Аттестация руководителей образовательных учреждений 2020

Содержание

Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: что об этом уже известно?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности . Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории : первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Как провести аттестацию руководителей образовательных учреждений

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2020 года подразумевает некоторые мероприятия, направленные на оценку квалификации сотрудника, его умений, знаний и опыта. Для руководителей образовательных учреждений, подведомственных Минобразования и науки, она проводится не менее, чем один раз за период действия трудового договора. Что касается оценки на соответствие занимаемой должности, то она должна проходить в течение года после вступления руководителя в должность.

Порядок проведения аттестации

Оценивание состоит из двух последовательных этапов: изучение предоставленных документов и собеседование. Для этого соответствующее ведомство создает аттестационную комиссию, подготавливает список кандидатов, а также необходимые бумаги. Затем запрашиваются документы у кандидатов. Порядок работы комиссия определяет самостоятельно.

За семь рабочих дней до начала кандидат уведомляется о проверке телефонограммой или почтой. В уведомлении указывается дата, время и место проведения проверки знаний. Если аттестуемый не явился в указанное время без уважительной причины или предварительного отказа, ему сулит дисциплинарная ответственность, а мероприятие переносится.

Увидеть, как на практике проходит процесс проверки можно на официальном сайте Департамента образования города Москвы: аттестация руководителей, видео.

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

На официальном сайте Московского Института Открытого Образования (МИОО) можно ознакомиться с порядком проведения проверки знаний, а также подать заявку для ее прохождения. Для этого на специальной странице необходимо заполнить анкету. В ней указываются основные сведения, контактные данные испытуемого и прикрепляются сканы требуемых документов.

Что нужно для аттестации

Кандидат или действующий глава учреждения должен предоставить определенный в Приказе комплект документов. Все они должны быть на русском языке. Среди них:

  • отчет о деятельности на руководящей должности — результаты выполнения программы развития;
  • справка о соответствии руководителя требованиям ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ;
  • согласие на проведение оценки — включает контактные данные, перечень предоставленных бумаг и др.;
  • согласие на рассмотрение и исследование предоставленных документов;
  • мнение коллегиального органа управления образовательным учреждением по результатам изучения предоставленного отчета.

Также могут быть предоставлены и другие документы, несущие полезную для комиссии информацию. Кроме этого, кандидаты на должность руководителя должны предоставлять справку об отсутствии судимости. Список варьируется в зависимости от подведомственности учебного учреждения. В представленной таблице приведен перечень документов, необходимых для прохождения аттестации в ведомственных учебных учреждениях.

Список документовВедомство
Информация о доходах, имуществе, обязательствах аттестуемого, его супруга(и), а также несовершеннолетних детей
Список научных работ (при наличии)
Заверенная копия трудовой книжки, документы о получении образования, квалификации, ученой степени, званияМинэкономразвития, Россвязь, Минкультуры
Документы о получении наград, поощрений, ученой степени, званийФТС

Кто освобожден от прохождения

Согласно Приказу и закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ, от прохождения проверки освобождаются:

  • руководители, назначенные на должность Президентом или Правительством РФ;
  • проработавшие на занимаемой должности менее одного года;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Что касается двух последних категорий работников, то оценивание их знаний производится не ранее, чем через год после выхода из отпуска.

В зависимости о того, какому ведомству подчиняется учреждение, варьируется частота проверок. Например, проверка знаний руководства образовательных учреждений, находящихся в ведении Росавиации, Минюста, ФАНО, ФТС, проходит раз в пять лет.

Результаты аттестации

Если по результатам проверки будет выявлено, что глава учреждения не отвечает существующим требованиям, он сможет пройти ее еще раз. Повторное оценивание проводится на основании заявления экзаменуемого. При этом комиссия может разрешить или отказать в проверке. В случае отказа руководитель отстраняется от выполнения своих обязанностей до успешного прохождения аттестации.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не проводится, поскольку ее должны проходить только специалисты, трудящиеся на промышленных и строительных объектах, а также опасных производствах. Такое оценивание также должны проходить работники организаций, подведомственных Ростехнадзору.

Как аттестовать руководителя образовательного учреждения

Законодательная база

Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.

Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 (ред. от 27.10.2017).

Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.

Порядок и цель проведения аттестации

Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.

Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.

Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.

Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:

  • повысить эффективность подбора руководящего состава;
  • оценить знания кандидата при приеме;
  • оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
  • стимулировать профессиональный рост.

Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:

  1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
  2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
  3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
  4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.

Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.

Документы для аттестации

Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:

  • заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
  • заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
  • отчет о результатах выполнения программы развития за год;
  • выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
  • справка об отсутствии судимости;
  • любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.

Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.

Кто освобожден от прохождения

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240, не подлежат проверке руководители:

  • назначенные президентом или правительством;
  • проработавшие менее 1 года;
  • беременные женщины;
  • женщины в декрете.

