Комиссия по трудовым спорам: КТС

Содержание

Образование комиссий по трудовым спорам

Трудовые конфликты с коллегами или руководством являются частым явлением. Однако, попав в такую ситуацию, работник должен знать, как решить проблему мирным путем в 2020 году. Для этого в организации создается комиссия по трудовым спорам.

Что такое комиссия по трудовым спорам?

Чтобы не доводить дело до суда можно обратиться в комиссию по трудовым спорам для решения конфликтной ситуации внутри организации.

Комиссия по трудовым спорам (далее – КТС) является выборным общественным органом, который вправе рассматривать трудовые споры наравне с судами общей юрисдикции (ст. 382 ТК). Она может создаваться для каждого отдельного случая или работать на постоянной основе.

Какие вопросы разрешает комиссия?

Согласно статье 385 ТК, в компетенции КТС находится разрешение вопросов материального или нематериального характера, разногласий между руководством и членами трудового коллектива, возникшие в большинстве случаев на фоне незнания основ законодательства. К таким можно отнести споры относительно:

  • исчисления заработной платы, премиальных и т.п.;
  • порядка расчета дополнительных выплат, например, командировочных или сверхурочных;
  • нарушений пунктов трудового договора;
  • неправомерного применения взысканий дисциплинарного характера;
  • прочих индивидуальных трудовых вопросов, когда руководство и коллектив не могут договориться самостоятельно.

Остальные конфликты должны разрешаться в судебном порядке:

  • восстановление в должности при неправомерном увольнении, а также в прежней должности по иным обстоятельствам;
  • установление и начисление выплат компенсационного порядка, связанных с неправомерным увольнением, за дни вынужденного отсутствия на рабочем месте (разницы в окладах при понижении в должности).

Хотя комиссия по этим вопросам не вправе вынести окончательный вердикт, но должна рассмотреть жалобу в досудебном порядке. Дело рассматривается сначала КТС и только затем передается в суд.

Как образуется комиссия?

Комиссия может быть создана в организации по инициативе:

  • трудового коллектива;
  • работодателя;
  • по обоюдной договоренности.

Порядок ее образования установлен статьей 384 ТК.

Работодатель и представительный орган сотрудников компании, получив письменное предложение о создании КТС, обязаны направить в нее своих представителей. На это отводится 10 дней от даты получения документа. Назначение членов комиссии происходит на основании приказа по организации.

Представители рабочего коллектива могут быть выбраны общим собранием. При этом каждый из них вправе отказаться от участия в комиссии. Если же состав КТС уже сформирован и утвержден приказом, то ее члены обязаны участвовать в ее заседаниях в обязательном порядке. Уклонение без уважительной причины наказуемо по нормам административного порядка.

Трудовое законодательство не устанавливает строгого количества членов комиссии, однако при ее формировании следует учитывать, что численность с каждой стороны (работодателя и работников) должна быть равной. В каждом из структурных подразделений компании может быть создана своя КТС.

Из состава избранных граждан в соответствии с ч. 5 ст. 384 ТК должны быть назначены председатель, его заместитель и секретарь комиссии, путем голосования.

Решения и иные документы КТС подлежат заверению подписями председателя или его заместителя с проставлением печати. Печать должна изготавливаться за счет средств организации.

Плюсы создания комиссии

Зачастую трудовой инцидент возникает на почве недостаточного знания законодательства со стороны работников. Здесь достаточно лишь грамотно объяснить ему ситуацию и ее правовую основу.

Для работодателя создание КТС имеет ряд преимуществ:

  1. Возможность не выносить спор за пределы компании и урегулировать конфликт в досудебном порядке.
  2. Повышается доверие коллектива к работодателю. Выстраивание положительных взаимоотношений с работниками является непростой задачей администрации организации. Создавая комиссию, работодатель может гарантировать своему коллективу возможность обсудить возникшие конфликты, снизить риск нарушения их трудовых прав.
  3. Возможность качественно подготовиться к отстаиванию интересов в суде в вопросах, которые должны решаться в судебном порядке, или не решены в порядке досудебного урегулирования.

Работник, подавший в КТС жалобу, может остаться недовольным ее решением. Тогда он вправе искать правду в суде. Все документы по делу уже будут собраны комиссией.

Как работает трудовая комиссия?

Поэтапно работает комиссия в следующем порядке:

  1. Работник подает в КТС заявление (жалобу).

Любой член трудового коллектива, считающий, что его права нарушены работодателем, вправе обратиться в комиссию с соответствующим заявлением.

Подать заявление необходимо в срок до 90 дней от даты возникновения конфликта.

Строгой формы заявления не установлено, важно лишь изложить в нем краткое описание инцидента и предъявляемых требований. Заявление подается на имя председателя комиссии и, при наличии, подтверждается доказательными документами. Заявление подлежит обязательной регистрации при получении представителем КТС.

Регистрация осуществляется в специальном журнале с указанием порядкового номера заявления, даты его поступления, ФИО, должности работника, предмета спора, требований и назначенной даты заседания комиссии.

  1. Комиссия по трудовым спорам проводит заседание.

