Понятие и классификация государственных должностей

Понятие и классификация государственных должностей

Прежде чем говорить о классификации должностей государственной гражданской службы, необходимо отметить характерные существенные особенности самого понятия «должность государственной гражданской службы», поскольку в различных источниках оно часто отождествляется с понятием «государственная должность».

Под государственной должностью Российской Федерации (субъекта РФ) понимается должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами (конституциями, уставами, законами субъекта РФ) для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственных органов субъекта РФ). Такие должности не входят в состав государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими.

Должность федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта РФ) – это должность, учреждаемая федеральным законом или указом Президента РФ (законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ) в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность РФ (субъекта РФ).

Таким образом, главной целью учреждения должностей гражданской службы становится практическое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти, решения их задач на основе принципов и положений, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъекта РФ.

Если же рассматривать существенное содержание должности гражданской службы, то она представляет собой штатную единицу, предусмотренную в структуре аппарата государственного органа для обеспечения выполнения задач и функций государственного органа или обеспечения его аппарата, либо деятельности лица, замещающего соответствующую государственную должность, включенную в реестр должностей федеральной государственной службы и реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержится за счет финансовых средств государственного бюджета.

Представленное определение должности не содержится в нормативных актах, регулирующих государственную службу. Оно разрабатывается различными правоведами на основании принципов и норм федеральных законов № 58-ФЗ и № 79-ФЗ. Однако, вопрос о классификации должностей законодателем проработан весьма тщательно, что позволяет перейти к его изучению.

Классификация должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным структурам в зависимости от служебной роли в государственном управлении. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года должности гражданской службы делятся по трем основаниям на категории, группы и классные чины.

Правда, помимо указанной классификации можно представить и другие, основанные на самом явлении государственного управления:

  • 1) По уровням государственного управления должности гражданской службы делятся на должности федеральной государственной гражданской службы – эти должности отражаются в реестре должностей федеральной государственной службы, и должности государственной гражданской службы субъекта РФ – эти должности отражаются в реестре должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.
  • 2) По ветвям власти, осуществляемой государственным органом, в котором учреждена данная должность, она может присутствовать в органах законодательной, исполнительной или судебной власти.

Данные критерии отражают внешний атрибут должностей – их местонахождение в системе государственной гражданской службы. Если же говорить о внутренней классификации, то она предполагает их распределение по различным параметрам в зависимости от служебных ролей в государственном управлении. И здесь мы обращаемся к федеральному законодательству и приводим два основания, отмеченные в статье 8.4. Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и в статье 9.1. Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»: должности подразделяются на категории и группы.

Разделение должностей по категориям и группам возможно за счет наделения их различными объемами полномочий и обязанностей, что позволяет выстраивать управленческую вертикаль, где показателем относительной важности должности является классный чин гражданской службы. Такая система отражает карьерный тип организации службы, когда вся профессиональная жизнь чиновника проходит в сфере государственной службы. На его карьере построена организация, которая делится на строгие иерархические категории и в рамках этой организации по определенным правилам происходит постепенный служебный рост чиновника. Карьерная система предполагает категорирование служащих.

Для определения существенных признаков категории или группы должностей (помимо полномочий) используется понятие квалификационных требований к кандидату, претендующему на ту или иную должность, причем, естественно, что для более высокой должности характерно наличие и более высоких требований.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

  • 1) к уровню профессионального образования;
  • 2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ – законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. государственный должность федеральный закон

Другие требования к должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также нормативными актами государственных органов – в отношении гражданских служащих этих государственных органов.

Классификация должностей государственной гражданской службы находит свое отражение в указанных выше реестрах должностей РФ или субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной гражданской службы включает должности федеральной гражданской службы, классифицированные но государственным органам, категориям, группам и иным признакам, который утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Закона о государственной гражданской службе РФ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей федеральной гражданской службы.

По закону № 79-ФЗ должен быть составлен Сводный реестр должностей гражданской службы РФ, образующийся из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов РФ, но работа над ним еще ведется.

