Информационное письмо ЦБ РФ от 19.12.2020 N ИН-014-12/94

Информационное письмо ЦБ РФ от 19.12.2020 N ИН-014-12/94

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информационное письмо Банка России от 30 декабря 2016 г. № ИН-014-12/94 “О Руководстве ФАТФ “О корреспондентских банковских услугах”

Центральный банк Российской Федерации информирует о Руководстве “О корреспондентских банковских услугах” (Guidance on correspondent banking services, далее – Руководство), принятом на пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в октябре 2016 года.

В Руководстве даны пояснения по вопросам применения риск-ориентированного подхода в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) при установлении и поддержании корреспондентских банковских отношений*, а также при оказании “схожих услуг”** организациями, осуществляющими переводы денежных средств или ценностей.

Практический интерес для кредитных организаций и иных субъектов национальной платежной системы с точки зрения организации работы по ПОД/ФТ при установлении и ведении корреспондентских отношений представляют следующие положения Руководства:

– учитывая, что трансграничные корреспондентские банковские отношения характеризуются повышенным риском, применение упрощенных мер надлежащей проверки клиентов в отношении иностранных организаций – респондентов недопустимо;

– организации-корреспонденту рекомендуется проводить комплексную оценку всех факторов риска, которыми характеризуется конкретный респондент, а также уровня эффективности собственных мер по снижению принимаемых рисков;

– при установлении деловых отношений организации-корреспонденту рекомендуется принимать меры по установлению структуры управления и собственности респондента;

– организации-корреспонденту необходимо оценивать применяемые учреждением-респондентом меры по ПОД/ФТ;

– организации-корреспонденту, открывающей счет респонденту, рекомендуется установить порядок использования этого счета, включая возможность доступа третьих лиц (то есть клиентов респондента и лиц, которым респондент, в свою очередь, оказывает корреспондентские банковские услуги) к счету;

– при определении подходов к осуществлению мониторинга операций респондента организации-корреспонденту рекомендуется учитывать уровень риска, которым характеризуется респондент, имеющиеся случаи непредоставления респондентом информации по запросу организации-корреспондента, а также вид операций, для осуществления которых респонденту был открыт корреспондентский счет;

– результатом мониторинга операций респондента может быть направление организацией-корреспондентом в адрес респондента запроса о предоставлении дополнительной информации о конкретной операции и при необходимости – о клиенте, по поручению которого она была осуществлена.

Вместе с тем ФАТФ подчеркивает, что применение мер надлежащей проверки в отношении клиентов респондента со стороны организации-корреспондента (Know-Your-Customer′s Customer) не требуется.

В Руководстве также приводятся примеры источников информации для целей проверки сведений о респонденте и оценки связанных с ним рисков.

Руководство может быть использовано в работе кредитных организаций по организации внутреннего контроля по ПОД/ФТ.

Документ размещен на официальном сайте ФАТФ в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и доступен по ссылке: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Guidance-Correspondent-Banking-Services.pdf.

Настоящее письмо подлежит официальному опубликованию в “Вестнике Банка России” и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Д.Г. Скобелкин

* В развитие положений Рекомендаций 10 и 13 Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендаций ФАТФ).

** Для целей Руководства под оказанием “схожих услуг” понимается предоставление организациями, осуществляющими переводы денежных средств или ценностей, посреднических услуг другим таким организациям, в частности предоставление им доступа к банковским и иным услугам через свой банковский счет.

Обзор документа

В октябре 2016 г. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) приняла Руководство “О корреспондентских банковских услугах”.

Сообщается, что в Руководстве даны пояснения по вопросам применения риск-ориентированного подхода в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма при установлении и поддержании корреспондентских банковских отношений, а также при оказании “схожих услуг”. Под оказанием “схожих услуг” понимается предоставление организациями, осуществляющими переводы денежных средств или ценностей, посреднических услуг другим таким организациям (в частности, предоставление им доступа к банковским и иным услугам через свой банковский счет).

В частности, указано, что применение упрощенных мер надлежащей проверки клиентов в отношении иностранных организаций – респондентов недопустимо.