После получения заявления в 10-дневный срок должно состояться заседание КТС при необходимом кворуме участников. Сам работник, подавший жалобу, вправе отказаться от участия в заседании, указав этот факт в заявлении. Если такой фразы нет, заявитель обязан явиться в назначенное время на заседание, иначе жалоба останется без рассмотрения.

КТС вправе вызвать на свои заседания и заслушивать специалистов, свидетелей, а также истребовать документы по делу.

Результатом работы комиссии является протокол собрания, заверяемый председателем комиссии или его заместителем и печатью комиссии. Экземпляр выдается заявителю на руки.

  1. Подготовка необходимого пакета документов.

Работник может подтвердить свои претензии документально, но их может оказаться недостаточно для всестороннего рассмотрения инцидента. Тогда КТС запрашивает бумаги у работодателя, уточняющие ситуацию. Это могут быть:

  • приказы по личному составу;
  • табели учета рабочего времени;
  • докладные;
  • объяснительные;
  • документы бухгалтерского учета.
  1. Голосование членов КТС.

Заседание комиссии и голосование происходит при наличии необходимого кворума: не менее половины представителей с каждой из сторон. Полученные материалы рассматриваются, заслушиваются представителями работодателя, профсоюза и самого заявителя. После чего происходит тайное голосование.

Большинством голосов КТС принимается решение, в котором содержатся следующие сведения:

  • суть инцидента и требований заявителя;
  • доводы и доказательства в подтверждение требований;
  • правовая основа разрешения конфликта;
  • резюмирующая часть.

Экземпляры решения должны быть выданы обеим сторонам в трехдневный срок. Документ может быть обжалован в соответствии со ст. 390 ТК в судебном порядке.

Обжалование решения комиссии и перенос трудового спора в суд

На судебное рассмотрение дело по трудовому конфликту может перейти в следующих случаях:

  • заявление не рассмотрено комиссией в 10-дневный срок. В доказательство нарушение срока работник может представить выписку из журнала регистрации заявлений. Срок обращения составляет 3 месяца от даты, когда работник узнал о нарушении своих прав;
  • одна из сторон не согласна с решением КТС. Обжаловать его возможно профсоюзу, который выступает на стороне работника, либо прокурору. Срок обжалования отведен законодательством (ч. 2 ст. 390 ТК) в количестве 10 дней со дня вручения копии решения КТС.

Обжалование решение комиссии можно полностью либо частично.

Деятельность комиссии по трудовым спорам

  • наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, – наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • результаты голосования.

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

– игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

– отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

– экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

– коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

– недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

– не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

– не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

– не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии – порядок рассмотрения жалоб работников

Рано или поздно между работодателем и работником может возникнуть конфликт. Споры могут возникнуть по причине невыполнения сторонами пунктов трудового договора. Такие вопросы решаются комиссией по трудовым спорам, создаваемой по инициативе работника или работодателя. Ниже рассмотрен порядок работы данной комиссии, правила составления и подачи заявления, а также обжалования решения КТС. Кроме того, у работника есть выбор способа защиты своих прав, и кроме комиссии он может реализовать их через трудовую инспекцию или через суд.

Положения о КТС

Комиссией по трудовым спорам признается коллегиальный орган, созданный на паритетных началах. Она решает индивидуальные спорные вопросы, возникающие в ходе трудовых отношений, тем самым являясь гарантом защиты трудовых прав. Важно обратить внимание на то, что некоторые виды споров решаются исключительно в судебном порядке (вопросы восстановления уволенного работника, процессы с участием прокурора и т.д.).

По инициативе работника назначается путем избрания членов комиссии на общем собрании. Представители работодателя назначаются непосредственно самим руководителем организации (или работодателем-ИП).

Внимание! Такие комиссии не являются обязательным органом для трудового процесса. Они создаются исходя из желания сторон трудового договора и при невозможности решить спор без помощи остальных участников трудовых правоотношений.

Нормативное регулирование

Комиссии посвящена большая часть главы 60 ТК РФ. Все вопросы, связанные с ней, регулируются ст. 382-390. Они включают в себя способы создания комиссии, организацию ее работы, сроки подачи обращения, его рассмотрение, обжалование решения КТС.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии

Для полноценной работы комиссии и ее законодательной обоснованности, руководителем организации и представительным органом работников создается локальный акт, включающий в себя положения о работе КТС. В нем прописываются основные вопросы по организации работы комиссии, ее состав, техническое обеспечение, компетенции и ликвидация органа.

Акт подписывается всеми членами комиссии (представителями от работников и работодателя).

Обратите внимание, комиссия может быть создана как на предприятии в целом, так и в его структурных подразделениях. В последнем случае круг полномочий будет несколько сужен, ограничен рамками подразделения.

Порядок созыва и работы КТС: пошаговая инструкция

При невозможности урегулировать спор иным путем, работник подает заявление в комиссию по предмету спора. Круг вопросов, которые могут быть решены КТС, указан в Положении о ней. Поэтому работнику важно изучить данный локальный акт прежде, чем составлять заявление. Возможно, для решения конкретно его вопроса, необходимо будет составить исковое заявление в суд.

