаберности или просто по случайности сотрудник потерял документы. С маршрут/квитанцией или контрольным купоном проще – их можно просто еще раз распечатать из файла, пришедшего после покупки на электронную почту. Что же делать с посадочным талоном?

В любом случае, не компенсировать сотруднику, если маршрут/квитанция или контрольный купон у него есть, расходы на проезд вы права не имеете. Но и обойтись без дополнительных документов не получится, если вы хотите учесть расходы при налогообложении.

В этом случае следует обратиться к перевозчику или его представителю и взять справку, в которой содержится информация, необходимая для подтверждения полета (письмо Минфина России от 18.05.2015г. №03-03-06/2/28296). Иначе учесть расходы не получится.

Если у вас нет ни посадочного талона, на справки, то в расходах стоимость перелета не учитывайте. Также при проверке ревизоры могут доначислить страховые взносы на стоимость билета. Однако доначисление взносов можно оспорить в суде: постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2014г. №Ф09-3145/14.

Что касается НДФЛ, то чиновники считают, что при потере посадочного талона маршрут/квитанции достаточно, чтобы не удерживать НДФЛ (Письмо Минфина от 21.03.2011г. №03-04-06/6-49, от 06.03.2012г. №03-04-06/3-57). Почему для налога на прибыль данный вывод чиновников не работает, остается загадкой…

Для того чтобы сотрудники внимательнее относились к сохранности посадочного талона, во внутреннем локальном акте, посвященном командировкам, пропишите, что предоставление их для авансового отчета является обязательным.

Если сотрудник покупал железнодорожные билеты через терминал, потерял контрольный купон, но на руках имеет посадочный талон, в котором есть информация о поездке и ее стоимость, то такие расходы можно учесть (Письмо Минфина от 14.04.2014г. №03-03-07/16777)

Это все документы, которые потребуются для подтверждения расходов на проезд. Не обязательно требовать с работника кассовый чек или банковскую выписку. На их наличии Минфин перестал настаивать с конца 2013 года.

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

Электронные билеты могут быть оформлены и на иностранном языке. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998г. №34н) такие первичные документы должны иметь построчный перевод на русский язык. Значит ли это, что в этом случае можно учесть электронные билеты, только если переводить абсолютно все? Вовсе нет.

Посмотрим, что потребуется перевести:

  1. Реквизиты, которые необходимы для признания расходов по налогу на прибыль, т.е. обязательные реквизиты первичных учетных документов по ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Реквизиты, необходимые для применения вычета по НДС, согласно п.2 ст.169 НК (продавец, покупатель, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, налоговая ставка и сумма налога).

Все остальное (например, правила перевозки багажа, условия применения тарифа) переводить не нужно: письма Минфина от 09.12.2015г. №03-07-14/71801, от 10.04.2013г. №03-07-11/11867, от 01.10.2013г. №03-07-15/40623, от 10.04.2013г. №03-07/11/11867, от 14.09.2009г. №03-03-05/170.

Кроме того, в письме от 09.12.2015г. №03-07-14/71801 Минфин указал, что сделать перевод могут не только профессиональные переводчики, но и сотрудники налогоплательщика, если это входит в их должностные обязанности. Это не помешает учесть электронные билеты и включить их стоимость в расходы.

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

Как уже было сказано выше, маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности. Поэтому они при распечатке на бумаге соответствуют всем условиям для принятия к вычету входящего в их стоимость НДС. Но есть одно очень важное условие — сумма налога должна быть выделена в этих документах отдельной строкой, т.е. должна быть обозначена конкретная сумма налога.

Последние разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина от 30.01.2015г. №03-07-11/3522, от 14.10.2015г. №03-07-14/58804, от 30.07.14г. №03-07-11/37594.

По мнению контролеров, если в оформленных электронных билетах сумма НДС отдельной строкой не выделена, то принять его к вычету не получится. И тогда вся стоимость билета вместе с НДС включается в состав прочих расходов согласно пп.12 п.1 ст.264 НК (письмо Минфина от 10.01.2013г. №03-07-11/01).

Принять к вычету данный НДС можно только в том налоговом периоде, когда утвержден авансовый отчет, на основании которого они включены в расходы (п.7 ст.171 НК). Несмотря на то, что поездка фактически могла быть совершена в предыдущем налоговом периоде. И переносить такой вычет на следующие периоды нельзя.

