Понятие профессиональной пригодности

Понятие профессиональной пригодности

Люди отличаются друг от друга своими личными качествами. И среди этих качеств есть такие, которые являются профессионально ценными. Так, например, для водителя важны внимательность и собранность, быстрая реакция и способность четко действовать в экстремальных ситуациях; учитель должен обладать склонностью к работе с детьми и развитыми коммуникативными способностями; хирург должен быть решительным, аккуратным и точным.
Таким образом, для каждой профессии можно составить список, где будут указаны профессионально ценные качества. Любая профессиональная деятельность выдвигает определенные условия, требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней, что накладывает ряд ограничений на выбор той или иной профессии. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Специалисты определяют профессиональную пригодность как взаимное соответствие человека и его профессии. Это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии.

Проявляется профессиональная пригодность в том, что специалист способен успешно освоить комплекс знаний, навыков и умений, творчески выполнять должностные функции, проявляя при этом самостоятельность, смелость и инициативу, испытывая чувство морального удовлетворения не только от результатов, но и от самого процесса деятельности.

Сущность категории профессиональной пригодности человека заключается в том, что она отражает:

  • выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
  • удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
  • меру оценки способности и готовности к труду, эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
  • одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
  • развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я – профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к мышлению, памяти, вниманию, моторике, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство.

Разные профессии предъявляют различные требования к человеку: одни – к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие – к психическим процессам, третьи – к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

Так, профессионально важными качествами врача являются высокая ответственность, отсутствие конфликтного поведения, терпимость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, низкий уровень тревожности, собранность, умение сосредоточиться и принимать решения, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях.

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий. Но определенные ограничения при выборе профессий все же существуют, и их надо учитывать. Особую роль здесь играют такие природные предпосылки, как здоровье и свойства нервной системы человека. Не зря человек, прежде чем устроиться на какую-нибудь определенную работу, должен пройти медицинское освидетельствование, чтобы выяснить, нет ли у него каких-либо медицинских противопоказаний, которые помешают ему эффективно осуществлять трудовую деятельность в выбранной профессии.

Профпригодность человека нужно понимать как взаимное соответствие конкретного человека в конкретной области, применения его сил в конкретное время. Вопросы профпригодности всегда нужно рассматривать индивидуально.

Степени профессиональной пригодности

Непригодность. Об этой характеристике говорят при отклонениях в состоянии здоровья, не совместимых с работой. Это значит, что деятельность в данной области может ухудшить состояние здоровья человека. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими, но и психологическими (те или иные стойкие личные качества, которые могут выступать помехой для получения определенной профессии).

Кроме того, есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом – с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.

Скрытая профнепригодность не так очевидна – специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.

Пригодность. Пригодность характеризуется отсутствием противопоказаний к труду в той или иной области, однако она не означает явно выраженные склонности. Иначе говоря, противопоказаний нет, но и очевидные показания отсутствуют. «Можешь выбирать эту профессию, не исключено, что станешь хорошим специалистом» – примерно так можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

Соответствие. Это понятие означает, что нет противопоказаний, и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт работы в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям.

Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям выбранной профессии. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников и коллег, находящихся в равных условиях обучения и развития. Эта степень выявляется чаще всего в процессе работы.

Профессиональное призвание – это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Не каждому дано найти свое призвание. И вовсе не потому, что одни умеют искать, а другие – нет. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации, то есть побуждению к действию.

Следует отметить, что определение степени пригодности основывается на учете ряда индивидуальных характеристик человека (психологических, образовательных, профессиональных, медицинских и др.), неудовлетворительное состояние каждой из которых может быть причиной недостаточной пригодности и противопоказанием для определенной профессиональной деятельности.

Типы профессиональной пригодности

Профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителям. Эти требования могут быть абсолютными и относительными. Выделяют два типа профессиональной пригодности:

  • абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности и безупречное здоровье: здоровая нервная и психическая системы, хорошие зрение и слух, хорошая функция опорно-двигательного, вестибулярного аппарата и т. д.);
  • относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы (основных свойств нервной системы, как сила и подвижность процессов возбуждения и торможения, их сбалансированность).

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека.

Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима – там требуется абсолютная профпригодность. При абсолютной профпригодности человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, относительная же профпригодность характерна для большинства профессий.

Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия пилота людям с повышенной утомляемостью в условиях монотонии. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии водителя, спасателя, полицейского и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профессиональной пригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психологических качеств и свойств.

Пять структурных компонентов пригодности человека к работе

  1. Гражданские качества (отношения к обществу, идейный, моральный облик человека). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, врач, судья, следователь и т. д.).
  2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (профессионально-трудовая направленность личности). Например, профессия такова, что требуется постоянная работа в одиночку, без внешнего контроля за исполнением. В данном случае такая черта характера, как добросовестность выступает в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден.
  3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Включает интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические характеристики: состояние здоровья, силу, выносливость и т. д.
  4. Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности. Это свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Однако отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных, специальных способностей, образующих единство.

  1. Знания, умения, навыки, опыт. У человека не может быть полностью сформированной профессиональной пригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельностью. Навыки и знания формируются в процессе профессиональной деятельности на основании приобретенного опыта.