Срок обращения работников в комиссию по трудовым спорам

Он установлен ст. 386. У работника есть три месяца со дня нарушения его трудовых прав на то, чтобы написать заявление, подкрепив его фактическими обстоятельствами дела, и подать его в комиссию.

При пропуске срока по уважительной причине, комиссия все равно рассмотрит спор, предварительно восстановив срок.

Компетенция КТС

В круг решаемых комиссией задач входят следующие полномочия:

  • принятие заявления от работника;
  • рассмотрение дела спора;
  • выдача решения.

Конкретный круг споров законодательно не указан. Комиссия не занимается индивидуальными спорами, подведомственными судебным органам. Также КТС не доступны вопросы, связанные с пенсионными отчислениями, пособиями. Однако работник может обратиться по остальным вопросам, например:

  • нарушение норм выработки;
  • оплата труда не соответствует установленной трудовым договором;
  • неправомерный отказ в отпуске и т.д.

Справочная информация: подать жалобу в КТС может и бывший работник, если обнаружит, что его права были нарушены. Решение таких вопрос подведомственно комиссии.

Состав комиссии

Ранее было сказано, что в состав комиссии входят представители как от работников, так и от работодателя. Внутри собрания комиссии избираются ее председатель, заместитель и секретарь.

Подача заявления

Заявление составляется в 2-х экземплярах (один работник оставляет себе). Что необходимо указать?

  • В шапке: ФИО работника, его должность, контактные данные.
  • В заявлении: изложить суть спора по существу (нарушения трудового договора, задержка заработной платы и т.п.).

К заявлению прилагаются копия трудового договора, трудовой книжки, а также документы и иные сведения, подтверждающие факт нарушения прав работника.

Обратите внимание на образец заявления:

Срок ответа комиссии

Установленный трудовым законодательством срок – 10 дней.

Порядок работы

Рассмотрение спора производится в присутствии работника, который подал жалобу. Неявка работника откладывает рассмотрение спора. При вторичной неявке без уважительных причин, комиссия откажет в рассмотрении спора. Сам же работник по письменному заявлению может попросить провести заседание без него.

На заседании должны присутствовать хотя бы половина членов комиссии со стороны работника и столько же от работодателя. Если их количество будет меньше или неравным, разрешение спора не будет правомочным.

Во время рассмотрения вопроса работника могут быть вызваны свидетели и специалисты. Также комиссия может потребовать от сторон трудового договора документы, необходимые для рассмотрения. Срок предоставления таких документов назначается членами комиссии.

Протокол заседания и печать комиссии

Секретарь во время заседания ведет протокол. Он должен быть подписан председателем комиссии (его замом) и заверен специальной печатью, о которой будет сказано ниже.

В протоколе указываются:

  • данные о количестве членов комиссии с каждой стороны, в том числе представителей работника и (или) работодателя;
  • существо спора;
  • выступающие лица;
  • результаты обсуждения.

Протокол подписывается секретарем и председателем комиссии или его замом ставится специальная печать.

Трудовым законодательством закреплена возможность использования специальной печати КТС. При ее отсутствии комиссия вправе использовать оттиск организации.

Если же выбрана специальная печать, то она должна иметь данные об организации и название КТС.

Принятие и исполнение решения

Решение об исходе дела принимается тайным голосованием членов комиссии, которые присутствуют на заседании. После того, как оно будет принято, составляется письменный акт, в котором указывается:

  • наименование организации (структурного подразделения);
  • данные о руководителе организации (структурного подразделения);
  • данные о подавшем жалобу работнике;
  • дата обращения в ктс;
  • дата рассмотрения дела;
  • данные о членах комиссии, которые присутствовали при рассмотрении спора;
  • данные о свидетелях и специалистах, приглашенных на заседание;
  • обоснованное решение комиссии;
  • результаты тайного голосования.

Копии акта в течение 3-х дней передаются работнику и работодателю. Закон дает им десятидневный срок на то, чтобы обжаловать такое решение. После истечения указанного срока решение комиссии, если не было обжаловано, должно быть исполнено в течение 3-х дней.

Неисполнение решения является основанием для привлечения к делу судебных приставов, которые исполняют его принудительно в течение 3-х месяцев. Комиссия, если работник в течение месяца подаст соответствующий запрос, выдает специальное удостоверение, по силе равное исполнительному листу. Однако оно не будет выдано, если работник или работодатель решат продолжить разрешение спора в судебном порядке.

Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

Трудовой кодекс предоставляет работникам возможность обжаловать решение КТС в судебном порядке. Однако прямого запрета обратиться для разрешения спора в другие инстанции законодательством не предусмотрено.

Трудовые инспекции занимаются вопросами нарушения нормальных условий труда. Как уже следует из названия органа, он не просто разрешает спор, но и проводит все необходимые действия для того, чтобы обнаружить не только указанное в жалобе нарушение, но и, возможно, ряд иных.

Такой орган существует в каждом регионе, в том числе – в Москве и области. Кроме работников, в инспекцию могут обратиться и иные лица, которым работодатель необоснованно отказал в приеме на работу.

