Штраф за неудержание НДФЛ налоговым агентом 2020

Содержание

Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Автор: Тяпухин С. В., эксперт журнала

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Если налоговый агент не сообщил о неудержанном НДФЛ

Как правильно

Иногда налоговый агент (организация или ИП) не может удержать НДФЛ с доходов граждан. Это, к примеру:

• выплаты в натуральной форме (дорогие подарки и прочее);

• прощенные долги, не связанные с кредитами и займами на покупку жилья, если они были выданы банком, организацией или ИП взаимозависимым лица м п. 65 ст. 217 НК РФ ;

• неустойки и штрафы, выплачиваемые по решению суда, в котором не выделена сумма НДФЛ.

Это происходит в случае отсутствия иных денежных выплат, с которых можно удержать НДФЛ. Обычно получатели доходов — не работники самого налогового агента.

В таком случае налоговый агент должен:

• не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, направить уведомление о невозможности удержать налог — справку 2-НДФЛ с признако м «2» п. 5 ст. 226 НК РФ в свою ИФНС, а также человеку, получившему доход;

• не позднее 1 апреля года, следующего за годом выплаты дохода, подать в инспекцию справку 2-НДФЛ с признако м «1» п. 2 ст. 230 НК РФ .

Если налоговый агент выполнит эти обязанности, то п. 6 ст. 228 НК РФ :

• инспекция по месту жительства человека должна направить ему уведомление на уплату налога;

• получив уведомление, гражданин должен уплатить НДФЛ не позднее 1 декабря года, следующего за годом получения дохода. К примеру, по доходам 2017 г. НДФЛ надо уплатить не позднее 03.12.2018 (1 декабря — суббот а) п. 7 ст. 6.1 НК РФ .

Подавать декларацию по итогам года гражданину не надо.

А если агент нарушил установленный порядок?

Предположим, налоговый агент по окончании года не представит сведения о доходах, с которых не смог удержать НДФЛ. Тогда:

• ему грозит штраф 200 руб. за неподачу каждой справки 2-НДФЛ в инспекци ю п. 1 ст. 126 НК РФ ;

• человеку, получившему доход, придется самому:

— задекларировать сумму и исчислить с нее налог. Для этого в инспекцию по месту жительства надо подать декларацию по форме 3-НДФЛ. По доходам 2017 г. — не позднее 30.04.2018 подп. 4 п. 1, п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ ;

— уплатить НДФЛ не позднее 15 июля. Если доход получен в 2017 г. — не позднее 16.07.2018 (15 июля — воскресень е) п. 7 ст. 6.1, п. 4 ст. 228 НК РФ .

Такой же точки зрения придерживается и специалист Минфина.

Уплата НДФЛ с доходов, «забытых» налоговым агентом

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

— Если физическое лицо получило доходы от организации или индивидуального предпринимателя, с которых не был удержан НДФЛ, то можно не подавать декларацию по форме 3-НДФЛ только в том случае, когда налоговый агент сообщил о невозможности удержания налога (представил в свою инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2») подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ . А если такая справка не была подана налоговым агентом (организацией или предпринимателем), то сохраняется обязанность гражданина:

• задекларировать такой доход;

• самостоятельно уплатить налог в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за годом получения доход а подп. 4 п. 1, пп. 2— 4 ст. 228 НК РФ .

За несвоевременную подачу декларации получателю дохода грозит штраф — 5% от не уплаченной в установленный срок суммы НДФЛ за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для подачи декларации. Но не менее 1000 руб. и не более 30% сумм ы п. 1 ст. 119 НК РФ .

А за несвоевременную уплату самого НДФЛ грозят:

• штраф — 20% от недоимки, если вы не задекларировали доход. А если сделали это умышленно, то штраф может вырасти до 40% пп. 1, 3 ст. 122 НК РФ ;

• пени ст. 75 НК РФ . Калькулятор для расчета суммы пеней вы найдете на сайте издательства «Главная книга» (раздел «Калькуляторы»).

Разумеется, претензии налоговики могут предъявить, только если узнают о сложившейся ситуации. А это возможно при налоговой проверке организации или ИП, которые выплатили доход. Причем такую проверку могут провести в течение 3 лет после окончания года, в котором были выплаты. Обнаружив «забытый» доход, инспекторы будут требовать уплаты НДФЛ с гражданина.

Реквизиты для уплаты налога и пеней вы можете уточнить в своей налоговой инспекции. Вы также можете сформировать платежный документ, воспользовавшись сервисом ФНС «Уплата налогов физических лиц», либо уплатить налог через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Согласитесь, неприятно отвечать за чужие ошибки. Если вы знали о доходе, но не задекларировали его, понадеявшись, что налоговый агент выполнит свои обязанности — сообщит о нем в инспекцию, можно попытаться хотя бы снизить штраф. Для этого заявите о смягчающих обстоятельствах. Например, о том, что:

• ваш проступок — следствие нарушения действующего порядка налоговым агентом;

• вы не знали, что агент не сообщил в ИФНС о выплаченных вам доходах.