Профессиональная пригодность во многом зависит от отношения человека к труду вообще и, в особенности, к определенной профессии. Идеальная профпригодность достигается при совпадении трех компонентов:

  • «надо», то есть осознание общественной необходимости;
  • «хочу», то есть желание и интересы человека;
  • «могу», то есть наличие необходимых способностей к работе.

Профессиональная пригодность – не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях.

Формирование профессиональной пригодности всегда является процессом индивидуальным. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определенный уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал “Кем Быть?”. All Rights Reserved.

Понятие профессиональной пригодности

Индивидуальные особенности проявляются везде: в том числе, и в предпосылках и склонностях при выборе проф.деятельности. Проф.деятельность может успешно осуществляться, если происходит соответственно индивидуальным характеристикам – требованиям профессии Þ проблема соответствия индивидуальных характеристик человека требованиям профессии, т.е. проблема проф.пригодности.

Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда в той или иной профессии. В это понятие входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. Профпригодность – это гибкое, динамичное образование, которое складывается и шлифуется в ходе самой профессиональной деятельности

Е. А. Климов: ПП – системная характеристика степени соответствия требованиям профессии.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Для оптимизации этой системы важна рационализация деятельности и её компонентов (объективный), а так же соответствие человека требованиям профессии (субъективный).

Е.А. Климов. Степени профессиональной пригодности:

1) непригодность – временная или практически непреодолимая, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области;

2) годность – в этом случае говорят: нет противопоказаний, но нет и показаний;

3) соответствие данной области деятельности – противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности;

4) призвание – налицо явные признаки соответствия человека всем основным требованиям профессии деятельности.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Субъектные компоненты ПП (по Климову):

ü Гражданские качества (идейный, нравственный облик человека как члена общества, уровень развития его гражданского самосознания);

ü Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;

ü Дееспособность (состояние физического и психического здоровья, общие способности, в основе которых лежат способность к саморегуляции человека как субъекта деятельности);

ü Единичные, частные, специальные способности (индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие успех в данной профессии при оптимальных нервно-психических затратах);

ü Навыки, умения, знания, опыт, определяющиеся на основе профессионально-квалификационных характеристик данной специальности.

Абсолютная профпригодность – жесткие специальные требования особенностям индивида, к свойствам его нервной системы.

Относительная профпригодность – данным видом труда может овладеть практически любой здоровый человек

32. Факторы, влияющие на построение личного профессионального плана оптанта; типы индивидуальных ситуаций выбора профессии

Профконсультация и профориентация школьников может выступать как помощь в проектировании профессионального жизненного пути. Она должна начинаться в школе не позже 9 класса. Дети должны получать не отрывочные знания о профессиях, а сразу целостную систему. Если проводится индивидуальная консультация, то её цель – помочь старшекласснику (оптанту) самому наметить адекватный личный профессиональный план (ЛПП). При этом должны быть учтены следующие факторы:

1. личный профессиональный план (есть ли он у подростка, указан ли тип учебного заведения, где он собирается осваивать выбранную профессию)

2. склонности оптанта (насколько выражены, пробовал ли уже свои силы в данной области труда; занимался ли он уже этим видом деятельности; соответствует ли ЛПП склонностям)

3. способности оптанта (преобладание 4 и 5 по предметам – общие способности; наличие достижений в той деятельности (примитивной), которую он выбирает – специальные способности)

4. позиция родителей (они ему рекомендуют какие-то профессии, уч.заведения, дают оценку их статуса; согласованность выбора оптант и позиции родителей)

5. влияние товарищей, микрогруппы (оптант в ходе беседы ссылается на примеры своих товарищей, друзей)

6. информированность оптанта о профессиях и проф.уч.заведениях: макроинформированность – о мире профессий, запросах общества, требованиях профессии, юридических аспектах дела и т.п., микроинформированность – о конкретной профессии, её предмете, средствах, условиях труда, необходимых проф.качествах. собственных мотивах выбора и т.п.

7. запросы, уровень притязаний оптанта, степень адекватности самооценки

8. позиция консультанта-психолога в оценке данного казуса (ситуации выбора профессии)

Информированность оптанта играет роль ориентировочной основы в решении задачи формирования ЛПП, остальные факторы – её важные дополнения. ЛПП – итог, заключительная, исполнительная часть решения проблемы на этапе выбора оптантом проф учебного заведения.

Далее могут быть установлены варианты согласованного или несогласованного сочетания факторов индивидуальной ситуации выбора профессии:

— могут быть выявлены противоречия между позицией родителей оптанта в отношении намеченного ЛПП

— несоответствие его склонностей и способностей

— несоответствие способностей и уровня притязаний

— слабая информированность оптанта о профессиях и проф учебных заведениях

— несоответствие позиции родителей и выбора оптанта и т.д.

Климов наметил типологию профконсультационных казусов (ситуаций выбора профессии), проследил их встречаемость и разработал стратегии и технологии разрешения типичных проблем.

I. низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;

II. заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;

III. заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;

IV. завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;

V. завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть

Основания этой типологии – характеристики ЛПП:

1) определённость, ясность ЛПП (как образа),

3) его устойчивость по отношения к внешним внушающим воздействиям

5) логическая обоснованность, внутренняя согласованность/противоречивость,

6) моральная оправданность,

7) согласованность с явно выраженными склонностями и способностями.

Профконультация школьников является эффективной. При исследованиях было выявлено, что из двух третьих школьников, последовавших совету консультантов в выборе профессии, 80 процентов остались довольными выбором профессии и успешно освоили ее. Из тех школьников, которые сделали выбор не смотря на рекомендации психологов, довольными остались лишь 20 процентов.