Организации-корреспонденту рекомендуется проводить комплексную оценку всех факторов риска, которыми характеризуется конкретный респондент, а также уровня эффективности собственных мер по снижению принимаемых рисков.

При установлении деловых отношений организации-корреспонденту рекомендуется принимать меры по установлению структуры управления и собственности респондента.

Организации-корреспонденту, открывающей счет респонденту, рекомендуется установить порядок использования этого счета, включая возможность доступа третьих лиц (то есть клиентов респондента и лиц, которым респондент, в свою очередь, оказывает корреспондентские банковские услуги) к счету.

При этом применение мер надлежащей проверки в отношении клиентов респондента со стороны организации-корреспондента (Know-Your-Customer′s Customer) не требуется.

Об использование самозанятыми своих текущих банковских счетов для получения профдохода

Использование самозанятыми лицами своих текущих банковских счетов для получения профессионального дохода при применении НПД не противоречит требованиям законодательства.

Банк России напоминает, что с 1 января 2020 года к эксперименту по применению специального налогового режима для самозанятых лиц “Налог на профессиональный доход” присоединятся еще 19 субъектов.

При этом обращено внимание на то, что законодательство не устанавливает необходимость использования такими физическими лицами конкретных видов банковских счетов для получения профессионального дохода.

Банк России указывает кредитным организациям на необходимость учитывать данную информацию с целью недопущения принятия необоснованных решений об отказах от проведения операций по текущему банковскому счету только по причине поступления на такие банковские счета денежных средств в виде профессиональных доходов физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 19 декабря 2019 г. N ИН-014-12/94

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ПРИМЕНЯЮЩИМИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ

РЕЖИМ “НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД”, СВОИХ ТЕКУЩИХ

БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ВИДЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)” (далее – Федеральный закон N 422-ФЗ) с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) проводится эксперимент по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее соответственно – эксперимент, специальный налоговый режим).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Федеральным законом от 15.12.2019 N 428-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)” в Федеральный закон N 422-ФЗ вносятся изменения, согласно которым эксперимент с 1 января 2020 года распространяется на город федерального значения Санкт-Петербург, Волгоградскую, Воронежскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республику Башкортостан.

Принимая во внимание, что в Федеральном законе N 422-ФЗ не установлена необходимость использования физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим, конкретных видов банковских счетов, использование такими физическими лицами своих текущих банковских счетов для получения профессионального дохода не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации .

На официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” размещено разъяснение Банка России по вопросу учета денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим в соответствии с Федеральным законом N 422-ФЗ (http://www.cbr.ru/analytics/msfo_23217_41739/ko/579/2019-02-19/).

В целях обеспечения условий для проведения эксперимента Банк России ориентирует кредитные организации на необходимость учитывать вышеуказанную информацию с целью недопущения принятия необоснованных решений об отказах от проведения операций по текущему банковскому счету только по причине поступления на такие банковские счета денежных средств в виде профессиональных доходов физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.

Настоящее информационное письмо подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Информационное письмо ЦБ РФ от 12.09.2018 N ИН-014-12/61

В целях обеспечения единообразного применения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, поднадзорными Банку России, норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” Банк России публикует информационное письмо по вопросам применения указанного закона в части функционирования механизма обжалования клиентами кредитных организаций и некредитных финансовых организаций принятых указанными организациями решений об отказе от проведения операции и решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее – механизм реабилитации клиентов).

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (А.С. Клименченок) согласовано.

Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в “Вестнике Банка России” и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Заместитель Председателя
Банка России
Д.Г. СКОБЕЛКИН

Приложение
к информационному письму
от 12.09.2018 N ИН-014-12/61

Вопросы применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в части функционирования механизма реабилитации клиентов

1. О периоде времени, на который распространяется механизм реабилитации в случае отказа от проведения операции или отказа от заключения договора банковского счета (вклада).

Нормы Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон N 115-ФЗ), регламентирующие функционирование механизма реабилитации клиентов, вступили в силу 30 марта 2018 года .

Федеральный закон от 29.12.2017 N 470-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

При этом Федеральный закон N 115-ФЗ не устанавливает временных ограничений по обжалованию клиентами принятых в отношении них решений об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).

