Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Содержание

Статья 386. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Комментарий к статье 386 ТК РФ

Для своевременного рассмотрения индивидуального трудового спора комментируемой статьей установлен трехмесячный исковой срок для обращения работника в КТС со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права или законного интереса. Исковым или давностным сроком называется установленный законом отрезок календарного времени для обращения в юрисдикционный орган за защитой своего трудового права или законного интереса. Пропуск искового срока без уважительных причин влечет за собой потерю права на защиту в данном органе, поэтому исковые сроки рассматриваются как сроки по осуществлению защиты материального трудового права работника.

Подача работником заявления с пропуском установленного срока не является основанием к отказу в приеме заявления КТС. Обстоятельства, которые бы служили основанием для восстановления срока, в ТК не указаны. В каждом случае КТС (с учетом конкретных обстоятельств) принимает решение о восстановлении или об отказе в восстановлении срока для обращения за разрешением индивидуального трудового спора. Как правило, уважительными причинами признаются болезнь работника или его близких родственников, проведение длительных переговоров с работодателем об урегулировании разногласий.

Отказ КТС в рассмотрении трудового спора в связи с пропуском срока обращения по неуважительным причинам не препятствует дальнейшему разрешению трудового спора в суде.

Необходимо учитывать, что по правилам ст. 14 ТК срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца. Количество календарных дней в месяце значения не имеет.

Фактом, подтверждающим, что работник узнал о нарушении своего права, может служить ознакомление работника с приказом о его перемещении в другое структурное подразделение, расчетно-платежная (или платежная) ведомость, в которой работник расписался в подтверждение получения соответствующей суммы заработной платы, и т.д.

Фактом, подтверждающим, что работник должен был узнать о нарушении своего права, является несвоевременное получение работником (при отсутствии у него уважительных причин) неправильно начисленной заработной платы, сниженного премиального вознаграждения и т.д.

Другой комментарий к статье 386 ТК РФ

Срок давности для обращения работника в КТС составляет 3 месяца с того дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Данный срок может быть продлен, если пропуск был вызван уважительной причиной (например, болезнью, затянувшимися переговорами с работодателем). Отказ КТС в рассмотрении трудового спора в связи с пропуском срока обращения по неуважительным причинам не препятствует обращению в суд.

Например, апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 18 августа 2014 года по делу N 33-2849 исковые требования об оспаривании решения комиссии о выплате межразрядной разницы удовлетворены, так как пропущен срок для обращения в комиссию по трудовым спорам.

Как отмечает В. И. Миронов, комментируемая статья не предусматривает полномочий КТС для отказа работнику в принятии заявления по мотиву пропуска срока для обращения в комиссию за защитой своего права, однако предполагает, что пропуск срока для обращения в КТС за защитой нарушенного права может стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных работником требований.

В соответствии с ч.1 ст.12, ч.6 ст.152 ГПК РФ, ч.3 п.5 Постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ пропуск срока в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных работником требований может быть применен КТС только в том случае, если полномочный представитель работодателя заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требований работника по причине пропуска срока для обращения в КТС. В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона индивидуального трудового спора обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Поэтому при наличии подобного ходатайства именно представители работодателя обязаны доказать пропуск срока для обращения работника в КТС.

________________
Миронов В.И. Трудовое право России. / М.: Упр. персоналом, 2005. – 1149 стр.

Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам

В ч. 1 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако КТС не имеет полномочий для отказа работнику в принятии заявления по мотиву пропуска срока для обращения в комиссию за защитой своего права.