4. Профессиональная пригодность

4. Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность в основном определяется совокупностью индивидуальных особенностей индивида, которые влияют на успешность освоения какой-либо трудовой деятельностью и эффективность ее выполнения.

Профпригодность отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств человека, которые свойственны конкретной трудовой деятельности. Профпригодность определяется уровнем удовлетворенности трудом, его процессом и результатами. На сегодняшний день удовлетворенность трудом и своей профессией зависит не только от самого процесса, но и от внешних факторов. К такого рода факторам относятся условия деятельности, сложившийся микроклимат в коллективе, мотивационный уровень, престиж профессии, вовлеченность в профессию и т. д.

Понятие «профессиональная пригодность» используется только для характеристики человека с позиции его соответствия требованиям трудовой деятельности. Профессиональная пригодность к определенной выбранной трудовой деятельности непосредственно отражает, насколько человек видит себя в этой профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде, тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности.

Для того чтобы оценить профессиональную пригодность человека, необходимо ознакомиться с элементами единой системы подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения максимально успешной ее реализации на протяжении всего профессионального пути.

Процесс формирования профессиональной пригодности проходит несколько этапов:

1) трудовое воспитание и обучение – этап, на котором происходит подготовка к труду и выбору профессии. На этом этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков;

2) при профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация;

3) профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии, возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.;

4) профессиональная подготовка является своего рода ядром всего обучающего процесса, в нее, как правило, входят не только программы, по которым будет проводиться обучение, но и тренинги, тренажеры, а также методы, по которым будет проходить оценка новичка в новой области деятельности;

5) профессиональная адаптация направлена на полное вхождение новичка в новую сферу деятельности, при этом существуют своеобразные методы оценки особенности того или иного человека в адаптации к новому;

6) профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации, условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;

7) профессиональную аттестацию еще иногда называют оценкой профессиональных навыков и соответствием квалификации человека занимаемой должности. По итогам аттестации аттестационная комиссия выносит решение: соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности при условии повышения квалификации и не соответствует занимаемой должности;

8) профессиональная реабилитация – восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. д.

Нужно отметить, что содержание каждого этапа очень своеобразно и специфично, если рассматривать их с точки зрения целей, задач, методов, средств и сроков их реализации.

Но есть то, что их объединяет, – общее между всеми восемью этапами, а именно, необходимость определения тех показателей, которые являются критериями эффективности и рационализации проведения процедуры диагностики.

Нельзя забывать о том, что творческий подход к работе, удовлетворенность трудом, система финансовых и моральных стимулов помогают в формировании профессиональной пригодности. Данный аспект имеет большое значение в сложных, требующих особой ответственности и физической выносливости, видах труда. По мере накопления опыта и его трансформации в трудовую деятельность можно говорить о становлении профессиональной пригодности того или иного индивида.

Профессиональная консультация делает акцент на профессиональные требования к индивиду как носителю профессии, например, на медицинские и психологические показаниях и противопоказания к данному виду деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Профессиональная консультация

Понятие профессиональной консультации

Профессиональная консультация в основном предназначена для молодежи с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей, темперамента, склонностей, интересов, возможностей и потребностей индивида. Понятие «консультирование» употребляется не только в психологии труда, но и во многих других сферах и отраслях. Например, его можно применить и рассматривать как особый вид отношений помощи, как психологический процесс. Консультирование также можно рассматривать с точки зрения его целей и задач.

Профессиональная консультация несет просветительскую цель, позволяя вникнуть в суть различных профессий, содержание трудового процесса, требования к работникам и перспективы развития отрасли в целом, статус профессии и механизм получения образования в рамках определенной трудовой деятельности. В современной России профессиональная консультация необходима не только молодежи, но и людям, оставшимся без работы. Переориентация безработных является важным аспектом профессионального консультирования, поскольку позволяет реин-тегрировать человека в профессиональное сообщество.

Можно выделить три основные функции профессиональной консультации: диагностическую, информационную и коррекционную.

Диагностическая функция предназначена для обследования состояния здоровья и степени развитости у человека психологических характеристик, которые должны соответствовать требованиям профессии.

Информационная функция предназначена для информирования школьников о конкретных профессиях, особенностях той или иной профессии и способах реализации профессиональных планов.

Коррекционная функция заключается в том, что дает рекомендации оптанту по соответствующей сфере профессиональной деятельности и конкретным профессиям в ней и корректирует профессиональные планы в случае, если профессиональные требования не соответствуют личностным качествам.

Профессиональная консультация проводится в несколько этапов:

  1. коммуникативный этап основывается на установлении контакта с оптантом и формировании у него положительных эмоций по отношению к консультированию. Эффективность данного этапа зависит от коммуникативных навыков и умений, а также степени психологического такта консультанта;
  2. психодиагностический этап профессионального консультирования заключается в том, что основной акцент делается на исследовании и оценке уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик у оптанта (исследуются мотивационная сфера личности, способности и особенности, самооценка и подготовленность личности);
  3. коррекционный этап предполагает работу с оптантом и соотнесение его с определенной профессиональной сферой, наиболее подходящей для него, соответствующей его способностям и личностным интересам, качествам. Эффективность профессиональной консультации зависит от соблюдения консультантом ряда этических принципов и уровня его профессиональной подготовленности.