Таким образом, клиенты, в отношении которых кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями (далее при совместном упоминании – финансовые организации) были реализованы предусмотренные Федеральным законом N 115-ФЗ полномочия по отказу от совершения операции, отказу от заключения договора банковского счета (вклада) (далее при упоминании любого из полномочий – отказ) или по расторжению договора банковского счета (вклада), вправе осуществить действия, предусмотренные пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в отношении решения об отказе, принятого финансовой организацией начиная с 30 июня 2013 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям”).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды.

2. О порядке информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

Абзацем четвертым статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако рассматриваемая статья Федерального закона N 115-ФЗ содержит также и перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу таких случаев относится информирование о причинах отказа.

В соответствии с изменениями, внесенными в нормативные акты Банка России, устанавливающие требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ финансовых организаций , финансовая организация в случае обращения к ней клиента за соответствующими разъяснениями информирует его о причинах отказа в установленном такой организацией порядке.

Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (в редакции Указания Банка России от 30.03.2018 N 4758-У) (далее – Положение Банка России N 375-П) и Положение Банка России от 05.12.2014 N 445-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (в редакции Указания Банка России от 30.03.2018 N 4759-У) (далее – Положение Банка России N 445-П).

Официальный источник электронного документа содержит неточность: Положение ЦБ РФ N 445-П имеет дату 15.12.2014.

В соответствии с абзацем пятым пункта 6.1 Положения Банка России N 375-П, абзацем пятым пункта 7.1 Положения Банка России N 445-П.

3. Об объеме информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

В целях соблюдения прав клиента, предоставленных ему пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, при обращении клиента в финансовую организацию за разъяснением причин отказа финансовая организация с учетом положений статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.

4. О порядке исполнения финансовой организацией решения межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации (далее – межведомственная комиссия), об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции, распространяется именно на ту операцию, в проведении которой ранее был получен отказ организации.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), распространяется именно на тот договор, в заключение которого ранее был получен отказ кредитной организации.

Таким образом, в случае обращения клиента с повторным распоряжением о проведении операции или повторным намерением заключить договор банковского счета (вклада), по которому межведомственной комиссией было принято решение об отсутствии оснований для отказа от ее проведения или его заключения, финансовая организация не вправе отказать клиенту в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) .

Абзацы второй и третий пункта 13.6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

5. Об условиях возобновления кредитной организацией отношений с клиентом, с которым был расторгнут договор банковского счета (вклада) в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в случае принятия межведомственной комиссией решения об отсутствии оснований для ранее принятого кредитной организацией решения об отказе от проведения операции.

В соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом.

В случае, если межведомственной комиссией были приняты решения об отсутствии оснований для ранее принятых кредитной организацией решений об отказе от проведения операций, на основании которых кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, такая кредитная организация при обращении клиента в кредитную организацию для повторного заключения договора банковского счета (вклада) заключает данный договор с клиентом при представлении им документов и сведений, необходимых для его заключения.

Информационное письмо БАНКА РОССИИ по вопросу ПОД/ФТ ИН-014-12/29 от 15.06.2017

Письмо подготовлено в связи с запуском доведения сведений ЦБ РФ, полученных от РФМ в целях выполнения Положения 550-П об информировании кредитных организаций и НФО (в том числе ломбардов):

– о случаях Отказов в совершении операции;
– о случаях отказов от заключения договора банковского счета (вклада);
– о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом;
по основаниям ПОД/ФТ , информация о которых была направлена через личный кабинет РФМ от кредитных организаций и НФО.

Положение 550-П реализует нормы №115-ФЗ «о ПОД/ФТ» ст.7. п.13.3.
«организации учитывают эту информацию при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций»

В настоящее время реализуется механизм доведения данных сведений (списка) до кредитных организаций.

В этом году (возможно к осени) будет осуществлена техническая возможность доведения сведений до НФО (в том числе ломбардов)

В целях подготовки к получению сведений можно ознакомиться с описанием Форматов и структурой электронных документов, предусмотренных Положением Банка России от 20 июля 2016 года № 550-П

Рекомендуем особо ознакомиться с таблицей 2.10, т.к. в данной схеме присутствует пример кодирования оснований применения выше описанных мер ПОД/ФТ в передаваемых сведениях , в том числе признаки операций.

