Письмо Минфина РФ от 15.03.2020 № 03-04-05/17019

Налоговые вычеты НДФЛ: разбираем спорные ситуации

За какой период сотрудник может получить вычет у работодателя: с момента подачи соответствующего заявления или за весь календарный год? Когда залогодержатель может применить вычет, равный стоимости имущества, а супруг — получить остаток имущественного вычета, не использованного другим супругом? Как рассчитывать вычет на ребенка-инвалида из многодетной семьи?

Порядок предоставления вычетов в течение года

У работодателя можно в течение года получить не только имущественные, но и социальные вычеты (п. 8 ст. 220, п. 2 ст. 219 НК РФ). Для этого работник должен взять в налоговом органе специальное уведомление.

Если работник обратился за вычетом (и принес соответствующее уведомление) не в начале года, то налог за предшествующие месяцы работодатель должен ему вернуть. Такое разъяснение дано в п. 15 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 (далее — Обзор).

История вопроса

По общему правилу налог рассчитывается с доходов нарастающим итогом (п. 3 ст. 226 НК РФ). Однако ранее Минфин многократно разъяснял, что за период до подачи работодателю заявления о предоставлении вычета налог не пересчитывается (см. письма от 24.06.2015 № 03-04-06/36544, от 10.06.2015 № 03-04-05/33581, от 22.08.2014 № 03-04-06/42092, от 21.08.2013 № 03-04-05/34221). Это значит, что фактически вычет начинает предоставляться только с месяца подачи заявления, а налог за месяцы, предшествующие подаче заявления, можно вернуть только в налоговом органе.

Суды не поддерживали такой подход (см. постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.10.2014 по делу № А56-1600/2014, Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2014 по делу № А50-23167/2013 и др.). И только после закрепления позиции на уровне Президиума Верховного Cуда Минфин также признал, что если работник обратился к работодателю не в первом, а в одном из последующих месяцев календарного года, то организация предоставляет вычет с начала налогового периода (письма Минфина РФ от 06.10.2016 № 03-04-05/58149, от 16.03.2017 № 03-04-06/15201, от 05.09.2017 № 03-04-05/56959).

Исходя из вышесказанного, полагаем, что выгодный для работника подход можно применять без существенного риска.

На примере

Работник в мае подал работодателю заявление на предоставление имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилья в сумме 2 млн ₽ и приложил соответствующее уведомление из налоговой. Его заработная плата — 70 тыс. ₽ в месяц.

Для упрощения расчета предположим, что выплаты за год состоят только из заработной платы: работник не получает от работодателя иных доходов, а работодатель не предоставляет других вычетов.

Предоставление вычета с месяца подачи заявления, устаревший подход

За первые четыре месяца работнику начислено 280 тыс. ₽ (70 тыс. ₽ × 4), с них удержан налог в сумме 36,4 тыс. ₽. Начиная с пятого месяца работодатель предоставляет налоговый вычет, и за оставшиеся восемь месяцев года его сумма составит 560 тыс. ₽ (70 тыс. ₽ × 8). Поскольку сумма налога за первые четыре месяца года не пересчитывается, то работодатель не удерживает налог с работника начиная с мая, но и не возвращает ему уплаченные с января по апрель суммы. То есть в целом за год будет удержан налог в сумме 36,4 тыс. ₽, за его возвратом работнику нужно будет обращаться в налоговую инспекцию.

Предоставление вычета с начала налогового периода, современный подход

За первые четыре месяца работнику также начислено 280 тыс. ₽ (70 тыс. ₽ х 4), с них также удержан налог в сумме 36,4 тыс. ₽, так как заявления о предоставлении вычета у работодателя не было. После того как работник принесет заявление с уведомлением, работодатель должен применить вычет ко всей сумме доходов, рассчитанной нарастающим итогом с начала года. То есть уже по итогам периода с января по май вычет должен достигнуть 350 тыс. ₽ (70 тыс. ₽ х 5), а исчисленная за этот период сумма налога, подлежащего удержанию, будет нулевой. Значит, вся сумма НДФЛ, фактически удержанная работодателем за первые четыре месяца (это 36,4 тыс. ₽), будет излишне удержанной и подлежит возврату налогоплательщику (работнику) по его заявлению. Если у работника не было других источников дохода, то в инспекцию по окончании года ему обращаться будет незачем.

