Обязательный аудит: критерии 2020 года

Содержание

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Что изменится в бухотчетности в 2020 году

Из этой статьи вы узнаете, какие нововведения и изменения предусмотрены в законодательстве в отношении бухгалтерской отчетности в 2020 году. Сразу скажем, что изменений довольно много и они носят основополагающий характер.

Новые формы отчетности

Поправки связаны с внесением изменений в:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ФЗ о бухучете (с 2020 г. ФНС формирует и ведет единый госреестр бухотчетности).

Таким образом, бухотчетность за 2019 год необходимо сдавать по обновлённым формам.

Изменения, общие для всех форм

Коды форм по ОКУД приведены в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта. Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на ОКВЭД 2.

Обратите внимание, что теперь в бухбалансе и отчете о финрезультатах вносить данные можно только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» — нельзя (ранее можно было выбирать).

Изменения в отчете о финрезультатах

Из формы исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Одновременно появились новые строки:

  • налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
  • 2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
  • 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).

Совокупный финрезультат теперь нужно будет определять, как сумму строк:

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК)

РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 ).

Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в Приложении № 4 к приказу № 66н.

Отметим, что перечисленные изменения в отчете нужно иметь в виду с бухотчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее.

Что изменилось в упрощенном отчете о финрезультатах

Это изменение в отчете о финансовых итогах необходимо применять с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако организация вправе принять решение использовать его и раньше.

  • форма КНД 0710099 — кто отчитывается в общем порядке;
  • форма КНД 0710096 — кто отчитывается по упрощенным формам.

Новая строка для аудита

Если аудит обязателен, нужно сделать пометку в соответствующем поле и указать сведения об аудиторе.

Отмена отчётности в Росстат

Хотя особый порядок предусмотрен для организаций:

  • чья отчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Соответствующие изменения в НК РФ внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее — Закон № 444-ФЗ), в ФЗ о бухучете — Закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Цели этого изменения таковы:

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Подробные официальные разъяснения по новым правилам для бухотчетности Минфин России дал в своём информационном сообщении от 13.12.2018 № ИС-учет-12 .

Новые требования к виду отчетности

Малый бизнес (при соответствии его критериям) может отчитываться по своему выбору — на бумаге или через Интернет. Однако за 2020 год и малые предприятия обязали отчитываться исключительно через Интернет.

Отметим, что ранее все организации могли сдавать бухотчетность как на бумаге, так и в электронном виде.

Уточнен порядок признания бухотчетности составленной

Таким образом, законодатели приравняли электронный баланс к балансу на бумаге. Теперь у главы компании есть выбор: подписать бумажный экземпляр или заверить электронной подписью электронный документ.

Таким образом, ФЗ «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе.

Уточнения относительно составления бухотчетности

  1. на бумажном носителе;
  2. в виде электронного документа;
  3. на бумажном носителе и в виде электронного документа.

При этом независимо от того, в каком виде она составлена, она признается официальной отчетностью организации.

Когда законом или договором предусмотрено представление бухотчетности другому лицу или в госорган на бумаге, организация обязана по их требованию за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Закона № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Установлена плата за бухотчетность контрагентов

То есть, электронную базу со сданной бухотчетностью за 2019 год и последующие периоды вести Налоговая служба, а не Росстат.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», сумма платы составит 200 000 рублей за годовое обслуживание 1 рабочего места (т. е. одного компьютера).

Новый порядок расчета и отражения показателей в отчете о финрезультатах

  • временные разницы;
  • постоянные разницы;
  • чистую прибыль.

Поправки в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» изменили логику расчета чистой прибыли или убытка.

Соответствующие изменения в ПБУ 18/02 внёс приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н, а в формы отчетности — приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н.

В частности, уточнено понятие временных разниц. Под ними теперь понимают не только доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) и налоговую базу по налогу в разных отчетных периодах, но и результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу в других отчетных периодах.