Учтите, что даже при одном смягчающем обстоятельстве штраф должны снизить как минимум вдво е п. 3 ст. 114 НК РФ .

Где отслеживать справки 2-НДФЛ

О том, подала ли на вас в налоговую инспекцию организация (предприниматель) справку 2-НДФЛ с признаком «2», то есть уведомление о невозможности удержать налог, можно узнать:

• у самой организации (ИП);

• в своей инспекции;

• в личном кабинете налогоплательщика — физического лица.

Правда, для того чтобы налоговая служба загрузила в базу данные о полученных справках, нужно время. И в начале марта далеко не все справки 2-НДФЛ за 2017 г., поступившие от налоговых агентов, будут видны в системе ФНС.

Поэтому если у вас возникнут вопросы или сомнения, связанные с необходимостью подачи декларации 3-НДФЛ за 2017 г. либо с уплатой самого налога за этот год, то лучше обращайтесь в свою инспекцию с письменным запросо м подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ . Проще всего это сделать через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Еще одна причина для самостоятельного декларирования доходов-2017

Иногда подача декларации за 2017 г. связан а ст. 217.1, пп. 1, 2, 7 ст. 220 НК РФ :

• либо с желанием получить через инспекцию вычеты за 2017 г. по расходам на лечение, обучение, приобретение жилья;

• либо с продажей какого-либо имущества.

В таких случаях в декларации 3-НДФЛ надо указывать все доходы, кроме доходо в п. 4 ст. 229 НК РФ; Письмо ФНС от 10.04.2017 № БС-4-11/6723@ :

• не облагаемых НДФЛ по ст. 217 НК РФ;

• при выплате которых налоговый агент полностью удержал НДФЛ статьи 218— 221 НК РФ .

Как видим, если вы сами будете подавать декларацию за 2017 г., в ней придется указать все доходы, с которых не удержан налог. Так что безопаснее отразить в ней в том числе и те доходы, по которым налоговый агент представил в ИФНС справку 2-НДФЛ с признаком «2».

Итак, если вы получали в 2017 г. доходы от организаций или ИП, с которых они не удержали НДФЛ, то в апреле 2018 г. лучше выяснить, подал ли налоговый агент в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2» или нет. И при необходимости сдать декларацию.

Штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ в 2020 году

Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2020 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Спасаемся от штрафа за задержку НДФЛ: «уточненка» нужна не всегда

Налоговый агент перечислил удержанный из зарплаты НДФЛ с опозданием, но до того, как налоговики назначили выездную проверку или узнали о факте несвоевременного перечисления налога. Не по злому умыслу или халатности, а из-за технической ошибки. Исправился, уплатив недостающую сумму налога и пени. Однако «уточненки» по годовой отчетности по НДФЛ не подавались, так как налог изначально был исчислен правильно. Из постановления Конституционного суда РФ следует, что штрафовать налогового агента в такой ситуации неправомерно.

Постановление Конституционного суда РФ от 06.02.2018 № 6-П

Обстоятельства спора

Инспекторы обнаружили, что компания как налоговый агент перечисляла удержанные суммы НДФЛ с опозданием. Нарушение срока перечисления налога стало основанием для привлечения работодателя к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса РФ.

Организация оспорила штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ в суде. Главный аргумент — она самостоятельно выявила и устранила ошибки (то есть уплатила налог) задолго до окончания налогового периода и подачи годовой отчетности по НДФЛ. К тому же, налог перечислялся в бюджет с опозданием по техническим причинам.

Решения арбитражных судов

Арбитражные суды и Верховный суд отказались поддержать организацию, указав на следующее. Согласно статье 123 Налогового кодекса РФ, ответственность устанавливается за неправомерное неудержание или неперечисление (неполное удержание или перечисление) в установленный срок сумм налога. Отсутствие задолженности по НДФЛ на момент окончания проверяемого периода не является основанием для освобождения от штрафа.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ, налоговый агент может быть освобожден от налоговой ответственности при одновременном соблюдении двух условий. Во-первых, если он представил уточненную налоговую декларацию до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу. Во-вторых — до представления «уточненки» заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Решение Конституционного суда РФ

Компания дошла до Конституционного суда. В своей жалобе ее представители высказали мнение, что положения пункта 4 статьи 81 и статьи123 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи противоречат Конституции РФ. Обоснование — оспариваемые нормы позволяют освобождать налогового агента от штрафа лишь в том случае, если он представит уточненную отчетность. Вместе с тем, при изначально правильно составленной отчетности это условие выполнить нельзя. Получается, что освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться только те налоговые агенты, которые представляют недостоверную отчетность. То есть такое положение вещей заведомо толкает на скользкий путь и не дает выбраться из замкнутого круга.

Признать оспариваемые нормы противоречащими основному закону страны высокий суд отказался. Вместе с тем в вердикте присутствует оговорка о том, что оспариваемые положения «не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, притом что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки)».

