Суть курортного сбора

Содержание

Курортный сбор в действии: как собирается взнос с отдыхающих в регионах?

Как известно, курортный сбор был введен с мая 2018 года в 4 регионах Российской Федерации. Как уже работает курортный сбор в местах, где отдыхают россияне, сколько уже выплачено отдыхающими? На что будут потрачены собранные средства в районах сбора. И что это за налог, кто и кому должен платить и в каких регионах он действует? Что нужно знать о курортном сборе и сколько надо платить в зависимости от региона РФ?

Курортный сбор в Краснодарском крае начали взимать с отдыхающих в понедельник, 16 июля. Что это за сбор, кто и кому его должен платить и в каких регионах он ещё действует?

Суть курортных сборов

Регионы сами определяли размер сбора и конкретные города и посёлки, где будет действовать эксперимент. За пределами этих курортов взимание курортного сбора неправомерно.

Кому платить?

Плату взимают официально зарегистрированные пансионаты, санатории, гостиницы, отели, хостелы и прочие места для размещения граждан.

Нелегальные предприниматели не являются операторами курортного сбора, поэтому не стоит верить местным жителям, которые сдают отдыхающим свои квартиры «без документов» — под видом сбора они попросту хотят содрать с приезжих больше денег. То же самое касается экскурсий и музеев, сувениров, ресторанов, аттракционов и прочих развлечений курортников — никто из них не имеет права взимать курортный сбор, этим занимаются только гостиницы и отели.

Кто должен платить?

Немного другие правила в Краснодарском крае — там сбор взимают в день заезда. Если отдыхающий выезжает из санатория раньше, чем планировал, сбор за «непрожитые» дни ему должны вернуть.

От уплаты курортного сбора, кроме 19 льготных категорий, освобождены местные жители городов-курортов. Среди льготников — ветераны боевых действий, инвалиды, малоимущие и люди, проходящие специализированное лечение на курортах. Граждане, освобождённые от уплаты сбора, должны предоставлять оригинал или заверенную копию документа, подтверждающего льготный статус.

Сколько составляет курортный сбор?

Размер сбора фиксированный, в каждом регионе свой. Но есть общие ограничения: в 2018 году он не может быть выше 50 рублей, с 2019-го — не выше 100 рублей. Сбор не может быть включён в стоимость проживания, его нужно оплачивать отдельно. При этом оператор сбора должен выдать документ об оплате.

Что будет за отказ платить курортный сбор?

Несоблюдение требований эксперимента влечёт административную ответственность. Это касается как операторов сбора, так и самих отдыхающих. За неоплату курортного сбора с отпускника взыщут штраф в размере от 500 до двух тысяч рублей. Обязанность составлять административные протоколы на нарушителей возложена на местные муниципалитеты.

Как показывает опыт Ставрополья, процент нежелающих платить сбор довольно мал — всего три процента. В частности, за первые два месяца эксперимента в Ессентуках, Железноводске, Пятигорске и Кисловодске отдохнуло около 85 тысяч человек, около 73 тысяч из них заплатили сбор. Ещё 9,7 тысячи не платили, так как принадлежали к льготной категории. Из оставшихся 2,5 тысячи «уклонистов» штрафом поплатились всего 100 граждан.

Куда пойдут деньги?

Суть курортного сбора легко понять из его официального названия — это взносы отдыхающих за пользование курортной инфраструктурой.

Собранные средства операторы (владельцы гостиниц и пр.) перечисляют в местный бюджет, точнее — в целевой фонд. Деньги из него будут потрачены на развитие и содержание объектов курортной инфраструктуры, расположенных в городах — участниках эксперимента. Например, на эти деньги будут озеленять парки и скверы, содержать пляжи, благоустраивать набережные и так далее.

Курортный сбор: кто будет платить и как это отразится на бизнесе?

С 1 мая 2018 года Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ предусматривает сбор фиксированной платы с туристов в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. Пока деньги будут собирать с отдыхающих «в порядке эксперимента». Как это повлияет на туристический бизнес?