С 2020 года организации определяют временную разницу (ВР) на отчетную дату по следующей формуле:

ВР = СТОИМОСТЬ АКТИВА (ОБЯЗАТЕЛЬСТВА)балансовая — СТОИМОСТЬ АКТИВА ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
  • оценки первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов;
  • формирования себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг);
  • формирования доходов и расходов, связанных с продажей ОС;
  • создания резервов по сомнительным долгам и иных резервов;
  • отражения процентов к уплате по кредитам и займам.

Кроме того, временные разницы возможны:

  • при переоценке активов по рыночной стоимости для целей бухучета;
  • признании в бухучете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, а также запасов и других активов;
  • признании в бухучете оценочных обязательств;
  • наличии убытка, перенесенного на будущее, который не уменьшил налог на прибыль в отчетном периоде, но будет принят в последующих отчетных периодах;
  • прочих аналогичных ситуациях.

Новые обязательные сведения в бухотчетности

В связи с этим, появилось понятие долгосрочных активов к продаже. К ним относят:

  • ОС и другие внеоборотные активы, которые организация не использует, потому что решила продать (кроме финансовых вложений);
  • материальные ценности для продажи, которые остаются от выбывающих внеоборотных активов или которые извлекли при ремонте, модернизации, реконструкции.

При этом долгосрочные активы к продаже учитывают в составе оборотных активов обособленно.

Если организация прекратит использовать долгосрочные активы к продаже, нужно отразить этот факт в отчетности — в составе информации о прекращаемой деятельности.

С учетом принципа существенности в бухотчетности теперь нужно отражать следующую информацию:

  • описание долгосрочных активов к продаже;
  • описание фактов и обстоятельств продажи, вкл. предполагаемый способ и период продажи;
  • прибыль (убыток), связанную с долгосрочными активами к продаже, а также статью отчета о финрезультатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (если она обособленно есть в отчете о финрезультатах, то не нужно);
  • в случае представления информации по сегментам — отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

Данное нововведение действует с отчетности за 2020 год, но добровольно его можно применять уже с отчетности за 2019 год, если упомянуть об этом в пояснениях к отчетности.

Новый порядок раскрытия информации о прекращаемой деятельности

И пока идут расчеты по прекращаемой деятельности, информацию о ней нужно показывать в бухгалтерской отчетности.

Отметим, что ранее такую информацию раскрывали в отчетности до отчетного периода включительно, в котором завершена программа по прекращению деятельности. Хотя фактически расчеты по завершенной программе могли быть и не закончены.

Новые стандарты для госсектора

Это следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС):

Штраф за непроведение аудита в 2020 году

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Штраф за непроведение аудита в 2020 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Начиная с 2020 года она выполняется согласно международным стандартам. Законом определяется и основная цель ее осуществления – необходимость убедиться в достоверности представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2020 году

Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании. Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

Кто подпадает под обязательный аудит

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ. Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

В ряде случаев организации должны проходить обязательную аудиторскую проверку. Основания для проведения проверки содержатся в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08. Одним из таких оснований является превышение лимита выручки. В 2020 году этот лимит будет увеличен.

В 2020 году изменятся критерии для обязательного аудита отчетности

Опубликован проект №273179-7. Согласно ему, увеличивается лимит выручки, а также стоимости активов. Эти значения используются для установления необходимости проведения обязательного аудита отчетности. Напомним, что основания для проведения этого аудита содержатся в ФЗ №307. В частности, это следующие обстоятельства:

Изменения на 2020 год

  • Отчетность ведется акционерными обществами.
  • Отчетность составляется банковскими и страховыми учреждениями.
  • Выручка в прошлом году составила более 400 000 000 рублей. При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины. В 2020 году этот показатель возрастет до 600 000 000 рубл. В 2020 году лимит составит 800 000 000 рублей.
  • Сумма активов баланса на завершение прошлого года составляет 60 000 000 рублей. В 2020 году этот показатель составит 200 000 000 рублей. В 2020 году значение будет равняться 400 000 000 рубл.

Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ). Важный момент: для того чтобы аудит для компании стал обязательным, достаточно превышения по одному из указанных выше критериев (только по выручке или только по сумме активов).

Ответственность За Непроведение Обязательного Аудита Ооо В 2020 Году

Представим, что деятельность субъекта хозяйствования удовлетворяет критериям, установленным ст. 5 ФЗ-307, но при этом организация не привлекла независимых аудиторов для проведения проверки (договор не заключен, фактическая проверка не проводилась).

Критерии обязательного аудита для ООО в 2020 году

Если Ваша организация подпадает под критерии проведения обязательного аудита, то не позднее 31 декабря 2020 года вам понадобится представить аудиторское заключение по отчетности 2020 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики.

Несоблюдение законодательства о раскрытии информации в отношении акционерных обществ, публикующих свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, влечет наложение административных штрафов по ст.

Поэтому бухгалтеры и руководители задаются вопросом: какие санкции возможны за отказ от проведения обязательного аудита? Мы разбирались с этим в статье «Ответы на вопросы по бухотчетности за 2015 год», опубликованной в , 2016, № 3, с. 35.

Санкции за игнорирование

Если бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту, организация не обязана сдавать аудиторское заключение в Росстат. Однако, если территориальное отделение Росстата потребует аудиторское заключение, запрос не игнорируйте. Подайте в Росстат пояснения, что ваша компания не подпадает под обязательный аудит, поэтому обязанности представлять заключение у вас нет.

Предлагается включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новую статью 15.11.1, устанавливающую ответственность за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Минфин письмом от 19.01.18 № 07-04-09/2694 опубликовал Рекомендации аудиторам. Из раздела II документа следует, что аудиторы не будут делать замечаний, если в учетной политике компания не стала переписывать способы из-за поправок в ПБУ 1/2008.

Когда сдавать бухгалтерскую отчетность

Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании. При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки. Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.

Awara рекомендует не оставлять решение вопроса о выборе аудитора финансовой отчётности на период высокой деловой активности и советует сделать выбор уже сейчас.
В частности, имеют значение размер выручки и величина активов. Обо всех случаях, когда понадобится провести обязательный аудит, узнаете из нашей статьи.

Обязательный Аудит Для Ооо 2020 Году Критерии Штрафы И Основания

В 2020 году аудит обязателен для компаний и ИП, которые удовлетворяют хотя бы одному критерию из специального перечня. Смотрите таковой в части 1 статьи 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. К указанному НПА будем обращаться довольно часто, поэтому обозначим его просто как Закон № 307-ФЗ.

Критерии и основания обязательного аудита для малых предприятий

В 2020 году обязательный аудит должны провести компании, соответствующие определенным критериям. В частности, имеют значение размер выручки и величина активов. Обо всех случаях, когда понадобится провести обязательный аудит, узнаете из нашей статьи. Также мы рассказали, кого позвать в проверяющие и что будет, если требуемую процедуру не инициировать.

Не все общества с ограниченной ответственностью обязаны проводить аудит отчетности по итогам года. Смотрите в таблице полный перечень организаций, которые должны проводить аудит в 2020 году и общие критерии обязательного аудита для ООО.

Ответственность За Непроведение Обязательного Аудита Ооо В 2020 Году

При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности. Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см. таблицу).
Кто подлежит обязательному аудиту в 2020 году? Каковы критерии аудита 2020? Чем, кроме выдачи заключения, аудитор еще может быть полезен собственнику бизнеса и бухгалтерии? На эти вопросы ответим в материале.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2020 году

Обязательный аудит за 2020 год нужно будет проводить, если выручка за предыдущий год превышает 600 млн. рублей, а стоимость активов на конец года перед отчетным – 200 млн. рублей. Эти показатели для отчета за 2020 год и далее — еще выше: 800 млн. руб. и 400 млн. рублей.