Результаты аттестации

Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.

При положительном результате руководитель может:

  • быть назначен на должность;
  • включен в кадровый резерв;
  • либо подтверждается соответствие занимаемой должности.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций, как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.

Аттестация педагогов: каких изменений ждать?

В 2019 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2020 году.

— Сейчас в 19 пилотных регионах проходит апробация новой модели аттестации педагогов, важного элемента национальной системы учительского роста (НСУР), а в 2020 году она станет обязательной для всех, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Немногим ранее, в августе, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина рассказала, что будет создана возможность прохождения аттестации учителей «в два клика», то есть никаких больше сборов грамот, благодарностей и открыток от родителей — дополнительные действия аттестуемых сократятся до минимума. Добавила она и то, что для новой системы понадобится современная техническая база.

Что ожидать?

Аттестация педагогических работников в 2020 году будет проходить в новом и непривычном формате. Ирина Борисовна Иноземцева, учитель русского и литературы московской школы, участвовала в апробации и рассказала о своих впечатлениях порталу pedsovet . org . Ниже — выдержки из её интервью.

  1. Новая модель аттестации педагогических работников в 2020 году будет состоять из трёх частей — профессиональная задача, видеосъёмка урока и диагностическая работа. На первые два пункта отводилось по 10—12 дней, на последний — 4 часа.
  2. В рамках первой части аттестуемым были предложены восемь задач, из которых нужно было решить две на выбор.

Пример одной из них:

Кабинет, в котором Вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (различающихся по возрасту учащихся, например, в 5 и 10; по степени подготовленности класса; по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите своё профессиональное мнение в решении (жанр решения выберите на своё усмотрение).

  1. Видеосъёмка урока представляет из себя запись урока целиком, продолжительностью 45 минут, или его фрагмента, 15 или 30 минут.
  2. В рамках диагностической работы проверялись знания предмета, психологии и физиологии детей, было предложено разработать внеклассное мероприятие, проверить работу школьника по критериям ГИА.
  3. Единственная сложность новой модели аттестации, по мнению Ирины Борисовны, — это её новизна и непривычность, к которым легко и быстро привыкнут российские учителя. Из плюсов — возможность взглянуть на себя со стороны, понять свои сильные и слабые стороны.

Вопросы, которые возникают у педагогов

Обязательная аттестация учителей в 2020 году вызывает много вопросов у педагогических работников, ответы на самые частые из них приводит портал k – zhurnal . ru .

  • Зачем изменили формат проведения? Для того, чтобы правила были едины для всей России и соответствовали профессиональному стандарту педагога.
  • В чём особенность новых должностей — старший учитель и ведущий учитель? От первого требуются умение выполнять функции методиста — разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и коррекционной работы. От второго — выполнять функции администратора, то есть координировать работу учителей, психологов, а также организовывать разработку образовательных программ и их применение в обучении.
  • Кто и как будет проводить аттестацию учителей в 2020 году? То, что этим будут по-прежнему заниматься комиссии известно, но неизвестно то, как они будут формироваться, вероятно по какому-то единому порядку. А о форме проведения можно пока только строить предположения на основе апробации, которая проходила в 2017 и 2018 годах.
  • А можно ли пройти аттестацию по старым правилам? Ольга Васильева в интервью «РИА Новости» сказала, что во время переходного периода у педагогов будет выбор, по старым правилам её проходить или по новым.
  • Что будет при непрохождении аттестации? Придётся заниматься повышением квалификации. В этом должна будет помочь национальная система учительского роста (НСУР), в которую будут входить не только аттестационные комиссии, но и центры повышения квалификации педагогов.

Недостатки существующей модели аттестации

  1. Отсутствие инструментов для объективной оценки уровня реальной квалификации педагога.
  2. Отсутствие у учителей стимула повышать знания в области своего предмета, в сфере психологии и педагогики.
  3. Не мотивирует осваивать и совершенствовать новые профессиональные компетенции.
  4. Отсутствие объективной взаимосвязи между квалификацией учителей.
  5. Необоснованный объём отчётности.

Более того, в каждом регионе сегодня применяется свой собственный подход к проведению с разными системами оценки, с разными требованиями. Цель новой модели аттестации в 2020 году — сделать процедуру общей для всей страны, а использоваться для этого будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ).

Такое же название имеет и сайт, который создан Министерством просвещения — ефом.рф. Существует он для того, чтобы держать профессиональное сообщество в курсе проходящей работы по разработке и изменению ЕФОМ и учитывать мнение общественности. Для этого создан раздел для обсуждения, в котором желающие могут опубликовать замечания и предложения.

