Представительские расходы от фонда оплаты труда

Содержание

Представительские расходы: полный справочник бухгалтера

Какие документы следует иметь на руках, чтобы инспекторы ФНС не исключили их из налоговых расходов? Каков порядок нормирования представительских расходов? Каковы особенности принятия к вычету «входного» НДС по этим расходам?

Какие расходы считаются представительскими для целей налогообложения?

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание:

  • представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
  • участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

В данной норме приведен перечень расходов, относимых к представительским:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • расходы на транспортную доставку этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • расходы на буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован (см. Письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120).

Отметим, что п. 2 ст. 264 НК РФ не устанавливает и количество участников, и их состав, а также место проведения мероприятия (это может быть территория учреждения или иное удобное для проведения встречи место, в том числе место, где работник учреждения находится в командировке).

В каких случаях расходы не относятся к представительским?

Например, если после официальной части приема учреждение проводит развлекательную программу для участников (прогулка на теплоходе, выступление артистов, фуршет), то понесенные расходы нельзя включать в базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

В случаях, когда официальные приемы делегаций продолжаются несколько дней, в течение которых учреждение несет расходы по обеспечению делегации завтраками, обедами и ужинами, не носящие официального характера, такие расходы не относятся к представительским и должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников.

Следует заметить, что расходы должны быть связаны с организацией переговоров с представителями других компаний, поэтому не следует учитывать для целей налогообложения затраты на переговоры с представителями (должностными лицами) своих же филиалов и подразделений. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС ВСО от 11.08.2006 по делу №А33-26560/04.

Какими документами учреждение может подтвердить представительские расходы?

Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться:

  1. приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
  2. смета представительских расходов;
  3. первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне какихлибо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
  4. отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
  • цель представительских мероприятий, результаты их проведения;
  • иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

Если проведенные мероприятия (ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли.

В случае приобретения товаров (услуг) на представительские цели подотчетным лицом подтверждающими документами будут являться первичные документы, выданные соответствующими организациями подотчетному лицу (например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и т.д., а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм).

Можно ли учитывать представительские расходы, если встреча оказалась безрезультатной?

В ситуациях, когда встреча оказалась безрезультатной и никаких бумаг стороны не подписали, для минимизации налоговых рисков рекомендуем учреждению составить отчет, где будет указано, что вопросы обсуждались, но соглашение не было достигнуто.

Можно ли в состав представительских расходов включать стоимость спиртных напитков?

Аналогичное мнение можно найти в арбитражной практике. Так, в постановлениях ФАС ПО от 15.01.2013 по делу №А55-14189/2012, ФАС УО от 10.11.2010 №Ф09-7088/10С2 по делу №А60-2408/2010С6 судьи поддержали налогоплательщика, отметив, что ст. 264 НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. Указанные расходы связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, значит, могут быть учтены при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Можно ли учесть в составе представительских расходов затраты на оплату проезда и проживания деловых партнеров?

Учитывая закрытый характер перечня представительских расходов, контролирующие органы выступают и против признания в их составе затрат, связанных с проживанием прибывших для участия в официальных мероприятиях иногородних гостей — деловых и потенциальных партнеров организации (см. письма Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235).

В арбитражной практике можно найти примеры, где судьи занимают иную позицию: обеспечение проживания представителей контрагентов — участников переговоров относится к их обслуживанию. Значит, расходы, понесенные в этих целях, являются представительскими (см. постановления ФАС ВСО от 16.05.2013 по делу №А58-1363/2012, ФАС МО от 26.04.2010 №КА-А40/366910 по делу №А40-91039/09127518).

Интересным представляется мнение ФАС МО, изложенное в Постановлении от 23.05.2011 №КА-А40/458411 по делу №А40-99409/1013522: расходы на размещение участников официальных мероприятий не могут быть квалифицированы в качестве представительских. Указанный в п. 2 ст. 264 НК РФ перечень представительских расходов является закрытым, а спорные затраты в него не включены. Однако они могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в качестве других прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В каком порядке производится нормирование представительских расходов?

Отметим, что сумма расходов на оплату труда при исчислении указанной нормы устанавливается исходя из состава расходов на такие цели, определенные на основании ст. 255 «Расходы на оплату труда» НК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что перечень расходов на оплату труда в данной статье намного шире, чем состав расходов, отражаемый в бухгалтерском учете по счету 30211000 «Расчеты по заработной плате».

В частности, в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль включены все суммы, начисленные работникам, в том числе не состоящим в штате организации, за работы по гражданско-правовому договору в денежной и (или) натуральной форме, начисления стимулирующего характера, начисления компенсационного характера, вознаграждения, надбавки, единовременные поощрительные начисления, другие расходы, предусмотренные ст. 255 НК РФ, в том числе суммы патежей (взносов) работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования.

Для расчета норматива суммы представительских расходов и расходов на оплату труда берутся нарастающим итогом с начала года.

Таким образом, норма расходов окончательно рассчитывается только по итогам года, и при расчете налога на прибыль за год налогоплательщик вправе списать представительские расходы в размере 4% от годовой суммы затрат на оплату труда.

