Элементы налоговой системы

Содержание

Основные элементы налоговой системы

В России проведена масштабная налоговая реформа, начало которой было положено принятием первых глав второй части Налогового кодекса РФ в 2000 г. Данная реформа была направлена в основном на упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени — как за счет уменьшения налоговых ставок и изменения правил исчисления и уплаты налогов, так и путем повышения эффективности процедур налогового администрирования.

Необходимость налоговой реформы 2000-х гг. была обусловлена и тем обстоятельством, что построение налоговой системы России в начале 1990-х гг. происходило в условиях форсированного перехода к рыночным условиям, что выражалось в резком уменьшении объема ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет. Масштабное сжатие бюджетных расходов в условиях экономического кризиса оказало свое влияние и на налоговую политику: пытаясь компенсировать существенное сокращение бюджетной поддержки экономических агентов, органы власти включали в налоговое законодательство большое количество налоговых льгот и освобождений, существование которых не было оправдано соображениями экономической эффективности. В результате налоговая система, созданная в течение 1990-х гг., оказалась недостаточно эффективной с фискальной точки зрения и не способствовала установлению конкурентных рыночных отношений и, в конечном счете, экономическому росту.

В российской налоговой системе произошли значительные изменения:

  • — законодательное закрепление новой налоговой системы, ее кодификация;
  • — снижение налоговых ставок (НДС, налог на прибыль);
  • — отмена прогрессивной шкалы налоговых ставок по подоходному налогу;
  • — реструктуризация перечней налогов по уровням бюджетной системы (исключение некоторых налогов, в том числе налога с продаж, налога на рекламу, налога на пользователей автомобильных дорог идр.);
  • — развитие стимулирующей роли амортизационных начислений;
  • — введение специальных налоговых режимов;
  • — отмена единого социального налога и введение вместо него страховых платежей.

В федеративных государствах налоговые системы представляют собой трехуровневую систему, обеспечивая финансирование федерального, регионального (субъектов Федерации) и местного (муниципального) бюджетов, которые являются финансовой основой соответствующих бюджетов. Общая нормативно-правовая база налогообложения устанавливается федеральными органами власти, однако региональные и местные власти имеют возможность в отношении региональных и местных налогов регулировать процентные ставки, сроки и порядок уплаты налогов. Налоговая система РФ представлена на схеме 3.3.

Элементом налоговой системы являются страховые налоги (платежи), направляемые во внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог в 2009 г. был трансформирован в страховые платежи, так же как и ранее, направляемые во внебюджетные социальные государственные фонды.

Некоторые из общефедеральных налогов (налог на прибыль, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых) являются «расщепляемыми», т.е. в определенных пропорциях зачисляются и в федеральный, и в региональные бюджеты.

Для обеспечения финансирования территорий из общефедеральных налоговых платежей формируются фонды поддержки территориального развития, которые передаются в региональные бюджеты в виде трансфертов. Часть региональных налогов в виде трансфертов передается в местные бюджеты.

Схема 3.3. Виды налогов в РФ

Общей основой функционирования налоговой системы является определение следующих базовых для налогообложения условий:

  • объект налогообложения;
  • налогооблагаемая база;
  • налоговые ставки;
  • налоговый период;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Каждый из налогов имеет самостоятельный объект налогообложения, в качестве которого могут выступать объем реализации продукции (услуг), имущество, прибыль, доход, имеющие стоимостную количественную или физическую характеристику. Так, объектом налога на добавленную стоимость является реализация товаров (работ и услуг); налога на доходы физических лиц — доходы налогоплательщиков; налога на прибыть — доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Классификация объектов налогообложения представлена на схеме 3.4.

При выплате налогов налогоплательщик определяется по итогам каждого налогового периода (квартал, год) на основе регистров бухгалтерского учета исходя из особенностей объекта налогообложения. При определении налогооблагаемой базы отдельные виды доходов могут уменьшаться на сумму налоговых освобождений, льгот, вычетов, что ведет к изменению налогооблагаемой базы. Расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций предполагает определенное, установленное законом, структурирование и доходов и расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Основные структурные элементы, необходимые для определения базы по этому налогу, представлены на схеме 3.5.

Схема 3.4. Классификация объектов налогообложения

Схема 3.5. Классификация доходов при определении налога на прибыль

Уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль с помощью расширения издержек, включенных в расходы, является одним из направлений развития стимулирующей функции данного налога.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливается в процентах к налогооблагаемой базе.