Данные основания и признаки должны учитываться после получения сведений от ЦБ РФ:

– для оценки уровня риска клиента при идентификации;

– для оценки уровня риска при всех установленных правилами случаях обновлении сведений о клиенте;

-при проведении дополнительных расследований в соответствии с правилами внутреннего контроля;

Структура показателей таблицы 2.10 регламентирует Код основания отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции:

– в случае, если для совершения операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ;

– в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников кредитной организации (филиала кредитной организации), НФО (филиала НФО) возникли подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

– в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников кредитной организации (филиала кредитной организации), НФО (филиала НФО) возникли подозрения, что операция совершается в целях финансирования терроризм.

Код(ы) вида признака операции, указывающих на необычный характер сделки:

Указывается (указываются) код (коды) видов признаков операций в соответствии с перечнем признаков, указывающих на необычный характер сделки (классификатором), приведенном:

– в приложение к Положению Банка России № 375-П , в случае если сведения в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) представлены кредитной организацией (филиалом кредитной организации);

в приложении 5 к документу «Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России № 3484-У», в случае если сведения в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) представлены НФО (филиалом НФО).

Таким образом, при получении сведений у ломбардов будет информация о причинах принятия мер по отказам или расторжения договора банковского счета (вклада), что следует обязательно учитывать при определении степени (уровня) риска клиента до принятия на обслуживание по категории «риск по типу клиента», т.к. данные сведения являются информацией (маркером) о самом клиенте.

Информационное письмо Банка России своевременное и конструктивное, т.к. разъясняет, что данные сведения учитываются при оценке степени (уровня) риска в совокупности с иными факторами, влияющими на такую оценку в соответствии Положением Банка России № 445-П , на практике в соответствии с программой управления рисками предусмотренными в ПВК.

Возникает вопрос: Как лучше в перспективе внедрить и использовать данные сведения в ПОД/ФТ в ломбардах?

Техническое внедрение необходимо определить, когда будут доступны сами сведения (списки).

В настоящее время следует подготовиться и определить в ПВК мероприятия по использованию данной информации:

– порядок получения сведений от ЦБ и доведения до сотрудников, проводящих идентификацию;

– порядок применения сведений (списка) при оценке степени (уровня) риска клиента по категории риск по типу клиенту в случаях наличия сведений о клиенте при его идентификации или обновлении сведений о клиенте;

Самое важное определить критерии на основании сведений при оценке риска в программе управления рисками.

Применение к учету при оценке степени (уровня) риска уже сейчас можно спланировать по основаниям и признакам, которые будут содержаться в сведениях.

по основаниям в сведениях

возникли подозрения, что операция совершается в целях финансирования терроризма – уровень риска очевидно может быть применен набольший высокий и принимать на обслуживание такого клиента рискованно

возникли подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем – в данном вопросе следует смотреть на второй показатель в сведениях Код вида признака операции, указывающих на необычный характер сделки

Если на основании сведений признак сделки, осуществленной клиентом ранее крайне рисковый , тогда разумнее также применить высокий уровень риска.

Если менее – провести расследование, возможно составить внутреннее сообщение сдл, проверить все возможные факторы по категории риска, связанного с проведением клиентом определенного вида операций, провести анализ и сравнение с операцией в проведении которой ранее клиенту было отказано на их типологическое совпадение.

Если в сведениях имеется информация о мало рискованных в ломбардной практике признаках, а также проведено расследование готовящейся операции, то возможно принятие на обслуживание клиента при применении повышенного уровня риска и наблюдением за клиентом на весь период обслуживания.

1107 Излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам

По данным признакам порой трудно заключить: либо клиент просто испытывает определенную нервозность или любопытство, либо якобы желает скрыть свои персональные данные. В любом случае без персональных данных заключение договора является рискованным.

1110 Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента)

Также имеет признаки субъективного характера, что в подавляющем большинстве случаев нельзя расценивать, как рискованную. Клиенты-люди, а люди часто спешат.

1186 Немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции (сделки)

Такие случаи встречаются, когда клиент уже при заключенном договоре вдруг передумал и т.п. Решать вопрос нужно индивидуально по ситуации.