Как уже неоднократно отмечалось, реализация норм трудового права происходит по правилам гражданского процессуального законодательства. В п. 4 ст. 1 ГПК РФ закреплен принцип процессуальной аналогии, который предполагает использование в регламентации деятельности КТС норм гражданского процессуального законодательства по аналогии в части, не урегулированной трудовым законодательством. Поэтому возможные случаи отказа в принятии заявления работника КТС должны быть определены на основании ст. 134 ГПК РФ. Из этой статьи следует, что КТС вправе отказать в принятии заявления работника в следующих случаях: 1) отсутствия у КТС полномочий для рассмотрения поступившего заявления, разрешение которого отнесено к компетенции других органов, например, работник обратился в КТС структурного подразделения по вопросу, который может быть решен только руководителем организации, а не структурного подразделения; 2) наличия вступившего в законную силу решения суда, государственной инспекции труда или КТС по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, но при этом наличие решения КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации; 3) наличия в производстве КТС аналогичного заявления по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям, однако наличие такого заявления в КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации, и наличие указанного заявления в КТС организации не препятствует обращению в КТС структурного подразделения; 4) подачи заявления недееспособным лицом, что подтверждается исключительно вступившим в законную силу судебным решением о признании гражданина недееспособным. Данный перечень оснований для отказа в принятии заявления КТС является исчерпывающим. Пропуск срока к числу таких оснований не отнесен. Следовательно, КТС обязана принять заявление работника независимо от сроков нарушения его прав.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Из чего следует, что пропуск срока для обращения в КТС за защитой нарушенного права может стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных работником требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, ч. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” пропуск срока в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных работником требований может быть применен КТС только в том случае, если полномочный представитель работодателя заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требований работника по причине пропуска срока для обращения в КТС. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона индивидуального трудового спора обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Поэтому при наличии подобного ходатайства именно представители работодателя обязаны доказать пропуск срока для обращения работника в КТС.

В ч. 2 ст. 14 ТК РФ закреплено правило о том, что течение сроков, с которыми связано прекращение прав и обязанностей, в частности по удовлетворению требований работника КТС, начинается на следующий календарный день после даты, которой определено окончание трудовых отношений. Из чего следует, что срок для обращения в КТС начинает свое течение на следующий день после календарной даты, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, так как с указанного дня прекращаются отношения, связанные с нарушением трудового права работника, что является основанием для обращения работника за защитой нарушенного права в установленном законодательством порядке. В связи с чем представители работодателя, заявившие ходатайство об отказе работнику в удовлетворении требований по причине пропуска срока для обращения в КТС, должны доказать одно из следующих юридически значимых обстоятельств, закрепленных в ч. 2 ст. 386 ТК РФ. Во-первых, получение работником информации о нарушении права. Представители работодателя обязаны знакомить работника со всеми приказами (распоряжениями), касающимися его трудовой деятельности, в письменной форме. Отсутствие письменных доказательств ознакомления работника с действиями (бездействием) работодателя лишает его представителей права при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания. Поэтому отсутствие письменных документов об ознакомлении работника с приказом (распоряжением) полномочного представителя работодателя, повлекшим нарушение его права, не позволяет доказать наличие у работника информации о таком нарушении. В подобной ситуации срок для обращения в КТС должен исчисляться с момента, указанного работником, то есть с указанной им даты получения информации о нарушении права. Во-вторых, представители работодателя для удовлетворения ходатайства об отказе в иске работника по причине пропуска срока для обращения в КТС могут доказать обстоятельства, в силу которых работник должен был узнать о нарушении своего права. Например, при переводе работника из одного структурного подразделения в другое, когда определенное структурное подразделение указано в трудовом договоре работника, он должен узнать о нарушении своего права с момента фактического перевода. Если работник в течение трех месяцев работал в новом структурном подразделении и не обжаловал в КТС действия работодателя по его переводу, то срок обращения в КТС следует исчислять с момента фактического перевода работника в другое структурное подразделение независимо от того, когда он был ознакомлен с приказом (распоряжением) работодателя о переводе. Таким образом, обстоятельствами, доказанность которых позволяет сделать вывод о том, что работник должен был узнать о нарушении своего права, являются действия представителей работодателя, повлекшие изменение условий труда работника, которые не могли оказаться для него незамеченными. В остальных случаях, например при лишении работника премии, работодатель должен доказать ознакомление работника с документами, на основании которых ему не произведены соответствующие выплаты. В подобной ситуации допустимыми являются письменные доказательства, в частности приказ (распоряжение) полномочного представителя работодателя, на котором имеется подпись работника, обратившегося за защитой в КТС.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска срока по уважительным причинам КТС может его восстановить. Вопрос об уважительности причин пропуска срока может стать предметом рассмотрения на заседании КТС только в том случае, когда работодателем заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении иска работника по причине пропуска срока для обращения в КТС, а также доказаны обстоятельства, свидетельствующие о пропуске установленного срока для обращения в КТС. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ наличие уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС должен доказать работник, пропустивший указанный срок. Законодательством не определены уважительные причины пропуска срока для обращения в КТС. В связи с чем, исходя из закрепленного в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ принципа процессуальной аналогии, КТС может указать в качестве уважительных любые причины пропуска срока, в том числе имеющиеся в отдельных нормативных правовых актах и судебной практике. В ч. 3 ст. 5 Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) к числу уважительных причин пропуска сроков для защиты прав и свобод человека и гражданина отнесены любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения за защитой нарушенного права, в том числе и отсутствие правовых знаний, не позволяющее иметь информацию о последствиях нарушения прав и свобод. В ч. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” говорится о том, что в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права могут рассматриваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться за разрешением индивидуального трудового спора, например: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи. Перечисленные в законодательстве и судебной практике уважительные причины пропуска срока для защиты работником нарушенного права КТС обязана учесть в качестве таковых. Однако КТС может признать уважительными и любые другие причины пропуска работником срока для обращения с заявлением о защите нарушенного права. Например, в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в КТС организации следует признавать обращение в КТС структурного подразделения, поскольку в этом случае работник своевременно реализует право на обращение в КТС, которое по его выбору может быть реализовано как путем обращения в КТС структурного подразделения, так и путем обращения в КТС организации. Прохождение одного из этих путей не может рассматриваться как неуважительная причина при следовании другим путем, поскольку работник воспользовался имеющимся у него правом. Более того, обращение в КТС структурного подразделения следует рассматривать в качестве факта, прерывающего действие срока, установленного для обращения в КТС. Поэтому при обращении работника в КТС организации после рассмотрения его заявления в КТС структурного подразделения, куда он обратился своевременно, вывод о пропуске срока для обращения в КТС не соответствует требованиям законодательства, так как работник реализовал свое право своевременно. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения в комиссию.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что при наличии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС она может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