Опыт развитых стран в области величины налоговых ставок дает примеры их различия в зависимости от доли социальной нагрузки государства, уровня развития бизнеса, традиций. Сравнительная структура налоговых ставок представлена в табл. 3.2.

Налоговые ставки (межстрановое сопоставление), в %

Налог на доходы корпораций

Ставка подоходного налога

Источник: по данным Минфина РФ.

При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35—45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП), и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие как США и Япония), где нагрузка находится в диапазоне 25—30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

Среди стран, относящихся к категории «развивающиеся рынки», также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30—40% ВВП, и остальные, для которых типична нагрузка 20—30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в ненефтегазовом секторе нашу страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

Межстрановой анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальные платежи (в сумме они составляют от 18 до 28% ВВП), а также подоходного налога (8—10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23—28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3—7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Южная Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3—5% ВВП).

В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц — менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35—37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется той ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю, прежде всего экспортные пошлины и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других стран они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности [1] .

В РФ нет прогрессивных ставок налогообложения, т.е. их повышения в соответствии с величиной соответствующей налогооблагаемой базы. Однако по отдельным налогам существует дифференциация налоговых ставок в зависимости от вида дохода.

Регрессивные налоговые ставки до последнего времени применялись при определении единого социального налога. С 2010 г. система регрессии изменена. Установлена единая ставка в 32%, но налоговая база ограничена максимально нормируемой величиной фонда оплаты труда работника (примерно 400 тыс. руб.).

По отдельным налогам существуют перечни ставок, которые определяют величину налогов в зависимости от товарных групп (акцизы) или конкретных объектов налогообложения и их особенностей. Последнее относится к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Здесь учитываются особенности месторождений, технологии добычи, а также динамика мировых цен. Налоговая ставка для нефтедобычи корректируется специальным коэффициентом, учитывающим средние за налоговый период цены нефти в долларах США и средний курс доллара к рублю, устанавливаемый Центральным банком. В условиях

изменчивой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей величина НДПИ, поступающая в бюджет, подвержена колебаниям.

В условиях мирового экономического кризиса была снижена ставка налога на прибыль (с 24 до 20%), внесены изменения в администрирование НДС и НДПИ, что в целом привело к некоторому снижению налогового бремени на бизнес. Однако дискуссии о снижении ставки НДС (с 18 до 13%), что в значительной степени способствовало бы освобождению финансовых ресурсов, прежде всего в обрабатывающей промышленности, не завершились принятием соответствующих решений. Аргументом является существенное выпадение бюджетных доходов, не компенсируемое их объемами или другими налогами.

Наряду с общими правилами и нормами налогообложения в РФ существует несколько специальных налоговых режимов, которые в ряде случаев изменяют принципы формирования налогооблагаемой базы и величину налоговых ставок.

К таким режимам относятся:

  • — система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • — упрощенная система налогообложения;
  • — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в специальном режиме освобождаются от уплаты ряда налогов: на прибыль организаций, НДС, налога на имущество и ряда других налогов. В этих случаях налогооблагаемой базой являются денежные доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 6% доходов, уменьшенных на величину расходов.

Упрощенная система налогообложения применяется к организациям и индивидуальным предпринимателям, у которых доход за девять месяцев текущего года не превышает 20 млн руб., но подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменения потребительских цен. При применении данного вида специального режима не выплачиваются НДС, налог на прибыль. Налогоплательщик в качестве базы налоговых платежей может выбрать либо величину доходов, и тогда ставка составит 6%, либо доходы, уменьшенные на величину расходов, при ставке налога 15%.

Единый налог на вмененный доход устанавливается на отдельные виды деятельности: оказание бытовых услуг, услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, розничной торговли, общественного питания и в других случаях, когда можно определить потенциально возможный доход, базовую доходность на ту или иную единицу физического показателя деятельности (число работающих, количество автомобилей, торговая площадь и т.д.). В данном случае налоговая ставка составляет 15% величины вмененного дохода.

Соглашения о разделе продукции заключаются между государством и иностранными инвесторами в области добычи полезных ископаемых. Инвестор освобождается от выплат ряда региональных и местных налогов. Существует две особенности определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Во-первых, инвестор выплачивает налог только со стоимости прибыльной продукции, принадлежащей ему, а не со всего объема получаемой прибыли, так как она «разделена» в соглашении. Во-вторых, в расходы включены затраты инвестора, понесенные до момента получения прибыли (возмещенные расходы).

Основные элементы налоговой системы

Инструментом фискальной политики являются налоги.

Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенными законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:

1) фискальная функция;

2) экономическая или регулирующая функция:

а) перераспределительная функция;

б) стимулирующая функция;

в) учетная функция;

г) контрольная функция.

1) Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней.

Фискальная функция фактически доминировала до начала 1930-х гг. Однако по мере развития системы налогообложения и изменения социально-экономических процессов роль фискальной функции уменьшилась и на определенном этапе развития экономики стала проявляться регулирующая функция.

2) Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т. е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Экономическая функция раскрывается более подробно в своих подфункциях:

а) Перераспределительная подфункция проявляет себя через перераспределение доходов между бюджетами различных уровней.

б) Стимулирующая подфункция преследует цель смягчать цикличность развития производства и обеспечивает равномерность и поступательность движения общества. Она проявляется через налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок.

в) Учетная подфункция вытекает из того, что налоги — это часть на­ционального дохода и что государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы.

г) Контрольная подфункция тесно связана с учетной и дополняет ее. Она характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах

К элементам налогов относятся:

1) субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

2) носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

3) объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог;

4) ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают следующие виды ставок налога:

а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода;

б) пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

в) прогрессивные ставки предполагают возрастание ставки по мере роста дохода;

г) регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1) По способу платежа различают следующие виды налогов:

а) прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

б) косвенные налоги – взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Например, акцизы на табачные и алкогольные изделия уплачивается производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

2) По использованию налоги подразделяются на следующие виды:

а) общие налоги – поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;

б) специальные (целевые) налоги – имеют строго определенное назначение. Например, налог на реализацию горюче-смазочных материалов поступает в дорожный фонд, который используется для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3) В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают следующие виды налогов:

а) федеральные налоги поступают в федеральный бюджет и устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся:

– налог на добавленную стоимость;

– акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

– налог на прибыль (доход) организаций;

– налог на доходы от капитала;

– подоходный налог с физических лиц;

– взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

– таможенная пошлина и таможенные сборы;

– налог на пользование недрами;

– налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

– сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

– федеральные лицензионные сборы.

б) региональные налоги поступают в бюджет субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

– налог на имущество организаций (предприятий);

– налог на игорный бизнес.

в) местные налоги формируют бюджет местных органов власти. К ним относятся:

– налог на имущество физических лиц;

– налог на рекламу;

– налог на стройку объектов производственного назначения в курортной зоне;

– налог на перепродажу каров, вычислительной техники и персональных компьютеров;

– местные регистрационные и лицензионные сборы, которые включают:

– лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

– лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. К иным сборам относятся:

– целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и остальные цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за роль в бегах на ипподромах, сбор на выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, сделанных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку местности населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность. Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

– налог на имущество физических лиц;

В современных условиях выработаны следующие принципы налогообложения, сформулированные шотландским экономистом А. Смитом:

1) Принцип выгоды.

Разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.

2) Принцип платежеспособности.

Размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика, т.е. налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов;

3) Однократность взимания налога.

С одной налогооблагаемой базы взимается один вид налогов.

4) Обязательность уплаты налогов.

Система штрафов, санкций и общественного мнения в стране должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем их своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

5) Простота и понятность процедуры уплаты налогов.

Система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для налоговых органов;

6) Гибкость налоговой системы.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно0политическим потребностям.

Эти принципы просты, но реализовать их сложно. Поэтому в современном обществе затруднено точное соблюдение всех принципов.

Известный экономист Артур Лаффер (1940 ) предложил следующую связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями (рисунок 5.3). По мере роста ставки налога от нуля до 100 % налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня «А», а затем будут снижаться до нуля. Сокращение налоговых поступлений после уровня «А» объясняется тем, что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, следовательно, налоговая база (национальный доход) будет сокращаться. Если экономика находится в точке «В», тогда снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений.

Рисунок 5.3 – Кривая Лаффера

Если ставки налога снизить с «Rb» до «Rc», то правительство будет собирать неизменное количество налоговых поступлений. Это объясняется следующим: более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков. Это приведет к расширению национального производства и дохода. Кроме того, сокращение бюджетного дефицита будет обеспечиваться следующими обстоятельствами:

1) Уменьшатся масштабы уклонения и неплатежа налогов.

Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налоги посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций, выплата процентов по которым не облагается налогом; укрывательство доходов. Поэтому снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях;

2) Стимулы к производству и увеличению занятости.

