Ответственность за отказ в приеме на работу лиц предпенсионного возраста

Содержание

Вводится ответственность за отказ принимать на работу людей предпенсионного возраста

Владимир Путин направил в Госдуму закон ответственности работодателей за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение людей предпенсионного возраста. Мы подробно изучили документ и в данном статье рассказываем о деталях.

C чего всё началось

В июне 2018 года законодателями был предложен законопроект № 489161-7, который предлагает повысить общепринятый пенсионный возраст. (См. «Подробный обзор проекта закона»).

Перед этим о повышении пенсионного возраста для мужчин и женщин объявил Дмитрий Медведев. Многие помнят, что сделал он это в день начала чемпионата мира по футболу 2018 года. Также см. «Этапы повышения пенсионного возраста с 2019 года по предложению Медведева».

Многие остались недовольны предложением по повышению пенсионного возраста. И в стране стали проходить митинги и акции против этого. Ближайшая такая акция намечена на 9 сентября 2018 года.

Ситуация продолжает накаливаться. Поэтому пришлось вмешаться с Президенту РФ. Владимир Путин обратился к нации и предложил смягчить пенсионную реформу.См. «Что сказал Путин про повышение пенсионного возраста с 2019 года».

Вот как выглядит повышение пенсионного возраста с учетом предложений Президента:

Но также Владимир Путин выступил с таким предложением:

«Считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста. Соответствующие изменения в законодательство нужно внести одновременно с принятием законопроекта о повышении пенсионного возраста».

И вот теперь появился проект закона, о котором говорил Путин. Ознакомиться с пакетом документов можно по ссылке.

Вводится понятие «предпенсионный возраст»

Если закон примут, то в законодательстве появится новое понятие «предпенсионный возраст».

Такая поправка будет внесена в статью 144.1 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, в общем случае, с 2019 года людьми предпенсионного возраста будут считаться:

  • Женщины – с 55 лет;
  • Мужчины – с 60 лет.

Ответственность для работодателей

Закон предусматривает, что необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам:

  • либо наказывается штрафом в размере до 200 000 р. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • либо обязательными работами на срок до 360 часов.

По всей видимости, отвечать за это нарушение будет только виновное должностное лицо. То есть, следствию нужно будет определить, кто именно был виновен по новой статье 144.1: кадровый работник, директор или его заместитель по кадровым вопросам. Но как доказать «необоснованность»? На наш взгляд, это довольно сложная и длительная процедуру.

Почему новый закон работать, скорее всего, не будет

Заметим, что на законопроект представлены положительные официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Вероятность его принятия очень велика. Но будет ли он работать? Действительно ли, работодатели будет бояться отказывать в принятии на работу людей предпенсионного возраста? На наш взгляд – ничего не изменится. Дело в том, что уже сейчас в УК РФ есть нормы, которые связаны с трудовой дискриминацией. Однако, на практике, они не работают. Приведем примеры.

Пример № 1

Ответственность за дискриминацию, совершённую лицом с использованием служебного положения есть в статье 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Однако эта норма не работает. За 2017 год по этой статье уголовно наказуемых случаев дискриминации нет (0 осуждённых).

Пример № 2

Есть в УК РФ и статья 145 о «необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет». В 2017 году по этой статье в России было осуждено всего 2 человека.

Учитывая судебную практику, полагаем, что предлагаемые поправки ситуацию на рынке труда существенно не изменят.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Полная бездоказанность. Почему статья за увольнение предпенсионеров не сработает

Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовной ответственности за «необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение» лиц, достигших предпенсионного возраста. Пенсионная реформа, анонсированная российской властью, приобретает все более четкие очертания.

В примечании к этой новой статье Уголовного кодекса (144.1) впервые в российском законодательстве предлагается определить, что такое предпенсионный возраст. Это возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. В качестве наказания за неисполнение предлагается использовать штрафы и обязательные работы, а само преступление будет относиться к категории небольшой тяжести.

Действующий Уголовный кодекс содержит в себе похожую норму, связанную с дискриминацией при приеме на работу и увольнением беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Мотивом отказа в таких случаях служит как раз беременность или нахождение на иждивении детей. Эффективность этой нормы оказалась крайне низкой, поскольку доказать истинный мотив отрицательного решения практически невозможно.

Пока предполагаемую норму о защите трудовых прав лиц предпенсионного возраста не ввели в Уголовный кодекс, вести речь о практике ее применения нельзя. В то же время перспективы у нее либо будут такими же, как с увольнением беременных женщин, либо мы столкнемся с широким репрессивным применением уголовной ответственности — за любой отказ в приеме на работу либо при увольнении с работы, признанные судом незаконными, независимо от мотива нарушения трудовых прав.

Работодатели в любом случае будут всегда экономически заинтересованы в найме квалифицированных кадров, и вряд ли возраст работников пойдет в разрез с политикой государственной поддержки лиц предпенсионного возраста.

Работодателю нет смысла прекращать трудовые отношения с работником, качественно выполняющим трудовую функцию, только по причине достижения им 55-60 лет. В то же время при приеме на работу работодателю сложно дать правильную оценку деловых качеств и квалификации работника, значит при выборе между молодым и пожилым кандидатом предпочтение, скорее всего, будет отдаваться первому. Доказать же дискриминационный характер такого выбора будет крайне сложно.

Во-первых, отсутствует обязанность формулировать отказ в приеме на работу в письменной форме, а во-вторых, существует широкий перечень факторов, которыми можно обусловить такой отказ.

Сложившиеся на рынке труда тенденции инвестировать средства на переобучение или повышение квалификации уже действующих штатных сотрудников позволяют бизнесу безболезненно обходиться своими кадрами, не прибегая к набору нового персонала, в том числе и из «рискованных» категорий работников, в том числе лиц предпенсионного возраста.