Цель профессиональной консультации

К основным целям профессионального консультирования можно отнести: оптимизацию возможностей, потребностей и интересов индивида в рамках профессионального самоопределения. Особенно важна профессиональная консультация в период окончания образовательных учреждений. Кроме того, профессиональное консультирование предоставляет информацию о статусных характеристиках профессии, ее возможностях и сложностях, соответствии определенных данных кандидата требованиям профессии.

Консультанты делают основной акцент на повышении личной ответственности клиента по отношению к его собственной жизни.

Консультантам легче работать с клиентом, если они смогли научить своих клиентов помогать самим себе и быть более уверенными в принятии собственных решений, а это означало бы, что клиент сам смог бы стать консультантом для себя и сам определить сферу, в которой хочется работать всю жизнь или, по крайней мере, получить образование по наиболее интересующей профессии.

Задачами профессионального консультирования являются диагностика особенностей личностных качеств и способностей оптанта, его мотивов и характерологических особенностей, показ психологической цены освоения профессии, оказание помощи в выборе профессии и т. д.

Информирование о различных специальностях

Информирование о различных специальностях особенно актуально в период окончания школы и выбора профессии и тесно связано с понятием профессиональной пригодности, что включает:

  1. информацию об учебных заведениях, которые занимаются подготовкой профессионалов по какой-либо специальности;
  2. информацию о востребованности специалистов различных профессий на рынке труда;
  3. информацию о реалиях деятельности специалистов различных профессий;
  4. информацию о средней заработной плате специалистов;
  5. информацию о возможности самореализации и карьерного роста в выбранной профессии.

Информация о различных специальностях обычно предоставляется специалистами центров по трудоустройству либо представителями учебных заведений. Особенно важно, чтобы человек, стоящий перед выбором будущей профессии, осознавал выбранную специальность в комплексе профессиональных факторов: свою собственную профессиональную пригодность, интерес к данной профессии, возможности трудоустройства по выбранной специальности.

Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность в основном определяется совокупностью индивидуальных особенностей индивида, которые влияют на успешность освоения какой-либо трудовой деятельностью и эффективность ее выполнения.

Профпригодность отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств человека, которые свойственны конкретной трудовой деятельности. Профпригодность определяется уровнем удовлетворенности трудом, его процессом и результатами. На сегодняшний день удовлетворенность трудом и своей профессией зависит не только от самого процесса, но и от внешних факторов. К такого рода факторам относятся условия деятельности, сложившийся микроклимат в коллективе, мотивационный уровень, престиж профессии, вовлеченность в профессию и т. д.

Понятие «профессиональная пригодность» используется только для характеристики человека с позиции его соответствия требованиям трудовой деятельности. Профессиональная пригодность к определенной выбранной трудовой деятельности непосредственно отражает, насколько человек видит себя в этой профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде, тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности.

Для того чтобы оценить профессиональную пригодность человека, необходимо ознакомиться с элементами единой системы подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения максимально успешной ее реализации на протяжении всего профессионального пути.

Процесс формирования профессиональной пригодности проходит несколько этапов:

  1. трудовое воспитание и обучение – этап, на котором происходит подготовка к труду и выбору профессии. На этом этапе необходимо воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков;
  2. при профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация;
  3. профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии, возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.;
  4. профессиональная подготовка является своего рода ядром всего обучающего процесса, в нее, как правило, входят не только программы, по которым будет проводиться обучение, но и тренинги, тренажеры, а также методы, по которым будет проходить оценка новичка в новой области деятельности;
  5. профессиональная адаптация направлена на полное вхождение новичка в новую сферу деятельности, при этом существуют своеобразные методы оценки особенности того или иного человека в адаптации к новому;
  6. профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации, условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;
  7. профессиональную аттестацию еще иногда называют оценкой профессиональных навыков и соответствием квалификации человека занимаемой должности. По итогам аттестации аттестационная комиссия выносит решение: соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности при условии повышения квалификации и не соответствует занимаемой должности;
  8. профессиональная реабилитация – восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. д.

Нужно отметить, что содержание каждого этапа очень своеобразно и специфично, если рассматривать их с точки зрения целей, задач, методов, средств и сроков их реализации.

Но есть то, что их объединяет, – общее между всеми восемью этапами, а именно, необходимость определения тех показателей, которые являются критериями эффективности и рационализации проведения процедуры диагностики.

Нельзя забывать о том, что творческий подход к работе, удовлетворенность трудом, система финансовых и моральных стимулов помогают в формировании профессиональной пригодности. Данный аспект имеет большое значение в сложных, требующих особой ответственности и физической выносливости, видах труда. По мере накопления опыта и его трансформации в трудовую деятельность можно говорить о становлении профессиональной пригодности того или иного индивида.

Профессиональная консультация делает акцент на профессиональные требования к индивиду как носителю профессии, например, на медицинские и психологические показаниях и противопоказания к данному виду деятельности.

Профессиональный отбор

Профотбор – это процедура оценки профессиональных, личностных и иных качеств работника на соответствие установленным в организации требованиям. Только после прохождения процедуры профотбора можно принимать решение о зачислении претендента на вакантную должность, место. Чаще всего для определения профессиональной пригодности используют тесты. Можно выделить пять категорий тестов, используемых при профотборе.

1. Интеллектуальные тесты.