  1. Если в территориальное отделение статистики не подается вовремя заключение аудитора, то для юрлиц наказывают штрафом до 5000 рублей, должностное лицо – не более 300-500 рублей. Штраф предусмотрен и при предоставлении бухотчетности в неполном объеме. Повторное нарушение подобного рода грозит не только штрафом, но и дисквалификацией на несколько лет.
  2. Если акционерное общество не опубликует аудиторское заключение на собственном сайте: ответственность сотрудника – 30-50 тысяч рублей, либо дисквалификация от деятельности на год или два, юридического лица – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
  3. За невнесение полученных результатов проверки в срок в ЕФРФД юридическим лицам грозит административная ответственность в форме штрафа суммой 5-50 тысяч рублей.
  4. Если налоговая проверка выявляет, что заключение не хранилось организацией требуемые 5 лет, полагается штраф в сумме 5-10 тысяч рублей.

Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и валюты баланса.

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

В 2020 году аудит обязателен для компаний и ИП, которые удовлетворяют хотя бы одному критерию из специального перечня. Смотрите таковой в части 1 статьи 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. К указанному НПА будем обращаться довольно часто, поэтому обозначим его просто как Закон № 307-ФЗ.

Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита. Ключевые понятия Ежегодно Министерство Финансов определяет перечень организаций, которым надлежит осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Правила и порядок проведения такой проверки закреплены в ФЗ № 307 (от 13.12.08).

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2020 году

Но несмотря на имеющееся разрешение, некоторые организации подтверждают финансовую отчетность до того, как нужно будет представлять данные о статистике для проверки в органы контроля или до начала ежегодного собрания акционеров компании.Для того чтобы иметь подтверждающий документ, касающийся отчетности по финансам за годовой период, компании или организации должны ежегодно проводить обязательный аудит.

Что грозит за непроведение обязательного аудита?

> > Налог-налог 27 января 2020 ? Перечень субъектов, подлежащих этой процедуре, устанавливается разными федеральными законами. Из нашего материала вы узнаете об основных видах организаций, для которых обязателен аудит бухгалтерской отчетности.

В основном штраф за обязательный аудит в 2020 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона Читайте также Изменения по КОСГУ с 5 августа 2020 года: обзор

Кстати, с 1 января 2020 года компаниям больше не нужно подавать аудиторское заключение в органы статистики – только в электронном виде в налоговую. О том, в каких случаях фирма обязана пройти аудиторскую проверку, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Awara рекомендует не оставлять решение вопроса о выборе аудитора финансовой отчётности на период высокой деловой активности и советует сделать выбор уже сейчас.
В частности, имеют значение размер выручки и величина активов. Обо всех случаях, когда понадобится провести обязательный аудит, узнаете из нашей статьи.

Обязательный аудит для ООО в 2020 году

В 2020 году обязательный аудит должны провести компании, соответствующие определенным критериям. В частности, имеют значение размер выручки и величина активов. Обо всех случаях, когда понадобится провести обязательный аудит, узнаете из нашей статьи. Также мы рассказали, кого позвать в проверяющие и что будет, если требуемую процедуру не инициировать.

Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности. Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

> > Налог-налог 27 января 2020 ? Перечень субъектов, подлежащих этой процедуре, устанавливается разными федеральными законами. Из нашего материала вы узнаете об основных видах организаций, для которых обязателен аудит бухгалтерской отчетности.

Последствия Непроведения Обязательного Аудита В 2020 Году

Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц.

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Кому нужно проходить обязательный аудит в 2020 году

komu_nuzhno_prohodit_obyazatelnyy_audit_v_2020_godu.jpg

Похожие публикации

В разгаре подготовка годовой отчетности за 2019 г. Как и прежде, в этом году, помимо стандартного пакета форм, многим к отчетности необходимо приложить аудиторское заключение. Это касается тех организаций, которые по закону подлежат обязательному аудиту. Кому нужен обязательный аудит, и в какие сроки необходимо предоставить в ИФНС аудиторское заключение, узнайте далее.