Имейте в виду, что согласно п. 42 ст. 270 НК РФ представительские расходы в части, превышающей их предельную величину за календарный год, в целях налогообложения не учитываются. Иными словами, остаток представительских расходов (расходов, превысивших 4%-й норматив), не учтенных в том налоговом периоде, в котором эти расходы были осуществлены, не переносится на следующий налоговый период (следующий год).

Учреждение в I квартале 2019 года провело ряд встреч с партнерами. Представительские расходы (без учета НДС) составили 400000руб. Расходы на оплату труда за I квартал 2019 года — 8000000руб.

В II квартале 2019 года представительские расходы составили 100000руб. Расходы на оплату труда за полугодие 2019 года — 15000000руб.

При уплате налога на прибыль за I квартал 2019 года для целей налого­обложения можно учесть только часть представительских расходов в размере 320000руб. (8000000руб. x 4%).

При расчете налогооблагаемой базы за полугодие предельный размер представительских расходов составит 600000руб. (15000000руб. x 4%). То есть при уплате налога на прибыль за полугодие можно учесть всю сумму представительских расходов в размере 500000руб. (400000 100000).

Как правильно рассчитать сумму принимаемого к вычету «входного» НДС по представительским расходам?

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль.

Иными словами, принять к вычету «входной» НДС по представительским расходам можно только в отношении той части расходов, которая «уложилась» в норматив.

В связи с тем, что при расчете 4%-го норматива суммы представительских расходов и расходов на оплату труда берутся нарастающим итогом с начала года, возможна ситуация, что в следующем отчетном периоде вся сумма представительских расходов будет учтена при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. В этом случае тот «входной» НДС, который не был принят к вычету изза превышения норматива в одном отчетном периоде, может быть принят в следующем, когда норматив будет соблюден. При этом следует помнить, что нельзя принять к вычету «входной» НДС, относящийся к сумме представительских расходов, превысивших норматив по итогам года.

Воспользуемся данными примера 1. «Входной» НДС по представительским расходам, понесенным в I квартале 2019 года, составил 80000руб. (400000руб. х 20%), в II квартале — 20000руб. (100000руб. х 20%).

В I квартале 2019 года из 400000руб. представительских расходов по нормативу можно учесть только 320000руб. К вычету можно принять только часть «входного» НДС в размере 64000руб. (320000руб. x 20%).

По итогам полугодия вся сумма представительских расходов может быть учтена для целей исчисления налога на прибыль. Следовательно, в II квартале можно принять к вычету НДС в размере остатка 16000руб. (80000 64000) плюс «входной» налог в сумме 20000руб.

Представительские расходы и их учет в 1С: Бухгалтерии

Для начала, давайте определимся, что мы имеем в виду под определением «представительские расходы». Слово «представитель» означает лицо, которое представляет чьи-либо интересы, в нашем случае – предприятия, на котором он работает. Соответственно, представительские расходы включают в себя и деловые встречи с клиентами, и сбор членов правления организации, и приём иностранных представителей зарубежных компаний. Рассмотрим отражение таких расходов в бухгалтерском и налоговом учете на практических примерах в 1С: Бухгалтерии.

В бухгалтерском учёте отражение представительских расходов обычно не вызывает вопросов, так как они в полном объёме относятся на дебет затратных счетов, определяемых в соответствии с целями проводимого мероприятия. Например, если расход напрямую связан с производством, то выбирают дебет 20 счёта, а если с продажами – то 44. Также можно их отнести на 26 счёт в случае принадлежности этих расходов в целом ко всему предприятию.

В налоговом же кодексе сказано, что к представительским расходам можно отнести расходы:

– связанные с официальным приёмом и обслуживанием представителей других фирм, принимавших участие в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества;

– связанные с организацией приёма участников, прибывших на заседания руководящего органа налогоплательщика;

– на транспортировку вышеперечисленных лиц к месту проведения мероприятия или заседания и обратно;

– на буфетное обслуживание во время переговоров;

– на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате.

Из вышесказанного следует, что представительские расходы в налоговом учёте можно разделить на 2 типа: на те, которые перечислены в п. 2 ст. 264 НК РФ, и те, которые не могут быть учтены в налоговых расходах. Например, посещение театра с клиентом для установления более дружеских отношений, по сути, должно относиться к представительским расходам, но не в налоговом учёте.

Для отражения второго типа расходов рекомендуется выбирать счёт 91.02 и статью прочих расходов, не принимаемую к налоговому учету.

Первый же тип представительских расходов к налоговому учёту принимается, но только в пределах нормирования – 4% от фонда оплаты труда.

Какие документы подтвердят наличие представительских расходов в организации?

Во-первых, приказ руководителя, в котором определяются дата, цель мероприятия и назначается ответственный за его проведение.

Во-вторых, смета расходов, утверждённая руководителем.

В-третьих, отчёт о проведении мероприятия с указанием списка гостей и величины расходов.