Короткие, время проведения – от 12 до 30 мин, и простые. Данный тип тестов был специально создан для изучения низшего и среднего персонала в промышленности. Такие тесты могут иметь сравнительно высокую валидность для определенных профессий или вообще не иметь никакой валидности.

Существуют и более сложные тесты на интеллект, но такого рода тесты требуют профессиональной квалификации психолога и больших затрат времени. В основном применяются для оценки и отбора менеджеров высшего звена.

2. Тесты способностей.

Необходимость профотбора и обучения способствовала созданию большого количества тестов на способности.

В отличие от интеллектуальных тестов, тесты на способность признаны выявить способности работника к быстрому и эффективному обучению.

3. Психомоторные тесты.

Направлены на оценку скорости и точности моторной координации. Большинство таких тестов проходят на реальной аппаратуре или тренажерах.

4. Личностные тесты и тесты интересов.

В основе таких тестов лежит предположение о том, что индивид будет более успешным работником, если структура его личности и интересов будет схожа с той, которой обладает человек, достигший высот в профессиональной деятельности и карьере.

Главный недостаток такого рода тестов в том, что многие испытуемые могут исказить ответы или неискренно отвечать на вопросы.

5. Проективные тесты.

Используются тестовые материалы с размытым, неопределенным смыслом, к примеру, черные пятна, незаконченное предложение, сюжетные картинки и т. д.

Первоначально эти тесты создавались клиническими психологами для анализа аномалий человека. В целом валидность такого рода тестов невелика.

Значимые свойства личности

Значимые свойства личности подразумевают определение набора профессионально значимых свойств личности.

В рамках определенного производства складываются определенные критерии приема на работу, основными из которых являются личностные характеристики работника. Можно выделить основные качества личности, которые наиболее востребованы в современных условиях:

  1. коммуникабельность;
  2. целеустремленность;
  3. ответственность;
  4. высокое интеллектуальное развитие и хорошая обучаемость;
  5. соответствие психологических особенностей профилю работы.

Особое значение имеет соответствие психологических особенностей профилю работы, поскольку разные профессии выдвигают различные требования в отношении психологических особенностей, например, в социальной работе важны доброжелательность, умение слушать и желание помочь людям; в военных специальностях – патриотичность, ответственность, дисциплина и моральная стойкость.

Для определения набора профессионально значимых свойств личности существуют определенные методики, как в образовательных учреждениях, так и в психологических службах на производстве, они обычно состоят из прохождения тестов и собеседования с кандидатами. Важнейшим качеством личности при приеме на работу является ответственность.

Ответственность

Ответственность проявляется в контроле субъекта труда за качеством выполнения определенных обязанностей с учетом определенных норм и правил, установленных на предприятии. Во многом ответственность базируется на трудовой мотивации, профессиональной идентификации, принятии культуры, норм и ценностей определенного профессионального сообщества.

На многих предприятиях от личной ответственности сотрудников зависят жизнь других людей, сохранность оборудования и безопасность людей, проживающих в непосредственной близости от предприятия.

Психологические аспекты профессиональной пригодности

Требования к пpофпpигодности

Психологическая готовность к труду

1. Обратимся к более конкретному анализу вопросов соответствия личности и профессии. В психологии труда разработан целый комплекс понятий, характеризующий соответствие личности и профессии и, пожалуй, ведущим среди них является “профессиональная пригодность”.

В “Энциклопедическом словаре” профессиональная пригодность определяется как совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Кроме того, в понятие профессиональной пригодности включают также удовлетворенность человека процессом труда и оценкой его результатов. Таким образом, профпригодность определяют по объективному критерию — успешному овладению профессией и субъективному — удовлетворенностью трудом. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным.

2. Известный ученый-психолог Н.Д. Левитов, наиболее подробно разрабатывавший в своих исследованиях проблему профессиональной пригодности, выделяет факторы пpофпpигодности, т.е. некоторые особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности:

1) способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими или психическими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными (значимыми) качествами;

2) знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т.е. необходимая профессиональная подготовленность;

3) склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на работу. Большое значение здесь имеет также и мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и др.).

3. Наряду с факторами Н.Д. Левитов выделяет несколько групп признаков (показателей), по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессиональной деятельности. К ним относятся следующие объективные признаки:

– достаточная производительность труда;

– высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требованиям);

– соблюдение безопасных условий труда;

– безвредность работы для организма человека.

Включение в данный перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным.

Помимо перечисленных объективных признаков выделяют и субъективные признаки:

– самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение),

– экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.).

Знание показателей профессиональной пригодности для психолога важно в двух отношениях. Прежде всего для проверки предположений о том, что у данного человека есть профессионально важные психологические качества. Показатели профессиональной пригодности в таком случае являются критериями. Знать показатели профпригодности необходимо и для детального изучения психологии профессиональной пригодности, поскольку она может быть соотнесена отдельно с темпом, качеством, безвредностью и творческими моментами в работе.

4. Требования к профпригодности меняются в зависимости от обновления содержания профессии. Профпригодность не является врожденным качеством и во многом зависит от стремлений и желаний человека. Поэтому формирование ее в процессе трудовой деятельности носит строго индивидуальный характер. Формирование профпригодности зависит от психических качеств человека, его мотивации к профессии и от характера профессиональной подготовленности. Профессиональную подготовленность психологи определяют как совокупность специальных знаний, умений, навыков, обусловливающих способность человека выполнять определенную профессиональную деятельность с тем или иным качеством. В данном случае приобретает особое значение различение роли мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности. Если готовность к труду — это характеристика мотивационной сферы, то подготовленность к труду — это характеристика операциональной сферы.