Субъекты трудовых правоотношений, которые осуществляются в Москве, могут обратиться как лично, так и по почте, в том числе и электронной. Для этого в своем заявлении им нужно указать свои контактные данные и данные работодателя, адрес организации, а затем – суть жалобы по существу.

Обратите внимание, трудовая инспекция находится по адресу ул. Домодедовская, 24, корп.3.

Обжалование решения в суде

Как уже было сказано ранее, работник и работодатель вправе в десятидневный срок обжаловать решение комиссии в суде или же, минуя КТС, обратиться сразу с исковым заявлением.

Так, работник, согласно ст. 391 ТК РФ, вправе обратиться в суд по следующим вопросам:

  • восстановление на работе (не зависимо от причин прекращения им трудовых обязанностей);
  • об изменении причины увольнения;
  • о неправомерных действиях руководителя организации при обработке персональных данных и т.д.

Работодатель обращается в суд для возмещения работником ущерба, который он причинил ему.

Кроме того, суд рассматривает в обязательном порядке дела об отказе в приеме на работу, а также споры работников, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц (не ИП), и работающих в религиозных организациях. Кроме того, суд рассматривает иски лиц, которые подверглись дискриминации по любому установленному законами и нормативными актами признаку.

Обратите внимание! Истцы по трудовым спорам освобождаются от уплаты госпошлины и иных судебных издержек.

Подсудность трудовых споров

Она определяется гражданско-процессуальным законодательством и ППВС РФ № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ». Дела, связанные с трудовыми отношениями, рассматриваются мировым судьей (вопросы заработной платы) либо районным судом (о восстановлении на работе), в зависимости от предмета спора.

Так, истец А. обратился в районный суд с иском о восстановлении его в должности помощника машиниста, а также взыскать с работодателя средний заработок во время вынужденного прогула в размере 71 тысячи рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 тысяч рублей и сумму, потраченную на услуги представителя. Истец считал увольнение незаконным, так как являлся единственным кормильцем троих малолетних детей.

Требования истца суд удовлетворил.

Важно! Исключение из правил подсудности составляют дела, связанные с признанием незаконности забастовки работников. Они рассматриваются Верховным судом региона.

Сроки давности трудовых споров

Он аналогичен сроку, установленному для подачи жалобы в КТС, и составляет три месяца с момента, когда работник должен был узнать о нарушении его прав.

Исключение составляют следующие категории дел:

  • о незаконном увольнении – 1 месяц с данного момента;
  • о невыплате заработной платы – 1 год.

Для категории дел, по которым вправе подать иск в суд работодатель, также установлен срок исковой давности в 1 год.

Суд вправе принять ходатайство о восстановлении пропущенных сроков, но лишь в случае, если причины будут уважительным (непреодолимая сила, болезнь или уход за больными членами семьи и т.д.).

Существует несколько способов реализации права на нормальные условия труда. Выбор способа защиты своих прав работник осуществляет самостоятельно. Он может обратиться в комиссию по трудовым спорам, что является наиболее удобным вариантом, в особенности, если она уже существует на предприятии, где работник осуществляет свою трудовую деятельность. Можно миновать эту стадию и обратиться сразу в трудовую инспекцию или суд. Подача иска также необходима в случае более серьезных нарушений, таких как незаконное увольнение, дискриминация или невыплата заработной платы.

Комиссии по трудовым спорам (КТС)

Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномочен­ного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, и его территориальных органов (государствен­ных инспекций труда), (в ред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществ­ляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполно­моченного на проведение государственного надзора и контроля за со­блюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. (вред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осу­ществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимо­сти и гласности, (в ред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

Основными задачами федеральной инспекции труда являются: (в ред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

• обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граж­дан, включая право на безопасные условия труда;

• обеспечение соблюдения работодателями трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права;

• обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее
эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• доведение до сведения соответствующих органов государственной
власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреб­лений, которые не подпадают под действие трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права, (вред. Федерального закона от 30.06.2006№ 90-ФЗ)

Трудовой спорэто неурегулированное разногласие между работодателем и работником (индивидуальный трудовой спор) или работодателем и коллективом работников (коллективный трудовой спор).

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, закреплено в п. 4 ст. 37 Конституции РФ.

Трудовой кодекс РФопределяет индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, (ст. 381).

Такими органами являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. КТС — это постоянно действующий орган, создаваемый в организации специально для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Он образуются из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

КТС рассматривает все трудовые споры, кроме тех, для которых предусмотрен судебный или особый порядок рассмотрения.

Работник имеет право обратиться в КТС в трехмесячный срок с того дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. А КТС должна рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление или уполномоченного им представителя. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

• работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки-причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

• работодателя — о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Также в судах рассматриваются споры об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Для работника срок обращения в суд установлен такой же, как и в КТС — 3 месяца, за исключением споров о восстановлении на работе — в этом случае работник имеет право обратиться в суд в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.

Трудовые споры рассматриваются мировыми судьями, кроме споров о восстановлении на работе, которые рассматриваются районными судами. При этом работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Для отдельных категорий работников может быть предусмотрен особый порядок рассмотрения трудовых споров.