И четвёртый, самый важный пункт – это первичные документы, подтверждающие покупки и оплаты оказанных услуг. Например, накладные, акты, чеки.

Отражение представительских расходов в 1С: Бухгалтерии может быть реализовано путём ввода одного или нескольких документов:

– Поступление (акты, накладные) в разделе «Покупки», в случае закрытия расходов напрямую от поставщиков,

– Авансовый отчет (раздел «Банк и касса»), если денежные средства на организацию мероприятия выдавались сотруднику предприятия.

Рассмотрим оба варианта.

Отражение представительских расходов в 1С с помощью документа «Авансовый отчёт»

В разделе «Банк и касса» выбираем пункт «Авансовые отчёты» и при помощи кнопки «Создать» вводим новый документ.

Устанавливаем необходимую дату и выбираем сотрудника, предоставившего отчётные документы. На вкладке «Авансы» при помощи кнопки «Добавить» нужно выбрать документ, которым была зарегистрирована выдача денежных средств подотчётному лицу (выдача подотчётных средств должна производиться до расходования их сотрудником либо наличными через кассу предприятия, либо путём перечисления на расчётный счёт работника организации).

Далее перейдём на вкладку «Прочее» и отразим произведённые сотрудником представительские расходы. Предположим, что единственным видом расхода в нашем случае было буфетное обслуживание представителей других фирм стоимостью 5000 рублей при размере фонда оплаты труда в текущем месяце равному 100 000 рублей. Добавим строку на вкладке «Прочее» и укажем документ, свидетельствующий о расходе, его дату, номер, содержание операции, сумму и самое важное – это счёт и статью затрат.

В качестве примера мы выберем 26 затратный счёт и создадим новую (если не вводили ранее) статью затрат с видом «Представительские расходы».

Как вы помните, представительские расходы должны быть нормированы, и в целях нашего примера не спроста выбран ФОТ равный 100 000 рублей. Ведь 4% от 100 000 рублей – это 4000 рублей, а представительские расходы составили 5000 рублей. Соответственно, в текущем месяце принять представительские в полном объёме не удастся.

Расчет норматива производится при закрытии месяца.

Перейдём в раздел «Операции» и выберем пункт «Закрытие месяца». Запустим обработку, нажав на кнопку «Выполнить закрытие месяца», и проанализируем проводки по операции «Расчёт долей списания косвенных расходов».

Проводки по данной операции указываются в долях, принятых к налоговому учёту расходов. То есть расходы на представительские мероприятия составили 5000 рублей, а принять мы можем только 4000 рублей.

Получаем: 4000/5000 = 0,8.

На второй вкладке «Расчёт нормирования расходов» можно увидеть и размер представительских расходов, и принимаемый норматив.

В следующем месяце после начисления заработной платы норматив будет увеличен, и те расходы, которые мы не смогли принять в текущем месяце, будут отнесены к следующему. Но только в пределах одного календарного года.

Отражение представительских расходов с помощью документа «Поступление (акты, накладные)»

Во втором примере рассмотрим представительские расходы на посещение театра, которые мы не можем принять к налоговому учету.

В разделе «Покупки» выбираем пункт «Поступление (акты, накладные)». Нажимаем на кнопку «Поступление», из выпадающего меню нас интересует пункт «Услуги (акт)».

Вводим дату и номер первичного документа, выбираем поставщика услуг. При помощи кнопки «Добавить» вводим информацию о предоставленной услуге. В колонке «Счета учёта» укажем счёт 91.02 и выберем из справочника «Прочие доходы и расходы» строку, не принимаемую к налоговому учёту. Если необходимой строки нет, то её нужно создать.

Заполненный документ будет выглядеть следующим образом:

Проведённый документ создаст проводки по дебету счёта 91.02 и кредиту 60, а также отнесёт сумму, не принимаемую к расходам в налоговом учете, на служебный забалансовый счёт НЕ.03.

Автор статьи: Алина Календжан

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Представительские расходы от фонда оплаты труда

В рамках статьи мы будем рассматривать учитываемые при определении налога на прибыль расходы, нормируемые по фонду заработной платы. Это расходы:

  • учитываемые в составе расходов на оплату труда (255 ст. НК);
  • представительские расходы, учитываемые как прочие расходы по 264 ст. НК.

Как увеличить доходы работников, не увеличивая фонда оплаты труда (далее — ФОТ)? Как освободить денежные средства на нужды организации, не уменьшая доходов работников? Как уменьшить реальные расходы работодателя, сохраняя существующий ФОТ?

Ответом на все эти вопросы является решение использовать социальное страхование, предусмотренное в рамках ст. 255 НК, которое учитывается в расходах на прибыль и не учитывается при формировании базы по оплате страховых взносов в ФСС, ПФ и ФОМС.

  • работники будут получать дополнительный доход в виде оплаты работодателем социального страхования;
  • работодатель получит дополнительно высвобождаемые денежные средства за счёт экономии на страховых взносах.

Договоры со страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами и медицинскими организациями заключаются работодателем в пользу работников. Общая сумма по таким договорам, учитываемая в расходах не может превышать норм, определённых ст. 255 НК РФ.