5. Психологическая готовность к труду — это установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное (и при необходимости экстренное) выполнение определенных действий. Подготовленность к труду — это наличие характеристик личности, общих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека умениями, знаниями, навыками, согласие выполнять данную деятельность.

Если склонность как стремление, расположенность к процессу и результату труда характеризует мотивационную сферу, то способность как возможность заниматься этим трудом характеризует операциональную сферу. Трудолюбие как черта характера сочетает в себе особенности мотивационной и операциональной сфер труда. Трудолюбие состоит в положительном отношении личности к процессу труда, в активности, добросовестности, инициативности, в отношении к труду как к смыслу жизни, в понимании значимости результатов труда, удовлетворенности процессом труда. Состояние мотивационной и операциональной сфер труда у конкретного человека может не совпадать. Человек может быть личностно и мотивационно готов, но не подготовлен, не вооружен средствами и технологиями или, наоборот, пригоден, подготовлен к труду, но не готов мотивационно. Например, кандидат на военную службу по контракту может иметь склонность к данному виду труда, а необходимые для этого способности могут отсутствовать и т.д. Такие проблемные ситуации довольно часто встречаются в деятельности военного профессиолога, психолога в процессе проведения профессиональной диагностики, консультации, мероприятий профессионального психологического отбора.

Формирование профпригодности происходит по-разному у различных людей в зависимости от их возможностей компенсации, от пластичности способностей. В связи с этим можно говорить о профпригодности только конкретного человека, в конкретное время, в конкретной специальности.

6. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных, являющихся профессионально важными.

Так, К.М.Гуревич делит профессии, исходя из двух типов требований к человеку:

1. Требования, которым могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.

2. Требования, с которыми может справиться каждый человек (среднестатистический).

Различают абсолютную профпригодность, когда человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, и относительную профпригодность, что характерно для большинства профессий. Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия водителя всех видов транспорта людям с повышенной сонливостью в монотонной обстановке. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии учителя, пилота, хирурга, пожарного, спасателя и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Это в полной мере относится к профессиям и специальностям, связанных с воинской деятельностью.

Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профпригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психических качеств и свойств.

Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление

Дата публикации: 16.06.2014 2014-06-16

Статья просмотрена: 1461 раз

Библиографическое описание:

Смирнов Д. В. Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 428-432. — URL https://moluch.ru/archive/68/11595/ (дата обращения: 04.02.2020).

В статье представляются результаты исследования направленного на конкретизацию и дополнение определения понятия профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такого исследования, рассматривают структуру профессиональной психологической пригодности будущих офицеров с позиций системного подхода. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы по использованию результатов в образовательной практике военного вуза.

Ключевые слова: профессиональная психологическая пригодность, структура, структура профессиональной психологической пригодности будущего офицера; направленность, субъектность, способности.

Эффективность реализации профессиональной деятельности, удовлетворенность, как процессами, так и результатами своего труда, перспектива в развитии профессиональной карьеры существенно зависят от того, насколько человек пригоден к выполнению конкретных трудовых функций.

Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется по мере психологического становления его личности, проходя все этапы социализации, и включает множество психологических и психофизиологических свойств человеческого организма, различные знания, умения и навыки, которые должны соответствовать конкретной профессиональной деятельности. Необходимость изучения и оценки профессиональной пригодности обуславливается тем, что каждый человек индивидуален по своим природным особенностям, имеет свою систему функционирования и развития психических процессов, которая присуще только ему и оказывает значительное влияние на деятельность, участником которой он является.

Анализируя структуру профессиональной психологической пригодности будущих офицеров необходимо заметить, что ранее военные институты, большее внимание уделяли только различным способностям кандидата на обучение, что, в свою очередь, могло приводить к пробелам в подготовке квалифицированных кадров. Именно поэтому изучение, анализ и соответствующая апробация компонентов профессиональной психологической пригодности к образовательной деятельности вуза, в своей совокупности, позволят более качественно решать задачи направленные на психологическое развитие личности будущего офицера.

Понятие «профессиональная психологическая пригодность» в психологии трактуется по-разному, и имеет множество взглядов, поэтому первоначально необходимо рассмотреть семантику данного понятия, интерпретируемую различными авторами (табл. 1).

Анализ понятий «профессиональная психологическая пригодность»

Системная характеристика степени соответствия человека требованиям профессии [1].

Системная характеристика, степень соответствия.

Свойство метасистемы «человек–профессия» («человек–деятельность», «субъект–объект»), в которой проявляются свойства человека, приобретаемые им в связи с реализацией себя в деятельности и свойство деятельности, которое отражает в ее содержании, средствах и условиях структурные и функциональные особенности организма и психики человека [2].

Метасистема, субъект-объект, свойства, приобретение, реализация.

Свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим трудом [3].

Свойство, овладению профессией, степени удовлетворения.

Не врожденное качество; она зависит от направленности субъекта труда, мотивации, ценностных ориентаций, отношения к труду [4].

Не врожденное качество, направленность субъекта, мотивации, ценностные ориентации.

Геллерштейн С. Г.

Результат некоторого процесса, в ходе которого психологические качества человека, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип [5].