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Для разрешения коллективного трудового спора Трудовой кодекс предусматривает проведение примирительных процедур, которые состоят из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Трудовой арбитраж это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Если примирительные процедуры не дали результата, либо работодатель уклоняется от участия в них, или не выполняет достигнутое соглашение, работники могут прибегнуть к крайней мере разрешения трудового спора:забастовкевременному добровольному отказу (полностью или частично) от исполнения трудовых обязанностей. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Работодатель не вправе применять дисциплинарные взыскания за участие в забастовке. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП).

Законодательством строго регламентирован порядок объявления и проведения забастовки, предусмотрена возможность признания забастовки незаконной и последствия такого признания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Комиссия по трудовым спорам — 5 этапов разрешения спора комиссией по труду и заработной плате + 3 совета как предотвратить обращение работника в суд

Затяжные конфликты на работе ни к чему хорошему не приводят. Однако не спешите увольняться или идти в суд, если у вас нет взаимопонимания с начальством. Попробуйте решить проблему мирным путем. Ведь для этого и существует комиссия по трудовым спорам (КТС).

Я, Валерий Чемакин, как консультант по правовым вопросам, расскажу вам всё об этом общественном органе.

В конце статьи я сделаю обзор нескольких компаний, которые помогут подготовить документы для рассмотрения.

1. Что такое комиссия по трудовым спорам и как она образуется?

Исполнение трудового закона — обоюдная обязанность обеих сторон отношений. К сожалению, она часто нарушается обеими сторонами. Претензий у сторон друг к другу настолько много, что если бы все они разрешались в судах, то суды просто не справились бы с работой. Именно поэтому на предприятиях по инициативе одной из сторон создаются комиссии по трудовым спорам.

О самом понятии трудовые споры обязательно прочитайте нашу отдельную статью. Здесь же отмечу, что их решение возможно одним из нескольких вариантов.

Рейтинг вариантов разрешения конфликтов в трудовых отношениях:

  1. Путем переговоров сотрудника с работодателем.
  2. При участии независимой комиссии по трудовым спорам.
  3. Направление жалобы в Государственную инспекцию по труду.
  4. Рассмотрение гражданского иска в судебной инстанции.

Как видим, комиссия по трудовым спорам это инстанция, которая стоит на втором месте по популярности у работников при разрешении спорных вопросов с начальством.

Так для чего же образовывается комиссия по трудовым спорам? Согласно законодательству, этот орган призван решать конфликты внутри организации, не прибегая к помощи посторонних инстанций. Из этого ясно, что в состав комиссии по трудовым спорам входят представители обеих конфликтующих сторон. По закону, их поровну в количественном выражении.

Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе как работников, так и работодателя, но в своих решениях эта инстанция руководствуется исключительно нормами права. Стороны не могут оказывать какое-либо давление на членов этого органа.

Положение о комиссии по трудовым спорам включает: порядок ее создания, количество членов, порядок и сроки принятия коллегиальных решений и их обжалования, а также другие процессуальные вопросы.

2. Что дает создание комиссии по трудовым спорам — 3 важных преимущества

Часто разногласия сторон возникают на почве недостаточного знания законов. Иногда работнику хватает простого разъяснения, чтобы он осознал свое заблуждение. В таких случаях инцидент исчерпывается, едва начавшись.

Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам:

  • касающиеся зарплаты и других выплат;
  • о нарушениях трудового договора;
  • по поводу дисциплинарных взысканий;
  • вопросы выплаты командировочных и сверхурочных;
  • иные вопросы личного характера, которые не удалось решить напрямую с начальником.

Как видим, рассматриваемый нами орган решает только индивидуальные трудовые споры. Эти же вопросы разрешаются в суде, но обращение в КТС прямо на предприятии имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Преимущество 1. Повышение доверия работников

Администрация предприятия, где находится и честно работает комиссия по трудовым спорам, пользуется заслуженным доверием у сотрудников. Ведь если руководитель строит свои взаимоотношения с коллективом на основе закона, а не на праве сильного, то и работники всегда пойдут на встречу в любых кризисных ситуациях.

Пример

В маленькой строительной фирме «Сибстрой» отношения между рабочими и руководством всегда были доверительными. Вопросы, относящиеся к компетенции комиссии по трудовым спорам, решались в ней на основе закона. В результате нарушений прав работников практически не было.

Из-за снижения объемов строительства руководству пришлось урезать дополнительные выплаты персоналу, которые были обязательными. Однако сотрудники с пониманием отнеслись к этой вынужденной мере, так как понимали, что руководство их не обманывает относительно сложившейся ситуации.

Преимущество 2. Возможность решения спора в пределах предприятия

Судебное разбирательство требует времени и денег. Кроме того, желательно воспользоваться помощью адвоката, чтобы грамотно отстоять в суде свои права.

Полномочия комиссии по трудовым спорам позволяют решить те же вопросы без дополнительных издержек, да еще и прямо на предприятии.