Проще говоря, Конституционный суд РФ признал, что наличие «уточненки» для освобождения от штрафа необязательно. Если НДФЛ правильно исчислен в представленном расчете, налоговый агент может быть освобожден от ответственности при соблюдении следующих условий. Первое — он самостоятельно (до момента, когда стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки) уплатил необходимые суммы налога и пени. Второе — несвоевременное перечисление налога носило непреднамеренный характер (связано с технической или иной ошибкой).

Несвоевременное перечисление НДФЛ и страховых взносов

Несвоевременная уплата НДФЛ

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков они также обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Конституционный суд РФ указал, что налоговый агент может быть освобожден от ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет, если:

  • не исказил налоговую отчетность;
  • уплатил налог и пени до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки;
  • при перечислении соответствующих сумм произошла техническая или иная ошибка, которая носила непреднамеренный характер.

Об этом сказано в Постановлении от 06.02.2018 № (направлено Письмом ФНС России от 09.02.2018 № СА-4-7/2548 для использования в работе налоговым органам, приведено в п. 2 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 1 квартал 2018 года).

Таким образом, срок за просрочку исполнения обязанности по уплате налога исчисляется, начиная со следующего дня за днем уплаты налога, установленным законодательством о налогах и сборах.

Несвоевременная уплата страховых взносов

Ответственность установлена, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, которые предусмотрены статьями 129.3 и 129.5 НК РФ. Штраф за перечисленные нарушения составляет 20% неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В названном документе арбитры пришли к выводу, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации суммы налога (сбора), не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с налогоплательщика подлежат взысканию только пени.

Минфин РФ уточнил, что такое разъяснение, данное в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, возникающих при применении п. 1 ст. 122 НК РФ, является актуальным, когда страховые взносы были правильно исчислены и отражены в расчетах, представленных в налоговые органы. Иными словами, штрафа по статье 122 НК РФ не будет, если сумма страховых взносов исчислена верно и отражена в расчете, представленном в налоговую инспекцию.

Таким образом, к плательщику страховых будет применена ответственность только в виде пени за несвоевременную уплату правильно исчисленных и отраженных в отчетности страховых взносов. Порядок определения пени будет таким же, как для НДФЛ.

Некорректное заполнение 6-НДФЛ

За ошибки, недостоверные сведения в расчете по форме могут взыскать штраф в размере 500 руб. (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). По мнению ФНС России, любые заполненные реквизиты расчета, не соответствующие действительности, могут считаться недостоверными сведениями. Оштрафовать могут за ошибки:

  • в персональных данных налогоплательщика,
  • кодах доходов и вычетов,
  • суммовых показателях (п. 3 Письма ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

В то же время, налоговые органы могут снизить штраф, если ошибки не привели к уменьшению суммы НДФЛ, которую нужно уплатить в бюджет, или нарушению прав граждан (подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 НК РФ, п. 3 Письма ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

Если ошибки в поданном расчете выявлены самостоятельно, то рекомендуем представить в налоговый орган уточненный расчет. Сделать это нужно прежде, чем вы узнаете, что налоговый орган обнаружил в расчете недостоверные сведения. В таком случае можно избежать штрафа по пункту 1 статьи 126.1 НК РФ (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

Штраф за неудержание НДФЛ налоговым агентом 2020

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Можно ли при несвоевременной уплате НДФЛ по причине счетной ошибки, отсутствии денежных средств и т.д. самим рассчитать и уплатить штраф в размере 20% и пеню в бюджет (налог был удержан у налогоплательщиков, но несвоевременно перечислен в бюджет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Самостоятельная уплата пеней наряду с перечислением в бюджет необходимой суммы НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за несвоевременную уплату налога.
Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельного расчета налоговым агентом штрафа и его уплаты при отсутствии соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