Суть курортного сбора

Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 214-ФЗ, платить курортный сбор будут граждане России и иностранцы с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 год включительно. Курортный сбор вводится в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

Максимальная ставка в 2018 году составит 50 руб. в сутки с человека, а через год увеличится в два раза и станет не выше 100 руб. Однако регионы смогут самостоятельно устанавливать порядок и сроки исчисления курортного сбора.

Так, например, уже известно, что в Алтайском крае в 2018 году сумма не превысит 30 руб. Власти региона рассчитывают направлять собранные деньги на содержание и развитие города-курорта Белокуриха.

В Крыму рассчитывают ввести платеж в размере 10 руб. в сутки только в летний сезон — с 1 мая по 30 сентября 2018 года. Председатель комитета госсовета Крыма по курортам и туризму Алексей Черняк считает, что в 2018 году Крым может получить от курортного сбора 50 млн руб.

В Ставропольском крае с 1 мая 2018 года размер курортного сбора составит 50 руб. в сутки. По оценкам правительства, суммарные поступления от курортного сбора при ставке 50 руб. в 2018–2020 годах составят в Ставропольском крае более 2 млрд руб.

Что касается курортного сбора в Краснодарском крае, то здесь он будет введен только с 16 июля 2018 года. Отсрочка связана с матчами Чемпионата мира по футболу, которые будут проходить в регионе с 14 июня по 15 июля.

Размер курортного сбора может меняться в зависимости от ряда факторов:

  • сезона (в том числе возможно его снижение до 0 руб.);
  • времени пребывания плательщика сбора в объекте размещения;
  • значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

В ст. 5 Закона о курортном сборе уточняется, что взимание сбора может быть прекращено на территории муниципального образования на основании заявки об исключении из территории эксперимента.

Плательщиками курортного сбора будут являться совершеннолетние граждане, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Территории, на которые распространяется курортный сбор, и сроки эксперимента

Курортный сбор в Крыму

Основание: Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017

Территория эксперимента включает территории следующих муниципальных образований Республики Крым:

  • городской округ Алушта;
  • городской округ Евпатория;
  • городской округ Саки;
  • городской округ Судак;
  • городской округ Феодосия;
  • городской округ Ялта;
  • Черноморский район.

Курортный сбор взимается с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Размер курортного сбора за одни сутки фактического проживания в объекте размещения составляет: с 1 мая до 30 сентября — 10 руб; с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря — 0 руб.

От уплаты сбора освобождаются жители Республики Крым, люди, отправляющиеся в Крым на лечение в рамках обязательного медицинского или социального страхования. Льгота также распространяется на категории граждан, которые перечислены в ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ.

Курортный сбор на Алтае

Основание: Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС

На Алтае эксперимент с курортным сбором начнется пока только с Белокурихи.

Размер курортного сбора в 2018 году составит 30 руб. за одни сутки фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения. В 2019 — 2022 годах размер курортного сбора составит 50 руб. за сутки.

Курортный сбор в Ставропольском крае

Основание: Закон Ставропольского края от 08.12.2017 №130-кз

В Ставропольском крае курортный сбор придется платить тем, кто остановится в городах-курортах: Ессентуках, Железноводске, Кисловодске и Пятигорске.

Курортный сбор действует в соответствии с Федеральным законом по 31 декабря 2022 года и устанавливается в размере 50 руб.

Курортный сбор в Краснодарском крае

Основание: Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ

Эксперимент с курортным сбором затронет следующие муниципальные образования:

  • города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи;
  • город Горячий Ключ;
  • Новомихайловское, Джубгское, Небугское, Шепсинское поселения Туапсинского района.

Сроки проведения эксперимента — по 31 декабря 2022 года.

Размер курортного сбора — 10 руб. с человека в сутки.

Жители края от уплаты курортного сбора освобождены.

За неуплату курортного сбора и неисполнение обязанностей, связанных с его сбором, предусмотрен штраф для граждан — от 500 до 2 000 руб.; для операторов курортного сбора (юрлиц и ИП) – от 5 000 до 15 000 руб.

При сокращении фактического количества дней проживания в объекте размещения излишне исчисленная и уплаченная сумма курортного сбора подлежит возврату оператором плательщику сбора при выезде из средства размещения.