Той же цели служила и конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», которая состоялась 9 ноября 2018 года. В конференции участвовали 369 представителей из 75 субъектов РФ, а по итогам работы была принята резолюция, изучить которую вы можете здесь .

Прислушивается ли Министерство просвещения к общественному мнению? Да, в ноябре 2018 года глава ведомства Ольга Васильева рассказала о том, какие изменения были уже приняты:

  • учёт мнения выпускников посчитали недочётом и решили отказаться от него;
  • отказались и от видеосъёмки урока или его фрагмента из-за технических сложностей — необходимости получения согласия родителей на видеозапись.

Рассказала она ещё и о том, что Министерство просвещения собирается создать независимые аттестационные центры, в которых педагоги смогут пройти аттестацию до официальной процедуры, самостоятельно оценить свою подготовку, выявить и устранить недочёты.

Мнение учителей о новой форме аттестации

Педагогическое сообщество единодушно и категорично в своём отношении к нововведениям. Многие сомневаются, что к их мнению по важным вопросам действительно прислушиваются, проводится много параллелей с ЕГЭ и его сомнительным успехом. Большинство педагогов довольны существующей моделью аттестации, есть и те, кто вообще против аттестации в любой её форме.

Помимо критики есть и конструктивные предложения, например, вместо разработки ЕФОМ использовать уже существующую эффективную модель, которая сейчас применяется в Москве и в самом деле является аттестацией «в два клика». По этой модели результаты работы учителя определяются успехами его учеников и динамикой этих успехов. Педагог может пройти аттестацию даже со смартфона, а вся нужная для него информация содержится в городских информационных сетях. Минус этого предложения в том, что регионы отстают от столицы по техническому оснащению, но и это тоже вопрос решаемый.

Руководитель департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина считает, что новая модель аттестации хороша для студентов, потому что поможет им доказать, что они смогут стать хорошими учителями, а вот по отношению к опытным учителям она неуважительна, потому что ставит их в один ряд с выпускниками вузов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Система аттестации. Проверять директоров школ будут по-новому

В обсуждении системы аттестации педагогических работников России принимают участие представители исполнительной и законодательной власти, руководители региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации, ректоры вузов, директора школ и педагоги, представители профсоюзных организаций.

В 2020 году может появиться окончательный вариант системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций России. Предполагается создание единой модели аттестации, которая в то же время сможет вобрать в себя наиболее удачный опыт конкретных регионов.

Единая модель

Сегодня в Москве отработана эффективная система аттестации на соответствие должности руководителя, которая проходит в два этапа. Первый — квалификационные испытания в форме тестирования с использованием автоматических систем по навыкам управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией. Успешное прохождение первого этапа открывает возможность перехода ко второму: собеседованию с аттестационной комиссией Департамента образования и науки города Москвы. Комиссия оценивает результативность управленческих решений, которые отображаются в аттестационной справке, формируемой автоматически, без участия аттестуемого, на основе данных информационно-аналитических систем и результатов тестирования.

Фундаментом для формирования такой справки стало электронное портфолио московского директора «База данных управленческих результатов». Этот инструмент управления в течение учебного года пополняется информацией о результатах работы школы: итогах государственной итоговой аттестации, результатах использования ресурсов, участия в городских проектах. Аттестационная справка содержит не только действующие показатели, но и оптимальные значения как ориентир для развития школы и повышения качества образования ребят.

Таким образом, руководитель может сверить свои «управленческие часы», а члены комиссии получают объективный материал для анализа и вынесения решения в отношении аттестуемого руководителя. Собеседование проводится в очной форме и обязательно для всех кандидатов, кроме тех руководителей, которым присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». Заседание комиссии транслируется в интернете в онлайн-режиме.

Архивные записи доступны в разделе «Аттестационная комиссия» на сайте «Школа большого города». Московская процедура аттестации основана на уважительном отношении к времени директора школы: подача заявления на аттестацию, запись на тестирование и формирование аттестационной справки осуществляются в электронном виде, дополнительный сбор документов не требуется. Информационные материалы для подготовки размещены на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Планируется формирование независимой и добровольной для педагогов общероссийской системы оценки профессионального мастерства и квалификации: во всех регионах будут созданы специальные центры.

Между тем в Москве успешно реализуется модель аттестации учителей, которая не зависит от воли чиновников, проводится в автоматическом режиме на основе динамики результатов учеников, учитель не тратит время на составление отчетов и сбор документов. Для ее прохождения в электронном виде необходимо лишь выбрать категорию и подать заявление. Результаты работы и само заявление рассматриваются Городской аттестационной комиссией без участия учителя. «Московская модель действительно облегчает положение учителя и не дает ему дополнительной нагрузки, является объективной благодаря тому, что существует очень большая информационная база, которая позволяет реально оценить и профессиональный уровень, и вклад учителя в развитие всей системы», — считает председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Марина Иванова.