Когда нужен обязательный аудит, и кто должен его проходить

Требование к проведению обязательного аудита отдельных видов организаций закреплены законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. В ст. 5 указанного закона перечислены случаи, когда нужно проводить обязательный аудит и критерии организаций, которые ему подлежат.

Так, согласно п.1 ст.5 закона № 307-ФЗ аудит необходим в случаях, если:

организация имеет форму АО (акционерного общества);

если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

если превышены критерии по объему выручки или сумме активов;

в иных случаях, если эта обязанность установлена другими федеральными законами.

Также аудит обязателен, если организация является:

банком, бюро кредитных историй;

фондом, в т.ч. НПФ;

страховой компанией, обществом взаимного страхования;

управляющей компанией инвестиционного фонда;

профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Приказом Минфина № 61н от 19.04.2019 г. были изменены формы бухгалтерской отчетности. И новостью для бухгалтеров стало требование об обязательной отметке в форме бухгалтерского баланса – подлежит ли организация обязательному аудиту. В случае, когда аудит необходим, в состав годовой отчетности необходимо включить и аудиторское заключение по итогам отчетного года. Ранее заключение предоставлялось в Росстат, теперь же направлять его нужно в ИФНС. Напомним, что ранее, до отчетности за 2019 г. в ИФНС заключение подавать не требовалось.

Начиная с отчетности за 2019 г., аудиторское заключение подается в ИФНС в электронном виде по каналам ТКС. В порядке исключения подавать заключение на бумаге в 2020 году могут субъекты малого бизнеса. Утвержден порядок подачи документа приказами ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ и № ММВ-7-1/570.

После введения требования о подаче заключения в ИФНС Минфин разработал методические рекомендации для аудиторов в помощь при проведении аудита за 2019 г. (приложение к письму Минфина № 07-04-09/102563 от 27.12.2019).

Для предоставления заключения сроки остаются прежними. В 2020 г. оно подается:

вместе с годовой отчетностью (если оно составлено до 31.03.2020 г.);

или не позднее 10 рабочих дней с даты составления заключения (но не позднее 31.12.2020 г.).

Нужно ли АО проходить обязательный аудит

Обязанность акционерных обществ проходить аудит закреплена п.1 ст. 5 закона № 307-ФЗ. Эта обязанность возникает и в том случае, если организация изначально выбрала для себя именно эту организационно-правовую форму, и в случае, если она обрела ее после реорганизации. Также не имеет значения, является ли организация ПАО или обычным АО: провести аудит она обязана в любом случае.

Тем более это касается тех АО, чьи акции торгуются на бирже. Сам факт того, что ценные бумаги компании допущены к торгам автоматически наделяет ее обязанностью провести обязательный аудит своей деятельности.

Когда нужен обязательный аудит ООО – 2020 г.

Несмотря на то, что закон не обязывает напрямую организации в форме ООО проходить обязательный аудит, такие компании тоже могут попасть в список тех, кто должен пройти проверку.

Самым распространенным случаем, когда ООО может попасть под это требование, является превышение пограничного уровня по какому-либо из двух финансовых показателей: выручке или сумме активов.

Пп.4 п. 1 ст.5 закона № 307-ФЗ устанавливает пороговые значения для организаций, которые не обязаны проводить аудит в случаях, если их организационная форма или сфера деятельности не попадают под действие других пунктов.

Так, компании, не являющиеся АО или ПАО, не обязаны проходить проверку, если:

объем их годовой выручки – не более 400 млн. руб.;

либо сумма активов по балансу на конец года – не более 60 млн. руб.

При этом учитываются показатели за год, предшествующий отчетному. Сумма активов также определяется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. Следовательно, определяя, не превышен ли лимит, и нужно ли проводить аудит отчетности за 2019 год, в качестве критерия принимаются показатели 2018 года.