В отличие от норм закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 года, где государственные должности подразделялись на три категории «А», «Б», и «В», во второй главе Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • 1. Руководители.
  • 2. Помощники (советники).
  • 3. Специалисты.
  • 4. Обеспечивающие специалисты.

Должности гражданской службы всех категорий имеют много общих признаков: это первичные, низовые, неделимые, структурные единицы управления для обеспечения и исполнения полномочий государственных органов, которые включаются в государственный штат.

36. Понятие и классификация государственных должностей.

Должность государственной службы – это учрежденная в нормативном порядке должность в органах государственной власти ( а также в отдельных государственных учреждения и государственных формированиях) с установлением круга обязанностей по установлению и обеспечению полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение данных полномочий.

1. Это организационно-правовая часть структуры государственного органа

2. Должность гос.службы функциональна, организационно и компетенционно обособлена

3. Установлена закреплена в нормативных правовых актах (штатах, реестрах)

4. Выражается в наличии конкретных служебных обязанностей (должностные обязанности) и необходимых для этого государственно властных полномочий (должностные полномочия, должностная компетенция)

5. Предполагает ответственность за выполнение должностных обязанностей

6. Обеспечена денежным содержанием

Необходимо отличать замещение и учреждение должности.

Должность моет быть вакантной ( незамещенная гос.служащим должность, предусмотренная структурой и штатом гос.орагана)

Учреждение – это закрепление должности в нормативно правовом акте и внесение должности в реестре должностей.

Замещение – это прием на должность конкретного физического лица, который осуществляется руководителем соответствующего органа, который издает приказ об этом.

Виды должностей гос.службы

1. Должности федеральной государственной, гражданской службы

2. Должности гражданской службы субъектов РФ

3. Воинские должности

4. Должности правоохранительной службы

Должности распределяется по группам и категориям. Для замещения должности определенной группы или категории гражданин должен соответствовать квалификационным требованиям.

Существует система приравнивания гос.должностей. Соотношение должностей федеральной гражданской службы, воинских должностей, должностей правоохранительной службы определяет указом Президента. Соотношение должностей федеральной гражданской службы и и типовых должностей гражданской службы субъекта РФ определяется ФЗ либо Указом Президента.

Реестр должностей федеральной государственной службы

Его образуют перечень должностей федеральной гражданской службы, перечень типовых воинских должностей и перечни типовых должностей правоохранительной слежбы. Данные перечни утверждаются указом Президента.

На уровне субъектов РФ реестры гражданской службы субъекта РФ утверждаются соответствующим н.п.а. Субъекта РФ. В Сверд.обл. таким является Указ губернатора от 5 мая 2005г.

37. Понятие и классификация государственных служащих. Административно-правовой статус государственных служащих: права, обязанности, ограничения, ответственность.

Гос.служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет соответствующего бюджета (федерального или регионального).

Нанимателем федерального гос.служащего является РФ. Государственного гражданского служащего субъекта – соответствующий субъект РФ.

Гражданская служба – это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы в целях обеспечения исполнения полномочия федеральных государственных органов, государственных органов РФ, лиц замещающих гос.должности РФ, лиц, замещающих гос.должности субъектов РФ, также включает в себя нахождение в кадровом резерве.

Государственная служба является гражданской, если она прямо не отнесена к военной или правоохранительной. Гос.служба подразделяется на федеральную и службу субъекта РФ.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Выделяют 4 категории:

1.1 должности руководителей и заместителей руководителей гос.органов и их структурных подразделений

1.2 должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

1.3 должностей руководителей и заместителей представительства гос.органа и их структурных подразделений

должности руководителей замещаются на определенный срок полномочий либо без органичения.

2. Помощники или советники – это должности учреждаемые для содействия лицам, замещающие гос.должности, руководителям гос.органов, руководителям территор. Органов ФОИВ и руководителям представительств гос.органов в реализации их полномочий. Данные должности замещаются на определенный срок. Срок ограничивается полномочиями того руководителям в помощники которого он назначен

3. Специалисты – это должность учреждаемая для профессионального обеспечения выполнения гос.органами установленных задач и функций. Ограничений по времени нет

4. Обеспечивающий специалист – это должность, учреждаемая для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности гос.органа. Так же нет ограничения по срокам должнсотей.