В связи с чем напрашивается вывод о том, что наличие уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой в КТС влечет возникновение обязанности рассмотреть заявленные в комиссии требования по существу. Тогда как отсутствие таких причин при наличии соответствующего ходатайства представителя работодателя позволяет КТС отказать в рассмотрении заявленных требований по существу. Хотя отказ в рассмотрении заявленных работником в КТС требований с пропуском установленного законодательством срока противоречит вышестоящим по юридической силе нормам.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл применения законов, в том числе и КТС. Отказ от рассмотрения заявленных работником в КТС требований по причине пропуска срока противоречит ст. 18 Конституции РФ, так как в этом случае смыслом деятельности становится проверка причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права, а не применение норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина. Поэтому отказ КТС от рассмотрения заявленных работником требований по существу со ссылкой на ст. 386 ТК РФ позволяет поставить вопрос о конституционности этой нормы в Конституционном Суде РФ. Однако и до его рассмотрения КТС не лишена права на основании ст. 18 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, давать заявленным работником требованиям правовую оценку и при отсутствии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС. Причем в этом случае КТС может констатировать нарушение права работника, но отказать в его восстановлении по причине пропуска срока для обращения за защитой. Данное решение будет иметь правовое значение. Во-первых, оно может быть использовано работником для восстановления нарушенного права в административном порядке, то есть путем обращения в государственные органы надзора за соблюдением трудового законодательства или в вышестоящий орган либо к вышестоящим должностным лицам, которые обязаны восстановить нарушенное право независимо от сроков, прошедших с момента нарушения. В связи с чем решение КТС, которым отказано в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока для обращения за защитой с констатацией факта нарушения прав работника, становится основанием для их реализации в административном порядке. Во-вторых, решение КТС об отказе в удовлетворении заявленных работником требований по причине пропуска срока, которое имеет в своем содержании установленный факт нарушения трудовых прав работника, может быть использовано для их восстановления в судебном порядке. После КТС работник может обратиться в суд, который вправе признать причины пропуска срока для обращения за судебной защитой уважительными. В связи с чем решение КТС становится доказательством нарушения трудовых прав работника и также может послужить основанием для их реализации в судебном порядке.

Отказ от рассмотрения требований работника в КТС по причине пропуска срока означает, что они вообще не становятся предметом рассмотрения органом, наделенным таким правом законодателем, то есть выполняющим государственные функции. Тогда как ст. 33 Конституции РФ гарантирует право на индивидуальные обращения, в том числе и по урегулированию индивидуальных трудовых конфликтов, в государственные органы и органы местного самоуправления. Смыслом таких обращений является их рассмотрение по существу, а также получение гражданином квалифицированной помощи. КТС государством наделена функцией по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, выступая в качестве третейского суда, созданного сторонами трудовых отношений. В связи с чем у КТС возникает обязанность дать правовую оценку заявленным работником требованиям независимо от срока нарушения его прав. После чего работник может воспользоваться решением КТС по своему усмотрению. Следовательно, конституционные нормы обязывают КТС дать правовую оценку заявленным работником требованиям, относящимся к ее компетенции, независимо от сроков нарушения его прав.

Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

Срок исковой давности по трудовым спорам

Если у работника и работодателя возникает трудовой спор, за его разрешением можно обратиться в органы, уполномоченные трудовым законодательством на разрешение таких разногласий. А ограничен ли на это срок? О сроках давности по трудовым спорам расскажем в нашей консультации.

Сроки давности по индивидуальным трудовым спорам

Напомним, что за разрешением индивидуального трудового спора можно обращаться в комиссию по трудовым спорам (КТС) и в суд (ст. 382 ТК РФ).

В общем случае срок обращения в КТС или суд составляет 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 386, ч. 1 ст. 392 ТК РФ).

Однако по отдельным разногласиям, рассматриваемым исключительно в судебном порядке, сроки обращения в суд по трудовым спорам иные:

  • по спорам об увольнении – в течение 1 месяца со дня вручения работнику копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ);
  • по спорам о невыплате зарплаты и иных сумм, причитающихся работнику, — в течение 1 года со дня установленного срока выплаты (ч. 2 ст. 392 ТК РФ);
  • по спору о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, — в течение 1 года со дня обнаружения причиненного ущерба (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Если сроки обращения по трудовым спорам были пропущены по уважительным причинам, они могут быть восстановлены органом, в который обратился работник (соответственно, КТС или судом) (ч. 1 ст. 386, ч. 4 ст. 392 ТК РФ).

Сроки давности по коллективным спорам

Отправной точкой для разрешения коллективных трудовых споров является день начала коллективного трудового спора. Под таким днем понимается день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников. Если работодатель в течение 2 рабочих дней со дня получения требований работников не сообщил им о принятом решении, днем начала трудового спора является третий рабочий день после получения таких требований (ч. 3 ст. 398, ч. 1 ст. 400 ТК РФ).

Разрешение коллективного трудового спора начинается в обязательном порядке с его рассмотрения примирительной комиссией (ч. 1,2 ст. 401 ТК РФ). Примирительная комиссия должна быть создана (ч. 1 ст. 402 ТК РФ):

  • в случае коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства – в срок до 2 рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора;
  • в случае возникновения иных коллективных трудовых споров — в срок до трех рабочих дней со дня начала спора.

Дни для рассмотрения коллективного спора примирительной комиссией исчисляются со дня издания приказа о создании такой комиссии (ч. 6 ст. 402 ТК РФ):

  • в срок до 3 рабочих дней должен быть рассмотрен коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства;
  • в срок до 5 рабочих дней рассматривается коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства.

На следующий рабочий день после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны обсудить привлечение посредника для разрешения спора. Если единство в этом вопросе не будет найдено, оформляется протокол об отказе от такой примирительной процедуры. И стороны спора приступают к переговорам о его рассмотрении в трудовом арбитраже (ч. 1 ст. 403 ТК РФ).

Переговоры о переносе спора в трудовой арбитраж должны быть проведены не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем (ч. 2 ст. 404 ТК РФ):

  • составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника;
  • истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника;
  • оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника.

Необходимо учитывать, что при согласии сторон коллективного трудового спора сроки примирительных процедур могут быть продлены. Решение о продлении сроков оформляется протоколом (ч. 6,7 ст. 401 ТК РФ).

Комиссия по трудовым спорам на предприятии – порядок рассмотрения жалоб работников

Рано или поздно между работодателем и работником может возникнуть конфликт. Споры могут возникнуть по причине невыполнения сторонами пунктов трудового договора. Такие вопросы решаются комиссией по трудовым спорам, создаваемой по инициативе работника или работодателя. Ниже рассмотрен порядок работы данной комиссии, правила составления и подачи заявления, а также обжалования решения КТС. Кроме того, у работника есть выбор способа защиты своих прав, и кроме комиссии он может реализовать их через трудовую инспекцию или через суд.

Положения о КТС

Комиссией по трудовым спорам признается коллегиальный орган, созданный на паритетных началах. Она решает индивидуальные спорные вопросы, возникающие в ходе трудовых отношений, тем самым являясь гарантом защиты трудовых прав. Важно обратить внимание на то, что некоторые виды споров решаются исключительно в судебном порядке (вопросы восстановления уволенного работника, процессы с участием прокурора и т.д.).

По инициативе работника назначается путем избрания членов комиссии на общем собрании. Представители работодателя назначаются непосредственно самим руководителем организации (или работодателем-ИП).