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН со встроенной системой проверки без необходимости устанавливать обновления

Право на вычет в размере стоимости имущества

Залогодержатель может применить имущественный вычет в размере стоимости имущества, полученного в счет исполнения обязательства, при его продаже. Эта стоимость определяется как размер обязательства, погашенного передачей имущества. Такой вывод сделан в п. 16 Обзора и в письме ФНС России от 28.07.2014 № БС-4-11/14579@.

Главное условие применения вычета для залогодержателя — фактическое осуществление расходов на его приобретение (п. 2 ст. 220 НК РФ). В какой форме осуществлены такие расходы, не важно, необходимо лишь достоверно установить их размер. В частности, если имущество получено физлицом в качестве погашения долга перед ним, то сумма этого долга и будет стоимостью полученного имущества. Ведь это эквивалентно тому, что налогоплательщик сначала получил долг в виде денег, а потом эту же сумму денег отдал в виде платы за переданное ему имущество.

Остаток имущественного вычета — для супруга

Супруг может получить остаток имущественного вычета, не использованного другим супругом, по находящемуся в совместной собственности объекту недвижимости, если ранее он не пользовался таким вычетом (п. 18 Обзора). Сходная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 58-КГ16-12 и Решении ФНС России от 09.06.2016 № СА-3-9/2608@.

Ранее официальные разъяснения по этому вопросу были противоречивы. Так, в письмах Минфина РФ от 19.03.2013 № 03-04-05/4-248 и ФНС РФ от 08.07.2013 № ЕД-4-3/12261@ есть вывод о том, что супруг умершего налогоплательщика вправе обратиться за получением не использованной умершим супругом части имущественного вычета при условии, что ранее он таким вычетом не пользовался.

В то же время в письмах Минфина от 08.08.2013 № 03-04-05/32011, от 31.07.2013 № 03-04-05/30569, ФНС от 11.07.2013 № ЕД-4-3/12491@ сделан иной вывод. Ведомства указали, что перераспределение остатка вычета налоговым законодательством не предусмотрено, то есть если изначально за вычетом обратился только один супруг, то второй воспользоваться вычетом по этому объекту уже не может.

Президиум Верховного Суда РФ поддержал первый из подходов: если второй супруг ранее не пользовался вычетом, то он может использовать остаток вычета, не использованного первым супругом.

«Детские» вычеты: лимиты, суммы и сложение

Величина доходов, до превышения которой представляются вычеты на детей, равняется 350 000 ₽. НК РФ предусматривает разные величины вычетов для детей в зависимости от их количества: 1 400 ₽ — для первого и второго, 3 000 ₽ — для третьего и последующих (пп. 4 п. 1. ст. 218 НК РФ). При этом ежемесячные суммы предоставляемых вычетов на ребенка-инвалида составляют:

  • 12 000 ₽ для родителей и их супругов, а также усыновителей;
  • 6 000 ₽ для опекунов, попечителей, приемных родителей и их супругов.

Долгое время позиция, можно ли складывать эти суммы при расчете вычетов на ребенка-инвалида, была спорной. Так, Минфин России разъяснял, что сложению эти суммы не подлежат (см. письма Минфина России от 18.04.2013 № 03-04-05/13403, от 23.05.2013 № 03-04-05/18294, от 14.03.2013 № 03-04-05/8-214).

Однако после решения, описанного в п. 14 Обзора, размер вычета можно складывать. Тогда общая величина налогового вычета на ребенка-инвалида, родившегося вторым, будет составлять 13 400 ₽ в месяц (1 400 + 12 000 ₽). Позже Минфин России поддержал эту позицию в письмах от 20.03.2017 № 03-04-06/15803 и от 09.08.2017 № 03-04-05/51063).

Рассмотрим суть изменений на примере. У работника— трое детей, третий из них инвалид. Зарплата работника — 50 000 ₽ в месяц. Для упрощения расчета предположим, что он не использует отпуск в первые восемь месяцев года, и рассчитаем суммы вычетов для 2018 года с учетом позиции Верховного Суда и Минфина. Расчет сумм вычетов приведен в таблице.