Однако и в том случае, когда НДС отдельной строкой не выделен, в суде есть шанс отстоять право на вычет, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.12г. №А19-5831/2012.

Для получения вычета билет нужно зарегистрировать в книге покупок на дату утверждения авансового отчета. В графе дата и номер счета-фактуры записывается номер билета и дата его оформления. Эта дата может относиться и к прошлому налоговому периоду.

В графе 2 книги покупок ставят код для вычетов по этим операциям – 23 (письмо ФНС от 22.01.15г. №ГД-4-3/794).

Если в маршрут/квитанции и контрольном купоне не указан ИНН и КПП перевозчика, то при заполнении графы 10 книги покупок ставится прочерк (письмо Минфина от 28.05.2015г. г. №03-07-11/30876, письмо ФНС от 18.08.15г. №ГД-4-3/14544).

Сложности с вычетами входного налога также могут случиться, если ваша компания приобретает билеты через посредника. Дело в том, что агенты при этом нередко выписывают счет-фактуру на стоимость билетов и указывают в нем сумму НДС.

Это неправильно. Ведь посредник в данном случае не должен составлять счет-фактуру на услуги по транспортировке. Об этом читайте письма Минфина России от 12.10.2010г. №03-07-09/45, от 10.03.2009г. №03-07-09/06, от 16.05.2005г. №03-04-11/112, УФНС России по г. Москве от 31.08.2009 N 16-15/090448.1, от 10.01.2008 N 19-11/603. Поэтому вычет НДС возможен только на основании БСО, то есть проездного документа.

Так что если в проездном документе сумма НДС не выделена, принять налог к вычету не получится, даже если агент вам предоставил счет-фактуру. Если же в билете указана сумма НДС, зарегистрируйте в книге покупок именно этот документ, а не счет-фактуру посредника.

Теперь, после того как мы определились, в каком случае у организации есть право на вычет, мы посмотрим, как отразить НДС в авиабилетах в авансовом отчете.

6. Отражаем электронный билет в авансовом отчете

Итак, мы с вами определили, какие документы должны быть для признания расходов. Теперь пришло время составить авансовый отчет. Всю форму данного документа мы здесь разбирать не будем, посмотрим лишь особенности, которые нужно знать, отражая электронный билет в авансовом отчете.

Во-первых, если организация покупала билет за свой счет, а затем выдавала его сотруднику, то выданный билет будет отражен как аванс в блоке по авансам/перерасходам. Т.е. там будет и стоимость выданного билета вместе с НДС, и если еще выдавались денежные средства, то и они тоже.

Во-вторых, информация о билете, использованном для проезда, отражается на 2-ой странице авансового отчета. Там приводится дата и номер электронного билета, наименование расхода (в нашем случае это билет по конкретному маршруту) а также указывается суммы расходов.

7. Бухучет электронных билетов с примером

Отразив электронный билет в авансовом отчете, мы плавно переходим к составлению бухгалтерских проводок. Для этого рассмотрим отдельно ситуации, когда билеты для сотрудника покупает сама организация, и когда их покупает работник предприятия. От этого зависит бухучет электронных билетов, а именно проводки.

Если организация приобретает билеты за безналичный расчет, то приходует их до выдачи сотруднику на счете 50.3 «Денежные документы», несмотря на то, что они электронные. Данные об электронном билете заносятся в Журнал учета денежных документов.

На этом счете учитывается вся сумма, включая НДС, т.к. принимать НДС по авиабилетам к вычету до составления авансового отчета неправомерно. При получении билета от перевозчика и выдаче его сотруднику списать его стоимость в расходы сразу нельзя, т.к. работник еще не использовал билет и не ездил в командировку.

Пример

Сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. направлен из Москвы в командировку в г. Новосибирск. Для сотрудника за безналичный расчет приобретен через посредника электронный билет на самолет по маршруту Москва-Новосибирск, стоимость 8250 руб., в т.ч. НДС 750 руб. Также уплачен сервисный сбор в сумме 590 руб., в т.ч. НДС 90 руб.

Дебет 50-3 – Кредит 60 – на сумму 8250 руб. – оприходован билет

Дебет 26 – Кредит 60 – на сумму 500 руб. – отражен сервисный сбор

Дебет 19 – Кредит 60 – на сумму 90 руб. – учтен НДС по сервисному сбору

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 90 руб. – НДС по сервисному сбору принят к вычету

Затем билет выдан сотруднику:

Дебет 71 – Кредит 50-3 — на сумму 8250 руб.