1187 Существенное отклонение суммы операции (сделки) относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента

Процедура заключения Договор займа сама по себе предполагает предоставление (обслуживание) не по жестко фиксированным ценам, а часто согласование условий оценки в пределах установленных тарифов, что подразумевает и доказана многолетней практикой рыночное согласование оценки и займа. Клиенты очень часто «торгуются» об оценке, что и есть согласование условий Договора. Данный факт крайне редко можно рассматривать как признак риска.

1490 Настаивание клиента на проведении расчетов наличными денежными средствами

Распространяющийся на всех банковский признак. К ломбардной отрасли по сути пока не относящийся, так как ломбардный займ в 99% случаев представляет займ наличными.

3701 Многократное (пять раз в год и более) получение займа под залог ювелирных изделий без последующего выкупа

Стоит смотреть на данный факт индивидуально. Но приемщикам-оценщикам стоит сообщать о подобных клиентах ответственному лицу (СДЛ).

Во-первых, для анализа на криминальность. Естественно к надежным, ответственным, постоянным клиентам это не имеет смысла относить, особенно если данные клиенты ответственно предупреждают, что не в состоянии выкупить залог.

Во-вторых, под данную категорию попадают по сути те клиенты, которые сдают ради только того чтобы нет выкупить, сдают возможно не свое имущество (мужчины сдают часто женское, молодые люди сдают вещи крупных размеров и т.п.), не продлевают договора, не оплачивают %.

3702 Многократное (два раза в год и более) помещение физическим лицом имущества в ломбард, когда такие операции осуществляются на территории субъекта Российской Федерации, не соответствующего месту регистрации физического лица

По новым клиентам рассматривалось выше. Если данный клиент вызывает подозрение следует сообщить СДЛ. Не рекомендуется заключать Договор на длительный срок, во избежание криминальных последствий.

3703 Сдача на комиссию, под залог или в скупку ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с признаками фальшивых оттисков пробирных клейм

3704 Сдача на комиссию, под залог или в скупку ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней без оттисков пробирных клейм

На вторичном рынке ювелирных изделий бывших в употреблении присутствует огромное количество попадающих под данный признак.

3705 Систематическая сдача на комиссию, под залог или в скупку физическим лицом нескольких ювелирных изделий и (или) однотипных ювелирных изделий либо группой лиц однотипных ювелирных изделий, в том числе имеющих товарные бирки

О систематичности нужно сообщить СДЛ. Опять же рассматривать данную многократность на криминальный фактор.

Выше перечисленные признаки из практики ломбардов могут иметь как и явный характер отмывания доходов (ОД), так и просто бытовой. Поэтому и следует к не однозначным признакам подходить более внимательно.

в случае, если для совершения операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ;
или признак 1106 Отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных организацией документов и информации

Также данные сведения могут быть приняты на основании субъективных факторов. Например, клиент не предоставил СНИЛС в кредитной организации, поругался с клерком и ему вынесли отказ и сообщили в РФМ.
Без расследования всех категорий рисков по клиенту будет не возможно объективно оценить уровень риска.

Возможно, в неоднозначных и явно не попадающих под признаки ОД случаях, принимать клиента на обслуживание, но при применении повышенного уровня риска и наблюдением за клиентом на весь период обслуживания.

Также следует при расследовании риска по типу клиента брать во внимание вид организации, осуществившей отказ, т.к. данное обстоятельство может объяснить специфику присвоения клиенту или его операции признака необычности или подозрительности. В кредитных организациях могут быть признаки, которые отсутствуют в НФО.

Механизм реабилитации (исключения из списка) пока отсутствует, при том что факты отказов, расторжений были направлены в РФМ, а клиент потом восстановил свою деловую репутацию.

Именно, учитывая некоторую субъективную неоднозначность принятых решений по отказам и расторжениям, Банк России издал информационное письмо, чтобы напомнить о более внимательном применении оценки уровня (степени) риска с учетом доведения сведений.

Крайне полезными сведения станут при проверке любых контрагентов, т.к. факторы расторжения договоров банковского обслуживания – очень значительный риск, особенно если данные случаи неоднократные.