Результат, психологические качества, профессиональный тип.

Таким образом, необходимо сказать, что основой профессиональной психологической пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных психологических качеств, которые необходимы для профессиональной деятельности. Научно — практические направления деятельности по формированию профессиональной психологической пригодности включают в себя разработку и реализацию системы психологического обеспечения профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к профессиональной деятельности.

Требования к профессиональной психологической пригодности изменяются в зависимости от обновления содержания конкретной профессии. Профессиональная психологическая пригодность не является врожденной характеристикой личности, она существенно зависит от стремления и желания каждого человека. Ввиду этого её формирование в процессах профессиональной деятельности имеет преимущественно индивидуальный характер. Формирование профессиональной психологической пригодности зависит от психических свойств человека, его мотивации к выбранной профессии и от самого характера профессиональной подготовленности. В процессе развития профессиональной психологической пригодности последнее, находит свое выражение в профессиональной психологической подготовленности, которую психологи определяют совокупностью специальных знаний, навыков и умений, которые обусловливают способности конкретного человека к выполнению определенной профессиональной деятельности с определенным качеством [6].

Во внутренних войсках системы МВД РФ вопросы профессиональной психологической пригодности рассматривают в разрезе научно-практических аспектов разработок и реализации системы психологического обеспечения профессиональной ориентации молодежи, профессионального отбора кандидатов и профессионально — психологического сопровождения.

На основании вышеизложенного, можно конкретизировать и дополнить понятие «профессиональная психологическая пригодность» применительно к профессии офицера, которая представляется нам как совокупность его психологических качеств, выражающих способность и готовность его личности к профессии, определяемое через систему взаимных требований субъекта и профессиональной деятельности в определенных условиях.

Действующая в военных вузах система профессионального отбора кандидатов на обучение и курсантов, в целом, способствует качественному определению структурных компонентов профессиональной пригодности, и позволяет прогнозировать успешность подготовки курсантов по специальности. Тем не менее, с учетом постоянного изменения социума военизированной организации и особенностей психологического развития современной молодежи, в военных институтах, необходимо совершенствование системы официально установленных психологических требований и методов психологической оценки составляющей профессиональной пригодности. Это позволит значительно улучшить качество подготовки будущих специалистов и создать комплекс условий для успешного формирования личности офицера.

На основании вышеизложенного, а также изучения различной научной литературы мы представляем, что структура профессиональной психологической пригодности будущего офицера внутренних войск МВД России выглядит следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Структура профессиональной психологической пригодности будущего офицера внутренних войск МВД России

Рассмотрим кратко содержание её структурных компонентов.

1. Психические познавательные процессы изнания представляются в виде последовательного отражения в сознании человека различных предметов и явлений окружающего его мира, приводящего к совершению им познавательных действий, обуславливающих формирование индивидуальных образов своего организма, окружающей и его внутренней среды. В целом, выделяют несколько уровней познания человеком окружающей его действительности: элементарный, промежуточный и высший.

К элементарному уровню относят ощущение и восприятие. Ощущение в свою очередь является отражением отдельных свойств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств человека, а восприятие обуславливается целостным отражением предметов непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности и признаков этих предметов. Промежуточный уровень включает в себя представление и воображение, где происходит отражение будущего и создаются новые образы на основе предшествующего опыта. Высший уровень познания человеком окружающей его действительности обуславливается наличием мышления, в виде высшей формы отражательной действительности, которая позволяет человеку понимать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь и особенности развития. При этом решение различных познавательных задач человеком, на первых двух уровнях происходит за счёт процессов памяти и внимания, а на третьем уровне решение данных задач обеспечивают процессы речи.

В рамках профессиональной психологической пригодности будущих офицеров психические познавательные процессы, являясь целостным психическим образованием человека, выполняют следующие функции:

– ориентируют субъекта в отдельных, даже самых элементарных свойствах окружающего мира;

– определяют избирательность, преднамеренный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств человека;

– определяют цели, планы и содержание предстоящей деятельности;

– помогают предполагать, предвидеть последствия и управлять своими действиями и поведением в будущей деятельности.

2. Направленность личности, которую в общем виде можно определить как совокупность ее устойчивых побуждений к деятельности. Она включает в себя мировоззрение, ценностные ориентации, мироощущение, миропонимание, интересы, склонности, идеалы и убеждения. Соответственно, совокупность устойчивых побуждений человека к военной деятельности рассматривается как его военно-профессиональная направленность, которую можно подразделить на общую направленность, где учитывается желание служить в военизированной организации вообще, и специальную, к службе по определенной специальности.

От уровня направленности будущего офицера зависит, что и как он будет делать в предстоящей профессиональной деятельности, каково его отношение к имеющимся функциональным обязанностям, его система ценностей и полезность обществу в целом, так как в направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа [7].

Основные характеристики направленности, которые подлежат изучению в процессе профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в военном институте — это ее уровень, широта, осознанность и устойчивость.

Являясь системообразующим свойством личности и важнейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека, направленность, в рамках профессиональной психологической пригодности выполняет следующие функции:

– изменяет ценностные ориентации личности, что приводит к изменению вектора и силы ее мотивации к деятельности;

– обеспечивает внутреннюю согласованность и целостность личности, позволяя в дальнейшем модифицировать процессы самосовершенствования человека;

– обеспечивает психологическое развитие личности непосредственно в профессиональной деятельности и подготовке к её осуществлению;

– обеспечивает развитие индивидуальности личности в условиях деятельности;

– актуализирует мотивы деятельности человека, его детерминированность в деятельности.