Обоснование вывода:
Действительно, на основании ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как видим, положения указанной статьи предусматривают ответственность налогового агента (вне зависимости от конкретного налога – НДС, НДФЛ или налог на прибыль), даже если он перечислил удержанный налог, но сделал это с нарушением установленного срока. То есть ответственность налогового агента, в частности, по НДФЛ, может наступить и в случае, если налог исчислен, удержан, но в бюджет не перечислен или перечислен несвоевременно (вне зависимости от длительности совершения нарушения) (письма Минфина России от 04.04.2017 N 03-02-08/19755, от 16.12.2016 N 03-02-08/75539, от 19.03.2013 N 03-02-07/1/8500 и др.).
Причем последующее перечисление налога не является обстоятельством, исключающим привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения (письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-02-07/1/12347).
Вместе с тем никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Положения НК РФ не предусматривают возможность самостоятельного расчета и уплаты налоговым агентом (как и налогоплательщиком) суммы штрафа при отсутствии вступившего в силу решения налогового органа о привлечении лица к ответственности.
Кроме того, при применении налоговых санкций (штрафов) устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 112 НК РФ, письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-02-08/73862, от 11.11.2016 N 03-02-08/66026, от 13.10.2016 N 03-02-08/59771). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером (п. 3 ст. 114 НК РФ). И наоборот – при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).
То есть налоговый агент, привлекаемый к налоговой ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению НДФЛ, в любом случае имеет право на возможность установления в его деле существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания. Как указано в письме Минфина России от 15.03.2018 N 03-04-05/16172, меры публично-правовой ответственности должны быть адекватны тяжести содеянного, величине и характеру причиненного ущерба, другим определяющим их индивидуализацию существенным обстоятельствам.
Иная ситуация обстоит с пеней.
Порядок уплаты пеней установлен ст. 75 НК РФ и распространяется в том числе на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК РФ). Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (в данном случае налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Положения указанной статьи предполагают самостоятельное исчисление и уплату пеней налогоплательщиком (налоговым агентом) (п.п. 2-5 ст. 75 НК РФ). Так, согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Причем независимо от применения налоговых санкций (штрафов) (п. 2 ст. 75 НК РФ).
При этом п. 6 ст. 75 НК РФ предусматривает принудительное взыскание пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 НК РФ.
Более того, самостоятельная уплата пеней является одним из необходимых условий освобождения налогоплательщика от ответственности в случае обнаружения им в ранее представленной налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). В силу п. 6 ст. 81 НК РФ указанные положения распространяются и на налоговых агентов, предоставляющих в налоговый орган уточненные расчеты.
В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, несвоевременная уплата НДФЛ не связана с обнаружением налоговым агентом ошибок в ранее представленном в налоговый орган расчете по НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Однако освобождение налогового агента от ответственности с учетом п. 4 ст. 81 НК РФ возможно и тогда, когда отчетные документы (расчеты) по НДФЛ своевременно представлены в налоговый орган без ошибок и искажений, при этом налоговый агент допустил просрочку в перечислении в бюджет удержанного НДФЛ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 06.02.2018 N 6-П признал взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
Конституционно-правовой смысл указанных взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным Судом РФ в приведенном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В свою очередь, письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 налоговым органам рекомендовано руководствоваться правоприменительной практикой по вопросам применения налогового законодательства (решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ) (смотрите письма Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также от 16.02.2015 N 03-02-07/1/6889).
В любом случае, самостоятельная уплата пеней налоговым агентом наряду с перечислением в бюджет необходимых сумм НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за несвоевременную уплату налога. Обращаем внимание на условие, указанное Конституционным Судом РФ – несвоевременное перечисление в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер. Иными словами, при сознательном несвоевременном перечислении удержанных сумм НДФЛ в бюджет налоговый агент вряд ли может рассчитывать на освобождение от взыскания штрафа даже при условии уплаты пеней на сумму просрочки.
Таким образом, при несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельной уплаты штрафа налоговым агентом до вынесения налоговым органом соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

К сведению:
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены ст. 109 НК РФ.
В целях реализации постановления Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П Минфин России вынес на публичное обсуждение законопроект, предусматривающий расширение перечня обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, предлагается освободить от налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, налоговых агентов, которые представили в установленный срок расчеты по НДФЛ, содержащие достоверные сведения, при отсутствии фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего перечислению в бюджетную систему РФ.
Предполагается, что условием такого освобождения будет являться перечисление налоговым агентом недостающей суммы налога и соответствующих пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначения выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период, а несвоевременное перечисление им в бюджетную систему РФ соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
С паспортом проекта федерального закона “О внесении изменения в статью 109 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/ (ID проекта 02/04/03-18/00079541, подготовлен Минфином России 30.03.2018).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Расчет пеней по налогам, сборам, страховым взносам;
– Калькулятор пеней по налогам, сборам, взносам (подготовлен экспертами компании “Гарант”);
– Энциклопедия судебной практики. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (Ст. 123 НК);
– Энциклопедия решений. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
– Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

5 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Поправки по НДФЛ и страховым взносам: как в 2020 году изменятся правила уплаты и сдача отчетности

Многочисленные поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29.09.19 № 325-ФЗ (далее — Закон № 325-ФЗ), затронули НДФЛ и страховые взносы. Так, годовую отчетность по НДФЛ за 2019 год налоговым агентам придется сдать на месяц раньше. А с 2021 года справки 2-НДФЛ и вовсе отменят. Законодатель также изменил порядок представления расчета по страховым взносам (РСВ). Большинство поправок начнут действовать c 1 января 2020 года, однако некоторые новшества уже вступили в силу.

НДФЛ: новшества для налоговых агентов по уплате налога и сдаче отчетов

В части НДФЛ наиболее важными для налоговых агентов являются новшества, которые меняют правила перечисления в бюджет удержанного налога и представления соответствующей отчетности. Но прежде рассмотрим поправку, актуальную для ситуации, когда налоговый агент не удержал НДФЛ.