Курортный сбор: льготы

Закон освобождает от уплаты курортного сбора различные категории граждан:

  • лиц в возрасте до 24 лет, которые обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
  • лиц, постоянно работающих на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
  • лиц, имеющих место жительства на территории эксперимента;
  • лиц, имеющих на праве собственности жилые дома, жилые помещения на территории эксперимента;
  • спортсменов, тренеров и иных специалистов из спортивной сферы, прибывших для участия в официальных мероприятиях на территорию эксперимента;
  • лиц, прибывших на территорию эксперимента в целях получения специализированной медицинской помощи или медицинской реабилитации, а также сопровождающих их лиц в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет.

Полный список лиц, на которых распространяется льгота, приводится в ст. 7 Закона о курортном сборе. Кроме того, субъектам РФ предоставлено право освобождать от налога иные категории лиц.

Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего это право, либо заверенной копии.

Оператор курортного сбора и его обязанности

Закон вводит такое понятие, как «оператор курортного сбора». Это юридическое лицо или ИП, которое в соответствии с законодательством РФ осуществляет деятельность следующего характера:

  • предоставление гостиничных услуг;
  • предоставление услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению;
  • обеспечение временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта РФ осуществляется оператором по истечении срока фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения.

В ст. 10 Закона о курортном сборе перечислены обязанности операторов курортного сбора. В частности, к ним относятся:

  1. Осуществление исчисления, взимания и перечисление в бюджет субъекта РФ курортного сбора.
  2. Выдача плательщику курортного сбора документа, подтверждающего факт уплаты курортного сбора.
  3. Уведомление о невозможности удержания курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора (в случае невозможности удержания у плательщика исчисленной суммы курортного сбора).
  4. Осуществление учета плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, с соблюдением требований Закона «О персональных данных».
  5. Представление в уполномоченный орган субъекта РФ отчета, подготовленного на основе данных учета, а также сведений, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора. Форма, порядок и сроки представления отчета устанавливаются уполномоченным органом субъекта РФ.

Ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора устанавливается законодательством субъекта РФ.

Курортный сбор будет поступать в бюджет региона, где проводится эксперимент. Для распределения средств планируется создать Фонд развития курортной инфраструктуры.

Налогообложение операторов курортного сбора

На днях налоговая служба выпустила письмо (Письмо от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@), в котором рассказала об особенностях учета курортного сбора. Ссылаясь на ч. 1 ст. 8 Закона № 214-ФЗ, налоговики напоминают, что сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

Поскольку перечисляемая оператору сумма курортного сбора не связана с расчетами по оплате проживания, да и сам оператор является лишь посредником между туристом, вносящим сбор, и бюджетом, то суммы курортного сбора, поступившие оператору, не учитываются в налоговой базе по УСН, налогу на прибыль, НДС и НДФЛ.

Курортный сбор: как будут собирать

Сумма курортного сбора исчисляется умножением количества дней фактического проживания в объекте размещения (за исключением дня заезда) на размер курортного сбора. При этом, как отмечается в ст. 8 Закона о курортном сборе, сумма сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Относительно порядка исчисления и уплаты туристического налога также важно понимать, что:

  • курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения;
  • недопустимо повторное взимание платежа за один и тот же период проживания на территории эксперимента.

Риски для бизнеса

Еще до подписания президентом Закона о курортном сборе туроператоры сообщили о снижении спроса на отдых в Сочи на 40%. Помимо такого негативного фактора, как распространение информации о введении курортного сбора, повлиявшего, по словам игроков рынка, на спрос, эксперты назвали погоду, высокие цены на размещение и более выгодные предложения зарубежных курортов.

В «Опоре России» введение курортного сбора назвали не иначе, как «антирекламой внутреннего туризма в стране». 17 июля 2017 года глава организации Александр Калинин направил письмо на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина, в котором выступил против введения платы за пользование курортной инфраструктурой и обосновал свою позицию тем, что такой сбор повлияет на перераспределение в сторону нелегальных гостевых домов и прочих мест размещения, что приведет к росту теневого бизнеса. О подобном риске предупредили и в Ассоциации туроператоров. Эксперты проанализировали мнение представителей туристического бизнеса и пришли к выводу, что все они сходятся во мнении о преждевременности введения туристического налога, который только приведет к снижению спроса на внутренние направления.