Пример:

ООО «Альфа» в 2018 году выиграло тендер на поставку большой партии металлопроката для строительства стадиона. Выручка за 2018 г. составила 400 835 239 руб. Сумма активов по состоянию на 31.12.2018 г. – 18 765 932 руб.

При сверке с контрольными значениями обнаружено:

400 835 239 > 400 000 000 (превышение предела);

Таким образом, на обязательность прохождения аудита влияет не только организационная форма, сфера деятельности и финансовые показатели, но и требования отдельных федеральных законов.

За непредставление аудиторского заключения госорганам ответственное лицо может быть оштрафовано по ст. 19.7 КоАП РФ на сумму 300-500 руб., юрлицо – 3000-5000 руб. Непроведение обязательного аудита грозит должностным лицам на сумму штрафом от 5 до 10 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Всё об обязательном аудите организаций в 2020 году

6 случаев проведения обязательного аудита по закону № 307-ФЗ

Вопрос о том, кто подлежит обязательному аудиту, решается на уровне федерального законодательства.

Обязательный аудит проводится в следующих случаях (критерии обязательного аудита):

Критерии обязательного аудита в 2020 году соответствуют указанным на рисунке.

Периодичность обязательного аудита и санкции за его непроведение

Мы выяснили, в каких случаях проводится обязательный аудит. Но этой информации недостаточно, чтобы получить полное представление об этом мероприятии. Остановимся еще на двух важных нюансах — периодичности обязательного аудита и последствиях его непроведения.

С периодичность всё просто: компании, обязанные по закону проводить аудит, должны делать это ежегодно (п. 2 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Что касается наказания за непроведение обязательного аудита, то в КоАП РФ такая санкция отсутствует. Но предусмотрен штраф за отсутствие аудиторского заключения (ст. 15.11 КоАП РФ).

По нормам Кодекса об административных нарушениях отсутствие аудиторского заключения (если аудит обязателен) классифицируется как грубое нарушение требований к бухучету и отчетности. За это нарушение предусмотрено наказание двух видов:

Важно! Аудиторское заключение и отчетность, в отношении которой аудит был проведен, по закону нужно хранить в течение сроков, установленных правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 закона № 402-ФЗ). По архивным правилам аудиторское заключение по годовой отчетности подлежит постоянному хранению (п. 408 Перечня, утв. приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558).

Ошибки при выборе аудитора

Компания, организующая аудит, заинтересована в качественном проведении данной процедуры. Чтобы получить официальное и обоснованное подтверждение тому, что бухгалтерская отчетность достоверна, а применяемые компанией система учета и технология составления отчетности соответствуют требованиям законодательства, нужно ответственно подойти к выбору аудитора.

Выбирать аудитора исходя исключительно из стоимости услуги опрометчиво. Дешевый аудит может обернуться проблемами. Дело в том, что к аудиторам, аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам предъявляются особые требования. Если аудит проведет компания или аудитор, не соответствующие этим требованиям, такое заключение не будет иметь официального статуса. Сам факт проведения такими лицами обязательного аудита тоже может быть оспорен.

Законодательно могут накладываться дополнительные ограничения, которые нужно учитывать при выборе таких специалистов. К примеру, проводить обязательный аудит отчетности организаций, перечисленных в п. 3 ст. 5 закона № 307-ФЗ, разрешено исключительно аудиторским компаниям. Индивидуальные аудиторы по закону такой возможности лишены.

На рисунке ниже вы найдете подсказки, которые помогут избежать ошибок при выборе аудитора.

4 подсказки, как выбрать лучшего аудитора для проведения обязательного аудита

Грамотный и профессиональный аудитор может стать для руководства компании (аудируемого лица) отличным помощником и советчиком. Он сможет не только выявить ошибки в учете и отчетности, но и составить общую картину слабых мест в компании (как в учетном процессе, так и в целом по предприятию, в том числе организационные и иные просчеты).

Но как выбрать такого специалиста? Предлагаем 4 подсказки, которые помогут вам в этом.