Нормативные документы Минфина РФ и ФНС РФ

ФНС России

Налогом на имущество физлиц облагаются хозпостройки, зарегистрированные в ЕГРН.

Для внесения в ЕГРН хозпостройка должна отвечать признакам недвижимости: быть прочно связана с землей, а ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.

Не относятся к недвижимости и не регистрируются в ЕГРН некапитальные временные строения — теплицы, хозблоки, бытовки и т.п.

Сообщается, что в случае если хозпостройка зарегистрирована в ЕГРН, но ее площадь не более 50 кв. м, то налог с нее не взимается. Данная льгота применяется только для одной хозпостройки, при условии, что она не используется в предпринимательской деятельности.

ФНС России

«Налог на земельные участки физлиц в 2019 году рассчитают по новым правилам»

Земельный налог физлицам будет рассчитан по новым правилам.

В частности, с этого года подлежит применению коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом.

Право на льготу по земельному налогу в виде вычета стоимости 6 соток предоставлено лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

В ряде регионов будут применены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 2018 года.

Письмо ФНС России от 18.04.2019 N БС-4-21/7359@

«О запросах сведений в соответствии с пунктом 13 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации»

Налоговые инспекции вправе направить запрос о предоставлении уточняющих сведений без согласования с ФНС России.

Сведения, предусмотренные статьей 85 НК РФ, представляются органами, учреждениями и организациями в налоговые органы по их запросам в течение установленного срока.

Сообщается, что при возникновении обоснованной необходимости запросы уточняющих сведений, в том числе в Росреестр, Росавиацию и т.д., могут направляться территориальными налоговыми органами без согласования с Управлением налогообложения имущества ФНС России.

ФНС России от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@

«Об основных положениях Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, касающихся налогообложения имущества»

ФНС России сообщила об изменениях в налогообложении земельным налогом, транспортным налогом и налогом на имущество.

Речь идет о Федеральном законе от 15.04.2019 N 63-ФЗ, которым внесены изменения в НК РФ.

Сообщено, в частности, о следующем:

уточнены основания освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с их угоном (кражей);

с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу (уплата налога будет осуществляться на основании сообщения налогового органа об исчисленной сумме налога);

с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также вводятся положения о возможности представления единой налоговой отчетности (для налогоплательщиков, состоящих на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения объектов недвижимого имущества);

при исчислении налога на имущество ФЛ увеличен размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных.

КонсультантПлюс: Российское законодательство (Версия Проф):

Информация ФНС России

С 2020 года отменяется представление расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, с 2021 года — деклараций по транспортному и земельному налогам.

Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

Сообщается, что с 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период, на основании сведений от регистрирующих органов (Росреестра, ГИБДД и т.п.).

Кроме того, налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения объектов недвижимости, на территории субъекта РФ, смогут представлять налоговую декларацию по налогу на имущество по всем объектам в одну инспекцию по своему выбору.

ФНС России от 16.04.2019 N СД-4-3/7089@

«О применении налога на профессиональный доход»

При наличии чека, выданного плательщиком НПД, соответствующие затраты можно учесть в расходах при налогообложении.

При произведении расчетов налогоплательщик налога на профессиональный доход (НПД) обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику).

Покупатели (заказчики), применяющие иные системы налогообложения (общий режим, УСН, ЕСХН), вправе при определении своих налоговых обязательств учесть произведенные затраты на основании полученного чека.

При этом отмечено, что утрата физлицом права на применение НПД или аннулирование налоговым органом его постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД не является основанием для непризнания соответствующих затрат в составе расходов.

КонсультантПлюс: Вопросы-ответы (Финансист):

Об НДФЛ при продаже транспортного средства, находившегося в собственности менее трех лет.