Что нужно знать о курортном сборе в России в 2020 году

Партия «Справедливая Россия» и ее депутаты под руководством Сергея Миронова внесли в Государственную Думу новый законопроект о полной досрочной отмене курортного сбора, начиная с 2020 года. Сообщение об этом пришло из базы данных нижней палаты.

Отменят ли курортный сбор?

Данный законопроект предлагает признать текущий, имеющий силу закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», недействительным, начиная с 1 января 2020 года. Эксперимент с принудительным курортным сбором с туристов, проводится на территории 4 регионов Российской федерации с 1 мая 2018 года, и подразумевает введение оплаты за пользование туристической инфраструктурой. Окончание эксперимента планируется 31 декабря 2022 года.

Руководитель конкурса «Мастера гостеприимства» Евгений Малыгин, участник президентской платформы «Россия — страна возможностей», прокомментировал сложившуюся ситуацию корреспонденту портала «Военные санатории» следующими словами: «Данный сбор практикуют многие заграничные страны, включая юго-восточную Азию и Европу, однако там, курортный сбор включен в туристический чек, в то время как у нас это отдельная статья расходов, причем отличающаяся в зависимости от региона пребывания, что очень неудобно для конечного туриста».

Однако данный эксперт не исключает и полезность курортного сбора, так как собранные средства идут в местный бюджет и способствуют развитию региона, сохранению природы и улучшению туристической инфраструктуры. «Деньги собираются с туристов, для самих же туристов, помогая людям в следующем году отдохнуть уже в более комфортных условиях, прогуливаясь по благоустроенным набережным, чистым пляжам и т.д. Однако сама процедура сбора, пока представляет собою муторный и трудоемкий процесс, и больше раздражает туристов, и ее необходимо сделать незаметной и простой», — заключил собеседник.

Напоминаем, что максимальная сумма курортного сбора в России, на данный момент не превышает 100 рублей в сутки, хотя по факту приходится платить от 10 до 50 рублей в зависимости от региона. Штраф за неуплату так же возможен, и для конкретного физического лица может составлять от 500 до 2000 рублей.

C 1 мая 2018 года в Российской Федерации начало работать постановление правительства о введении обязательного курортного сбора. В виде эксперимента с отдыхающих туристов теперь будет взиматься соответствующая подневная плата. Это действует пока только в четырех популярных регионах России, а собранные таким образом средства пойдут на улучшение инфраструктуры и развитие данной области в целом.

Подробности закона о курортном сборе в России

Новый законопроект, за номером №169585-7, подразумевает оплату определенной суммы за каждый день пребывания человека в курортной и туристической зоне.

Сама оплата вводится постепенно, а ее размер зависит от решения региональных властей. Еще в 2018 году сумма ежедневного сбора составляла около 50 рублей. С 2019 года она выросла почти вдвое, однако не превышает установленной планки в 100 рублей на каждого отдыхающего.

Курортный сбор действует пока в четырех регионах: на полуострове Крым, в Алтайском, Краснодарском, а также Ставропольском краях. Сам эксперимент запланирован до 2022 года, и при его успешном завершении, положительный опыт будет внедряться и в других курортных регионах страны.

Деньги, собранные таким образом, будут поступать в бюджет регионов, откуда их будут распределять специализированные фонды, созданные в каждом из вышеперечисленных регионов. Цели курортного сбора – сохранение природы края, поддержка туристической инфраструктуры для отдыхающих и восстановление курортных объектов.

Кто обязан оплачивать курортный сбор в 2020 году

Согласно постановлению правительства РФ, с 1 мая 2019 года, вводимый курортный сбор обязателен к оплате физическими лицами являющимися совершеннолетними гражданами Российской Федерации или иностранцами нерезидентами, которые находятся в вышеназванных курортных регионах более 24 часов. При этом каждый регион, устанавливает собственный тариф курортного сбора, который принимается органами местной власти.