В состав расходов могут быть включены:

  • взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;
  • расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключённые в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ.

Они включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

В целях налогообложения может быть учтена совокупная сумма взносов и платежей в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда. В эту сумму могут войти:

  • взносы, уплачиваемые работодателями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
  • платежи (взносов) работодателей, выплачиваемые по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников.

Работодатель должен предусмотреть условия страхования в коллективном или трудовом договоре работника. Для разных групп работников могут быть предусмотрены разные условия.

Суммы, уплачиваемые по договорам, которые заключены в пользу сотрудников, не облагаются страховыми взносами в соответствии с пп. 5, 6 и 13 п. 1 ст. 9 № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Увеличивают ли страховые взносы ФОТ?

В рамках НК РФ нет указания на то, как именно следует учитывать страховые взносы. Казалось бы, можно учитывать в составе расходов на оплату труда по аналогии с добровольными страховыми взносами. В этом случае ФОТ значительно бы увеличился, и нормируемые расходы выглядели бы ощутимее даже для малых предприятий.

Минфин РФ начиная с конца 2009 года в письмах разъясняет, что страховые взносы не имеют признаков оплаты труда и не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, а должны быть учтены как прочие расходы по п. 49 ст. 264 (письма Минфина от 19.10.2009 № 03-03-06/2/197, от 22.03.2010 № 03-03-06/1/163, от 24.03.2010 № 03-03-06/1/171, от 02.04.2010 № 03-03-06/1/220, от 05.04.2010 № 03-03-06/1/230 и от 23.04.2010 № 03-03-05/85). Таким образом, страховые взносы нам ФОТ не увеличивают.

Пример: Как увеличить доходы работника, не увеличивая ФОТ. Работодатель уменьшает заработную плату на 10% и эти 10% направляет на социальное обеспечение. На сколько может увеличиться средний доход работников? Численность организации — 10 человек. Первоначально размер средней оплаты труда составляет 20000 рублей. Для простоты будем считать, что ни у кого из сотрудников зарплата не превышает 34583 рубля. Превышение этого уровня заработной платы (415000 рублей в год) приводит к уменьшению суммы страховых взносов.

Уменьшив заработную плату на 10%, получаем среднюю заработную плату в размере 18000 рублей. Работодатель направляет выгоду по страховым (81600 рублей) и 10% ФОТ (240000 рублей) на финансирование социального страхования. Сумма расходов на «социалку» составляет 321600 рубль. Это меньше, чем сумма, которая по нормам может быть полностью учтена в расходах, поэтому в расходах по прибыли может быть учтена полностью. Средний ежемесячный дополнительный доход сотрудника составляет 2680 рублей.

Таким образом, доход работника не уменьшен на 10%, а увеличен на 680 рублей, что составляет 3,4%. А работодатель расходует на оплату труда и страховые взносы ровно столько, сколько и раньше.

Если работодатель принимает решение о сохранении доходов работника на прежнем уровне, то сумма в размере 3,4% от ФОТ может быть использована по иному назначению.

Какие социальные выгоды получат застрахованные работники?

1. Страхование по предоставлению медицинских услуг осуществляется на основе договоров, заключаемых со страховыми организациями. В договоре может быть предусмотрено предоставление различного характера медицинских услуг, в том числе санаторно-курортное лечение. В письме ФНС РФ от 19.04.2010 № ШС-37-3/147 разъяснено, что если программой добровольного медицинского страхования предусмотрено санаторно-курортное лечение, то платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов и санаторно-курортного лечения застрахованных работников, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций. В отношении применения п. 29 ст. 270 НК РФ, где говорится о невозможности учитывать такие расходы, ФНС России сообщает, что данная норма относится к случаям, когда отсутствуют заключённые договоры добровольного личного страхования работников.

2. Договор предоставления медицинских услуг, заключённый не менее чем на год напрямую с медицинским учреждением, имеющим лицензию, позволяет работодателю избежать лишних выплат страховой компании, организующей медицинское обслуживание. Документы, подтверждающие расходы:

  • договор с медицинской организацией;
  • копия её лицензии;
  • платёжное поручение на перечисление денег;
  • программа оказания медицинских услуг.

3. Договор долгосрочного страхования жизни заключается на срок не менее пяти лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности.

В течение этих пяти лет не предусмотрены страховые выплаты, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.

4. По договору добровольного страхования негосударственного пенсионного обеспечения пенсионные взносы учитываются на именных счетах застрахованных работников. Выплаты осуществляются с момента получения права на государственное пенсионное обеспечение или трудовую пенсию. Пенсия выплачивается до тех пор, пока не закончатся средства на именном счёте. Минимальный период выплат — пять лет.

5. В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц должно быть оформлено отдельным приказом.

Размер взноса на софинансирование государством формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год.

Согласно п. 21 ч. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключённым договорам гражданско-правового характера. Оплата труда по договорам гражданско-правового характера, заключённым с индивидуальными предпринимателями не учитывается в составе расходов на оплату труда и не увеличивает ФОТ.