Подсказка 1: выясните опыт работы выбранного аудитора на рынке аудиторских услуг.

Чтобы это сделать, воспользуйтесь возможностями интернета. Обычно солидные аудиторские компании имеют официальный сайт, на котором есть перечень клиентов и другие сведения. Такая информация о компании позволит оценить, насколько она успешна, организации какого уровня и масштаба предпочитают пользоваться ее услугами, сколько лет компания проводит аудиты, в какой сфере деятельности наработан значительный опыт и т. д.

Подсказка 2: обратите внимание на порядок формирования цены за аудит.

Можно отправить запросы в несколько аудиторских компаний, а затем сравнить, какие данные им понадобятся для калькуляции цены за аудит. Если аудиторская компания формирует ее исходя из размера выручки без учета специфики работ аудируемого лица, с таким аудитором лучше дела не иметь.

Подсказка 3: проверьте, как выбранная вами аудиторская компания проходит внешний контроль качества.

Каждая аудиторская компания обязана проходить внешний контроль качества. Организует такой контроль СРО для своих представителей каждые 3 или 5 лет (п. 2 ст. 10 закона № 307-ФЗ). Сведения о проведении такого контроля можно найти на сайте СРО.

Подсказка 4: выясните, обладает ли аудиторская компания опытом работы в сфере деятельности вашей компании.

Такую информацию можно получить из отзывов и/или рекомендаций других клиентов данной компании. С ними можно ознакомиться на сайте аудиторской компании или получить от организаций, которые работают в вашей сфере деятельности.

Обязательный аудит и Единый федеральный реестр

Заказчик аудита обязан передавать сведения о результатах обязательного аудита отчетности в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Такое требование содержится в п. 6 ст. 5 закона № 307-ФЗ:

Сведения, вносимые в реестр, включают 3 группы данных:

Сведения вносятся в Реестр в форме электронного сообщения, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Реестр ведется в электронном виде и представляет собой федеральный информационный ресурс. Содержащиеся в нем сведения размещаются в интернете по адресу http://www.fedresurs.ru и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законом.

Любое заинтересованное лицо вправе ознакомиться с отчетностью, размещенной на этом информационном ресурсе, и результатами ее аудита (п. 2.2 Порядка формирования реестра…, утв. приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178):

Ранее мы рассказывали о планах Правительства РФ по созданию единого информационного ресурса со сведениями о населении страны.

Обязательный аудит и налоговые органы с 2020 года

С 2020 года компании больше не будут сдавать бухотчетность и аудиторские заключения в Росстат. Их нужно отправлять единственному адресату — налоговому органу по месту нахождения организации в виде электронного документа через операторов ЭДО (электронного документооборота).

О других налоговых и бухгалтерских нововведениях с 2020 года узнайте из статей:

Только для субъектов малого предпринимательства (со среднесписочной численностью не более 100 чел. и доходом не более 800 млн руб.) еще на год продлена возможность выбора между сдачей отчетности в электронном виде или на бумаге. Но эта преференция носит временный характер: с 2021 года отчитываться на бумаге они тоже не смогут (приказ ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@).

ФНС России с 01.01.2020 (начиная с отчетности за 2019 год) стала оператором Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО) — общедоступного ресурса, содержащего данные о годовой бухотчетности (кроме госсектора):

Предусмотрены два способа представления в ГИР БО аудиторского заключения:

Если аудиторское заключение представляется отдельно от отчетности, Минфин рекомендует направлять его в виде электронного документа вместе с сопроводительным письмом. Формат такого сопроводительного документа утвержден приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@.

Обязать компанию проводить аудит может только федеральное законодательство. Если такая обязанность возникла, следует тщательно подойти к выбору аудиторской компании, а по завершении аудита представить аудиторское заключение в налоговый орган. Должностных лиц компании могут оштрафовать по ст. 15.11 КоАП РФ, если компания подлежит обязательному аудиту, а аудиторское заключение у нее отсутствует.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Аудит».

Ссылка на основную публикацию