Уплата налога за счет средств организации

В пункт 9 статьи 226 НК РФ внесено новшество, допускающее с начала 2020 года уплату НДФЛ за физическое лицо из средств налогового агента. Но это будет возможно только в одном случае: если при налоговой проверке установлены факты неудержания или неполного удержания НДФЛ при выплате доходов. В такой ситуации организация может принять решение о том, что она не станет проводить перерасчет и доудерживать НДФЛ у сотрудника, а оплатит недоимку за счет собственных средств.

При этом перечисленный НДФЛ не будет признаваться доходом физлица-налогоплательщика, у которого налоговый агент вовремя не удержал налог (новая редакция п. 5 ст. 208 НК РФ). Поэтому начислять НДФЛ на НДФЛ, уплаченный за счет средств организации, не надо.

Бесплатно рассчитать зарплату и НДФЛ со стандартными вычетами в веб‑сервисе

Перечисление НДФЛ за обособленные подразделения

С 1 января 2020 года будет официально разрешено перечислять НДФЛ единой платежкой за все обособленные подразделения, находящиеся на территории одного муниципального образования (т.е. в рамках одного ОКТМО). Для этого налоговый агент должен выбрать филиал, через который намерен платить налог. Принцип «одной платежки» может применять и головная организация при уплате НДФЛ за себя и за все обособленные подразделения, которые вместе с ней находятся в одном муниципальном образовании. Такие изменения внесены в пункт 7 статьи 226 НК РФ.

Заметим, что многие организации практиковали указанный способ уплаты налога и до появления комментируемых поправок. Хотя формально подобные действия были вне закона, негативных последствий они не влекли. Объясним почему.

В действующей редакции пункта 7 статьи 226 НК РФ сказано, что налог надо перечислять по месту нахождения каждого обособленного подразделения. А значит, если на территории муниципального образования располагается несколько налоговых инспекций, то каждая «обособка» должна уплачивать НДФЛ в «свою» налоговую. В то же время никакой ответственности за нарушение данного правила не установлено, а перечисленный по единому платежному поручению НДФЛ и сегодня признается уплаченным (п. 4 и 8 ст. 45 НК РФ).

Формировать платежки на уплату НДФЛ с актуальными реквизитами и сдавать отчетность по налогу

Представление 2-НДФЛ и 6-НДФЛ по обособленным подразделениям

Одновременно законодатели ввели принцип «одного ОКТМО» в отношении отчетности по НДФЛ. С января 2020 года будет действовать следующее правило: если обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования, то расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по этим подразделениям можно сдавать по месту нахождения одного из них. То же самое касается головной организации, которая сможет сдавать в «свою» налоговую инспекцию отчетность по НДФЛ как за себя, так и за все обособленные подразделения, находящиеся в том же муниципальном образовании.

Бесплатно заполнить и сдать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

О выборе налогового органа, в который будет подаваться отчетность, нужно официально уведомить все ИФНС, где организация состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений. Сделать это необходимо не позднее 1 числа налогового периода, то есть календарного года (ст. 216 НК РФ).

Поскольку 1 января 2020 года является выходным днем, то, с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ, указанное уведомление нужно подать 9 января. После этого в выбранную ИФНС можно будет сдавать отчетность по НДФЛ по всем «обособкам», находящимся в одном муниципальном образовании.

Выбор налогового органа фиксируется на год и поменять его в течение года нельзя. Исключение составляют ситуации, когда происходит изменение количества подразделений на территории муниципального образования — в таком случае в ИФНС нужно представить другие уведомления (новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ). Законодатели не прописали срок и правила представления уведомлений в таких случаях. Устранять этот пробел, видимо, придется чиновникам при разработке форм и порядка направления уведомлений.

Подать через интернет сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам Подать бесплатно

Новые сроки сдачи форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Также значительные изменения произойдут в части срока сдачи отчетности налоговых агентов. Начиная с 2020 года, справки 2-НДФЛ (с признаком 1), а также «годовой» расчет 6-НДФЛ надо будет представлять в налоговые инспекции на месяц раньше — до 1 марта следующего года, а не до 1 апреля, как это предусмотрено действующей редакцией пункта 2 статьи 230 НК РФ.

А начиная с 2021 года, справка 2-НДФЛ как отдельный документ, содержащий сведения о доходах и суммах исчисленного, удержанного и перечисленного налога, и вовсе перестанет существовать. По задумке законодателей, эта информация должна войти в состав расчета 6-НДФЛ (новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ).

Заметим, что комментируемый закон не затронул другие документы о доходах физлица. Речь идет о справке, которая выдается по запросу физлица, а также о сообщении о невозможности удержать НДФЛ (справка 2-НДФЛ с признаком 2). Однако не исключено, что в ближайшее время формы этих документов изменятся.

В 2020 году 1 марта выпадает на воскресенье, следовательно, с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ, справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ за 2019 год надо сдать не позднее 2 марта.