Ломбарды испытывают серьезные страхи в опасении совершить непреднамеренное нарушение в сфере ПОД/ФТ и возможно многие воспримут данные сведения как маркер на отказ в обслуживании организаций и граждан из списка.

Обновление раздела ББТ “Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках” – внеплановое от 31.01.2020


О тестах


  • В связи с вступлением в силу Указания Банка России от 09.07.2018 N 4858-У “О внесении изменений в Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 446-П “О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций” соответствующие изменения внесены в базу ББТ, а также составлены новые вопросы по новым требованиям
    Изменения затронули тесты:
    1.173 Тест “Дилер по операциям на валютном рынке”
    1.171 Тест “Специалист по сопровождению операций с иностранной валютой – 1”
  • В связи с вступлением в силу 01.01.2020 Инструкции Банка России от 29.11.2019 N 199-И “Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией” внесены изменения в соответствующие вопросы, составлены новые вопросы.
    Изменения затронули тесты:
    1.198 Ипотечные ценные бумаги
    1.2272 Руководитель департамента финансовых операций
  • В связи с вступлением в силу с 3 февраля 2020 года Информационного письма Банка России от 19.12.2019 N ИН-01-19/96 “О форме Соглашения об основных условиях совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов на территории Российской Федерации”, а также отменой Указания Банка России от 07.10.1998 N 376-У “О порядке совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории Российской Федерации” вопросы, разработанные ранее на основании Указания Банка России 7 октября 1998 года N 376-У, исключены из тестовой базы ББТ. В соответствии с новыми правилами разработаны новые вопросы, которые включены в соответствующие тесты.
    Изменения затронули тесты:
    1.1276 Тест “Операции Банка России с кредитными организациями”
    1.1395 Тест “Операции банков с драгоценными металлами на межбанковском рынке”
  • В связи с вступлением в силу с 01 января 2020 года Приказа Банка России от 24.12.2019 N ОД-2967 “Об операциях по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам” (вместе с “Условиями проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам”), а также выходом Информационного письма Банка России от 26.12.2019 N ИН-01-20/101 “О новой редакции Условий проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России и отмене информационного письма от 17.08.2018 N ИН-03-20/55” внесены изменения в соответствующие вопросы ББТ

Изменения затронули тест:
1.207 “Предоставление Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам”

  • В связи с вступлением в силу 01.01.2020 федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг” внесены изменения в соответствующие вопросы, исключены вопросы по утратившим силу положениям, составлены новые вопросы.
    Изменения затронули тесты:
    1.206 Российская депозитарная расписка
    1.1179 Специалист по заключению сделок с ценными бумагами и сделок, обеспеченных залогом ценных бумаг
    1.1214 Договоры на финансовом рынке
    1.1897 Понятие и классификация ценных бумаг
    1.1193 Обращение иностранных финансовых инструментов в Российской Федерации
  • О курсах


    • В связи с вступлением в силу с 3 февраля 2020 года Информационного письма Банка России от 19.12.2019 N ИН-01-19/96 “О форме Соглашения об основных условиях совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов на территории Российской Федерации” разработан новый курс
      1.1341 “Порядок совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов с Банком России на территории РФ”
      С 9 января 2020 года Банк России начал заключать с кредитными организациями сделки купли-продажи драгоценных металлов по новой форме. С 3 февраля 2020 года заключение сделок купли-продажи драгоценных металлов в слитках осуществляется только с кредитными организациями, заключившими соглашение. Представленный курс поможет сотрудникам банка, осуществляющим сделки на рынке драгоценных металлов ознакомиться с новыми правилами заключения сделок купли-продажи драгоценных металлов с Банком России.
      Содержание:

    1. Терминология
    2. Общие условия
    3. Заключение, исполнение и расторжение сделок купли-продажи драгоценных металлов
    4. Ответственность сторон

    • Изменения затронули курс:
      1.422 “Предоставление Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам”

      Информационное письмо Банка России от 19.10.2017 N ИН-014-12/49 “Об обновленном руководстве БКБН “Эффективное управление рисками отмывания денег и финансирования терроризма”

      ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
      от 19 октября 2017 г. N ИН-014-12/49

      ОБ ОБНОВЛЕННОМ РУКОВОДСТВЕ
      БКБН “ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ
      И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА”

      Центральный банк Российской Федерации информирует, что Базельским комитетом по банковскому надзору в июне 2017 года опубликовано обновленное руководство “Эффективное управление рисками отмывания денег и финансирования терроризма” (далее – Руководство).