После возвращения из командировки работник составил авансовый отчет, приложив к нему маршрут/квитанцию и посадочный талон (предполагаем, что НДС в электронном билете выделен отдельной строкой):

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7500 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 750 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 750 руб. – НДС по билету принят к вычету

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Если сотрудник приобретает электронные билеты самостоятельно, то бухучет электронных билетов будет похож, т.к. фактически остаются только проводки, связанные с авансовым отчетом. Да, и не забудьте выдать аванс сотруднику перед командировкой. Он не обязан отправляться в поездку за свой счет!

Пример (продолжение)

Предположим, что обратный билет по маршруту Новосибирск-Москва сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. приобретает самостоятельно. Для этих целей ему перед поездкой выдан аванс из кассы в сумме 11 000 руб.

Дебет 71 – Кредит 50 – на сумму 11 000 руб. – выдан аванс на командировочные расходы

К составленному авансовому отчету работник приложил маршрут/квитанцию и посадочный талон. Стоимость билета составила 7920 руб., в т.ч. НДС 720 руб.

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7200 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 720 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 720 руб. – НДС по билету принят к вычету

Суточные по командировке за 3 дня составили 2100 руб., а остаток аванса сотрудник возвращает в кассу организации:

Дебет 26 — Кредит 71 – на сумму 2100 руб. – начислены суточные

Дебет 50 – Кредит 71 — на сумму 980 руб. – внесен неизрасходованный остаток в кассу организации.

Как сформировать авансовый отчет с авиабилетом в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видеоуроке:

А на вашем предприятии используются электронные билеты? С какими сложностями вы столкнулись при их учете? Считаете ли вы их более удобными по сравнению с бумажными бланками? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Отправляем работника в командировку: «острые углы» электронного билета

Виртуальное пространство семимильными шагами внедряется не только в жизнь обычных граждан, но и в бизнес-процессы. На сегодняшний день оформить и оплатить билеты на самолет или поезд через интернет стало обычным делом. В связи с этим у компаний, направляющих своих работников в командировки, возникают вопросы о списании расходов на покупку электронных билетов при расчете налога на прибыль и принятии к вычету сумм «входного» НДС. О последних позициях чиновников по данным вопросам — в нашем материале.

Налог на прибыль

Расходы на командировки при расчете налога на прибыль учитываются на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В частности, по данной норме списываются затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Однако указанное положение следует применять в совокупности со ст. 252 НК РФ, в которой закреплен общий порядок признания расходов для целей налогообложения прибыли. Так, все расходы должны отвечать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно должны быть:

— произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

— подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

С первыми двумя критериями в рассматриваемой ситуации проблем не возникает. Понятно, что расходы на проезд командированного работника экономически оправданны и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода. А вот с документальным подтверждением таких расходов в случае приобретения электронного билета на самолет или поезд могут возникнуть трудности. Ведь у компании будет отсутствовать бумажный носитель бланка строгой отчетности, на котором оформляется билет при его покупке в кассе.

В письме от 30.04.2019 № 03-03-06/1/32040 специалисты Минфина России указали следующее. Документальным подтверждением командировочных расходов является авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами, счетом из гостиницы и т.д., а также приказ о направлении работника в командировку, подписанный руководителем организации.

Если проездные документы на перелет оформляются электронными билетами, необходимо учитывать, что маршрут/квитанция электронного билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и ИП наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»).

Таким образом, оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета, являются:

— сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;

— посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Финансисты отметили, что посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. При отсутствии штампа на распечатанном электронном посадочном талоне организации необходимо подтвердить факт потребления командированным работником услуги воздушной перевозки иным способом. Например, можно представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.

Если же у компании нет ни одного из вышеперечисленных документов, то, по мнению специалистов Минфина России, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.

Что касается расходов на приобретение электронного железнодорожного билета, то для возможности признания таких затрат документом, достаточным для подтверждения факта поездки, является контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети (письма Минфина России от 15.10.2014 № 03-03-07/51936, от 25.08.2014 № 03-03-07/42273).