Группы должностей1. Высшие должности – руководители, помощники, специалист 2. Главные должности – все категории 3. Ведущие должности – все категории 4. Старшие должности – специалисты и обеспечивающие специалисты 5. Младшие должности – обеспечивающие специалисты

Гражданским служащим (лицам, которые замещают гражданские должности) присваиваются классные чины. Классные чины присваиваются, исходя из занимаемой должности. Классных чинов 15: секретарь государственной гражданской службы 3 класса (самый низший) – действительный гос. советник 1 класса (самый высший). Если должности относится к младшей группе, то присваивается классный чин секретарь ГГС РФ 1,2,3 класса. Если старшая группа – референт ГГС РФ 1,2,3 класса. В рамках ведущей группе – советник ГГС РФ 1,2,3 класса. В рамках главной группы должностей – гос. советник РФ 1,2,3 класса. В рамках высшей группы – действительный гос. советник РФ 1,2,3 класса. Чин действительный гос. советник РФ 1 класса – Руководитель департамента МинЮста. В Министерстве высшая должность – заместитель Министра. Министр – не гос.служащий.

Гражданский служащий имеет право на: 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

Гражданский служащий обязан: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 2) замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность, б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; 3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

Гражданский служащий обязан: 1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

Понятие и классификация государственных должностей

При определении административно-правового статуса государст­венных служащих особо важное значение имеет правильное понима­ние правового значения и классификации государственных должнос­тей государственной службы.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установлен­ном порядке первичная структурная (организационная) единица, отра­жающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта ор­ганизационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т. д.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой — негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных ор­ганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установлен­ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответст­венностью за исполнение этих обязанностей.

К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответст­вии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Без­опасности, Администрация Президента и его полномочные представи­тели, дипломатические представители Российской Федерации в ино­странных государствах и международных организациях, Счетная пала­та, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченно­го по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, сек­ретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимаю­щего должность на постоянной основе, а также территориальные орга­ны, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Понятие государственной должности является стержневым, осно­вополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ за­мещения должности, присвоение квалификационного разряда, пре­кращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государст­венной службе и повышения эффективности кадровой политики в го­сударственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими раздела­ми Реестра государственных должностей государственной службы Рос­сийской Федерации*. Такие перечни учреждены для обеспечения ис­полнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депута­тов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.

* СЗ РФ. 1996. № 16 Ст. 1833, 1834; 1997. № 36. Ст. 4129; 1998.№5.Ст.571;№14.Ст.1536 ; №49.Ст.6012;1999.№5.Ст.652;№ 10. Ст. 1179;№39.Ст.4591;№51. Ст.6328.

Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяют­ся на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требова­ния к лицам, замещающим эти должности.

Специализация предусматривает наличие у государственного слу­жащего соответствующего профессионального образования для испол­нения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обя­занностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных ор­ганов.

Квалификационные требования к служащим, замещающим госу­дарственные должности государственной службы, включают сле­дующее.

Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности го­сударственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государ­ственной службы или образование, считающееся равноценным, с до­полнительным высшим профессиональным образованием по специа­лизации государственных должностей государственной службы.

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности фе­деральной государственной службы или претендующих на их замеще­ние, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государст­венной службы на должностях, отнесенных к старшим государствен­ным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необхо­димые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.

В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федераль­ной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и за­конов субъектов Федерации применительно к исполнению соответст­вующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливать­ся и другие требования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9001 – | 7277 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и классификация государственных должностей

В настоящее время понятие государственной службы все чаще на слуху. Объяснить это можно, главным образом, активным спросом трудоспособного населения на вакансии госслужащих. Рассмотрим, что представляет собой категория работников государственной службы, а также каким образом данных работников можно классифицировать.