Бесплатно заполнить и сдать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

Способ сдачи отчетности по НДФЛ

С 2020 года право сдавать отчетность по НДФЛ на бумажном носите сохранится только у тех налоговых агентов, которые за год выплатили доходы максимум 10 физлицам. Как только количество получателей дохода составит 11 или более человек, отчетность нужно будет представлять в электронном виде по ТКС. Такой вывод можно сделать из новой редакции пункта 2 статьи 230 НК РФ. Изменения нужно будет применять в отношении отчетности, представляемой с 1 января 2020 года, в том числе расчета 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ за 2019 год.

Вести учет НДФЛ в веб‑сервисе, формировать и сдавать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

Отметим, что комментируемая поправка сформулирована не очень удачно. В новой норме сказано, что сдавать отчетность на бумаге может налоговый агент, от которого доходы в налоговом периоде получали «до 10 человек». Возникает вопрос — если в организации ровно 10 получателей дохода, она может сдавать формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ на бумаге или обязана отчитываться через интернет?

Прямого ответа на данный вопрос в НК РФ нет, поэтому приходится ориентироваться на судебную практику по схожим ситуациям. Суды исходят из того, что формулировка «до» охватывает и тот параметр (число), который стоит после этого предлога (определения Верховного суда РФ от 11.09.19 № 301-ЭС19-14440 и от 16.10.18 № 304-КГ18-7786, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.02.19 № Ф09-9241/18).

Забегая вперед, скажем, что в аналогичной, по сути, норме, посвященной способу сдачи расчета по страховым взносам, законодатель применил более четкую формулировку. В новой редакции пункта 10 статьи 431 НК РФ установлено, что РСВ нужно представлять в электронном виде, если численность физлиц, в пользу которых начислены выплаты, «превышает 10 человек». Если же эта численность «составляет 10 человек и менее» допускается сдавать расчеты по взносам в бумажном виде. Исходя из принципа универсальности воли законодателя, можно сделать вывод, что и для сдачи отчетности по НДФЛ организация, в которой доходы получают ровно 10 человек, вправе использовать бумажные носители.

Отметим, что некоторые эксперты придерживаются другой трактовки комментируемой нормы пункта 2 статьи 230 НК РФ. Они полагают, что те, кто выплатил доходы 10 и более физлицам, смогут сдавать формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ только в электронном виде через интернет. Возможно, что на этот счет появятся официальные разъяснения Минфина и ФНС.

Обратите внимание: если вы раньше не сдавали отчетность через интернет, вам стоит заблаговременно заключить договор с оператором ЭДО — электронного документооборота (согласно Налоговому кодексу, именно через него сдается описанная выше отчетность) и подключиться к системе для отправки отчетности.

Заключить договор и сдать 6‑НДФЛ, 2‑НДФЛ и РСВ через оператора ЭДО Сдать бесплатно

Страховые взносы: уточнения по порядку уплаты взносов и сдачи РСВ

Нормы Налогового кодекса, касающиеся страховых взносов, с 1 января 2020 года изменятся следующим образом.

Во-первых, будет сужен круг ситуаций, когда организация, имеющая обособленные подразделения, должна направлять РСВ и уплачивать взносы по месту нахождения каждой уполномоченной «обособки». Со следующего года эти обязанности нужно будет выполнять, если соблюдены два условия: подразделение начисляет выплаты в пользу физлиц и имеет самостоятельный счет в банке (новые редакции п. 7 и 11 ст. 431 НК РФ). Таким образом, нормы НК РФ будут соответствовать положениям законов об обязательном социальном страховании, где изначально предусматривалась постановка на учет только тех подразделений страхователя, у которых есть банковские счета (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ и подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Во-вторых, как было сказано выше, с 1 января 2020 снижается порог численности работников, при котором страхователь должен представлять РСВ в электронном виде по ТКС. Такая обязанность появится у тех плательщиков, которые в течение расчетного или отчетного периода начислили выплаты и вознаграждения по трудовым договорам или договорам подряда (оказания услуг) как минимум 11 физическим лицам (новая редакция п. 10 ст. 431 НК РФ). Новый критерий численности необходимо учитывать при сдаче РСВ за 2019 год и более поздние периоды.

Напомним также, что начиная с расчета за первый квартал 2020 года, нужно использовать новую форму РСВ (утв. приказом ФНС от 18.09.19 № ММВ-7-11/470@). Подробнее о новой форме РСВ см. «Как в 2020 году изменится форма расчета по страховым взносам».

Бесплатно заполнить и сдать актуальную на сегодня форму РСВ через интернет

Другие изменения по НДФЛ и страховым взносам, внесенные Законом № 325-ФЗ

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

НДФЛ

Правила о налогообложении процентов по вкладам применяются также к процентам, которые начисляются на остатки по счетам (т.е. по договору банковского счета).

Новая редакция ст. 214.2 НК РФ

1 января 2020 года

НДФЛ с выигрышей в казино и игровых автоматах исчисляется с разницы между доходом и расходом участника азартных игр. Налоговая инспекция рассчитает налог на основании данных, полученных с онлайн-кассы организатора азартных игр, и направит получателю выигрыша соответствующее уведомление. Срок уплаты налога — 1 декабря года, следующего за тем, в котором был получен доход.