Если организация учла при расчете налога на прибыль расходы на проезд работника в командировку и обратно, то она может принять к вычету соответствующие суммы НДС (п. 7 ст. 171 НК РФ). При приобретении услуг по перевозке работников к месту командировки и обратно в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке (п. 18 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

По мнению финансистов, при приобретении электронных билетов к вычету принимается сумма НДС, выделенная отдельной строкой:

— в маршрут-квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе;

— в контрольном купоне электронного проездного документа (билета), составленного автоматизированной системой управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте и распечатанного на бумажном носителе.

Такая позиция содержится в письмах Минфина России от 11.09.2018 № 03-07-09/64798, от 11.09.2018 № 03-07-07/64805, от 07.09.2018 № 03-07-11/63996.

Электронный билет. Подтверждение расходов на проезд

Матиташвили А. А., руководитель департамента консалтинговых услуг ЗАО «МББ – Аудит»

Журнал «Учет в строительстве» № 10, октябрь 2010 г.

Строительные компании или их работники, направляемые в командировки, все чаще приобретают электронные билеты – это удобнее и быстрее. Но бухгалтерия, как правило, принимает их к учету неохотно, опасаясь претензий в части подтверждения расходов. Последние разъяснения чиновников позволят устранить имеющиеся сомнения.

Авиаперелеты

Правила оформления электронных билетов для авиаперелетов и поездок на железнодорожном транспорте несколько различаются. Поэтому рассмотрим их отдельно.

Минтранс признал распечатку авиабилета бланком строгой отчетности

Маршрут/квитанция теперь признается бланком строгой отчетности.

Напомним, что маршрут/квитанция (она обязательна к выдаче) – это структурный элемент электронного авиабилета (см. подп. 1, 2 п. 1 приложения к приказу Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»).

Приказом Минтранса России от 18 мая 2010 г. № 117 в приведенный приказ внесены изменения.

Так, в пункте 2 приказа № 134 в новой редакции установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

Следовательно, при выдаче билета, соответствующего утвержденной Минтрансом России форме, применения контрольно – кассовой техники не требуется. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 9 августа 2010 г. № 03 – 01 – 15/6 – 179.

Отметим, что изменения действуют с 4 июля 2010 года. До этой даты маршрут/квитанция могла оформляться и не на бланке строгой отчетности (БСО). В таких случаях вместе с ней должен был выдаваться чек ККТ или БСО, подтверждающий оплату перевозки.

Документальное подтверждение

Если билеты были приобретены в электронном виде (в бездокументарной форме), то для подтверждения расходов в целях налогообложения в настоящее время нужно иметь:

– маршрут/квитанцию– авиабилета на бумажном носителе, в котором указана стоимость перелета);

– посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному маршруту.

Этих документов, по мнению финансистов, достаточно (письмо Минфина России от 27 июля 2010 г. № 03 – 03 – 07/25).

До внесения изменений кроме указанных бумаг были необходимы еще и документы, подтверждающие оплату:

– чек контрольно – кассовой техники;

– слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

– подтверждение кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

– или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 10 февраля 2010 г. № 03 – 03 – 06/1/59, от 5 февраля 2010 г. № 03 – 03 – 07/4, от 18 января 2010 г. № 03 – 03 – 07/2.

Железнодорожные поездки

Форма электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте утверждена приказом Минтранса России от 23 июля 2007 г. № 102.

В пункте 2 этого приказа установлено, что электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности проездном документе (билете). А если нет, то дополнительно к нему должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату железнодорожной перевозки (чек контрольно-кассовой техники).

Бывает так, что работник строительной компании самостоятельно заказывает по интернету и оплачивает кредитной картой билеты в командировку и при этом имеет на руках только распечатку электронного билета и распечатку платежной системы об авторизации операции по оплате. В данном случае работник не может представить документы строгой отчетности, подтверждающие проезд и его оплату. Что делать?

Специалисты Минфина России в письме от 4 июня 2010 г. № 03 – 03 – 06/1/384 пришли к выводу, что указанные расходы можно возместить работнику и учесть при налогообложении прибыли также при их косвенном подтверждении. То есть при наличии других документов, подтверждающих направление в командировку и проживание в другом городе, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке.

Если билет потерян

В качестве документа, подтверждающего расходы на проезд работника к месту командировки и обратно, по общему правилу выступает подлинник проездного документа.

В то же время пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ допускает использование в налоговом учете документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы.