      Guidelines “Sound management of risks related to money laundering and financing of terrorism”. Впервые руководство было опубликовано в январе 2014 года. Обновленное руководство размещено на официальном сайте Банка России в сети Интернет и доступно по ссылке: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/basel/SoundMngtRisksJune2017.pdf.

      В приложение 2 “Корреспондентская банковская деятельность” Руководства внесены изменения, обусловленные публикацией Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в октябре 2016 года руководства “О корреспондентских банковских услугах” и призванные прояснить требования, которые должны распространяться на банки, участвующие в корреспондентских банковских отношениях (далее – КБО). Основное внимание в приложении 2 уделяется высокорисковым КБО, в особенности трансграничным и предполагающим осуществление платежей с участием третьей стороны. Обновление Руководства состоялось в рамках широкой инициативы международного сообщества по оценке и решению проблемы сокращения объемов КБО.

      Guidance “Correspondent banking services”. Руководство и его перевод, подготовленный Международным учебно-методическим центром по финансовому мониторингу, размещены на официальном сайте Банка России в сети Интернет и доступны по ссылкам: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/fatf/Guidance-Correspondent-Banking-Services.pdf; http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/fatf/Ruk-FATF-korr-bank-otnosenia.pdf.

      В обновленном Руководстве подчеркивается, что, несмотря на обязательность применения дополнительных мер надлежащей проверки клиентов (НПК) при осуществлении трансграничных КБО (в соответствии с Рекомендацией 13 ФАТФ), уровни рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ), связанных с такими КБО, могут различаться. В связи с этим в обновленном Руководстве разъясняется, каким образом банкам надлежит применять риск-ориентированный подход при осуществлении КБО, и приводится уточненный перечень индикаторов, которые необходимо учитывать при оценке рисков ОД/ФТ, связанных с КБО.

      В соответствии с Руководством банку-корреспонденту следует придерживаться комплексного подхода при оценке указанных индикаторов и иной доступной информации. Прежде всего необходимо определить риск, присущий КБО с каждым конкретным банком-респондентом (inherent risk), затем рассмотреть факторы, снижающие присущий риск, в целях определения остаточного риска (residual risk) и оценки своих возможностей по управлению этим риском (например, путем ограничения перечня услуг, предоставляемых конкретному банку-респонденту, или объемов операций, осуществляемых в рамках конкретных КБО).

      Отдельный раздел приложения 2 Руководства посвящен особенностям осуществления субкорреспондентских банковских отношений , связанным с ними рискам и факторам, которые банку-корреспонденту необходимо учитывать для их оценки.

      Субкорреспондентские банковские отношения (“встроенные” КБО, nested (downstream) correspondent banking) – практика, при которой счет, открытый в банке-корреспонденте, используется банками-респондентами, не имеющими установленных КБО с банком-корреспондентом и использующими для проведения операций КБО между банком-корреспондентом и его непосредственным респондентом.

      Наряду с этим изменения также внесены в приложение 4 Руководства “Общее руководство по открытию счетов” в части порядка использования баз данных, составляемых третьей стороной, для целей проведения НПК. Подчеркивается, что банки должны убедиться в надежности таких баз данных, а также в том, что их использование не противоречит национальному законодательству. Кроме того, банкам рекомендуется учитывать риск хищения идентификационных данных и тот факт, что конечная ответственность за применение мер НПК в любом случае возлагается на банк, вступающий в деловые отношения с клиентом.

      Руководство может быть использовано в работе кредитных организаций по организации внутреннего контроля по противодействию ОД/ФТ в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

      Настоящее письмо подлежит официальному опубликованию в “Вестнике Банка России” и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

      Заместитель Председателя Банка России
      Д.Г.СКОБЕЛКИН

    Ссылка на основную публикацию