Есть расходы, которые нормируются по ФОТ. Это представительские расходы, составляющие 4% от ФОТ (пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264).

У организации может возникнуть вопрос, какую сумму расходов на оплату труда надо иметь в виду при расчёте норматива по представительским расходам — начисленную или фактически выплаченную.

Следует исходить из того размера расходов на оплату труда, который уже может быть признан организацией в целях налогообложения в соответствующем отчётном (налоговом) периоде.

Поэтому если ваша организация применяет метод начисления, то для расчёта предельного размера представительских расходов надо брать начисленную сумму расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ).

Если ваша организация определяет доходы и расходы кассовым методом, то расходы на оплату труда признаются по мере погашения задолженности перед работниками по выплате заработной платы (пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Значит, в этом случае сумму представительских расходов, которую можно учесть при исчислении единого налога, следует рассчитывать исходя из фактически выплаченных сумм.

При расчёте налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 7 ст. 274, ст. 315 НК РФ).

Следовательно, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда, которая признаётся в целях налогообложения, будет увеличиваться. А значит, будет изменяться и предельный размер представительских расходов, который может быть учтён в целях налогообложения.

Автор: Ирина Булатова, ведущий методист- консультант

Оформление представительских расходов

Оформление представительских расходов

Похожие публикации

Термин «представительские расходы» можно встретить в Налоговом кодексе в перечне затрат, которые понижают налогооблагаемую базу на прибыль. Потому основной вопрос в данной теме, это как оформить представительские расходы, чтобы их можно было учитывать при снижении суммы налога.

Что такое представительские расходы

Законодательство к представительским расходам относит следующее:

  • затраты на проведение бизнес – мероприятий в которых принимают участие представители сторонних организаций с целью заключения деловых соглашений, либо сотрудники компании, участвующие в совете директоров (общем собрании правления);
  • транспортные расходы, связанные с вышеуказанным мероприятием;
  • услуги переводчика, при проведении данного мероприятия.

Сумма представительских расходов, участвующая в снижении прибыли не может быть более 4% от фонда оплаты труда за соответствующий период.

Представительские расходы: документальное оформление 2018 году

Для того, чтобы иметь возможность отнести затраты на представительские мероприятия к расходам, снижающим прибыль, необходимо правильно оформить все документы, их подтверждающие. Чаще всего при их оформлении используется три типа документов, – это приказ, отчет и акт.

По последним пояснениям в законодательстве обязательным является только отчет с прилагающимися к нему первичными документами о совершенных затратах. Но многие организации, предпочитают составлять полный пакет документов, особенно те, кто находится на упрощенной системе налогообложения.

Образец приказа на представительские расходы предприятия

Приказ на представительские расходы, составляется в виде распорядительного документа по организации, на фирменном бланке. Он содержит в себе информацию о намечающемся мероприятии, его целях и предполагаемых расходах.

Примерная структура приказа будет выглядеть следующим образом:

  • реквизиты приказа (наименование организации, дата, номер, название);
  • преамбула, раскрывающая цель составления приказа (краткое описание мероприятия);
  • распорядительная часть приказа, указывающая, что необходимо подготовить для намечающегося мероприятия и устанавливающая ответственных лиц;
  • подпись руководителя.

В приказе также может содержаться указании о необходимости составить отчет и акт на представительские расходы по завершению бизнес – мероприятия.

Образец приказа на представительские расходы предприятия

Отчет по представительским расходам: пример

Отчет также составляется в свободной форме и представляет собой резюме прошедшего мероприятия:

  • когда и где было проведено мероприятие;
  • его результаты и договоренности (либо их отсутствие);
  • кто обслуживал данное мероприятия (стороння организация, либо все было подготовлено силами сотрудников компании)
  • расходы на мероприятие (они должны быть подтверждены документально);
  • перечень, подтверждающих документов, которые будут прилагаться к отчету.

Все подтверждающие документы должны быть в оригинале.

Отчет по представительским расходам пример

Акт на списание представительских расходов: образец

После проведения мероприятия составляется акт на списание представительских расходов. Бланк этого документа не утвержден, соответственно он может быть составлен в произвольной форме.

При его составлении обычно делается ссылка на приказ или отчет, либо он может идти приложением к приказу.

Составляется он комиссией и утверждается руководителем.

Затраты предприятия на проведение бизнес – мероприятий называются представительские расходы. Документальное оформление этих расходов необходимо для подтверждения их совершения. Для этого составляется приказ, отчет и акт на представительские расходы. Образец этих документов представлен ниже.

Расчет нормирования представительских расходов, ФОТ

БП 3.0.43.245, кадровый учет во внешней программе.

Не понятно как БП получает сумму базы в регламентной операции (расчет нормирования расходов, представительские расходы).
В методичке http://its.1c.ru/db/hoosn#content:419:1cbuh8-3 говорится:

Так вот ОСВ по сч. 70 выдает другую сумму, не такую как сумма базы в регламентной операции.

(3) shira84, так и делаю – не сходится.