Исходя из этого, финансисты признают, что в случае утраты проездного документа, оформленного на бланке строгой отчетности, его могут заменить дубликат, копия билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки. На это указано в письме Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 03 – 03 – 05/18.

Обязателен ли перевод на русский язык

Здесь позиции главного финансового ведомства и налоговиков расходятся.

Позиция Минфина России

По мнению чиновников, если авиабилет выписан на иностранном языке, для подтверждения расходов на проезд требуется перевести на русский язык некоторые реквизиты билета: Ф. И.О. пассажира, направление, номер рейса, дату вылета, стоимость билета. При этом перевода не требуется, если агентство по продаже авиаперевозок выдало организации справку на русском языке, в которой содержатся все указанные выше сведения (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-07/6).

Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в Российской Федерации бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте России – в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Исходя из этого, в Минфине России считают, что в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на английском или ином (кроме русского) языке в обязательном порядке должны быть переведены реквизиты, необходимые для признания расходов в целях налогообложения прибыли организаций. В то же время перевода иной информации, не имеющей существенного значения для подтверждения произведенных расходов (например, условий применения тарифа, правил авиаперевозки, правил перевозки багажа, иной информации), не требуется.

Перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации – агентства по продаже авиаперевозок, на которых возложена такая обязанность в рамках исполнения должностных обязанностей, в том числе и от руки.

При этом перевод обеспечивает организация-налогоплательщик (письмо Минфина России от 22 марта 2010 г. № 03 – 03 – 06/1/168).

Позиция ФНС России

Налоговики придерживаются более благоприятной для компаний точки зрения.

Они исходят из того, что электронный авиабилет – это унифицированная международная форма документа. Поэтому большинство его реквизитов заполняется в соответствии с Единым международным кодификатором. Фамилия и имя пассажира указываются набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы.

Сами же наименования реквизитов, отраженные на английском языке, как правило, соответствуют наименованиям, которые содержатся в форме пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации, утвержденной приказом Минтранса России от 29 января 2008 г. № 15.

Поэтому при таком заполнении билета переводить его на русский язык для подтверждения расходов в целях налогообложения не нужно.

Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 26 апреля 2010 г. № ШС – 37 – 3/656@.

Обращаем внимание на то, что по требованию пассажира авиаперевозчик может оформить архивную справку, в которой содержатся подробные данные (Ф. И.О. пассажира, направление полета, номер рейса, дата вылета, стоимость билета), подтверждающие факт приобретения перевозочного документа и его стоимость. Она составляется на русском языке, поэтому переводить билет на русский язык не придется.

Кстати, такая справка поможет и в случае, если билет утерян. Она также будет являться документом, подтверждающим расходы на проезд.

Если даты различаются…

А как быть, если даты в проездном документе не совпадают с датами прибытия или выбытия в командировочном удостоверении?

В жизни такая ситуация возникает довольно часто, если работник решит раньше выехать к месту командировки или задержаться в месте командировки после ее окончания (например, для проведения отпуска).

Минфин России в своих последних разъяснениях отмечает, что организация все равно понесла затраты на оплату проезда. Поэтому учесть в расходах стоимость билетов можно, но только если задержка в месте командировки или более ранний выезд произошли с разрешения руководителя организации. Такое разрешение, оформленное в письменном виде, в этом случае подтверждает целесообразность произведенных расходов (письма Минфина России от 1 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/74, от 26 марта 2009 г. № 03-03-06/1/191).

Выпуск от 15 сентября 2017 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка “Корреспонденция счетов” системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отражаются в учете затраты на проезд работника к месту командировки и обратно в случае приобретения работником электронных авиабилетов?

На приобретение авиабилетов работнику выдан аванс наличными денежными средствами в размере стоимости билетов. Авиабилеты до места командировки и обратно приобретены работником через интернет-сайт российского авиаперевозчика и оплачены с использованием собственной рублевой банковской карты. Стоимость авиабилетов, оплаченных в безналичной форме, составляет 27 280 руб.: до места командировки – 12 650 руб. (в том числе НДС 1150 руб.), обратно – 14 630 руб. (в том числе НДС 1330 руб.). По возвращении из командировки работник представил авансовый отчет с приложением распечаток маршрут/квитанций электронных билетов, в которых суммы НДС выделены отдельной строкой, а также посадочных талонов и выписки банка, подтверждающей оплату билетов. Отчет утвержден руководителем организации в полной сумме.