Новая аттестация педагогов с 2020 года

Среди задач из майских указов Президента Путина В. В. поставлено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и места страны среди десятки мировых лидеров по его качеству. Одним из инструментов для ее реализации должна стать новая аттестация педагогов, которая будет действовать с 2020 года. По мнению авторов разработки, она призвана не столько «наказать» специалистов, а найти и исправить проблемные места образовательной системы.

Необходимость нововведений

Для действующей долгое время в России системы аттестации педагогических работников характерно минимум три недостатка:

  • необходимость для учителя собирать многочисленные документы (дипломы, грамоты, сертификаты о прослушанных курсах, опубликованные работы);
  • отсутствие единого порядка аттестационных процедур в регионах страны (где-то требуются открытые уроки, где-то учитываются имеющиеся документы или результаты учеников), что не позволяет проводить их сравнение между собой;
  • практическое отсутствие реального влияния на карьерный рост специалиста.

Новая аттестация должна кардинально изменить подход к проверке компетенции учителей. Уже в 2020 году они смогут оградить себя от сбора многочисленных документов, а саму процедуру проходить непосредственно на месте работы. Для этого будут использоваться объективные данные, которые позволят определить уровень знания собственного предмета, способности специалиста мотивировать учеников и качество других аспектов работы.

Новые правила

Для аттестации учителей, которая будет работать в российских школах в 2020 году, разрабатывается нескольких оценочных параметров. Последние изменения предполагают, что ключевая роль будет отведена Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ).

Важно! Точные формы, наполнение и уровни сложности ЕФОМов для педагогов пока еще находятся на стадии разработки и обсуждения, которые продлятся вплоть до 2020 года, а при необходимости корректировки будут вноситься позже.

По предварительным данным ЕФОМ будут включать три блока:

  1. Письменная работа по профильной дисциплине, чтобы проверить не только предметные, но и методические компетенции специалиста (ориентировочно займет 2 часа). При этом понадобится решение конкретных заданий по предмету, а также знания о принципах планирования урока, его построения для наиболее полного раскрытия темы и усвоения школьниками.
  2. Видеозапись урока, чтобы оценить коммуникативные и психолого-педагогические навыки. Здесь потребуется продемонстрировать урок по спланированному план-конспекту, а также предоставить для анализа примеры самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Основными критериями для оценивания должны стать: качество воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, мотивация и формирование у обучаемых необходимых навыков (к примеру, поиска и анализа информации).
  3. Педагогический кейс станет дополнительным способом проверки психологических и коммуникативных компетенций. Учителю понадобится составить план действий на основе вымышленной ситуации, которая может коснуться его профессиональной деятельности. К примеру, социализации детей из неблагополучных семей и их общению с детьми класса, актуальных сегодня вопросов травли среди подростков и пр.

На заметку! Выполнение всех блоков должно занять не менее 4 часов, но задания будут выполняться в разные дни.

Кроме ЕФОМов, аттестационный «портрет» педагогического работника должны дополнить еще 3 элемента, за которые будет ответственна школьная администрация:

  • справка работодателя;
  • анализ учебных результатов учеников;
  • отзывы выпускников.

Максимальный результат в баллах по всем критериям – 100 баллов, 60 или меньше из которых обеспечит выполнение ЕФОМ. Кроме них, показатели успешности обучаемых обеспечат до 25 баллов, отзывы руководства – до 10 баллов, и мнения бывших учеников – не более 5. По каким принципам будет рассчитываться соответствие баллов отзывам и результатам работы остается неизвестным.

Процедуры аттестации с 2020 года

Для выпускников ВУЗов перед устройством на работу в образовательное учреждение будет проводиться так называемый «входной» экзамен. Его процедура еще не утверждена, но предположительно будущему специалисту придется проверить навыки по основным направлениям деятельности (профильные знания, методические и коммуникативно-психологические аспекты работы). Далее спустя два года специалисту предстоит аттестация на соответствие должности «педагог», для которой готовятся упоминаемые выше ЕФОМы.

Кроме того, появится возможность развивать свою карьеру по двум направлениям:

  • по вертикали: через получение 1-й или высшей квалификационных категорий;
  • по горизонтали: благодаря ведению новых должностей от простого педагога (обеспечивающего качественное обучение учеников) до старшего (способного создавать индивидуальные, коррекционные программы), а потом ведущего учителя (наставника, который будет координировать работу своих коллег, дефектологов, психологов).

Новая форма аттестации должна прежде всего подсказать учителю, какие пробелы в своей деятельности следует подтянуть и куда двигаться дальше. Те, кто не смогут пройти процедуру с 2020 года, будут направлены осваивать необходимые знания для дальнейшего повышения квалификации.

Ссылка на основную публикацию