Новый п. 3 ст. 214.7 НК РФ

Систематизированы правила определения величины дохода при продаже недвижимости. В частности, прописано, как установить доход, если объект продан по цене меньшей, чем его кадастровая стоимость.

П. 2 ст. 214.10 НК РФ

При получении недвижимости в дар доход определяется по ее кадастровой стоимости на 1 января года, в котором зарегистрирован договор дарения. Сумму уплаченного налога можно будет учесть в составе имущественного вычета при продаже объекта недвижимости.

П. 6 ст. 214.10 НК РФ и новая редакция подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ

Если одаряемый или продавец недвижимости не представит декларацию по полученному доходу, ИФНС сама рассчитает налог на основании данных ЕГРН. При этом налоговики должны применить соответствующие вычеты.

П. 3 — 6 ст. 214.10 НК РФ

Единовременные выплаты педагогическим работникам, полученные в рамках госпрограммы, освобождены от НДФЛ. Необлагаемая сумма составит 1 млн руб. Льгота будет применяться к тем выплатам, право на которые возникнет в 2020 — 2022 годах.

Новая редакция п. 37.2 ст. 217 НК РФ

При рефинансировании ипотеки разрешено включать в состав имущественного вычета проценты, перечисленные не только банкам, но и другим организациям, работающим по утвержденной Правительством РФ программе помощи «ипотечникам».

Новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ

Наследники и одаряемые (в случаях, когда дарение не облагается НДФЛ) могут уменьшить доходы от продажи соответствующих объектов на документально подтвержденные расходы по их приобретению, произведенные наследодателем или дарителем. Это правило применяется, если наследодатель или даритель ранее не учел такие расходы в составе вычетов.

Новая редакция подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ

29 сентября 2019 года (применяются в отношении доходов, полученных, начиная с налогового периода 2019 года).

Сумма НДФЛ, уплаченного при получении имущества безвозмездно (или с частичной оплатой), может уменьшать доход от продажи этого имущества.

Определен порядок уменьшения дохода от продажи доли в недвижимости, приобретенной с использованием материнского капитала.

29 сентября 2019 года (распространяются на доходы, полученные, начиная с налогового периода 2017 года).

Организации и ИП, выплачивающие доходы по договорам купли-продажи или мены ценных бумаг, являются налоговыми агентами по НДФЛ. При исчислении налога они обязаны уменьшить выплаченные физлицу доходы на сумму документально подтвержденных расходов по приобретению и хранению ценных бумаг (если имеется соответствующее заявление физлица). Документы о таких расходах налоговый агент должен хранить 5 лет.

Новая редакция п. 1 ст. 226 НК РФ

1 января 2020 года

Состоящие на учете в налоговых органах РФ иностранцы (лица без гражданства), с доходов которых не был удержан НДФЛ, должны представлять декларации по доходам. Это нужно сделать и в том случае, если налоговый агент сообщил в ИФНС о невозможности удержать налог.

Новый подп. 9 п. 1 ст. 228 НК РФ и новая редакция п. 6 ст. 228 НК РФ

Заявление о возврате (зачете) НДФЛ можно включить в состав декларации по доходам.

Новая редакция п. 4 ст. 229 НК РФ

1 января 2021 года

Налоговые агенты при осуществлении операций с ценными бумагами представляют cправки 2-НДФЛ в общеустановленном порядке.

Вести учет НДФЛ в веб‑сервисе, формировать и сдавать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

Утратил силу п. 4 ст. 230 НК РФ

1 января 2020 года

Страховые взносы

Для получения освобождения от уплаты страховых взносов на период приостановления статуса адвоката, достаточно представить заявление в ИФНС по месту учета.

Новая редакция п. 7 ст. 430 НК РФ

1 января 2020 года

Если ИП, адвокат, нотариус или другой «частник» получил освобождение от уплаты страховых взносов в течение месяца, то величина взносов определяется пропорционально количеству дней месяца до дня получения освобождения.

Неправомерное удержание налога 2020 ндфл

Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Неправомерное удержание налога 2020 ндфл». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

Основанием для наложения штрафных санкций станет норма пункта 3 статьи 24 НК РФ. Она гласит, что правильный расчет, удержание и своевременное перечисление в государственный бюджет налога, удержанного у налогоплательщика в соответствии с законом, – это обязанности налоговых агентов.

Ответственность для всех

Совершенно иначе обстоят дела со штрафом за неудержание НДФЛ налоговым агентом в 2020 году, если компания не смогла удержать налог. К примеру, доход был выплачен в натуральной форме и денежных выплат получателю организация не производила.