Командировка работника связана с управлением. В целях исчисления налога на прибыль доходы и расходы признаются методом начисления.

Корреспонденция счетов:

Трудовые отношения. Порядок возмещения командировочных расходов

При направлении в командировку работнику гарантируется возмещение расходов, связанных с командировкой (в том числе расходов по проезду), порядок и размеры возмещения которых определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 167, ч. 1, 4 ст. 168 Трудового кодекса РФ, п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее – Положение)).

Для оплаты командировочных расходов работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс (п. 10 Положения). В данном случае денежный аванс в части оплаты расходов на проезд выдан работнику наличными денежными средствами. Выдача наличных денег под отчет на командировочные расходы оформляется расходным кассовым ордером согласно распорядительному документу организации либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату (пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (далее – Указания)).

Работник обязан в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня выхода на работу, представить авансовый отчет об израсходованных суммах с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета, его утверждение и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем (п. 26 Положения, абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ).

При оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров билет может быть оформлен в электронном виде (п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ). Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее – Приказ Минтранса N 134).

Маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 2 Приказа Минтранса N 134).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в частности по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно (принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль), организация вправе принять к вычету на основании п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ.

При приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

В данном случае основанием для принятия к вычету НДС по воздушной перевозке работника, оформленной электронным авиабилетом, является маршрут/квитанция электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе, с выделенной в нем отдельной строкой суммой НДС (Письма Минфина России от 30.01.2015 N 03-07-11/3522, от 30.07.2014 N 03-07-11/37594).

Дополнительно о вычете НДС по электронным авиабилетам см. в Практическом пособии по НДС.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно (п. 3 ст. 217 НК РФ).

При оформлении авиабилета в электронном виде документальным подтверждением расходов на проезд может являться распечатка маршрут/квитанций электронного пассажирского билета, посадочный талон (подтверждающий оказание услуг по авиаперевозке), а также выписка банка, подтверждающая оплату авиабилетов.

Дополнительно о налогообложении НДФЛ компенсации проезда командированному работнику см. Готовое решение.

Оплата расходов работника на проезд к месту командировки и обратно, подтвержденных маршрут/квитанциями электронных пассажирских билетов, посадочными талонами, а также выпиской банка об оплате авиабилетов, не подлежит обложению страховыми взносами на основании ч. 2 ст. 422 НК РФ, п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

В отношении обложения расходов на проезд страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дополнительно см. Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Затраты организации, связанные со служебной командировкой, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (в данном случае – как управленческие расходы) на дату утверждения руководителем организации авансового отчета (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

До момента утверждения авансового отчета денежные средства для оплаты командировочных расходов, выданные работнику под отчет, рассматриваются для целей бухгалтерского учета как выданный аванс и учитываются в качестве дебиторской задолженности работника (п. п. 3, 16 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

При выдаче работнику аванса на командировку в налоговом учете организации не возникает расходов (п. 14 ст. 270 НК РФ).

Документально подтвержденные командировочные расходы, в том числе расходы на проезд, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на дату утверждения авансового отчета (пп. 12 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина России и налоговых органов, в случае оформления авиабилета в электронной форме в качестве подтверждающих расходы документов необходимы маршрут/квитанция (распечатка электронного документа на бумажном носителе) и посадочный талон (см., например, Письма Минфина России от 09.01.2017 N 03-03-06/1/80056, УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059203@). При этом маршрут/квитанция должна содержать все обязательные реквизиты, указанные в пп. 2 п. 1 Приложения к Приказу Минтранса N 134, при отсутствии хотя бы одного из которых указанный документ не может являться основанием для признания расходов в целях налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 26.09.2012 N 03-07-11/398).

Кроме того, по мнению Минфина России, необходимо наличие документального подтверждения факта оплаты работником приобретенного авиабилета. Таким документом может являться подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт банковский счет работника, о произведенной оплате (см., например, Письмо Минфина России от 01.07.2010 N 03-03-07/23).

Дополнительно о документальном подтверждении расходов, если документы на проезд в командировку оформлены в виде электронного авиабилета, см. в Практическом пособии по налогу на прибыль и в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Электронный билет для командировки: тонкости учета

С появлением электронных билетов организовывать командировки стало проще и быстрее. Вопросы появились у бухгалтеров: как правильно заносить проездной документ в авансовый платеж сотрудника, чтобы подтвердить расходы, как делать бухгалтерские проводки и принимать к вычету НДС?