(Письмо ФНС России от 15.04.2019 N БС-3-11/3573@)

О вычете НДС в размере 2 процентных пунктов, доплаченного к предварительной оплате (частичной оплате) в связи с увеличением ставки НДС.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-07-11/26126)

Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с созданием объектов, безвозмездно переданных в государственную или муниципальную собственность.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-03-06/1/26125)

О применении ставки НДС 10% при реализации медицинского товара, не подлежащего госрегистрации.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-07-11/26121)

О применении ставки 0% по налогу на прибыль медицинскими организациями, переходящими с УСН на ОСН.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-03-06/1/26100)

Об уплате ИП, применяющим ПСН, страховых взносов на ОПС и ОМС за себя в случае начала деятельности в течение расчетного периода и о представлении декларации.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-15-05/26086)

Об НДФЛ при продаже земельного участка, находившегося в общей долевой собственности менее минимального предельного срока владения.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25983)

Об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости балансодержателями объектов недвижимости, не владеющими ими на праве собственности или хозяйственного ведения.

(Письмо ФНС России от 12.04.2019 N БС-4-21/6943)

О постановке физлиц на учет в налоговом органе.

(Письмо ФНС России от 12.04.2019 N ГД-3-14/3542@)

Об НДФЛ при продаже земельного участка, доходы от продажи которого меньше, чем его кадастровая стоимость, умноженная на коэффициент 0,7.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/26018)

Об НДФЛ при продаже нежилого помещения, использовавшегося в предпринимательской деятельности, при изменении размера доли в праве собственности на него.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/26011)

О предоставлении имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25988)

О получении супругами социального вычета по НДФЛ на лечение.

(Письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-04-05/25978)

Об НДС и налоге на прибыль при осуществлении строительного контроля собственными силами.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-11/25634)

Об НДС при осуществлении деятельности на основе агентских договоров.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-11/25556)

Об НДС в отношении услуг застройщика, оказываемых по договорам участия в долевом строительстве организациям и физлицам.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25553)

Об НДС при реализации медицинских услуг.

(Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25551)

Письмо Минфина РФ от 15.03.2020 № 03-04-05/17019

Вопрос: О размере стандартного вычета по НДФЛ на детей.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 15.10.2019, а также аналогичное обращение с предложением о внесении изменения в статью 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в части исключения предельной величины дохода, в отношении которого предоставляется стандартный налоговый вычет на детей, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей – на первого и второго ребенка, 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка, и 12 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Кроме того, стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей – на первого и второго ребенка, 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка и 6 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Таким образом, размер предоставляемого стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц зависит от количества детей, находящихся на обеспечении родителей (опекунов, попечителей), а на ребенка-инвалида предоставляется в размере 12 000 (6 000) рублей вне зависимости от того, каким по счету является ребенок-инвалид.

Более того, достижение совершеннолетия старшими детьми на размер стандартного налогового вычета, предоставляемого родителям (опекунам, попечителям) на младших детей, не влияет. То есть при определении применяемого размера стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц учитывается общее количество детей, включая детей, достигших возраста, после которого родители утрачивают право на получение стандартного налогового вычета.

При этом стандартный налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, не применяется.

Таким образом, стандартный налоговый вычет на детей позволяет частично уменьшить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц отдельных категорий налогоплательщиков, а именно родителей (опекунов, попечителей), на обеспечении которых находятся дети.

Предоставляемый стандартный налоговый вычет ограничивается предельным размером дохода, рассчитанным с начала года нарастающим итогом, поскольку его предназначение – своеобразная форма участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.

Кроме того, необходимо учитывать, что увеличение предельного размера стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц повлечет соответствующий рост выпадающих доходов региональных, муниципальных (городских) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с необходимостью возврата налога на доходы физических лиц.

Материальные расходы при УСН: на что Минфин дает добро

Опираясь на разъяснения Минфина за последние 5 лет, посмотрим, что упрощенцы без риска могут учесть в материальных расхода х подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1— 7 п. 1 ст. 254 НК РФ .