Инициативы правительства приведут к тому, что работодатели будут предпочитать срочные договоры, избегая заключения бессрочных. Широкое толкование оснований для заключения срочных трудовых договоров позволяет работодателю снижать риски долгосрочных отношений с работниками.

Работникам предпенсионного возраста можно порекомендовать проявлять осмотрительность при принятии решения о смене работодателя. Их законное увольнение при отсутствии грубых нарушений трудовой дисциплины в сложившихся условиях представляется маловероятным, но в случае добровольного прекращения трудовых отношений с одним работодателем другого можно не найти.

При поиске работы предпенсионерам нужно обращать внимание на вакансии, предполагающие проведение собеседований, оценку резюме соискателя, в том числе и на конкурсной основе. В случае отказа в приеме на работу появится небольшой шанс подвергнуть в судебном порядке оценку кадрового выбора, а сама такая возможность может предостеречь работодателя заявить такой отказ необоснованно.

В целом проблема регулирования отношений работодателей и работников предпенсионного возраста выглядит несколько надуманной. Законодательные инициативы, направленные в том числе и на введение уголовной ответственности за дискриминацию в сфере труда по возрастному признаку, имеют во многом социально-политический контекст. Реформы, вызвавшие ажиотаж среди различных социальных групп общества, а также в основном отрицательную реакцию большинства жителей страны, требуют проявления политической гибкости в знак подтверждения, что власть может идти навстречу избирателям в решении столь болезненного вопроса, как повышение пенсионного возраста.

Защита прав работников только лишь под угрозой применения мер уголовной ответственности никогда не будет эффективной без широкого спектра социально-экономических мер, направленных на поддержание экономического интереса работодателей в сохранении трудовых отношений с работниками предпенсионного возраста.

Увольнение работника предпенсионного возраста

Могут ли уволить работника предпенсионного возраста? Что гласит закон об увольнении работника предпенсионного возраста?

За увольнение людей предпенсионного возраста ввели уголовную ответственность.

25 сентября депутаты приняли в третьем чтении законопроект о введении штрафов до 200 тыс. рублей за отказ в приеме на работу или увольнение лиц предпенсионного возраста.

Основанием для штрафа будет новая статья в Уголовном кодексе РФ: «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста».

Что подразумевается под предпенсионным возрастом

Под предпенсионным возрастом понимается период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. В случае принятия пенсионной реформы для женщин он начнется в 55 лет, а для мужчин — в 60 лет.

Как будет работать закон

По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, закон об увольнении предпенсионного возраста будет работать аналогично нормам, прописанным в статье 145 УК РФ («Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет»).

Нарушителей трудового законодательства будут наказывать. Новая статья УК РФ предполагает наказание в виде штрафа на сумму до 200 тысяч рублей либо в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев или обязательных работ на срок до 360 часов. Уголовная ответственность, по словам Голиковой, будет рассматриваться как «крайний случай».

Отказать гражданину предпенсионного возраста в заключении трудового договора можно только по деловым качествам или в связи с несоответствием его навыков профессиональным требованиям. Достижение указанного возраста не может быть основанием для отказа. Работодатель также не может по своей инициативе расторгать или переоформлять договор на срочный в связи с достижением работником пенсионного возраста. Испытательный срок при приеме на работу граждан предпенсионного возраста должен устанавливаться на общих основаниях. Если какие-либо права гражданина были нарушены, то он может подать жалобу на работодателя.

Давай, до свидания. Возрастает ли вероятность увольнения накануне пенсии? Подробнее

По каким причинам имеют право уволить перед пенсией

Вообще Трудовой Кодекс не дает никаких ограничений в увольнении сотрудников предпенсионного возраста. Поэтому работодатель может уволить сотрудника, но только если на это есть законные основания.

Перечень законных оснований для увольнения работника по инициативе работодателя расположен в Трудовом Кодексе РФ статье 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя».

Единственное, что может помочь остаться на работе – коллективный договор, в котором прописан пункт о невозможности увольнения работника предпенсионного возраста по ряду оснований. Но данный коллективный договор составляют, увы, не все работодатели или туда может быть не включен указанный пункт.Статья 81 Трудового кодекса РФ позволяет уволить сотрудника при наличии оснований, основные из которых:

  1. Ликвидации организации;
  2. Сокращения численности или штата работников;
  3. Несоответствия работника;
  4. Смены собственника организации (касается увольнений руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
  5. Неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей;
  6. Грубое нарушения трудовых обязанностей;
  7. Совершение виновных действий работником или аморального проступка;
  8. Принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества организации;
  9. Представления работником работодателю подложных документов при заключении ТД.

Сокращение работника предпенсионного возраста в 2019 году

Увольнение работника предпенсионного возраста в связи с оптимизацией штата предусматривает проведение установленной законом процедуры, применяемой в отношении всех сотрудников.

В частности, на начальном этапе сотруднику должны предложить вакантные должности, которые бы он мог занять с учетом имеющейся квалификации и состояния здоровья. Затем работника надлежит уведомить о предстоящем высвобождении за 2 месяца, по истечении которых уже будет издан приказ.

Также при проведении процедуры сокращения работника предпенсионного возраста учреждению надлежит уведомить Службу занятости, учитывая, что именно оговоренный орган будет заниматься и поиском работы и оформлением пособия в случае отсутствия подходящей вакансии, не говоря уже о направлении для назначения досрочной пенсии.

Что нужно знать

Далеко не каждый гражданин предпенсионного возраста может рассчитывать на получение пособия на протяжении 36 месяцев со дня увольнения, ведь в соответствии с ч.1 ст.32 ФЗ №1032-1 срок получения пособия сверх нормы напрямую зависит от общего стажа.