Стимулы к производству и увеличению занятости могут возникнуть в результате снижения налоговых ставок, что обеспечит сокращение правительственных трансфертных платежей. Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице, в результате – сокращение дефицита бюджета.

ТЕМА 6

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8600 – | 8170 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система – это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Структурные элементы налоговой системы России Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Леонид Дмитриевич

Статья посвящена анализу налоговой системы России, выявлению ее структурных элементов. В связи с тем, что до настоящего времени не был в полной мере определен перечень основных элементов налоговой системы России, также не была научно обоснована ее организационная структура. Автор статьи предлагает свое видение недостающих определений, состоящих из 19 выявленных им элементов налоговой системы. Названные элементы являются ориентиром при формировании налоговой политики , системы налогов и сборов , установлении специальных налоговых режимов, то есть порядка налогообложения. Целью статьи является научное обоснование организационной структуры налоговой системы России. Это позволит сделать вывод о том, что налоговая система имеет оптимальное количество элементов в своем составе, при которых может обеспечить необходимую собираемость налогов. Кроме того, выявление элементов налоговой системы России позволит провести сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран, с учетом их особенностей. Выработать концептуальные положения налоговой системы России и предложения по ее совершенствованию.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецов Леонид Дмитриевич

The structural elements of the tax system of Russia

This article analyzes the tax system in Russia, to >tax system in Russia, has also not been scientifically proved its organizational structure. The author offers his vision of the missing definitions, consisting of 19 >tax system . The named elements prov >tax policy , the system of taxes and fees, establishment of special tax regimes, i.e. of the order of taxation. The purpose of this article is the scientific study of organizational structure of tax system of Russia. This will allow us to conclude that the tax system has an optimal number of elements in its composition, which can prov >tax system of Russia will allow to conduct a comparative analysis of tax systems of Russia and foreign countries, taking into account their peculiarities. To develop conceptual provisions of the Russian tax system and suggestions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Структурные элементы налоговой системы России»

УДК 342.9 ББК 67.401

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

ЛЕОНИД ДМИТРИЕВИЧ КУЗНЕЦОВ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: leonkuzn@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс Рецензенты: кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова;

кандидат юридических наук, доцент Е.О. Бондарь

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена анализу налоговой системы России, выявлению ее структурных элементов. В связи с тем, что до настоящего времени не был в полной мере определен перечень основных элементов налоговой системы России, также не была научно обоснована ее организационная структура. Автор статьи предлагает свое видение недостающих определений, состоящих из 19 выявленных им элементов налоговой системы. Названные элементы являются ориентиром при формировании налоговой политики, системы налогов и сборов, установлении специальных налоговых режимов, то есть порядка налогообложения.

Целью статьи является научное обоснование организационной структуры налоговой системы России. Это позволит сделать вывод о том, что налоговая система имеет оптимальное количество элементов в своем составе, при которых может обеспечить необходимую собираемость налогов.

Кроме того, выявление элементов налоговой системы России позволит провести сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран, с учетом их особенностей. Выработать концептуальные положения налоговой системы России и предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговая политика, налоговые отношения, система налогов и сборов, элементы налогообложения, налоговые вычеты, налоговый контроль, налоговая декларация, налоговые споры, информационное обеспечение налогообложения.

Abstract. This article analyzes the tax system in Russia, to identify its structural elements. Due to the fact that to date have not been fully identified list of the main elements of the tax system in Russia, has also not been scientifically proved its organizational structure. The author offers his vision of the missing definitions, consisting of 19 identified elements of the tax system. The named elements provide guidance in the formation of tax policy, the system of taxes and fees, establishment of special tax regimes, i.e. of the order of taxation.

The purpose of this article is the scientific study of organizational structure of tax system of Russia. This will allow us to conclude that the tax system has an optimal number of elements in its composition, which can provide the necessary tax collection.

In addition, identifying the elements of the tax system of Russia will allow to conduct a comparative analysis of tax systems of Russia and foreign countries, taking into account their peculiarities. To develop conceptual provisions of the Russian tax system and suggestions for its improvement.

Keywords: tax burden, tax policy, tax relations, tax system, elements of taxation, tax deductions, tax control, tax Declaration, tax disputes, information provision taxation.