Есть ли какой-нибудь отчет, чтобы посмотреть как именно программа рассчитывает сумму в регламентной операции?

только вот что изменит то код, если он верный? 😉

кусок кода, который вы привели, к делу не относится.
расходы на оплату труда рассчитываются примерно таким запросом (я его упростил):

где &СчетаРасходов = 20.01; 23; 25; 26; 29; 44.1; 44; 44.01; 44.02.
&СтатьяЗатрат = Оплата труда

Данный код говорит о том, что методичка не соответствует тому, как работает программа и база, которую рассчитывает программа, не обязательно соответствует ОСВ по сч. 70.
А приведенный запрос позволяет выявить эти расхождения.

(11) roman77, все равно, ведь затраты на оплату труда аккамулируются на счете 70. Не соответствие будет только в том случае если что-то на указанные счета вручную что-то повесить со статьей затрат оплата труда или статья затрат может называться по другому например заработная плата
– если в запросе жестко задана данная статья

т.е. может быть несколько подразделений у которых может быть разный счет затрат т.е

Дт 20 Кт 70 – основное произ
Дт 26 Кт 70 – упрв. расходы.
Дт 44 кт 70 – розничная торговля

Какая разница собирать это все по счетам или смотреть общий 70 счет ?

(12) vadim1011985, туда падают проводки типа

44.01 Оплата труда 69.11 Налог (взносы): начислено / уплачено Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
44.01 Оплата труда 69.03.1 Налог (взносы): начислено / уплачено Федеральный фонд ОМС
44.01 Оплата труда 69.01 Налог (взносы): начислено / уплачено Расчеты по социальному страхованию
44.01 Оплата труда 69.02.7 Налог (взносы): начислено / уплачено Обязательное пенсионное страхование

Короче по-дебильному переносится из зуп 2.5. Вместо “страховых взносов” идет “оплата труда”.

(13) roman77, В ЗУП это просто настроить сейчас не у компа позже напишу где делается нужная настройка

Меню – Расчет зарплаты по организациям – Учет зарплаты – Соответствие статей затрат отражения заплат в регл. учете

Учет и оформление представительских расходов

Для любой фирмы важны налаженные партнерские отношения. Сами по себе они такими не станут, работа над ними – важная часть управленческой стратегии предприятия. В ходе проведения переговоров происходят встречи представителей, собрания, приемы. Затраты на эти мероприятия составляют серьезную расходную статью.

Налоговые органы очень внимательно относятся к проверке этого вида затрат, поэтому стоит тщательно контролировать их учет и правильно оформлять документально.

Разберемся, какие именно траты могут быть отнесены к данному виду расходов, а какие списать на этот счет не получится, какие документы могут служить подтверждением и как правильно отразить эту статью в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим также современные законодательные изменения относительно представительских расходов и тенденции на ближайшее будущее.

Представительские расходы: что говорит закон

Представительские расходы (ПР)– термин из Налогового кодекса. Их нормы приводятся в пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ. Определение представительским расходам дается исходя из этих норм. Представительскими будут считаться траты на официальный прием, сопровождение и сервис для уполномоченных лиц других компаний, а также тех, кто намеревается присутствовать на заседании совета директоров, правления или других руководящих органов.

Факторы, не имеющие значения для определения ПР

  1. Место проведения. Не является значимым, где именно организован прием: в помещении фирмы или в баре либо ресторане. Исключения составляют развлекательные заведения другого формата – к ним ПР не относятся.
  2. Время проведения. Рабочее время, вечернее, выходной ли день выбраны для даты мероприятия, расходы все равно остаются представительскими.
  3. Статус участников. К участникам-контрагентам относят как физических, так и должностных лиц, ими могут быть не только представители руководства других фирм, но и клиенты.
  4. Результат встречи. Не имеет значения также исход представительского мероприятия. Было ли принято положительное решение о сотрудничестве, заключены договора, или же участники разошлись ни с чем, средства на мероприятие были потрачены и могут быть признаны.
  5. Количество участников также не определяет представительские расходы. Этот фактор может повлиять только на размер трат, но если он не выходит за установленную норму, значения этот показатель не имеет.

Траты, которые можно и нельзя счесть представительскими

В НК РФ обозначены особые категории расходов, которые с точки зрения налогообложения правомерно счесть представительским. К ним относятся следующие траты:

  1. Оплата организации официального мероприятия по приему гостей из других фирм. Таким мероприятием может быть:
    • завтрак;
    • обед;
    • выездное заседание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты на продукты и алкоголь также включены в эту группу затрат.

  • Буфетный сервис, сопровождающий указанное мероприятие по приему.
  • Трансфер участников до места приема и обратно.
  • Вознаграждение за труд внештатного переводчика, если он был приглашен присутствовать на мероприятии.
  • ВНИМАНИЕ! Если в штате организации имеется свой переводчик, расходы на приглашенного со стороны специалиста налоговики могут не счесть представительскими. Свою правоту фирма может попытаться доказать в суде, убедив его, что квалификация или спецификация штатных переводчиков не отвечает задачам представительского мероприятия.