То есть работник предпенсионного возраста на момент постановки на учет в Службу занятости может рассчитывать только на годовое материальное обеспечение на протяжении 12 месяцев, а вот дальнейшее начисление пособия зависит уже от стажа работы, превышающего норму в 25 и 20 лет.

Так, в порядке ст.32 ФЗ №1032-1 за каждый год работы сверх указанной нормы будущий пенсионер может рассчитывать на оплату пособия на протяжении 2-х недель.

К примеру, при наличии стажа 26 лет, пособие будет выплачиваться 12 месяцев и 2 недели, а при 40 годах стажа дополнительно к 12 месяцам добавятся 7 месяцев 2 недели.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Поэтому при отсутствии 25 лет стажа сокращенному работнику изначально следует рассмотреть вопрос о назначении досрочной пенсии, ведь стажа для получения пособия в течение 3-х лет может и не хватить.

Также будущему пенсионеру надлежит знать, что досрочно пенсионное обеспечение может быть назначено только при соблюдении нескольких условий, а именно:

Читайте также: Выходное пособие по причине увольнения

  • гражданин должен быть признан безработным в установленном порядке;
  • обязательно нужно подтвердить общий стаж труда не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно;
  • Служба занятости должна признать, что трудоустроить гражданина нет возможности;
  • работнику до достижения пенсионного возраста остается не более 2-х лет.

Труженику, претендующему на досрочную пенсию, следует помнить о том, что даже выплата пособия по безработице может быть приостановлена в связи с уклонением гражданина от трудоустройства. То есть Биржа труда обязана искать вакансии, направлять вставших на учет граждан на собеседования и предлагать все вакансии даже с низкой оплатой и квалификацией.

Если работник будет уклоняться либо отказываться от предложенной работы, в назначении досрочной пенсии ему будет отказано, не говоря уже о снятии с учета.

Порядок оформления досрочной пенсии

Досрочная пенсия при сокращении штатов может быть назначена при соблюдении одного из основных условий, а именно признанием Биржи труда того факта, что гражданина трудоустроить в данном населенном пункте невозможно в виду отсутствия вакансий, а также исчерпания всех возможностей его переобучить либо трудоустроить на предприятие хотя бы на временной основе.

Еще один из основных условий, закрепленных на законодательном уровне, является согласие гражданина на оформление пенсии после получения подобного предложения от работников Службы занятости в порядке, закрепленном в Приказе Минтруда №10н, утверждающем регламент работы работников Биржи труда.

Необходимые документы

В частности, после предложения об оформлении досрочной пенсии, выраженной в устной форме, гражданин, признанный безработным в установленном порядке, должен подать заявление с просьбой об оформлении пенсии ранее срока, регламентированного законодательством.

В свою очередь Служба занятости на основании поданного заявления, а также приказа о признании труженика безработным и трудовой книжки оформляет направление о досрочном назначении пенсии.

К направлению прикладываются:

  • копия приказа о признании гражданина безработным;
  • копия книги о труде;
  • выписку из лицевого счета гражданина о наличии отчислений страховых взносов.

Куда обращаться

Со всеми вышеуказанными документами сокращенный работник обращается в Пенсионный фонд по месту регистрации, даже если она оформлена на временной основе.

И соответственно помимо направления с Биржи труда будущему пенсионеру нужно будет предоставить еще один пакет документов, перечень которых определен Приказом Минтруда № 958 и который включает в себя:

  • заявление с просьбой о назначении пенсии;
  • документов подтверждающих личность;
  • документы о стаже и перечислении страховых взносов;
  • справку о размере оплаты труда за два года с последнего места трудоустройства.

То есть подаются документы аналогичные перечню при выходе на пенсию по старости.

Нужна ли трудовая книжка

Основным документом, подтверждающим право на пенсионное обеспечение, является книга о труде, в которой приведены все периоды трудовой деятельности, а также наименование учреждений, в которых гражданин был занят.

И учитывая тот факт, что основным условием назначения данного вида материального обеспечения является общий стаж, предоставление трудовой книжки является обязательным.

Причем оговоренный документ положено предъявлять в оригинале с приложением копий, заверенных в установленном порядке, что, кстати, может осуществить и Биржа труда.

Сроки

В порядке, закрепленном в ст.22 ФЗ №400, пенсионное обеспечение назначается со дня обращения за оговоренной выплатой, но не ранее чем гражданин достигнет установленного законом возраста, то есть в случае направления Службой занятости — за 2 года до пенсии по старости.

А вот выдача направления в Пенсионный фонд регламентированного срока не имеет, так как решение о предложении оформлении досрочной пенсии может быть принято только после использования всех способов поиска работы, от переобучения до привлечения к общественным работам, для которых, между прочим, высокой квалификации не требуется.

Расчет размера пенсионных выплат

В соответствии со ст.32 ФЗ №1032-1 будущий пенсионер может рассчитывать на материальное обеспечение, которое напрямую зависит от двух показателей, а именно:

ИПК или индивидуальный пенсионный коэффициент складывается из имеющего стажа труда, в общем, и общей суммы страховых отчислений, которые производились работодателями на протяжении всей трудовой деятельности в процентном отношении к начисленному заработку. А стоимость баллов определяется ежегодно с учетом индексации.

К примеру, в 2017 году 1 балл равняется 74,27 рублей (ФЗ №385).

Расчет пенсии будет производиться в порядке, определенном ст.15 ФЗ №400, а именно: имеющаяся сумма коэффициента или балла, к примеру, будет составлять 30, стоимость балла представлена выше.

Таким образом: 30 х 74,27 = 2228,10 рублей.

Также к оговоренной сумме будет добавлена фиксированная выплата на основании ст.16 ФЗ №400 в размере 4558,93 рубля.

Таким образом, размер пенсии составит: 4558,93 + 2228,10 = 6787,03 рубля.