Внимание! Такие комиссии не являются обязательным органом для трудового процесса. Они создаются исходя из желания сторон трудового договора и при невозможности решить спор без помощи остальных участников трудовых правоотношений.

Нормативное регулирование

Комиссии посвящена большая часть главы 60 ТК РФ. Все вопросы, связанные с ней, регулируются ст. 382-390. Они включают в себя способы создания комиссии, организацию ее работы, сроки подачи обращения, его рассмотрение, обжалование решения КТС.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии

Для полноценной работы комиссии и ее законодательной обоснованности, руководителем организации и представительным органом работников создается локальный акт, включающий в себя положения о работе КТС. В нем прописываются основные вопросы по организации работы комиссии, ее состав, техническое обеспечение, компетенции и ликвидация органа.

Акт подписывается всеми членами комиссии (представителями от работников и работодателя).

Обратите внимание, комиссия может быть создана как на предприятии в целом, так и в его структурных подразделениях. В последнем случае круг полномочий будет несколько сужен, ограничен рамками подразделения.

Порядок созыва и работы КТС: пошаговая инструкция

При невозможности урегулировать спор иным путем, работник подает заявление в комиссию по предмету спора. Круг вопросов, которые могут быть решены КТС, указан в Положении о ней. Поэтому работнику важно изучить данный локальный акт прежде, чем составлять заявление. Возможно, для решения конкретно его вопроса, необходимо будет составить исковое заявление в суд.

Срок обращения работников в комиссию по трудовым спорам

Он установлен ст. 386. У работника есть три месяца со дня нарушения его трудовых прав на то, чтобы написать заявление, подкрепив его фактическими обстоятельствами дела, и подать его в комиссию.

При пропуске срока по уважительной причине, комиссия все равно рассмотрит спор, предварительно восстановив срок.

Компетенция КТС

В круг решаемых комиссией задач входят следующие полномочия:

  • принятие заявления от работника;
  • рассмотрение дела спора;
  • выдача решения.

Конкретный круг споров законодательно не указан. Комиссия не занимается индивидуальными спорами, подведомственными судебным органам. Также КТС не доступны вопросы, связанные с пенсионными отчислениями, пособиями. Однако работник может обратиться по остальным вопросам, например:

  • нарушение норм выработки;
  • оплата труда не соответствует установленной трудовым договором;
  • неправомерный отказ в отпуске и т.д.

Справочная информация: подать жалобу в КТС может и бывший работник, если обнаружит, что его права были нарушены. Решение таких вопрос подведомственно комиссии.

Состав комиссии

Ранее было сказано, что в состав комиссии входят представители как от работников, так и от работодателя. Внутри собрания комиссии избираются ее председатель, заместитель и секретарь.

Подача заявления

Заявление составляется в 2-х экземплярах (один работник оставляет себе). Что необходимо указать?

  • В шапке: ФИО работника, его должность, контактные данные.
  • В заявлении: изложить суть спора по существу (нарушения трудового договора, задержка заработной платы и т.п.).

К заявлению прилагаются копия трудового договора, трудовой книжки, а также документы и иные сведения, подтверждающие факт нарушения прав работника.

Обратите внимание на образец заявления:

Срок ответа комиссии

Установленный трудовым законодательством срок – 10 дней.

Порядок работы

Рассмотрение спора производится в присутствии работника, который подал жалобу. Неявка работника откладывает рассмотрение спора. При вторичной неявке без уважительных причин, комиссия откажет в рассмотрении спора. Сам же работник по письменному заявлению может попросить провести заседание без него.

На заседании должны присутствовать хотя бы половина членов комиссии со стороны работника и столько же от работодателя. Если их количество будет меньше или неравным, разрешение спора не будет правомочным.

Во время рассмотрения вопроса работника могут быть вызваны свидетели и специалисты. Также комиссия может потребовать от сторон трудового договора документы, необходимые для рассмотрения. Срок предоставления таких документов назначается членами комиссии.

Протокол заседания и печать комиссии

Секретарь во время заседания ведет протокол. Он должен быть подписан председателем комиссии (его замом) и заверен специальной печатью, о которой будет сказано ниже.

В протоколе указываются:

  • данные о количестве членов комиссии с каждой стороны, в том числе представителей работника и (или) работодателя;
  • существо спора;
  • выступающие лица;
  • результаты обсуждения.

Протокол подписывается секретарем и председателем комиссии или его замом ставится специальная печать.