Преимущество 3. Сбор наиболее полного пакета документов для суда

Если все же вы не удовлетворены решением комиссии и уверены в своей правоте, то берите весь пакет документов и несите его в суд. Дело в том, что при рассмотрении вашего вопроса КТС запрашивает у руководства всю документацию, касающуюся дела. Вам не придется делать это самостоятельно для суда. Работодатель не имеет права отказать комиссии в предоставлении всех сведений.

3. Как работает комиссия по трудовым спорам — 5 основных этапов

Комиссия по трудовым спорам — это орган, который состоит из одинакового количества представителей со стороны коллектива и работодателя. Только при соблюдении этого условия комиссия вправе принимать правомочные решения. Согласно закону, она должна обладать также своей печатью.

Каких то особых правил к изготовлению печати комиссии по трудовым спорам нет. Логично, если она будет содержать реквизиты предприятия.

Напомню, что этот общественный орган занимается только индивидуальными вопросами, а коллективные трудовые споры, речь о которых идет в другой нашей статье, он не разрешает. В документации предприятия должен быть приказ о создании комиссии по трудовым спорам, образец которого нетрудно найти с интернете.

Разберем поэтапно процедуру обращения в КТС.

Этап 1. Подача заявления работником

Если, к примеру, вы полагаете, что на вас несправедливо наложили дисциплинарное взыскание, пишите заявление в комиссию по трудовым спорам. Срок обращения в комиссию — 90 суток с момента возникновения инцидента.

Обращение пишите в любой форме на имя председателя КТС или скачайте образец заявления в комиссию по трудовым спорам на нашем сайте. Главное, чтобы в нем содержалось краткое описание сути проблемы и ваши требования. При наличии дополнительных документов обязательно приобщите их к заявлению и проследите, чтобы оно было зарегистрировано.

Этап 2. Проведение заседания

Не позднее 10 дней после получения вашего заявления проходит заседание комиссии по трудовым спорам, протокол которого вы должны получить на руки. Если вы не хотите участвовать в заседании, укажите это обстоятельство при подаче заявления. Заседание проводится только при необходимом кворуме, определенном положением.

Пример

Сергей Петрович работал мастером в ООО «Электрошок». Руки у него были «золотые», но любил выпить. В конце квартала все получили премию, а он нет.

Обиделся мастер на начальство и подал жалобу в КТС. Заседание комиссии назначалось трижды, но он на него не явился. Ведь смена была не его. В результате КТС совершенно законно оставила его жалобу без рассмотрения.

Комиссия не обязана рассматривать заявления работников, если они не являются на заседание без предварительного письменного уведомления. Впрочем, это не мешает подать заявление на новое рассмотрение.

Этап 3. Сбор необходимых документов

Возможно, предоставленных вами документов для принятия обоснованного решения будет недостаточно. Тогда КТС истребует дополнительные материалы у работодателя.

Какие документы могут понадобиться:

  • приказ о наложении взыскания или лишения премии;
  • табель рабочего времени;
  • объяснительные записки ваши или других сотрудников;
  • докладные;
  • бухгалтерские документы.

Все они понадобятся и при судебном разбирательстве, в случае чего.

Этап 4. Голосование членов комиссии

После сбора и изучения всех материалов, заслушивания представителей работодателя, профсоюза и вашего личного выступления, вопрос правомерности наложения взыскания поставят на голосование. Согласно закону, оно должно быть тайным. При этом в голосовании должно участвовать не менее половины представителей с той и другой стороны.

Этап 5. Вынесение вердикта

Решение принимается на основе простого большинства голосов. Оно содержит суть вашего обращения, приведенные доводы, правовое обоснование и резюмирующую часть. В течение 3 дней экземпляры решения передаются вам и работодателю.

Порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам предусматривает выполнение всех требований администрацией или работником в трехдневный срок. Однако он начинает исчисляться после 10 дней, которые даются сторонам на обжалование вынесенного решения в суде.

Если работодатель не выполнил решение КТС, работник имеет право обратиться за помощью к судебным приставам. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, помогают возбудить исполнительное производство у судебных приставов.

Если процесс отстаивания своих прав в КТС показался вам сложным, обращайтесь в юридические компании.

4. Профессиональная помощь в решении трудового спора — обзор ТОП-3 юридических компаний

Во многих случаях будет правильнее обратиться в юридическую компанию для разрешения конфликта с работодателем. Это экономит время и нервы.

Во многих юридических фирмах в штате есть юристы по трудовым спорам, которые имеют опыт работы именно в этом направлении. Вот обзор некоторых из них.

1) Правовед

Эта российская онлайн компания специализируется на оказании консультационных юридических услуг. В ней работает несколько сотен юристов со всей России. Портал Правоведа позволяет им оказывать услуги удаленно через интернет. Чаще всего к юристам компании обращаются за консультацией, но специалисты могут и документы подготовить, и провести юридическую экспертизу, и даже защитить в суде.

Если вам нужна консультация по трудовому законодательству:

  1. Зайдите на сайт Правоведа.
  2. Найдите там форму обратной связи.
  3. Впишите свои установочные данные и контакты.
  4. Выберите соответствующую вашей проблеме тематику.
  5. Кратко и четко опишите ситуацию и задайте интересующий вопрос.
  6. Оплатите услугу.
  7. Дождитесь ответа.
  8. Воспользуйтесь рекомендациями юриста и выиграйте свое дело.