Могут ли отказать

Остаться без работы за год до пенсии может каждый, но такая ситуация не всегда влияет на решение Службы занятости о направлении в Пенсионный фонд и назначении досрочной пенсии. Ведь признавать тот факт, что рабочего места для будущего пенсионера в районе не нашлось, оговоренный орган не слишком стремится, соответственно в большинстве случаев о направлении для досрочного назначения пенсии гражданам приходиться просить самим.

Однако даже направление Биржи труда не дает гарантии на прием документов и принятие положительного решения, ведь Пенсионный фонд обязан не только рассчитать пенсию, но и проверить достоверность документов, рассчитать все периоды стажа, а также учесть социальное положение безработного.

То есть к учету будут приниматься и наличие иждивенцев, и состав семьи, а также некоторые другие аспекты, которые в итоге могут привести к отказу в назначении досрочной пенсии.

Уголовная ответственность за увольнение людей предпенсионного возраста

Чтобы возникла уголовная ответственность, нужно доказать наличие у работодателя умысла. В контексте вопроса об увольнении сотрудников предпенсионного возраста предлагается под умыслом понимать корысть, заинтересованность руководителя фирмы. Трудность заключается в том, что в трудовых отношениях умысел тяжело доказать, либо же он вовсе отсутствует. По этой причине в трудовых спорах, как правило, фигурирует понятие административной, а не уголовной ответственности.

К примеру, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за несвоевременную выплату заработной платы сотрудникам в случае, если удается доказать наличие умысла (ст. 145 УК РФ). Но на практике невозможно доказать, что действия нанимателя были умышленными — всегда удается обосновать задержку выплат затруднениями, возникшими на предприятии.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Читайте также статью ⇒ «Увольнение в связи с выходом на пенсию по инициативе работодателя«.

Смогут ли найти работу пожилые люди после повышения пенсионного возраста

Согласно подсчетам Института социальной политики НИУ ВШЭ, после проведения пенсионной реформы ежегодно на рынке труда будет оставаться около 200 тысяч пожилых сотрудников, которые раньше ушли бы на заслуженных отдых и начали получать пенсию. Предприятия запросто увольняют пожилых работников и отказываются нанимать людей предпенсионного возраста в штат — по этой причине часть пожилых кадров останется без работы, и без пенсии.

Чтобы справиться с потоком безработных пожилых людей, Правительство намеревается поручить Центрам занятости населения взять на себя обязанность по обучению пожилых людей новым профессиям за счет государственного бюджета. Минтруд РФ еще не сообщал о подобных мерах в Службы занятости. По словам директоров региональных ЦЗН, пожилые люди, уволенные перед выходом на пенсию, осваивают профессию водителя, кондитера, слесаря, повара. Часто они устраиваются на работу охранниками в супермаркеты. Тем не менее, людям старше 50 лет сложно устроиться на работу — по статистике, каждый пятый пожилой человек находит работу в течение первых 3 месяцев, находясь в возрасте 51-54 лет. Даже если человеку предпенсионного возраста удается найти работу, зарплата у него будет более низкая, чем у молодых специалистов.

Важно! По словам Александра Сафонова, проректора Академии труда и социальных отношений, короткие курсы переквалификации, предлагаемые Центрами занятости населения, не помогут пожилым людям, оставшимся без работы. Для получения новой профессии необходимо пройти как минимум годовые курсы в средних и высших учебных заведениях, а такое образование государство оплачивать не станет. Более того, потребуется новый трудовой опыт, а взять его неоткуда.

Куда жаловаться

Все случаи нарушения трудовых прав можно будет оспорить в Федеральной инспекции труда (Рострудинспекции). В случае нарушений работодатели будут привлекаться к ответственности.

Досрочная пенсия при сокращении. Как добиться?

Если гражданин предпенсионного возраста был сокращен и встал на учет в отдел занятости, в котором для него не могут подобрать работу для трудоустройства, то он имеет право на досрочную пенсию.

Только при соблюдении всех перечисленных условий (в законе) есть вероятность того, что человек будет направлен на пенсию раньше положенного срока.

Но обычно центр занятости населения старается предоставить безработному гражданину подходящую работу, и только если отсутствует такая возможность, может быть поставлен вопрос о назначении пенсии.

Для получения в центре занятости направления на досрочную пенсию, необходимо предоставить такие документы:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Военный билет;
  • СНИЛС;
  • Официально заверенные документы, подтверждающие суммы и период отчислений в ПФ;
  • Справка с работы, заверенная печатью предприятия, о средней заработной плате, получаемой в любой период из подряд взятых пяти лет работы — до начала 2002 года.

В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы.

Устройство на работу до пенсионного возраста служит основанием для прекращения выплат пенсии, полученной досрочно.Иногда ПФ отказывает в предоставлении досрочной пенсии ссылаясь на:

  • отказ (2 раза) от предложенных работ службой занятости;
  • увольнение с работы по другим причинам;
  • ошибка в предоставленных документах.

Что делать, если сокращают в предпенсионном возрасте

Увольнение по сокращению – самый выгодный вариант для работника, ведь сокращение предусматривает определенные выплаты. Поэтому, если вам предлагают этот вариант – лучше согласиться, ведь если до пенсии осталось пару лет, можно будет претендовать на досрочную.

Если вы попали под сокращение, Трудовой Кодекс гарантирует вам:

  • Сохранение среднего заработка за работником в течение 2 месяцев;

При регистрации в отделе занятости:

  • Первые 3 месяца пособие в размере 75% среднемесячной заработной платы;
  • В 4-х последующих – 60%;
  • В 5-ти оставшихся – 45%.