Что такое электронный билет

Как и обычный, такой билет удостоверяет факт перевозки пассажира или багажа, но делает это в электронно-цифровом формате. Стандартная форма утверждена приказом Минтранса России от 21.08.2012 №322.

После оплаты единая информационная система перевозчика формирует выписку (она называется контрольным купоном) и отправляет на электронную почту. В ней будут сведения о маршруте, тарифе, об итоговой стоимости – по аналогии с бумажным вариантом. Контрольный купон по закону – это полноценный бланк строгой отчетности (БСО).

В каком случае электронный билет подтверждает расходы

Первый способ подтвердить расходы – предоставить бумажный аналог на бланке строгой отчетности (контрольном купоне), в котором зашифрованы сведения из автоматизированной ИС перевозчика. Второй – подать билет не на БСО, но вместе с кассовым чеком.

Вместе с контрольным купоном можно также предоставить:

  • приказ директора о направлении в командировку;
  • документы о проживании в гостинице или о нахождении в месте командировки.

Если компания располагает чеками и счетами из гостиниц, приказом руководителя и т. д., предоставлять распечатанный билет и контрольный купон все равно нужно. Вместо последнего подойдет посадочный талон с информацией о поездке, который пассажир получает после электронной регистрации. Кассовый чек или выписка из банка в этом случае с 2013 г. не нужны.

Учет билетов при их покупке сотрудником

Иногда сотрудник самостоятельно покупает электронный проездной документ на интернет-сайте на подотчетные средства как физическое лицо. Расходы списываются при наличии распечатанного билета и посадочного талона/контрольного купона. В последнем должны быть указаны: ФИО, номер поезда и места, цена, дата поездки.

Если покупку оформляет компания, бухгалтер проводит три операции: оплату, оприходование электронного документа и выдачу сотруднику. Когда эту функцию берет на себя физическое лицо, выполняют стандартную проводку по выдаче подотчетной суммы. По окончании командировки расходы на проезд списывают после утверждения авансового отчета.

Учет налога на добавленную стоимость

Компании, практикующие покупку электронных аналогов, в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса (НК) имеют право принять к вычету сумму НДС, включенную в платеж при проезде в командировку.

Чтобы реализовать вычет НДС, необходимо:

  • иметь на руках контрольный купон в оригинале с выделенной суммой налога;
  • сделать соответствующую запись в книге покупок;
  • внести данные в период утверждения расходов.

Сложность в том, что в электронно-цифровой версии значение НДС часто не указано отдельной строкой. В железнодорожной кассе можно запросить чек ККТ или БСО с выделенной суммой налога.

Получить вычет без выделенной строки НДС сложнее, но тоже возможно. Параллельно с утверждением авансового отчета билет регистрируют в книге покупок. Даты покупки и авансового отчета на практике часто относятся к разным налоговым периодам. Это не является препятствием, а лишь отодвигает сроки. К примеру, если командировка началась в мае, а окончилась в августе, НДС к вычету заявляют с III квартала – по дате авансового отчета.

Сравнение условий учета обычных и электронных ж/д билетов

Условия учетаОбычный билетЭлектронный билет
Подтверждение наличия документаБилет на бланке строгой отчетностиРаспечатанный вариант контрольного купона и посадочный талон
Подтверждение оплатыНе нужноЧек ККМ или терминала с указанием личности плательщика
Документы для вычета НДСБилет на БСО с указанием суммы НДСКонтрольный купон с выделенным НДС
Документ для подтверждения расходовБилетКонтрольный купон/посадочный талон

Билет потерян: как быть?

Если после командировки цифрового билета не осталось, его можно повторно распечатать из электронной почты. В отличие от контрольного купона, посадочный талон восстановить невозможно. В этом случае получить подтверждение поездки можно у перевозчика.

Статья 252 НК допускает использовать в налоговом учете такие бумаги, косвенно подтверждающие расходы:

  • дубликат или копию;
  • справку от перевозчика с указанием ФИО пассажира, маршрута, цены, даты поездки.

Появление электронных проездных документов на первый взгляд несколько усложнило процесс отчетности. На самом деле процедуры подтверждения расходов на командировку и оформления вычета НДС прозрачны и после минимальной практики не вызывают у бухгалтеров сложностей.

Ссылка на основную публикацию