Вид расходаРеквизиты документов
Независимо от вида «упрощенной» деятельности
Оплата услуг оператора фискальных данныхПисьмо Минфина от 09.12.2016 № 03-11-06/2/73772
Организация и проведение обязательных медосмотров работниковПисьмо Минфина от 05.05.2016 № 03-11-06/2/25906
Оплата услуг по расчету платы «за грязь», ведению учета отходов и представлению отчетности по нимПисьмо Минфина от 21.04.2017 № 03-11-06/2/23989
Оплата работ по ремонту системы вентиляции и кондиционирования в арендуемом офисеПисьмо Минфина от 15.02.2016 № 03-11-06/2/8092
Обязательные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома — для упрощенцев, владеющих нежилым помещением в таком домеПисьма Минфина от 17.02.2017 № 03-11-06/2/9078 , от 13.04.2016 № 03-11-06/2/21185
Расходы на закупку бахил и одноразовых стаканчиковПисьмо Минфина от 13.07.2017 № 03-11-06/2/44773
Расходы, связанные с проверкой оборудованияПисьмо Минфина от 31.01.2014 № 03-11-06/2/3799
Оплата коммунальных услугПисьмо Минфина от 18.01.2018 № 03-11-06/2/2042
Покупка и продажа недвижимости, сдача ее в аренду
Расходы на ремонт и реконструкцию помещений, в том числе приобретенных для продажи, оплата проектных работ и демонтажаПисьма Минфина от 20.12.2017 № 03-11-11/85174 , от 10.05.2012 № 03-11-06/2/63
Оплата услуг:
• по техобслуживанию помещений (в том числе их уборка, мытье окон и фасадов);
• по водо-, тепло-, электроснабжению;
• по проведению санитарно-гигиенических мероприятий;
• по техобслуживанию систем вентиляции, отопления, водоснабжения и т. д.
В договоре аренды должно быть предусмотрено, что указанные затраты возложены на арендодателя
Письмо Минфина от 31.07.2014 № 03-11-11/37705
Оказание услуг общественного питания
Оплата стоимости продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков на предприятии общепитаПисьмо Минфина от 12.05.2014 № 03-11-11/22081
Расходы на организацию музыкального и развлекательного (анимационного) обслуживания для посетителей ресторана или кафеПисьмо Минфина от 14.08.2017 № 03-11-06/2/52041
Распространение наружной рекламы
Расходы на установку и эксплуатацию рекламных конструкцийПисьмо Минфина от 17.03.2014 № 03-11-06/2/11342
Гостиничная деятельность
Расходы на уборку помещений гостиницы и стирку постельного бельяПисьмо Минфина от 26.05.2014 № 03-11-06/2/24963
Сельскохозяйственная деятельность
Расходы по оформлению ветеринарных свидетельств на продукты питания и комбикорма для сельскохозяйственных животныхПисьмо Минфина от 04.09.2013 № 03-11-11/36386

А вот эти расходы, по мнению Минфина, упрощенцы учесть не могут — ни как материальные, ни как какие-либо иные:

• расходы на проведение спецоценки условий труда на рабочих места х Письмо Минфина от 30.06.2014 № 03-11-09/31528 ;

• расходы по договору передачи полномочий руководителя управляющему (организации или ИП) Письма Минфина от 20.01.2017 № 03-11-06/2/2506 , от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694 ;

• расходы на электронную подпись, на услуги удостоверяющего центра и на предоставление сертификата ключа ЭП, произведенные для участия в электронных торга х Письмо Минфина от 08.08.2014 № 03-11-11/39673 .

Письмо Минфина России от 26.04.2019 № 03-07-11/31288

Документ полезен?0mn0

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ операции по реализации ряда отечественных и зарубежных лекарственных средств подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов по перечню, установленному Правительством Российской Федерации.

Перечни кодов видов указанных лекарственных средств в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688. При этом примечанием N 1 к данным перечням установлено, что приведенные в них коды применяются в отношении лекарственных средств российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

Из вышеизложенного следует, что основанием для применения льготной ставки налогообложения является наличие действующего регистрационного удостоверения. При этом в законодательстве отсутствует однозначное толкование термина “Действующее”. В частности, законодательно точно не определено, является ли действующим регистрационное удостоверение, если его срок действия истек и идет процесс переоформления регистрационного удостоверения в соответствии с установленными нормами.

Согласно ч. 14 ст. 29 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” в период проведения процедуры подтверждения государственной регистрации лекарственного препарата его обращение в Российской Федерации не приостанавливается.

Аналогично в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не прекращает лицензируемый вид деятельности в период переоформления лицензии, следовательно, ранее выданная является действующей.