Трудовые права предпенсионеров: как их не нарушить

В связи с пенсионной реформой, которая начала реализоваться в 2019 году, появилось понятие «предпенсионер». Упоминается оно обычно в связи с трудовыми правами. В Уголовный кодекс ввели статью 144.1, предусматривающую наказание за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение лица предпенсионного возраста. В этом материале мы рассмотрим, кто считается предпенсионером, и как действовать ответственным лицам работодателей, чтобы не нарушить их права.

Предпенсионер: кто это

Предпенсионный возраст наступает за 5 лет до пенсионного — это сказано в примечании к упомянутой статье 144.1 УК РФ.

Пенсионная реформа уже начала реализовываться, и в течение переходного периода 2019—2022 годов пенсионный возраст будет постепенно сдвигаться. Из следующей таблицы видно, в каком возрасте женщины и мужчины будут выходить на пенсию и считаться предпенсионерами до 2023 года:

Год выхода на пенсиюВозраст выхода на пенсиюПредпенсионный возраст
ЖенщиныМужчиныЖенщиныМужчины
201955,560,550,555,5
202056,561,551,556,5
202158635358
202259645459
202360655560

В 2023 году пенсионный возраст в общем случае составит для женщины 60 лет, для мужчин — 65 лет. Предпенсионерами же будут считаться женщины, достигшие 55 лет и мужчины, достигшие 60 лет. Это тот возраст, в котором вплоть до прошлого года основная масса россиян выходила на пенсию.

Также следует помнить, что отдельные группы граждан имеют право на досрочный выход на пенсию. Например, многодетная мать, у которой 5 детей, по-прежнему имеет право на выход на пенсию в 50 лет. Соответственно, предпенсионный возраст у такой женщины начинается в 45 лет.

Санкции для работодателей

Статья 144.1 введена в УК РФ законом № 352 от 3 октября 2018 года. Она грозит наказанием ответственным лицам за увольнение предпенсионера, а также за отказ в принятии его на работу. Ответственность назначается в виде штрафа до 200 тысяч рублей либо в размере заработной платы (или другого дохода) виновного за полтора года. Также можно получить до 360 часов исполнительных работ.

Ответственность наступает в том случае, если предпенсионер будет уволен либо не принят на работу необоснованно. Далее разберемся, что под этим подразумевается.

Необоснованный отказ в работе

В соответствии со статьей 64 Трудового кодекса, под необоснованным отказом в заключении трудового договора подразумевается отказ, связанный с полом, расой, цветом кожи, национальностью, происхождением, имущественным и социальным положением, возрастом, местом жительства соискателя. Также в этой норме указано, что к необоснованному относится отказ, который последовал из-за любых иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Из этого следует, что единственным основанием для отказа в приеме гражданина на работу, в том числе и лица предпенсионного возраста, является его несоответствие деловым качествам. Но если директор уволит без оснований более молодого работника, ему грозит административная ответственность, тогда как при необоснованном увольнении предпенсионера — уголовная.

В российском законодательстве не раскрывается понятие «деловые качества». Однако есть постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2004 года № 2. В нем работодателям рекомендуется исходить из качеств работника, причем не только профессионально-квалификационных, но и личных, в числе которых и состояние его здоровья.

Итак, при объективном нежелании брать на работу предпенсионера работодатель может опираться на два аргумента:

  1. Деловые качества. Любой будущий сотрудник при найме должен показать работодателю, что он подходит для работы и может исполнять должностные инструкции. Поэтому если работодатель отказывает предпенсионеру, нужно сделать акцент на том, что это происходит именно из-за его несоответствия должности, а не из-за возраста. Как вариант, стоит рассмотреть внедрение в организации системы профессиональных стандартов. Также нужно помнить, что работодатель может выдвигать к соискателю и дополнительные требования, которые отсутствуют в профстандартах. Например, знание языков, умение работать с определенными компьютерными программами. Естественно, такие требования должны быть обоснованы. Желательно закрепить их во внутренних документах работодателя, и тогда при проверке будет меньше проблем.
  2. Состояние здоровья. Определенные должности могут предполагать более высокие требования к здоровью работника, например, к выносливости. Если работодатель сомневается в том, что соискатель в силу своего здоровья сможет выполнять трудовые функции, то можно потребовать от него прохождение медосмотра. Если медики подтвердят, что здоровье человека не позволяет ему эффективно выполнять определенные функции, то это будет дополнительным аргументом на случай судебного разбирательства.

Увольнение предпенсионера

Работодатели далеко не всегда правильно оформляют увольнение своих сотрудников. Порой в качестве основания указываются обстоятельства, которые по закону являться таковыми не могут. Но в общем случае за это работодателю грозит административная ответственность. А вот если речь об увольнении предпенсионера, то может последовать и уголовная ответственность.

Как правило, большинство увольнений состоится по желанию работника. Однако всем известно, что это желание не всегда бывает искренним. Случается, что работника вынуждают к написанию заявления «по собственному».

Если работодатель будет давить на предпенсионера и понуждать его уволиться, то к нему может быть применена упомянутая выше статья 144.1 УК РФ (постановление Пленума Верховного Суда от 27.11.2018).

Если же увольнение происходит из-за сокращения штата, то в отношении предпенсионеров действуют общие правила. Работодатель должен за 2 месяца предупредить сотрудников письменно и предложить им альтернативные вакансии. При этом преимуществ в части сохранения рабочего места у предпенсионеров нет. Их имеют иные категории работников: высококвалифицированные специалисты, а при равной квалификации — лица, получившие профессиональные заболевания, имеющие двух и более иждивенцев и другие.

На предпенсионеров распространяются общие правила увольнения и при следующих обстоятельствах: ликвидация организации, смена собственника, несоответствие должности, невыполнение трудовых обязанностей, прогул, приход на работу в нетрезвом состоянии, хищение и так далее.