Трудовым законодательством закреплена возможность использования специальной печати КТС. При ее отсутствии комиссия вправе использовать оттиск организации.

Если же выбрана специальная печать, то она должна иметь данные об организации и название КТС.

Принятие и исполнение решения

Решение об исходе дела принимается тайным голосованием членов комиссии, которые присутствуют на заседании. После того, как оно будет принято, составляется письменный акт, в котором указывается:

  • наименование организации (структурного подразделения);
  • данные о руководителе организации (структурного подразделения);
  • данные о подавшем жалобу работнике;
  • дата обращения в ктс;
  • дата рассмотрения дела;
  • данные о членах комиссии, которые присутствовали при рассмотрении спора;
  • данные о свидетелях и специалистах, приглашенных на заседание;
  • обоснованное решение комиссии;
  • результаты тайного голосования.

Копии акта в течение 3-х дней передаются работнику и работодателю. Закон дает им десятидневный срок на то, чтобы обжаловать такое решение. После истечения указанного срока решение комиссии, если не было обжаловано, должно быть исполнено в течение 3-х дней.

Неисполнение решения является основанием для привлечения к делу судебных приставов, которые исполняют его принудительно в течение 3-х месяцев. Комиссия, если работник в течение месяца подаст соответствующий запрос, выдает специальное удостоверение, по силе равное исполнительному листу. Однако оно не будет выдано, если работник или работодатель решат продолжить разрешение спора в судебном порядке.

Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

Трудовой кодекс предоставляет работникам возможность обжаловать решение КТС в судебном порядке. Однако прямого запрета обратиться для разрешения спора в другие инстанции законодательством не предусмотрено.

Трудовые инспекции занимаются вопросами нарушения нормальных условий труда. Как уже следует из названия органа, он не просто разрешает спор, но и проводит все необходимые действия для того, чтобы обнаружить не только указанное в жалобе нарушение, но и, возможно, ряд иных.

Такой орган существует в каждом регионе, в том числе – в Москве и области. Кроме работников, в инспекцию могут обратиться и иные лица, которым работодатель необоснованно отказал в приеме на работу.

Субъекты трудовых правоотношений, которые осуществляются в Москве, могут обратиться как лично, так и по почте, в том числе и электронной. Для этого в своем заявлении им нужно указать свои контактные данные и данные работодателя, адрес организации, а затем – суть жалобы по существу.

Обратите внимание, трудовая инспекция находится по адресу ул. Домодедовская, 24, корп.3.

Обжалование решения в суде

Как уже было сказано ранее, работник и работодатель вправе в десятидневный срок обжаловать решение комиссии в суде или же, минуя КТС, обратиться сразу с исковым заявлением.

Так, работник, согласно ст. 391 ТК РФ, вправе обратиться в суд по следующим вопросам:

  • восстановление на работе (не зависимо от причин прекращения им трудовых обязанностей);
  • об изменении причины увольнения;
  • о неправомерных действиях руководителя организации при обработке персональных данных и т.д.

Работодатель обращается в суд для возмещения работником ущерба, который он причинил ему.

Кроме того, суд рассматривает в обязательном порядке дела об отказе в приеме на работу, а также споры работников, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц (не ИП), и работающих в религиозных организациях. Кроме того, суд рассматривает иски лиц, которые подверглись дискриминации по любому установленному законами и нормативными актами признаку.

Обратите внимание! Истцы по трудовым спорам освобождаются от уплаты госпошлины и иных судебных издержек.

Подсудность трудовых споров

Она определяется гражданско-процессуальным законодательством и ППВС РФ № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ». Дела, связанные с трудовыми отношениями, рассматриваются мировым судьей (вопросы заработной платы) либо районным судом (о восстановлении на работе), в зависимости от предмета спора.

Так, истец А. обратился в районный суд с иском о восстановлении его в должности помощника машиниста, а также взыскать с работодателя средний заработок во время вынужденного прогула в размере 71 тысячи рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 тысяч рублей и сумму, потраченную на услуги представителя. Истец считал увольнение незаконным, так как являлся единственным кормильцем троих малолетних детей.

Требования истца суд удовлетворил.

Важно! Исключение из правил подсудности составляют дела, связанные с признанием незаконности забастовки работников. Они рассматриваются Верховным судом региона.

Сроки давности трудовых споров

Он аналогичен сроку, установленному для подачи жалобы в КТС, и составляет три месяца с момента, когда работник должен был узнать о нарушении его прав.