На официальном ресурсе Министерства здравоохранения Российской Федерации https://grls.rosminzdrav.ru установлены следующие состояния регистрационных удостоверений: “Действующий”, “Измененный”, “Исключенный”, “Истекший”. При этом состояние “Действующий” применяется ко всем лекарственным препаратам, срок действия регистрационных удостоверений на которые истек и владельцы РУ своевременно инициировали процедуру переоформления разрешительных документов.

На основании каких нормативных документов к лекарственным препаратам, регистрационные удостоверения на которые находятся на переоформлении, не может быть применена ставка НДС в размере 10 процентов, при том что ФТС России при расчете НДС на ввозимые лекарственные препарата применяет ставку НДС в размере 10 процентов, основываясь только на коде ТН ВЭД ввозимого товара и наличии регистрационного удостоверения?

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении лекарственных средств, по которым осуществляется процедура перерегистрации в связи с истечением срока действия регистрационного удостоверения, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями. При этом коды видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.

Примечанием N 1 к данным перечням установлено, что приведенные в них коды применяются в отношении лекарственных средств российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

Учитывая изложенное, в отношении лекарственных средств, на которые регистрационные свидетельства отсутствуют, в том числе по причинам истечения срока действия регистрационного удостоверения и незавершенности процедуры перерегистрации, пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов не применяется.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Минфина России от 20 августа 2018 года N 03-04-05/58754

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 августа 2018 г. N 03-04-05/58754 Об особенностях уплаты НДФЛ в отношении дохода, получаемый каждой из сторон договора мены

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Согласно пункту 2 статьи 567 Гражданского кодекса к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30 Гражданского кодекса), если это не противоречит правилам главы 31 Гражданского кодекса и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

В пункте 9 “Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации”, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015, разъяснено, что при исполнении договора мены имеет место возмездная передача права собственности. Данная операция, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, в целях налогообложения признается реализацией имущества. Доход, получаемый физическим лицом от реализации имущества по договору мены, определяется исходя из стоимости (денежного выражения) имущества, полученного им от другой стороны договора, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании положений статьи 208 Кодекса.

Таким образом, правоотношения, связанные с отчуждением принадлежащего налогоплательщику имущества (на основании договора мены или на основании договора купли-продажи), не могут иметь разные налоговые последствия. В обоих случаях доход определяется исходя из стоимостного выражения встречного исполнения, которое было получено налогоплательщиком при совершении сделки по реализации имущества.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пункта 17.1 статьи 217 Кодекса (в редакции, действующей в отношении имущества, приобретенного в собственность до 01.01.2016) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более.

Учитывая изложенное, доход, получаемый каждой из сторон договора мены, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, в частности, земельного участка.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, земельного участка, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 220 Кодекса при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).

Кроме того, пунктом 41 статьи 217 Кодекса установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде жилого помещения и (или) земельного участка из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно.

С учетом изложенного, доходы налогоплательщиков в виде земельных участков, переданных им и членам их многодетных семей в собственность бесплатно, находящихся в муниципальной собственности, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 41 статьи 217 Кодекса.

Таким образом, социальный характер мер поддержки в форме предоставления многодетным семьям земельных участков на безвозмездной основе учитывается посредством освобождения от налогообложения полученного дохода в виде земельного участка.

По мнению Департамента, последующие операции, производимые с такими объектами недвижимости, в том числе, их мена, производятся с учетом общего порядка налогообложения, изложенного выше.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 22 Кодекса налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и законных интересов.

Если у налогоплательщика есть основания считать, что его права нарушаются, то за защитой своих прав он вправе обратиться в суд.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

Если Вы официально трудоустроены, Вы имеете право на возврат из налоговой инспекции до 13 % расходов на обучение, лечение или покупку жилой недвижимости!

Заполните декларацию 3-ндфл прямо сейчас:

Рассчитайте онлайн сумму компенсации, которую можно получить из налоговой инспекции, официально работая, по расходам на обучение, лечение или покупку квартиры!

Узнайте, сколько можно вернуть из налоговой:

© 2015-2020 ИП Гребенкин А.А.
ИНН 434583621300, ОГРНИП 316435000071159
Тел.: 8 (919) 516-41-75
Автоматизация заполнения налоговой декларации 3-НДФЛ

Ссылка на основную публикацию