Каково бы ни было основание для расторжения трудового договора, оно должно быть правильно оформлено. Например, прогул должен зафиксировать непосредственный руководитель работника. Если работодатель провел аттестацию и выявил, что сотрудник не соответствует занимаемой должности, то не должно быть никаких вопросов к процедуре проведения аттестации. При нарушении работодателем порядка оформления оснований для увольнения у бывшего сотрудника будет гораздо больше шансов обжаловать это в суде.

Защитит ли права работников предпенсионного возраста введенная в УК РФ статья 144. 1 Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко О.А., Панов С.Л.

В целях защиты прав работников предпенсионного возраста уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 144.1, предусматривающей ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. Авторами статьи изучены мотивы принятие решения о внесении изменений в УК РФ по данной проблеме; обсуждены вопросы взаимоотношения руководителей и возрастных работников после пенсионной реформы ; с социальной и уголовно-правовой позиций проанализированы перспективы применения на практике указанной нормы.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бойко О.А., Панов С.Л.

Protect the rights of workers near retirement age introduced into the criminal code article 144.1

For the purpose of protection of the rights of workers of pre-retirement age the criminal code of the Russian Federation is added with article 144.1 prov >pension reform ; from the social and criminal-legal positions the prospects of application of the specified norm in practice are analyzed.

Текст научной работы на тему «Защитит ли права работников предпенсионного возраста введенная в УК РФ статья 144. 1»

Виктимология 4(18) / 2018, с. 20-25

Бойко О. А., Панов С. Л.

ЗАЩИТИТ ЛИ ПРАВА РАБОТНИКОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ВВЕДЕННАЯ В УК РФ СТАТЬЯ 144.1

В целях защиты прав работников предпенсионного возраста уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 144.1, предусматривающей ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. Авторами статьи изучены мотивы принятие решения о внесении изменений в УК РФ по данной проблеме; обсуждены вопросы взаимоотношения руководителей и возрастных работников после пенсионной реформы; с социальной и уголовно-правовой позиций проанализированы перспективы применения на практике указанной нормы.

Ключевые слова: трудовая деятельность, пенсионная реформа, работодатель, увольнение и прием на работу, лицо предпенсионного возраста, статья 144.1 УК РФ.

В настоящее время при сложившейся в стране экономической ситуации, лицам предпенсионного возраста уволенным с работы довольно сложно найти новое место деятельности. Используя сложившуюся ситуацию, отдельные руководители (работодатели) нередко предъявляют к пожилым работникам необоснованные и незаконные требования под угрозой увольнения. Чаще всего такая ситуация проявляется не в государственных и муниципальных организациях, где к пожилым людям относятся более или менее лояльно, а в частном секторе, для владельцев которого на первом месте — прибыль, а на последнем — отношение к «судьбе» работников. По мнению отдельных работодателей, пожилые работники теряют мотивацию к труду, особенно когда долгое время трудятся на одном и том же месте, в силу возраста утрачивают некоторые профессиональные навыки, не успевают за происходящими на работе изменениями, не хотят обучаться и получать новые компетенции. Понятно, что

для руководителей в данном случае проще от таких работников избавиться. Поэтому нередко вокруг лиц предпенсионного возраста создается нетерпимая обстановка, которая «подталкивает» последних на «добровольное» увольнение.

С повышением в 2018 году пенсионного возраста проблема обеспечения (сохранения) «достойной» работой такой категории граждан, скорее всего, обострится. В связи с этим руководством страны предпринят ряд мер (создание для старшего поколения рабочих мест, внедрения системы переобучения и др.) по защите прав лиц предпенсионного возраста, в числе которых введение уголовной ответственности за нарушение возрастного равенства граждан при осуществлении трудовой деятельности.

Так, Федеральным законом № 352-ФЗ[8] Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 144.1, предусматривающей ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им пред-

пенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. К лицу, виновному в совершении указанного преступления законом предусмотрено назначение наказания в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов. В соответствии с примечанием к ст. 144.1 УК РФ под предпенсионным возрастом понимается жизненный цикл продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством страны.

Общественная опасность преступления заключается в нарушении права свободно распоряжаться своими способностями к труду. Исходя из диспозиции статьи, запрещается прямое или косвенное ограничение прав граждан при заключении трудового договора в зависимости от возраста и социального положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, возникающие по поводу реализации лицами предпенсионного возраста права на труд. Объективная сторона состава преступления выражается в необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении с работы лица предпенсионного возраста. Отказ в приеме на работу или увольнении с нее гражданина предпенсионного возраста является необоснованным в случае, если работодатель отказал (расторг) в заключение трудового соглашения лицу, который по своим деловым качествам, законно установленным требованиям и критериям соответствует предлагаемой деятельности, по причине количества лет работника. Преступление является оконченным в момент совершения действий, указанных в диспозиции статьи независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

С субъективной стороны состав преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Уголовная ответственность за необоснованный отказ в

приеме на работу или необоснованное увольнение с работы лица предпенсионного возраста наступает только в том случае, если указанные деяния совершены по мотиву наличия у гражданина определенного возраста. Субъект преступления — физическое лицо: либо должностное лицо, пользующееся правом приема на работу (заключение трудового договора) или увольнения, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

По мнению руководства страны, закрепление в законодательстве уголовной ответственности за увольнение (не принятия на работу) лиц предпенсионного возраста принесет позитивные изменения и позволит[5]:

— добиться «искоренения стереотипов и предвзятого отношения» к работникам пожилого возраста;

— снизить количество лиц, ожидающих своей пенсии в статусе безработных, что позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет и фонды, а также повысить количество фактически работающих лиц;

— сократить риск увеличения безработицы среди лиц пожилого возраста, который может возрасти в связи с пенсионной реформой;

— снизить количество фактов незаконных увольнений и отказов в приеме на работу по мотивам, не связанным с профессиональными качествами лиц пожилого и предпенсионного возрастов;

— «подтолкнуть» работодателей искать новые формы занятости для лиц пожилого и предпенсионного возрастов, обладающих достаточной профессиональной квалификацией и мотивированных на добросовестный труд;

— у лиц, непосредственно ответственных за процедуру увольнения граждан предпенсионного возраста, появится серьезный сдерживающий фактор, учитывая значение наличия судимости в дальнейшей жизни.