Исключение составляют следующие категории дел:

  • о незаконном увольнении – 1 месяц с данного момента;
  • о невыплате заработной платы – 1 год.

Для категории дел, по которым вправе подать иск в суд работодатель, также установлен срок исковой давности в 1 год.

Суд вправе принять ходатайство о восстановлении пропущенных сроков, но лишь в случае, если причины будут уважительным (непреодолимая сила, болезнь или уход за больными членами семьи и т.д.).

Существует несколько способов реализации права на нормальные условия труда. Выбор способа защиты своих прав работник осуществляет самостоятельно. Он может обратиться в комиссию по трудовым спорам, что является наиболее удобным вариантом, в особенности, если она уже существует на предприятии, где работник осуществляет свою трудовую деятельность. Можно миновать эту стадию и обратиться сразу в трудовую инспекцию или суд. Подача иска также необходима в случае более серьезных нарушений, таких как незаконное увольнение, дискриминация или невыплата заработной платы.

Деятельность комиссии по трудовым спорам

  • наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, – наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • результаты голосования.

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

– игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

– отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

– экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

– коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

– недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

– не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

– не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

– не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обращения в комиссию по трудовым спорам

Моментом возникновения трудовых процессуальных правоотношений в ходе рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора в КТС является момент обращения работника в комиссию с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 386 ТК РФ работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пропуск данного срока не дает КТС права отказать работнику в принятии его заявления. В любом случае КТС обязана принять поступившее с пропуском указанного срока заявление работника. Если будет установлено, что срок пропущен без уважительных причин, комиссия его не восстанавливает и выносит решение об отказе в удовлетворении требований работника. Если же выяснится, что срок обращения в КТС был пропущен по уважительным причинам, комиссия полномочна восстановить его и разрешить спор по существу.

В КТС работник обращается с письменным заявлением, где указывается дата, когда он узнал о нарушении своих прав и (или) законных интересов, излагаются предмет индивидуального трудового спора и доказательства, подтверждающие факт нарушения его субъективных трудовых прав и (или) законных интересов. В процессе рассмотрения спора в комиссии работник может изменить или уточнить предмет трудового спора и представить новые доказательства.

Форма обращения в КТС законом не определяется, следовательно, работник вправе обращаться в комиссию лично, а также направить заявление по почте, по факсу.

Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации комиссией. Процедура и способ регистрации поступивших заявлений трудовым законодательством не регламентируются, поэтому порядок регистрации заявлений, поданных в КТС, устанавливается самой комиссией. Факт принятия заявления работника комиссией удостоверяется соответствующей отметкой. Желательно, чтобы такая отметка сопровождалась печатью КТС. Во многих организациях, где созданы комиссии по трудовым спорам, печать КТС просто отсутствует. Поэтому рекомендуется направлять заявление в КТС с почтовым уведомлением о вручении. В этом случае работнику гарантируется возможность дальнейшего рассмотрения трудового спора, в том числе в суде.

Как правило, КТС ведет журнал регистрации таких заявлений. В нем обычно содержатся следующие сведения:

  • 1) порядковый номер, дата поступления заявления, должность и фамилия работника, обратившегося в КТС, существо спора;
  • 2) дата назначения рассмотрения заявления, включая дату переноса рассмотрения заявления, снятия его с рассмотрения с указанием причины;
  • 3) существо вынесенного решения;
  • 4) дата вынесения решения, дата исполнения решения (в добровольном и принудительном порядке);
  • 5) регистрация заявлений работника на выдачу удостоверения, имеющего силу исполнительного листа, а также дата выдачи удостоверения.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам

Рассмотрению индивидуального трудового спора в КТС предшествует стадия подготовки заявления работника к слушанию. Подготовка заявления к слушанию преследует следующие задачи:

  • 1) уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения трудового спора;
  • 2) определение правоотношений сторон и закона, которым следует руководствоваться;
  • 3) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле;
  • 4) определение доказательств, которые каждая сторона должна представить в обоснование своих утверждений.

Работник на любой стадии рассмотрения его трудового спора в КТС вправе прекратить возбужденный им трудовой спор. Однако при этом он теряет право повторного обращения в КТС с подобным заявлением. Данное обстоятельство должно быть сообщено работнику под расписку на заседании комиссии.