Преимущества компании в том, что все услуги можно получить не выходя из дома. Консультация бывает устная и письменная — различие в стоимости. Однако цены в Правоведе более чем демократичные. Так устное консультирование может стоить вам всего несколько сотен рублей, чего не бывает в других компаниях, где ценник начинается от 1500 рублей.

2) Правовая защита

Примечательно, что эта компания изначально была создана на базе юридического кабинета Родченковой Екатерины Ивановны, которая занималась именно разрешением трудовых споров. Сегодня это крупная юридическая контора, которая оказывает услуги по многим направлениям права.

Однако обращения по вопросам трудового законодательства остаются одними из самых частых. Стоимость услуг по подготовке документов в трудовую инспекцию или суд начинается от 18 тыс. рублей, а представительство в суде от 40 тыс. рублей.

3) КонсулПраво

Обратившись в эту компанию, вы получаете бесплатную первоначальную консультацию. Работают специалисты круглосуточно без праздников и выходных. Поэтому помощь вам окажут в любой момент, если позвоните в КонсулПраво.

Услуги по трудовому праву:

Наименование услугиСостав услуги
1Урегулирование трудовых споровПроизводится в досудебном и судебном порядке
2Решение вопросов увольненияВосстановление на работе незаконно уволенного сотрудника с возмещением его расходов, изменение даты увольнения и его причин
3Решение вопросов, связанных с трудовым договоромЗаконность внесения дополнений или изменений, а также смена условий
4Разрешение материальных споровНевыплата или задержка зарплаты, компенсация вынужденного простоя, лишение стимулирующих выплат

5. Как предотвратить обращение работника в суд — 3 полезных совета для начинающего предпринимателя

Обращение работника в суд всегда невыгодно компании. Ведь если ему удастся доказать свою правоту, предприятию придется не только удовлетворить его требования, но и выплатить компенсацию, а также оплатить судебные расходы.

Ничего хорошего не сулит фирме и обращение сотрудника в трудовую инспекцию. Чтобы этого не происходило, работодателю надлежит не пренебрегать законом, а также руководствоваться следующими советами.

Совет 1. Предупреждайте обращение в КТС путем переговоров

Если у вас назревает конфликт с каким-то сотрудником, не пытайтесь его затянуть. Лучше решить его путем переговоров и разъяснений. Особенно это актуально, когда ваши действия в отношении работника не совсем соответствовали трудовому законодательству или были нарушения в процедуре принятия решений с вашей стороны.

Правовой статус комиссии по трудовым спорам позволяет сотруднику обеспечить свои права через судебных приставов. Поэтому лучше договариваться, чем решать вопросы через КТС, а тем более через суд.

Совет 2. Обращайтесь за консультацией к юристам

Прежде чем принимать непопулярное решение, ухудшающее положение работников, обратитесь за консультацией к юристам. Они разъяснят вам все правовые последствия, что позволит оценить риски и сделать прогнозы развития ситуации. Специалисты по трудовому праву помогут разрешить даже назревший конфликт, проведя переговоры с недовольным сотрудником.

Пример

Николай Михайлович был руководителем собственной фирмы. Он ее создал, он ею управлял и считал, что закон — это тоже он. Пока дела компании обстояли нормально, работники молчали.

Однако наступил кризис, который вынудил руководителя пойти на урезание не только премий, но даже и зарплат. При этом Николай Михайлович прямым текстом говорил, что могут увольняться все, кто чем-то недоволен.

Его друг, юрист по образованию, предупредил, что это может плохо закончиться. Однако директор не прислушался и добился того, что более 30 сотрудников обратились в суд с исками. В результате они выиграли дело.

Фирма должна была выплатить уволенным не только положенное по закону, но и различные компенсации. Кроме того, трудовая инспекция наложила крупные штрафы. Все это привело к банкротству предприятия.

Совет 3. Выполняйте все требования комиссии для решения спора

Не стоит игнорировать решение КТС. Его исполнение обязательно для всех. Нарушая закон, вы усугубляете свое положение. Суд однозначно встанет на сторону работника, если вы не выполните решение комиссии или станете затягивать этот процесс.

Приставы тоже не будут особо разбираться, а просто принудят вас исполнить решение, да еще и потребуют оплатить госпошлину за свои услуги.

В заключение предлагаю посмотреть тематический видеоролик.

6. Заключение

Если на вашем предприятии есть комиссия по трудовым спорам, не стесняйтесь обращаться в нее для урегулирования спорных вопросов при невозможности договориться. При ее отсутствии вы имеете право потребовать создания такого органа.

Вопрос читателям

Как вы думаете, какой самый оптимальный способ решения конфликтных ситуаций с администрацией предприятия?

Желаю вам доброго и понимающего начальника, который все решения принимает законно. Если понравилась статья, прошу ее прокомментировать и оценить. И не забывайте ставить лайки в социальных сетях!