У работодателей с введением в УК России статьи 144.1 могут возникнуть определенные сложности, связанные со следующими моментами[3]:

— работодатели, боясь уголовной ответственности, будут вынуждены «держать» на работе лиц предпенсионного возраста, которые по объективным причинам (например, физическому состоя-

нию) не могут в полной мере справляться со своими обязанностями, а более молодым и достойным кандидатам на должность — в приеме отказывать. При этом будут «страдать» интересы организации (убытки, не обновление кадров, снижение конкурентоспособности компании), останутся без работы молодые перспективные специалисты;

— некоторые работодатели опасаются, что могут быть привлечены к уголовной ответственности даже тогда, когда увольнение или отказ в трудоустройстве были обоснованы не возрастом лица, а другими причинами, так как правоохранительные органы могут устроить им «показательную порку», чтобы другие компании охотнее брали на работу пожилых сотрудников;

— отдельные недобросовестные пожилые работники, зная о возможной ответственности руководителей за увольнение лиц предпенсионного возраста, начнут относиться к своим обязанностям более халатно, полагая, что работодатели, помня об уголовной ответственности, будут смотреть на это «сквозь пальцы». Особенно это касается компаний, ведущих свою деятельность с нарушением законодательства, которым не нужны дополнительные проверки и выявления иных более тяжких преступлений;

— наличие возможной уголовной ответственности за увольнение предпенси-онеров может стать серьезным оружием в руках рейдеров и недобросовестных конкурентов. В отношении работодателей, рискнувших отказать в трудоустройстве, могут быть возбуждены уголовные дела, а это значит, — многочисленные проверки бизнеса гарантированы.

Полагаем, что с целью избежания возможной уголовной ответственности за увольнение (отказ в приеме) лиц предпенсионного возрасти, работодатели предпримут необходимые меры, чтобы избежать возможного наказания.

Основания (случаи) для увольнения работника по инициативе работодателя изложены в статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации[7]. В приказе работодателя об увольнении лица предпенсионного возраста официально не будет фигурировать тот факт, что расстались с работником именно из-за количества прожитых им лет. Это будет увольнение «по собственному желанию», «по сокра-

щению», а то и по какому-нибудь виновному (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, прогул и др.) основанию. Опасаясь возможной ответственности, руководители организаций станут увольнять работников за несколько лет до достижения ими предпенсионного возраста.

Проблема отечественных граждан старше 50 лет — это именно поиск новой работы, а не сохранение старой. Работодателям, не желающим принимать на работу пожилых граждан, станут тщательным образом обосновывать причину отказа в трудоустройстве, в том числе и лицам предпенсионного возраста. Так, например, законной причиной отказа в трудоустройстве будет отсутствие нужных деловых качеств, необходимых навыков, умений и т.д. Поскольку сегодня многие работодателей ищут сотрудников через предварительный отбор резюме, то это существенным образом может усложнить процесс поступления на работу соискателей из числа граждан предпенсионного возраста. Резюме людей предпенсионного возраста просто не будут допускать к рассмотрению, что исключает возможность требования соискателей предоставления (объяснения) им причин для отказа в приеме на работу[6].

В настоящее время работодатели неохотно берут на работу молодых лиц женского пола, опасаясь их скорого ухода в декрет. По аналогии они будут отказывать в трудоустройстве лицам старшего возраста, чтобы в будущем не испытывать проблем при их увольнении. На практике грамотный кадровик сделает все возможное, чтобы максимально усложнить процесс принятия лица предпенсионного возраста путем введения дополнительного тестирования, повышением требований к соискателям на должность и пр. Кроме того, работодатели могут аргументировать отказ таким образом, что претенденты в силу незнания законных оснований для отказа в приеме на работу будут искренне считать, что им отказали правомерно.

В действующем УК РФ прописан ряд норм, связанных с трудовой дискриминацией. Однако на практике эти нормы фактически «не работают». Так, ответственность за дискриминацию, совершённую лицом с использованием служебного положения, предусмотрена ста-

тьей 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». За период 2016-2017 годы осужденных по этой статье нет. По статье 145 УК РФ «Необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» в 2016 году осужден 1 человек (к штрафу) и 2017 году — 2 человека (к штрафу и обязательным работам)[1]. Такая же «судьба» может ожидать и статью 144.1 УК РФ.

По мнению представителей бизне-са[2] никаких преимуществ у пожилого работника перед другими коллегами вследствие принятия закона № 352-Ф3 не появится, а введенная в уголовный кодекс норма будет формализованным требованием закона, применение которой будет носить единичные «показательные» случаи. В определенной степени — это пиар-ход с целью смягчить «народное негодование» из-за пенсионной реформы и успокоить пожилых граждан по поводу соблюдения их трудовых прав. Эффективным было бы установление налоговых и страховых льгот (например, снижение в 1,5-2 раза отчислений в Пенсионный фонд) для организаций и компаний, обеспечивающих работой возрастных россиян.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан законопроект[4], который призван обязать работодателей сообщать в службу занятости об увольнении каждого сотрудника предпенсионного возраста. Министерство предлагает обязать работодателей отчитываться перед территориальными государственными инспекциями по труду о причинах увольнения лиц предпенсионного возраста в случае увольнения по соглашению сторон или по инициативе работодателя. Также предлагается открывать в госинспекциях

«горячие линии», по которым граждане могли бы пожаловаться в случае нарушения их трудовых прав. Кроме того, предлагается дополнить Трудовой кодекс положением, обязывающим работодателей при наличии у работника необходимого профессионального стажа работы (к примеру, от 35 лет) в данной сфере переводить их по достижении предпенсионного возраста на административно-управленческие и иные наставнические позиции в целях передачи профессионального опыта, знаний, умений, навыков.

Вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Полагаем, что введение в УК РФ статьи 144.1 носит преимущественно превентивный характер, так как ни один из здравомыслящих работодателей не будет указывать мотивом увольнения предпенсионный возраст работника, чем способствовать возбуждению против себя уголовного дела. В этом смысле перспектива уголовной ответственности работодателя за подобный отказ предпенсионерам в приеме (увольнении) представляется крайне сомнительной.

2. На первых порах возможен наплыв в территориальные государственные инспекции по труду и правоохранительные органы обращений лиц предпенсионного возраста, считающих, что их трудовые права нарушаются и могут быть защищены именно таким путем, но в дальнейшем поток подобных заявлений существенно уменьшится.

3. Защита прав работников предпенсионного возраста лишь под угрозой применения мер уголовной ответственности не будет эффективной без широкого спектра социально-экономических мер, направленных на поддержание экономического интереса работодателей в сохранении трудовых отношений с данной категорией трудящихся граждан.

1. Агентство правовой информации. Статистика. URL: http:// www. stat.апи-пресс.рф (дата обращения: 12.11.2018).

2. Антонов М. Пенсионер с приставкой «недо» // Открытая для всех и каждого. 2018. № 37. 17-24 сент.

3. Гицба А. Изменения пенсионного законодательства и новая «уголовная» статья. URL: http:// www.blog.ucmsgroup.ru/izmeneniya-pensionnogo-zakonodatelstva-i-novaya-ugolov (дата обращения: 17.11.2016).

4. Дидух Ю. Работодателей обязали отчитаться о сотрудниках предпенсионного возраста. URL: https: //www. ppt.ru/news/142423 (дата обращения: 15.11.2018).

5. Кузнецова Т. За нарушение трудовых прав лиц предпенсионного возраста может быть введена уголовная ответственность // Адвокатская газета. 2018. № 20.

6. Мошкович М.Г. Не понравилось резюме соискателя: можно ли не объяснять почему // Главная книга. 2018. № 19.

7. Статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ: в ред. Федерального закона от 11 октября 2018 года № 360-ФЗ // СЗ.РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.

8. Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 3 октября 2018 года № 352-ФЗ // СЗ. 2018. № 41, ст. 6192.

1. Legal information Agency. Statistics. URL: http: / / www. stat.API-press.RF (date accessed: 12.11.2018).

2. Antonov M. Retired with the prefix “nedo” // Open for everyone. 2018. No. 37. 17-24 September.

3. Gitsba A. the Change in pension legislation and the new “criminal-Naya” article. URL: http:// www.blog.ucmsgroup.ru/izmeneniya-pensionnogo-zakonodatelstva-i-novaya-ugolov (date accessed: 27.11.2016)

4. Employers have been obliged to report on employees of pre-employment age. URL: https: //www. ppt.ru/news/142423 (date accessed: 25.11.2018).

5. Kuznetsova T. for violation of labor rights of persons of pre-retirement age can be introduced criminal liability / / Lawyer newspaper. 2018. No. 20.

6. Moshkovich M. G. did not like the resume of the applicant: is it possible not to explain why // the Main book. 2018. No. 19. P. 34.

7. Article 81 of the Labour code of the Russian Federation. Federal law No. 197-FZ of 30 December 2001: as amended by Federal law No. 360-FZ of 11 October 2018 // NW.RF. 2002. № 1 (part 1), article 3.

8. Federal law No. 352-FZ of 3 October 2018″ on amendments to the criminal code of the Russian Federation”. 2018. No. 41, article 6192.

БОЙКО Ольга Альбертовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», 644112, Омск, проспект Комарова 7. E-mail: mario011@mail.ru

ПАНОВ Сергей Леонидович, кандидат юридических наук, ветеран МВД России, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», 644112, Омск, проспект Комарова 7. E-mail: spanov1960@mail.ru

Boyko O. A., Panov S. L.

PROTECT THE RIGHTS OF WORKERS NEAR RETIREMENT AGE INTRODUCED INTO THE CRIMINAL CODE ARTICLE 144.1

For the purpose of protection of the rights of workers of pre-retirement age the criminal code of the Russian Federation is added with article 144.1 providing responsibility for unreasonable refusal in employment of the person for reasons of achievement of pre-retirement age, and also unreasonable dismissal from work of such person for the same reasons. The authors of the article studied the reasons for the decision to amend the criminal code on this issue; discussed the relationship between managers and age workers after the pension reform; from the social and criminal-legal positions the prospects of application of the specified norm in practice are analyzed.

Keywords: labor activity, pension reform, employer, dismissal and employment, person of pre-retirement age, article 144.1 of the criminal code.

Статья 144.1 УК РФ. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста

Необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Примечание. Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 144.1 УК РФ

“О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

“О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях”

“О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми”

“О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях” и от 16 октября 2009 года N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”

Законы Российской Федерации по УК РФ

“О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

“Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

“О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

“Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” (вместе с “Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации”)

“Об обеспечении безопасности XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске” (вместе с “Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске”)

“Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации”

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

“Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности”

“О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности”

(вместе с “Федеральным планом статистических работ”)

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 144.1 УК РФ

“Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей” (Зарегистрировано в Минюсте России

“Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве” (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2019 N 56928)

“Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2019 N 56195)

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

“По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013

“Коды бюджетной классификации доходов, применяемые для уплаты таможенных и иных платежей с 1 января 2020 года”

“По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой”

Ссылка на основную публикацию