Из древнегреческой философии известны понятия целого и части. Основная трудность состоит в разрешении противоречий, возникающих при определении подходов к исследованию целого. Величайший мыслитель Франции Рене Декарт, в своей работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках» [14] рекомендовал начинать исследование любого предмета с разделения его на столько частей, сколько это необходимо для решения познавательной задачи. Часть и целое, это две философские категории, выражающие сложное строение любой вещи, которая состоит из более простых вещей, связанных между собой в некоторую относительно неделимую совокупность. Предметы, образующие вещь (целое), составляют ее части. Связь, которая объединяет части, составляющие целое, сообщает предмету свойство целостности, т.е. наличие интегративных свойств и закономерностей, присущих целому, но не присущих составляющим целое частям в их разобщенности. Следовательно, целое есть единство частей, существующее благодаря их взаимосвязи, устойчивый характер которой выражается в структуре данного целого.

Если условно представить налоговую систему, как целое, состоящее из частей — элементов системы, то эти части, благодаря своей взаимосвязи, придают целостность системе. Однако, налоговая система России, как целое, в настоящее время относится к числу малоисследованных институтов, в связи с тем, что не исследовано количество ее частей — элементов. Комплексных теоретических исследований ее элементов еще не проводилось [6].

До сих пор не определены место и роль института налоговой системы России среди институтов налоговых систем зарубежных стран. Отсутствует глубокий анализ тенденций развития налоговых органов и других важных элементов системы. Об этом свидетельствуют часто вносимые изменения в налоговое законодательство России. Уже настало время для определения основных элементов налоговой системы России с целью научного обоснования ее организационной структуры. Пора расширить понятийный аппарат налоговой системы России, а также изложить правовые основы организации и деятельности налоговой системы России. Следует четко определить тенденции ее развития.

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще, а налоговой системы России в частности, является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения элементов налоговой системы России с ее аналогами для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемых объектов.

При сравнительном правовом анализе налоговых систем для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений совершенствования (реформирования) налоговой системы России, в качестве ее аналогов будут выступать налоговые системы других государств. Путем сравнения налоговой системы России с зарубежными налоговыми системами, с учетом их особенностей, можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой системы, а в определенных случаях новые принципы и методы налогообложения.

Объектами сравнения могут быть элементы налоговых систем тех стран, где государственное устройство является близким к России по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный состав федерации [6].

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу элементов налоговых систем федеративных государств является возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений. В обязательном порядке должны оцениваться особенности протекания социально-экономических процессов, а также цели и задачи (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед государством.

Автор данной статьи провел исследование налоговой системы России и выявил следующие ее основные элементы, также привел их краткую характеристику:

1. Налоговая нагрузка;

2. Принципы построения налоговой системы России;

3. Налоговая политика;

4. Законодательство и нормативные правовые акты о налогах и сборах;

Понятие и элементы налоговой системы

Понятие и элементы налоговой системы

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; субъектов налоговых отношений; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Элементами налоговой системы являются:

– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

– субъекты налоговых отношений в виде налогоплательщиков, уплачивающих налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

– субъекты налоговых отношений в виде органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

– законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками

– принципы и способы взыскания налогов;

– уровни изъятия налогов.

Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с исчислением и уплатой налогов, двух основных экономических субъектов: налогоплательщика и налоговых органов как представителей государства.

Первая – налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, иными законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. При этом предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, но опять же применительно к конкретным налогам.

Вторая группа участников налоговых правоотношений включает государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых водит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства – это Федеральная налоговая служба, реорганизованная в 2004 году из Министерства по налогам и сборам РФ и переданная в ведомство Министерства Финансов РФ. Налоговые органы сотрудничают с органами казначейства, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов.

Принципы построения налоговых систем

Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения (впервые сформулированные А.Смитомв 1776 году в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»):

– принцип справедливости (равенства, равномерности) налогообложения;

– определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

– удобство сроков и способов уплаты;

– экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

На основе принципов, сформулированных А.Смитом, можно определитьпринципы налогообложения в Российской Федерации (ст. 3 НК РФ). «Основные начала законодательства о налогах и сборах»):

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Если в налоговом законе содержатся нормы, касающиеся налоговых отношений, то они могут применяться только тогда, когда соответствуют нормам, содержащимся в НК РФ.

Налоговое право

Все отношения в сфере налогообложения регулируются налоговым законодательством, основными источниками которого являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований. Кроме того, органы исполнительной власти РФ (Минфин и ФНС), органы судебной власти (Конституционный суд, Верховный суд) также издают свои нормативно-правовые акты (инструкции, методические рекомендации, постановления, решения и пр.), регулирующие сферу налогообложения.

Налоговое право – комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. управление всей системой налогообложения.