    По мнению ФНС, перечень представительских расходов закрытый, его нельзя расширять.

    Неправомерно учитывать как представительские расходы:

    • обеспечение отдыха и питания в санаториях, пансионатах, других развлекательных заведениях (за исключением ресторанов и баров);
    • средства на развлекательную программу для участников;
    • стоимость экскурсий;
    • деньги на цветы для гостей, памятные сувениры и т.п.;
    • финансы на оформление зала для мероприятия;
    • медицинские траты, если они потребовались;
    • проезд и проживание гостей;
    • оплата визовых услуг участников;
    • траты на корпоративные мероприятия (Новый год, 8 марта, юбилеи и пр.);
    • любое финансовое взаимодействие с руководством структурных подразделений и филиалов своей же фирмы (представительские расходы – по умолчанию только для «чужих»).

    Критерии отнесения расходов к представительским

    Понятие «официальный прием и обслуживание», через которые в НК дано определение представительских расходов, в свою очередь, не имеет однозначного толкования в законодательных документах. Поэтому их можно толковать с расширительным значением. Из-за этого нередко возникают ситуации, когда формально и по факту расходы могут оказаться представительскими, но в законодательном смысле налоговые органы считают иначе.

    Чтобы не возникло споров с налоговиками, решать которые возможно лишь в арбитражном суде, рекомендуется при определении расходов пользоваться критериями, обозначенными в Налоговом кодексе и предписаниях Министерства финансов РФ (в частности, Приказе Минфина РФ от 15 марта 2000 года № 26н):

    1. Прием и обслуживание должны быть организованы с целью установления или поддержки сотрудничества, к обоюдной выгоде сторон.
    2. Мероприятия должны быть строго официальными (так, банкет в ресторане, даже если он проводится с партнерами, не будет сочтен официальным, в отличие от делового завтрака или обеда). Официальность мероприятия может быть подтверждена программой вопросов, подлежащих обсуждению в его ходе.
    3. Затраты должны быть обоснованы, то есть оправданы с экономической точки зрения.
    4. Каждая статья расходов должна иметь документальное подтверждение.

    В спорных случаях следует обратиться к арбитражной практике. В суде представительскими сочтут расходы, удовлетворяющие одному из двух условий:

    • прямо названы таковыми в соответствующем пункте Налогового кодекса РФ;
    • их разрешено включить в представительские отдельными нормативными актами налоговой службы или Министерства финансов РФ.

    Документы для подтверждения представительских расходов

    Несмотря на законодательное требование документального подтверждения представительских расходов, не выработано единого стандарта или перечня таких бумаг. Можно сказать, что наличие официальных бумаг обязательно, но форма их не унифицирована. Этот вопрос решается учетной политикой самой организации. В качестве таких актов могут выступать:

    • приказ директора о проведении мероприятия по представительству – обязательно указать цель, дату, время и место организации приема, перечислить контрагентов, принимающих участие, а также привести имена ответственных и контролирующих лиц;
    • программа будущего мероприятия – не будет действительной без приказа, в ней основные этапы представительской встречи нужно привязать к конкретным датам и времени;
    • смета мероприятия – роспись расходов по конкретным статьям (транспортной, буфетной и др.), лучше создать ее на каждый этап отдельно, обязательно утвердить у руководства;
    • отчет о проведенном мероприятии – составляется ответственным лицом, указанным в приказе, в нем отражаются все те же позиции, что и в приказе, плюс конкретный достигнутый результат каждого этапа (особенно если в ходе мероприятия были заключены какие-либо официальные договоры, подписаны документы);
    • акт на списание данного вида расходов – несет информацию о точной сумме по всем видам представительских затрат (этот документ нужно заверить не только у руководителя, но и у главбуха);
    • платежные документы, которые подтверждают расходы: чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.

    ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ! В случае рассмотрения спора в арбитражном суде приоритет будут иметь организации, которые озаботились как предварительными подтверждающими документами (приказ, смета, программа), так и итоговыми (отчет, акт).

    Нормирование представительских расходов

    Закон не разрешает тратить в представительских целях бесконтрольные суммы, потом списывая их, тем самым снижая базу налога на прибыль. Установлен жесткий лимит для данного вида затрат. Запрещено тратить в качестве представительских средства в размере свыше 4% от фонда оплаты труда на данный отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

    Поскольку с течением времени расходы на оплату труда растут, увеличивается и предельное значение представительских расходов. Если, к примеру, в 1 квартале представительских мероприятий не проводилось или денег затрачено на них было меньше нормы, то в остальных кварталах можно будет «разгуляться» – учесть больше средств по этой статье. Естественно, речь идет только об итогах текущего года.

    Высчитывать необходимую сумму ограничений по представительским расходам допустимо одним из 3 способов.

    1 способ – квартальный. При заполнении декларации налога на прибыль в конце каждого квартала производят учет представительских расходов, принимая во внимание фонд оплаты труда за этот квартал. Этот способ удобнее для фирм с кассовым методом определения доходов и расходов. При превышении представительских расходов в период квартала образуется отложенное налоговое обязательство, которое может быть сторнировано по итогам года.