3. Способности человека, как один из компонентов профессиональной психологической пригодности, мы рассматриваем как определенную совокупность психических процессов и состояний человека, представляющих собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, способных обеспечить успешное выполнение имеющихся задач в профессиональной деятельности.

Все способности человека могут быть отнесены к одной из двух групп: общим или специальным способностям. Общие способности характеризуются психологическими особенностями личности, определяющими успех во многих видах деятельности. К ним относят хорошую память, внимание, наблюдательность, гибкость мышления, критичность ума и другие. Эти качества есть у всех людей, но в разной мере.

Специальные способности связаны с психологическими способностями и качествами личности, необходимыми в определенных областях деятельности. Ими обладают далеко не все люди. Это касается, например, глазомера, высокой слуховой чувствительности, точной координации, хорошей оперативной памяти, т. е. тех качеств, которые относятся к элементарным специальным способностям.

Для военных вузов наиболее важны военно-профессиональные способности абитуриентов, так как для отдельных видов воинской деятельности требуется как общие, так и специальные способности. С этой точки зрения военно-профессиональные способности могут рассматриваться как способности к военной службе вообще (в том случае мы заранее предполагаем, что более высокие показатели физического, интеллектуального, нравственного развития свидетельствуют о более высоких общих военных способностях).

Специальные способности характеризуют успешность освоения деятельности по определенной военной специальности. В качестве предпосылок успешного выполнения той или иной деятельности могут рассматриваться элементарные общие и специальные способности, под которыми понимают врожденные анатомно-физиологические, психофизиологические, психологические особенности кандидатов на обучение — такие, как ловкость, быстрота, координированность движений, объем памяти, распределение внимания, а также определенные черты личности: решительность, смелость, организованность и другие [8].

Военно-профессиональные способности имеют структуру, в которую входят совокупность качеств личности, соответствующих объективным условиям и требованиям данного вида деятельности. Реально для успешного освоения и выполнения своих служебных обязанностей в качестве офицера внутренних войск МВД России курсант ВООВО должен обладать определенной совокупностью общих и специальных способностей к военной деятельности.

4. Субъектность, как один из компонентов профессиональной психологической пригодности будущих офицеров, представляется в виде качества личности, коллектива и общества, которое характеризует их как самостоятельных субъектов. Субъектность является сложным социокультурным образованием, которое посредством взаимодействия человека и деятельности, на различных возрастных этапах, выполняет важную задачу по определению основных социокультурных путей развития человека, его индивидуальности и самоопределения.

При этом понятие «субъект» является диспозиционным, так как обозначает различных и конкретных носителей активности, если обладает атрибутивными для субъекта свойствами — наличием возможности свободной постановки целей, определения путей и способов осуществления деятельности, а также сознанием и самосознанием этой деятельностью управляющими, потребностью вступать с другими субъектами в практическое взаимодействие или духовный диалог.

По отношению к нашему исследованию, субъектность, как системная характеристика профессиональной психологической пригодности и её компонент, выполняет следующие функции:

Сформировавшаяся система высшего образования, безусловно, является одним из основных механизмов социализации личности, и связанно это с тем, что именно в высшем учебном заведении процесс социализации личности приобретает качественную определенность. Так, например, наряду с введением молодого человека в период обучения в различные виды социальных отношений в качестве активного субъекта познавательного, ценностно-ориентационного и коммуникативного действия предусматривается и его профессионализация как будущего специалиста, способного решать задачи конкретной профессиональной деятельности [9].

5. В рамках профессиональной психологической пригодности будущих офицеров, в условиях военного вуза, степень социализации курсантов может иметь две цели. Во-первых, способствовать взаимодействию курсантов посредством их социальных ролей, а во-вторых, обеспечивать сохранение существующего общества за счет передачи новым членам соответствующих убеждений, образцов и стереотипов поведения. Каждая социальная роль включает множество культурных норм и правил поведения, которая незримыми социальными нитями, такими как права, обязанности и взаимоотношения курсантов связана с другими ролями.

Таким образом, рассмотрев понятие и структуру профессиональной психологической пригодности будущих офицеров, мы можем сделать вывод о том, что она имеет большое значение, как для профессиональной деятельности, так и для самого человека, который является субъектом этой деятельности, и посредством взаимодействия с которой происходит психологическое становление его личности.

1. Климов, Е. А. Введение в психологию труда. — М., 2004.

2. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов — М., 2001.

3. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. — М.; Екатеринбург, 2003.

5. Геллерштейн, С. Г. Развитие профессионально-важных качеств // Научные основы обучения школьников труду. — М., 1970.

6. Психологический словарь / В. В. Давыдова и др. — М., 1983.

7. Наумов, П. Ю. Изучение проблем, влияющих на образовательный процесс в ВОУ ВПО ВВ МВД России: Монография / П. Ю. Наумов, Д. Е. Матвеев, А. В. Вальков, А. А. Дьячков. — Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2012.

8. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.

9. Наумов, П. Ю. Социально-гуманитарные проблемы военной науки, армии и внутренних войск: Монография / П. Ю. Наумов, Н. В. Мартьянов, А. А. Дьячков, А. В. Вальков, Д. В. Смирнов; Красноярск. 2013.

Ссылка на основную публикацию