Рассмотрение трудовых споров в КТС

rassmotrenie_trudovyh_sporov_v_kts.jpg

Похожие публикации

Аббревиатура КТС – это сокращенное название комиссии по трудовым спорам. Ее наличие на предприятии позволяет урегулировать конфликт между сотрудником и работодателем, не обращаясь в суд. Однако компетенция КТС ограничена, и не любой трудовой спор ей подвластен. Создание подобной комиссии не является обязательным, она формируется по инициативе сотрудников или работодателя. При возникновении трудового спора его участники вправе обратиться в суд, минуя КТС (391-я ст. Трудового кодекса РФ). Однако, во многих случаях подключение комиссии помогает решить спорный вопрос быстро, без лишней волокиты.

КТС в трудовом праве: понятие и компетенция

КТС – орган, образуемый на конкретном предприятии для рассмотрения индивидуальных трудовых споров (в пределах его компетенции). В него включаются представители рабочего коллектива и работодателя, и их число с каждой стороны должно быть равным. Особенностью работы этой комиссии является рассмотрение трудового спора только по инициативе работника. В Трудовом кодексе ничего не говорится о том, что такое же правомочие есть и у работодателя (385-я ст., 386-я ст. ТК РФ).

Какие споры рассматривает КТС в рамках своей компетенции, определено в 385-й ст. ТК РФ РФ. Здесь говорится, что комиссия вправе урегулировать спор, в отношении которого не установлена особая процедура рассмотрения. В ТК РФ перечислены категории трудовых споров, решать которые уполномочен только суд – по исковому заявлению стороны конфликта. К ним относятся споры:

о дискриминации, допущенной работодателем;

об отказе в трудоустройстве в данную организацию;

об изменении основания и даты увольнения;

о нарушениях при обработке персональных данных сотрудника;

о переводе на другое место работы;

об оплате вынужденного простоя, и некоторые другие споры (391-я ст. ТК РФ).

Однако, довольно много спорных вопросов могут решаться членами комиссии. В частности, рассмотрению в КТС подлежит спор о правомерности применения к работнику дисциплинарного взыскания, невыплате премий, изменении условий трудового контракта, размера доплаты за совмещение и т.д.

КТС могут создаваться не на уровне организации, а в ее отдельном структурном подразделении (384-я ст. ТК РФ). В этом случае полномочия комиссии не выходят за его границы и распространяются только на определенных сотрудников.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС: процедура

Прежде, чем обратиться в КТС, сотрудник должен попытаться уладить разногласия с работодателем самостоятельно (ч. 2 ст. 385 ТК РФ). Если мирно урегулировать конфликт не удалось, он вправе подать заявление в комиссию с просьбой разрешить спор. На это у него есть три месяца – таков срок обращения в КТС. Они отсчитываются со дня, когда заявитель узнал (должен был узнать) о нарушении своих трудовых прав (386-я ст. ТК РФ).

Приняв заявление, комиссии необходимо решить спор в 10-дневный срок. Если работником не подано ходатайство о рассмотрении спора в его отсутствие, он обязан либо лично явиться на заседание, либо прислать своего представителя. КТС вправе запрашивать у работодателя необходимые документы, заслушивать приглашенных свидетелей. Решение принимается простым большинством голосов, подсчитанных после проведения тайного голосования. Чтобы оно было правомочным, на заседании КТС должно присутствовать не менее 50% представителей от каждой стороны – работников и работодателя (387-я ст. ТК РФ).

Обжаловать решение КТС вправе как работник, так и работодатель. Они могут сделать это, обратившись в суд. Для обжалования установлен 10-дневный срок – со дня получения копии решения комиссии (на ее изготовление и вручение дается три дня).

Если ни одна из сторон конфликта не обратилась в судебную инстанцию, решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней (после истечения 10-дневного срока на обжалование). В случае, когда оно не выполняется, работнику вручается специальное удостоверение, приравниваемое к исполнительному документу. И тогда решение подлежит принудительному исполнению, с привлечением судебного пристава (389-я ст. ТК РФ).

Рассмотрение трудовых споров в КТС: плюсы и минусы

Комиссия по трудовым спорам не является первичным правоприменительным органом, куда обязательно должен обращаться работник. Он вправе сразу обратиться в суд, независимо от того, есть ли на предприятии КТС, или она отсутствует. Принимая решение, сотрудник должен оценить плюсы и минусы привлечения комиссии для разрешения спора с работодателем.

К преимуществам обращения в КТС можно отнести:

простота процедуры, отсутствие необходимости собирать справки, доказательства, привлекать юристов для составления иска;

оперативное рассмотрение спора;

знание особенностей конкретного производства, личностных характеристик работника и прочих нюансов конфликта членами КТС.

Среди явных минусов следует назвать ограниченные полномочия КТС по видам трудовых споров, которые она вправе рассматривать, а также возможная необъективность при принятии решения. Члены КТС, какую бы сторону они не представляли, трудятся на одном предприятии, и работодатель зачастую имеет рычаги для давления с целью разрешить конфликт в свою пользу.

Ссылка на основную публикацию