От уплаты данного вида сбора освобождаются:

  • Местные жители и рабочие курортных территорий;
  • Студенты, получающие очное образование, возрастом до 24 лет;
  • Спортсмены и другие лица, прибывшие на соревнования;
  • Участники ВОВ и лица, имеющие звания Героев, а так же члены их семей;
  • Ликвидаторы Чернобыльской атомной катастрофы, получившие облучение;
  • Инвалиды 1 и 2 группы;
  • Медицинские рабочие, прибывшие с целью оказания помощи;
  • Больные туберкулезом;
  • Малоимущие слои населения.

При этом пенсионеры, не имеющие статуса указанного в перечне, так же обязаны платить курортный сбор. Тоже самое относится и к командировочным. Сумму на сборы обязан компенсировать работодатель.

Краснодарский край

Вышедший 27 ноября 2017 года законопроект, за номером № 3690-КЗ, определеяет сумму курортного сбора на туристических объектах Краснодарского края в размере 10 рублей за полные сутки, исключая день прибытия отдыхающего.

Он распространяется на следующие курортные города:

  • Анапа;
  • Адлер;
  • Сочи;
  • Геленджик;
  • Горячий ключ;
  • Темрюкский район (Небуг, Шепси, Туапсе, Лазаревское и Агой).

В будущем возможно расширение географии населенных пунктов с внесением новых муниципальных образований в список подлежащих курортному сбору.

Кроме того, Краснодарский край пока первый на всей территории РФ регион, который ввел штрафные санкции для лиц, уклоняющихся от уплаты курортного сбора. Для обычных граждан штраф определен в размере 500-2000 рублей, а для туристических операторов и компаний – 5000-15000 рублей.

Полуостров Крым

На территории полуострова Крым, сумма данного сбора так же равняется 10 рублем в ежесуточно на каждого отдельного отдыхающего. Данное постановление имеет законную силу еще с 1 мая 2019 года и распространяется на следующие населенные пункты и территории:

Ставропольский край

Курортный сбор в большом Ставропольском крае действует с 1 мая 2019 года, а его сумма равняется 50 рублям на каждого совершеннолетнего отдыхающего. Соответствующее постановление, за номером № 130-КЗ, было принято еще 8 декабря 2017 года.

Пока, данный сбор осуществляется только с туристов останавливающихся на отдых в Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, а также Железноводске. Причем платить будут, вынуждены те туристы, которые заселяются в гостиницы и различные санатории и пансионаты. На прочих туристов, которые разместились в частном секторе, законопроект пока не распространяется.

Алтайский край

Постановление, за номером № 76-ЗС, принятое 1 ноября 2017 года, гласит, что с 1 мая по 30 сентября 2018 года, размер данного вида обязательных сборов этом регионе, составлял 30 рублей ежесуточно на одного совершеннолетнего отдыхающего. С 2019 года, данная сумма увеличена до 50 рублей.

Как и в предыдущем регионе, курортный сбор в республике Алтай будет взиматься только с тех посетителей, кто расположился в пансионатах, гостиницах и номерах отелей на территории туристического комплекса Белокуриха. За сбор средств отвечают 36 туристических операторов, работающих на данной территории, а собранные деньги пойдут на улучшение инфраструктуры данного курортного комплекса.

Как происходит оплата курортного сбора и можно ли не платить

Кто платит курортный сбор

Курортный сбор берется с граждан, остановившихся на время отдыха в гостиницах, номерах отелей или комнатах пансионатов, и платится по месту проживания за количество фактически проведенных в курортной зоне дней, исключая день въезда. Сама оплата осуществляется при выезде. Так, если вы проживали в гостиничном номере всего 7 дней, платить вам придется только за 6.

При этом, так называемые «дикари», отдыхающие без размещения в гостиницах и отелях, не облагаются никаким сборам, и чиновники до сих пор не придумали способа, как заставить их платить. Поэтому, если вы желаете не платить курортный сбор, у вас есть несколько возможностей для этого:

  • Наличие документов, которые указывают на факт вашей причастности к группам лиц освобождающихся от уплаты курортного сбора;
  • Проживание в палатках, то есть отдых «дикарем», без размещения в гостиницах и пансионатах;
  • Размещение на время отдыха в частном секторе. Попросту говоря съем квартиры у местных жителей.