Размер штрафа

В такой ситуации ответственности налоговому агенту удастся избежать. Штрафуют только те компании, которые имели возможность удержать налог, но не воспользовались ею. С правомерностью такого подхода согласны не только судьи, но и чиновники (см., письмо Минфина РФ от 08.02.2016 № 03-08-05/6371, п. 21 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

  1. Фискальную отчетность всегда подавайте в срок. Если выявили ошибку в 6-НДФЛ, то незамедлительно направьте корректирующий отчет. Проверьте расчет НДФЛ перед отправкой. Сведения о доходах, вычетах и удержаниях должны быть отражены достоверно и в полном объеме.
  2. Одновременно с корректировкой оплатите выявленную недоимку, а также сумму пени. Расчет пери производите по новым правилам (п. 3 ст. 75 НК РФ, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2020 N 424-ФЗ).

Если же налогоплательщик состоит в трудовых или гражданско-правовых взаимоотношениях, то обязанность по уплате НДФЛ делегируется работодателю — налоговому агенту (ст. 226 НК РФ). Именно налоговый агент должен удерживать налог с выплачиваемого дохода.

Особое мнение судов

За несвоевременную уплату НДФЛ предусмотрены штрафы. Но если налогоплательщик самостоятельно исправил ошибку, подал корректировку и расплатился по обязательствам до проверки, то наказания отменят. Разберемся, о каких суммах идет речь, и как законно не платить штраф в ФНС. Мы подготовили удобную таблицу всех штрафов по НДФЛ, скачайте и используйте в работе. А в конце статьи — таблица с верными сроками уплаты, чтобы не опаздывать с налогом.

За неудержание, неперечисление или несвоевременное перечисление НДФЛ налоговым агентом ответственность установлена ст. 123 НК. За подобные нарушения предусмотрены штрафные санкции в размере 20% от суммы, которую необходимо заплатить. Если при этом и отчетность по налогу сдали с опозданием, придется заплатить 200 рублей за каждую справку 2-НДФЛ, 1000 рублей за расчет 6-НДФЛ за все полные и неполные месяцы задержки. Кроме штрафа организация должна уплатить пени, сумма которых зависит от размера неуплаченного налога, времени просрочки и ставки рефинансирования (читайте также “Штрафы трудовой инспекции в 2020 году”).

Какие санкции предусмотрены за неуплату налога

Граждане также обязаны уплачивать налог со своих личных доходов, которые они получают в нерабочее время. Это может быть сдача в аренду недвижимость или автомобиля, получение дивидендов. Доход с ренты тоже является объектом обложения НДФЛ. Продукты, товары, лекарства, оплата лечения, которые гражданин получает по договору ренты, считаются его доходом в натуральной форме. Поэтому рентополучатель должен в конце года оплатить налог.

Что делать, если НДФЛ не удержан

Если налог в текущем месяце заплатить не удалось, необходимо сделать это до конца года со следующих выплат работнику. В случае, когда не получается удержать НДФЛ полностью до конца года, сообщить об этом следует в налоговую и сотруднику. То же необходимо сделать, если налог не удержали при расчете с уволенным работником.

Сообщения сдаются по форме 2-НДФЛ. По этой же форме подаются сведения на каждое лицо, в отношении доходов которого организация/ОП/ИП является налоговым агентом. О том, что вы подаете именно сообщение о невозможности удержать налог, свидетельствует признак 2, указываемый в справке 2-НДФЛ.

2-НДФЛ: скачать бланк

Если налоговый агент подает справки на 24 человека или менее, то он может представить 2-НДФЛ на бумаге (п. 2 ст. 230 НК РФ). Если же справки подаются на 25 человек и более, то эти справки нужно представить в электронном виде.

2-НДФЛ: сроки

  • по месту нахождения организации (крупнейшие налогоплательщики – по месту учета в качестве «крупняка»);
  • по месту нахождения ОП, выплачивающего доходы физлицам;
  • по месту жительства ИП. Правда, если ИП применяет ЕНВД и/или ПСН, то справки по работникам, занятым во вмененной деятельности и/или ПСН-деятельности, нужно подать в ИФНС по месту ведения такой деятельности.

Как стало. Теперь, если инвестор продает ценные бумаги юрлицу или ИП, они признаются налоговыми агентами в отношении контрагента-физлица, то есть этого инвестора. То же самое относится и к ситуации, когда ценные бумаги не продали, а обменяли с помощью договора мены.

Продажу ценных бумаг юридическим лицам больше не надо декларировать

Теперь юрлица и ИП должны будут сами рассчитать финансовый результат по сделке, удержать, перечислить НДФЛ в бюджет и подать в ИФНС сведения, а по запросу инвестора — выдать ему справку 2-НДФЛ . При этом они могут учесть расходы физического лица на покупку продаваемых ценных бумаг на основании заявления и представленных им документов.

Налоговая может обязать брокера заплатить налог за клиента из собственных средств

Как стало. По результатам налоговой проверки ИФНС сможет принудительно взыскать с брокера неправомерно неудержанный налог клиента. Брокер заплатит налог собственными средствами, и это не будет считаться для клиента доходом. Как потом брокер будет взыскивать эти деньги с клиента и будет ли — пока что нигде не прописано.

Ссылка на основную публикацию