Понятие и классификация государственных должностей

Каждое государство как институт управления реализует свои функции. На практике это осуществляется с помощью органов государственной власти, которые тесно сотрудничают с госслужащими.

В первую очередь, государственная служба предполагает наличие у сотрудника соответствующей квалификации, позволяющей занимать указанную должность, а именно высшего профильного образования. Данное требование в отношении работников государственной службы закреплено на уровне законодательства, а именно Федеральным законом №58-ФЗ от 27.05.03г.

Данным нормативным актом определено, что в том случае, если функциональные обязанности государственным работником исполняются ненадлежащим образом, сотрудник по закону несет юридическую ответственность за допущенное нарушение.

Закон №58-ФЗ определяет, что в рамках понятия государственной службы существуют следующие ее виды:

  • Служба в правоохранительных органах;
  • Военная служба;
  • Гражданская государственная служба.

Рассмотрим более подробно каждую из разновидностей.

Государственная гражданская служба представлен в Российской Федерации н двух уровнях: федеральном и уровне субъекта федерации. Такая классификация в первую очередь обусловлена федеративным устройством государства.

Организация службы на уровне страны находится под управлением Российской Федерации. Тогда как гражданская служба в региональном представлении управляется субъектом федерации.

В соответствии с отечественной нормативно-правовой базой, гражданская служба представляет собой вид деятельности, направленный на выполнение разного рода государственных задач. Выполнение функций госслужбы возлагается на физических лиц, находящихся на гражданской службе. При этом денежное вознаграждение за произведенную работу госслужащим выплачивает государство на федеральном уровне или уровне субъекта федерации.

Служба в правоохранительных органах представляет собой одну из разновидностей госслужбы, суть которой сводится к обеспечению и поддержанию безопасности и правопорядка, борьбе с преступностью и защите прав и интересов российских граждан.

Военная госслужба предполагает профессиональную деятельность в рядах Вооруженных сил РФ и иных войсках, направленную на поддержание функций обороны и безопасности как государства в целом, так и отдельных его регионов.

Классификация государственных должностей

Федеральным законом №58-ФЗ установлено, что должности, относящиеся к категории госслужбы, подразделяются следующим образом:

  • должности гражданской госслужбы на федеральном уровне;
  • должности гражданской госслужбы на уровне региона (субъекта РФ);
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Что представляет собой должность гражданской службы? Главным образом, это должность, которая учреждена органами госвласти, имеющая строго закрепленный перечень обязанностей. По своей сути государственные должности формируются прежде всего с целью представления органов государственной власти и выполнения части их функций.

Каждое наименование должности госслужащего содержит в себе краткую формулировку и описание, раскрывающее сущность.

Все государственные должности на уровне государства формируются утвержденными федеральными законами. Общий перечень таких госдолжностей состоит из 38 наименований и утвержден Указом Президента РФ.

Должности регионального масштаба формируются на основании региональных нормативных актов и положений Конституции РФ.

Помимо общей классификации, законодательство предусматривает градацию должностей по категориям. Выделяют четыре категории:

п/пКатегорииОписание
1РуководителиК данной категории относятся руководители и их заместители госорганов и подразделений;
2Советники (помощники)Категория должностей, созданная для помощи руководителям с решении государственных вопросов;
3СпециалистыПривлекаются для оказания профпомощи госорганам при решении установленных функций, задач. Работа специалистов не предполагает ограничения сроков полномочий;
4Специалисты обеспечивающиеДолжности, созданные без ограничения сроков полномочий с целью обеспечения деятельности госорганов разными видами ресурсов (информационными, хозяйственными, финансовыми).