Трудовой спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им в соответствии с законом представителя. Полномочия представителя оформляются доверенностью, которая может быть заверена по месту работы или жительства работника либо письменным заявлением работника в КТС. Специальные полномочия, в частности на подписание заявления от имени работника, по заключению соглашения с работодателем, отказу от заявленных требований, по обжалованию решения КТС, по предъявлению решения КТС к исполнению и получению сумм, должны быть оговорены в доверенности или письменном заявлении работника, поданном в КТС.

Правило об обязательности рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, принимать активное участие в обсуждении и исследовании доводов работодателя или его полномочного представителя.

Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В такой ситуации заявление работника рассматривается по правилам заочного разрешения индивидуального трудового спора.

Работник и работодатель должны быть своевременно извещены о времени и месте проведения заседания КТС, а также о переносе его на другой день.

Неявка работника или его представителя обязывает КТС отложить рассмотрение заявления. Вторичная неявка работника или его представителя на заседание комиссии без уважительных причин дает право КТС снять заявление с рассмотрения.

Снятие заявления с рассмотрения по причине вторичной неявки работника или его представителя на заседание КТС без уважительных причин следует квалифицировать как отсутствие обращения работника в КТС за разрешением индивидуального трудового спора. В таком случае работнику предоставляется возможность повторно обратиться в комиссию с заявлением о рассмотрении его трудового спора в пределах установленного трудовым законодательством искового срока или обратиться непосредственно в суд, минуя КТС.

Необходимо подчеркнуть, что снятие заявления работника с рассмотрения в случае его неявки при вторичном вызове без уважительных причин является правом, а не обязанностью комиссии. В силу этого комиссия может принять решение о снятии заявления работника с рассмотрения при любой последующей неявке работника на заседание КТС без уважительных причин. При принятии подобного решения КТС должна иметь доказательства, свидетельствующие о том, что работник дважды был извещен о предстоящем заседании и отсутствовал без уважительных причин. При отсутствии таких доказательств решение КТС о снятии заявления работника с рассмотрения считается незаконным.

В процессе подготовки дела к рассмотрению в порядке досудебного разбирательства КТС может вызывать на свое заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов.

По требованию КТС руководитель организации как представитель работодателя или работодатель – индивидуальный предприниматель обязан в предусмотренный срок предоставить в ее распоряжение все необходимые документы и расчеты.

Заседание комиссии должно начинаться с определения правомочности состава КТС. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На следующем этапе досудебного разбирательства целесообразно доложить о том, какое заявление рассматривается на заседании комиссии, какие требования были заявлены работником, какие документы собраны по данному делу. После того следует выслушать требования работника (его представителя) и его соображения, а также представителя работодателя. После объяснений сторон заслушиваются пояснения свидетелей и специалистов, изучаются письменные материалы дела.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает права работников заявлять отводы членам комиссии. Однако практика свидетельствует о том, что иногда такие отводы заявляются отдельным членам КТС. Данный вопрос рассматривается другими членами данной комиссии. Соответствующее решение принимается простым большинством голосов. Член комиссии, получивший такой отвод, вправе дать объяснения по поводу заявленного ему отвода. Если же отвод был заявлен всем или большинству членов КТС, участвующих в данном заседании, то данный вопрос разрешается по каждому из членов в отдельности всем составом этой комиссии также простым большинством голосов.

Во время заседания КТС ведется протокол, в котором подробно освещаются процесс разбирательства индивидуального трудового спора, исследования доказательств и выводы ее членов. Протокол подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью. Требования к форме протокола ТК РФ не устанавливает. Несмотря на это, по всей вероятности, в протоколе заседания комиссии должны находить свое отражение следующие сведения:

  • – дата проведения заседания КТС;
  • – список избранных и присутствующих членов комиссии с указанием представительского характера состава КТС (число членов от работников и работодателей с указанием фамилий, должностей);
  • – фамилия председательствующего на заседании комиссии;
  • – указание о присутствии работника, его представителя, а также представителя работодателя, сведения об извещении указанных лиц о рассмотрении заявления;
  • – порядок ведения заседания комиссии с изложением объяснений и доводов, приводимых работником, его представителем, а также представителем работодателя, с изложением пояснений свидетелей, специалистов;
  • – проект решения КТС;
  • – порядок голосования за принятие предложенного проекта решения комиссии.

Стороны индивидуального трудового спора могут принести замечания на протокол, которые либо удостоверяются одним из членов КТС, присутствовавшим на ее заседании, либо рассматриваются на заседании КТС с участием членов КТС, участвовавших в заседании КТС, на котором велся оспариваемый протокол.

Ссылка на основную публикацию