Источникаминалогового права выступают (рис.2.1.):

– Налоговый кодекс РФ;

– Закон РФ от 27.12.91 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

– Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период,

– указы и распоряжения Президента РФ,

– постановления и распоряжения Правительства РФ,

– постановления высших органов представительной власти РФ,

– решения органов государственной власти краев, областей, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам.

Рис. 2.1.Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ

Статья 57 Конституции РФгласит, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

П.3 ст.75 Конституции РФ гласит, что «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».

Налоговый кодекс РФ определяет:

– виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

– основания для возникновения, изменения, прекращения и исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

– формы и методы контроля;

– ответственность за совершение налоговых правонарушений;

– порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц.

Налоговый кодекс РФ – это основополагающий документ о налогах и сборах, принятый в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.

Законодательные акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов и сборов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают.

Каждый из налогов и сборов имеет свое юридическое выражение в конкретном нормативно – правовом акте, принятом соответствующим органом государственной власти.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Если для одного и того же налога, в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения, установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.

В регулировании налоговых отношений важную роль играют законы РФ о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы.

Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами ФНС России, постановлениями Конституционного Суда РФ, решениями и определениями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указы Президента РФ могут устанавливать самостоятельные нормы права и носить характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем установленные российским налоговым законодательством и нормативными правовыми актами, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

В системе налогового законодательства международные соглашения по налогообложению условно можно разделить на четыре группы:

1. Международные соглашения общего характера— наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие подходы сторон в области налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве.

2. Собственно налоговые соглашения – двусторонние и многосторонние, имеют три подгруппы:

· общие налоговые соглашения (конвенции) — это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых и косвенных налогов;

· ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т. п.;

· соглашения об оказании административной помощи по налогообложению.

3. Договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы, обычно направлены на установление благоприятного налогового режима, предоставление различных льгот и т. д.

К договорам, в которых помимо прочих решаются налоговые проблемы, относятся торговые договоры, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров и услуг.

4. Специфические соглашенияпо конкретным международным организациям. Примером может служить соглашение о размещении штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, направленное на освобождение от уплаты налогов в стране пребывания.

Налоговые агенты

В обязанности налоговых агентов входит:

– правильность и своевременность исчисления, удержания из выплат налогоплательщику и перечисления налогов в бюджет или ВБФ;

– в течение 1 месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика с указанием суммы задолженности;

– осуществлять налоговый учет выплаченных доходов и удержанных из них налогов в бюджет персонально по каждому налогоплательщику;

– предоставлять налоговую отчетность в налоговые органы

– хранить документ по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов в течение 4-х лет.

Уплата налогов и сборов осуществляется в рублях в наличном или безналичном порядке. Налог считается уплаченным с момента предъявления налогоплательщиком в банк платежного поручения (при наличии достаточного для уплаты налога остатка денежных средств на счете) или же с момента внесения налогоплательщиком налога в кассу банка.

Банки в налоговой системе

Банки выполняют в налоговой системе двойную роль.

С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней.

С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства – занимаются кассовым исполнением бюджета. Банки обязаны бесплатно исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.

Понятие и элементы налоговой системы

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; субъектов налоговых отношений; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Элементами налоговой системы являются:

– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

– субъекты налоговых отношений в виде налогоплательщиков, уплачивающих налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

– субъекты налоговых отношений в виде органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

– законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками

– принципы и способы взыскания налогов;

– уровни изъятия налогов.

Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с исчислением и уплатой налогов, двух основных экономических субъектов: налогоплательщика и налоговых органов как представителей государства.

Первая – налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, иными законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. При этом предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, но опять же применительно к конкретным налогам.

Вторая группа участников налоговых правоотношений включает государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых водит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства – это Федеральная налоговая служба, реорганизованная в 2004 году из Министерства по налогам и сборам РФ и переданная в ведомство Министерства Финансов РФ. Налоговые органы сотрудничают с органами казначейства, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

Налоговая система Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации

Похожие публикации

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

Налоговая система РФ кратко

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации – это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Принципы построения налоговой системы РФ

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

  • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
  • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
  • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
  • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
  • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

Структура налоговой системы РФ

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Уровни налоговой системы РФ

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

Налоговая система: классификация налогов в РФ

Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

  • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
  • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

Элементы налоговой системы

Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

  • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
  • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
  • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
  • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
  • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
  • Принципы установления налогов.
  • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
  • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

Функции налоговой системы

Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

  • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
  • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
  • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
  • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
  • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

Ссылка на основную публикацию