    2 способ – годичный. Годовые бюджеты фирм обычно не слишком отличаются. Это позволяет при планировании следующего года сразу отвести примерные 4% от фонда оплаты труда прошлого года на представительские расходы, а затем разделить эту сумму на кварталы. Ненормативных затрат при этом способе не будет, но придется постоянно проводить корректировку запланированных и фактических показателей.

    3 способ – должностной. Фирма устанавливает, какие должностные лица могут быть ответственными за представительские мероприятия и какие максимальные суммы они могут на это истратить. Важно, чтобы расходы были осуществлены исключительно на заявленные цели. Необходима будет проверка на соответствие 4%-ному лимиту.

    Роль представительских расходов в базе налога на прибыль

    Представительские расходы вычитаются из сумм, составляющих чистую прибыль предприятия, тем самым уменьшая налоговую базу. При этом входной НДС также вычитается. Если в следующих отчетных периодах расходы укладываются в 4-процентный лимит, НДС с них также может быть принят к вычету.

    Именно по этой причине «ломаются копья» относительно признания или непризнания различных расходов представительскими. Даже если организация мероприятия по факту потребовала издержек, не включаемых в представительские расходы Налоговым кодексом, их нельзя включить в эти затраты для снижения налогооблагаемой базы.

    НАПРИМЕР. ООО «Кассандра» организовало встречу с представителями других организаций для обговаривания условий сотрудничества. На это мероприятие было затрачено 140 тыс. руб. Из этих средств на прием-обед было затрачено 70 тыс. руб., на буфетное обслуживание – 25 тыс. руб., на провоз участников к месту обеда и обратно на фирму – 20 тыс. руб., на посещение представления в театре – 10 тыс. руб., на экскурсию по памятным местам города – 15 тыс. руб., на цветы и сувениры для участников – 45 тыс. руб.

    На представительские расходы в этом случае можно списать только 115 тыс. руб., то есть сумму расходов на прием, буфетное обслуживание и транспорт. Остальные средства в размере 25 тыс. руб. должны быть выплачены из чистой прибыли после вычисления суммы налога.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Представительские расходы принимаются к вычету только у налогоплательщиков, использующих общую систему налогообложения. В ст. 346.16 НК РФ приведен перечень расходов, на которые может уменьшать базу плательщик, работающий по УСН – представительские расходы в этом перечне отсутствуют. Предприниматели, «сидящие» на льготных системах налогообложения, могут использовать на представительские траты только средства из чистой прибыли (разницу между доходами и расходами).

    Представительские расходы и бухучет

    Если для налогового учета очень важно определение категории «представительские расходы», то в бухгалтерском учете они отдельно не выделяются. Они проводятся как затраты по обычным видам деятельности, а именно:

    • материальные затраты;
    • амортизационные;
    • связанные с оплатой труда и соцвыплатами;
    • прочие.

    Логичнее всего отнести представительские расходы к категории «прочие». П. 8 ПБУ 10/99 говорит о том, что организация сама вправе формировать их перечень для целей бухучета. В зависимости от особенностей деятельности фирмы, эти расходы можно отразить как общехозяйственные или расходы на продажи. При этом может осуществляться корреспонденция со счетом учета расчетов или матценностей.

    Проводки таких расходов будут осуществляться по счетам 26 (в основном для промышленных организаций) или 44 (чаще используют торговые фирмы):

    • дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к учету услуги или работы, имеющие отношение к представительским расходам;
    • дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 10 «Материалы» – списаны материальные ценности для представительского мероприятия (например, продукты, напитки, алкоголь).

    НАПРИМЕР. ООО «Артаболена» платит авансовые отчисления по налогу на прибыль каждый месяц, считая их по факту прибыли. За 11 месяцев 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 300 тыс. руб. Представительские расходы (без НДС) за эти 11 месяцев составили 13 тыс. руб.

    Рассчитывая годовой налог на прибыль, ООО «Артаболена» может учесть представительские расходы в размере не более 4% от 300 000 руб., то есть 12 000 руб. Таким образом, получается сверхнорматив по представительским расходам в размере 1 тыс. руб. С точки зрения налогообложения, это будет постоянной разницей, диктующей постоянное налоговое обязательство.

    Проводка будет выглядеть так:

    • дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 24% от 1000 руб. – 240 руб. – отражение постоянного налогового обязательства.

    В последний месяц 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 35 тыс. руб., значит, за год они составят 300 000 + 35 000 = 335 000 руб. В этот месяц представительских мероприятий не проводилось. Значит, сумма соответствующих расходов осталась неизменной – 13 000 руб. НК РФ позволяет учесть представительские расходы в размере 4% от 335 тыс. руб., то есть 13 400 руб. Поэтому, несмотря на перерасход в течение года, по его итогам ООО «Артаболена» уложилась в норматив по представительским расходам. В бухучете будет записано:

    • дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – сумма ранее начисленного налогового обязательства в 240 руб. сторнирована.

    Ссылка на основную публикацию