В зависимости от компетенции государственного служащего предполагается подразделение должностей на следующие группы:

Гражданская служба в нашей стране должна базироваться на соблюдении следующих принципов. Представим их в виде таблицы:

п/пПринцип
1Приоритет (неприкосновенная значимость) прав и свобод гражданина
2Единство основ федеральной и региональной госслужбы
3Равные возможности в получении должности органов госслужбы
4Квалификация и компетентность госслужащих
5Стабильность госслужбы
6Открытый доступ к информации о госслужбе
7Защищенность госслужащих от несанкционированного доступа в профдеятельность

От российских граждан, занимающих должности госслужащих, требуется компетентное исполнение профессиональных обязанностей в соответствии с присвоенной квалификацией. Немаловажным будет отсутствие действий госслужащего, произведенных под влиянием имущественных, финансовых или личных интересов, а также стремление не допускать конфликтные ситуации, которые могут навредить репутации либо авторитету органа государственной власти.

Понятие и классификация государственных должностей.

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, т.е. профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов.

Должности государственной гражданской службы:

Нормативное регулирование осуществляется ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Важным нормативно-правовым актом является Указ Президента от 31.12.2005г «О реестре должностей ФГСС». + акты Высших должностных лиц субъектов «О реестрах должностей ГГС субъекта РФ».

Основная цель реестров заключается в том, чтобы нормативно закрепить в/связь иерархического положения каждой конкретной должности с её местом в структуре каждого вида гос.органа.

Иерархическое положение => см. классификацию должностей.

Статья 9 ФЗ «О Государственной гражданской службе» Классификация должностей гражданской службы.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Каждая должность имеет определенную категорию и определенную группу одновременно.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

Категории должностей определяют функциональную роль лица, замещающего эту должность в аппарате государственного управления.

  • руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; П: начальник управления.
  • помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности (советник Президента РФ), руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов ФОИВ и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; Те, кто осуществляет правоприменение, кто рассматривает наше дело. Инспектор ФНС.
  • обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Сотрудники бухгалтерии, системный администратор. Служащие, которые непосредственно принимает или выдает документы.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы должностей государственной гражданской службы:

Критерием является объем и важность служебных обязанностей.

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” подразделяются навысшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории “специалисты” подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории “обеспечивающие специалисты” подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Реестры должностей, утверждаемый Президентом и ВДЛ, определяют, какие должности в органе м.б. созданы, и для каждой должности определяют категорию и группу.

Классификация важна для того, чтобы определить квалификационные требования, которые д.б. предъявлены к лицу, которое будет замещать ту или иную должность. Чем выше должность – тем больше требований.

Квалификационные требования к каждой должности устанавливаются исходя из категорий и групп и в отношении каждой должности есть 3 группы квалификационных требований, которые закрепляются на разных уровнях нормативного регулирования:

1. требования к уровню профессионального образования – ФЗ «О ГГС».

2. требования к стажу гражданской службы или гос.службы иных видов. – Указ Президента РФ от 27.09.2005 «О квалификационных требованиях к стажу ГГ служащих и стажу работы по специальности», акт ВДЛ.

3. требования к профессиональным знаниям и навыкам – на уровне нормативных актов гос.органов.

Акт, комплексно регулирующий конкретную должность в гос.органе – должностной регламент. Должен содержать всю информацию из ФЗ, указов, административные регламенты исполнения функции предоставления услуг, определить ответственность, определить, какие акты может принимать, в принятии каких – принимать участие. Должностные регламенты принимаются руководителем гос.органа: территориального или центрального.

§ 3. Понятие и классификация государственных должностей

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой — негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченного по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Понятие государственной должности является стержневым, основополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ замещения должности, присвоение квалификационного разряда, прекращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе и повышения эффективности кадровой политики в государственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации*. Такие перечни учреждены для обеспечения исполнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.

* СЗ РФ. 1996. № 16 Ст. 1833, 1834; 1997. № 36. Ст. 4129; 1998.№5.Ст.571;№14.Ст.1536 ; №49.Ст.6012;1999.№5.Ст.652;№ 10. Ст. 1179;№39.Ст.4591;№51. Ст.6328.

Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим эти должности.

Специализация предусматривает наличие у государственного служащего соответствующего профессионального образования для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включают следующее.

Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы или претендующих на их замещение, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государственной службы на должностях, отнесенных к старшим государственным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необходимые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.

В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливаться и другие требования.

Ссылка на основную публикацию