Курортный сбор в других туристических странах

Многие иностранные курорты ввели данный вид сборов для поддержания инфраструктуры и охране природных богатств данной территории уже очень давно. Большинство туристических предпочитаемых направлений, включая Азиатские государства вроде Таиланда, так или иначе, имеют соответствующие законопроекты распространяющиеся, в том числе на иностранных посетителей курортных зон. Так, к примеру, во Франции, сумма курортного сбора может варьироваться от 0.9 до 3 евро в сутки.

У нас же, данный проект пока существует в формате эксперимента, который продлится до 2022 года и работает только в четырех, особенно посещаемых отдыхающими регионах. Цель – получить дополнительное финансирование тех муниципалитетов, в которых фактически останавливаются туристы, для поддержания инфраструктуры и охранению природных богатств края для будущих поколений. О результатах этого эксперимента, можно будет узнать уже совсем скоро, и мы надеемся, что собранные деньги действительно пойдут на нужды курортных зон, а не осядут в карманах особо заинтересованных лиц.

Курортный сбор России: когда его введут и как будут собирать

Когда в России начнется введение курортного сбора по новому закону от 29.07.2017 № 214-ФЗ? Кто и как будет собирать курортный сбор с 1 мая 2018 года? В каких регионах будет проходить эксперимент по введению сбора? Является ли курортный сбор дополнительной фискальной нагрузкой на бизнес? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Вводная информация о курортном сборе

Введение в России курортного сбора – это эксперимент, который будет проводиться в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае. Об этом говорит само название федерального закона о введении курортного сбора от 29.07.2017 № 214-ФЗ –«О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Для удобства, в этой статье мы будем называть этот закон .

Курортный сбор, по сути, является обязательным платежом, который физические лица должны будут уплачивать за каждый день пользования курортной инфраструктурой на территориях муниципальных образований, где проходит эксперимент.

Организации и индивидуальные предприниматели, как субъекты бизнеса, плательщиками курортного сбора не являются. Сбор будет взиматься исключительно с физических лиц. Причем не только граждан РФ, а со всех «физиков» (вне зависимости от гражданства).

Сроки проведения эксперимента

Обозначенный эксперимент по взиманию курортного сбора будет проводиться по 31 декабря 2022 года. Взимать курортный сбор можно не ранее 1 мая 2018 года. Уплата сбора до этой даты не предусмотрена.

Кто будет взимать сбор

Заниматься взиманием с 1 мая 2018 года станут операторы курортного сбора. Ими станут юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Так, оператором курортного сбора станет, например, гостиница, расположенная в регионе, где проводится эксперимент. Она должна будет взимать с физических лиц курортный сбор и сдавать в уполномоченный орган (он пока не определен) соответствующую отчетность. Какова будет периодичность сдачи отчетности по курортному сбору? Она будет квартальная, месячная, годовая или ежедневная? Пока эти вопросы на уровне законодательства не урегулированы.

Уполномоченный орган будет обязан вести реестр операторов курортного сбора. В него могут попасть организации и ИП, размещающие отдыхающих на объектах размещения.

Объект размещения – это индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания (ст. 3 Федерального закона ).

Размеры курортного сбора с 1 мая 2018 года

Размер курортного сбора не сможет превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей (ст. 5 Федерального закона ).

В настоящее время в перечисленных субъектах РФ предусмотрены следующие ставки курортного сбора:

  • Алтайский край – 30 рублей с человека в сутки (в 2018 году);
  • Республика Крым – 10 рублей (с 1 мая до 30 сентября) или 0 рублей (в остальное время);
  • Краснодарский край – 10 рублей с человека в сутки;
  • Ставропольский край – 50 рублей с человека в сутки.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, будет рассчитываться как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. (ст. 8 Федерального закона ).

Приведем возможный пример расчета. Предположим, что семья их трех человек (муж, жена и несовершеннолетний ребенок) в июле 2018 года проживают в санатории Краснодарского края – 14 дней. Курортный сбор – 10 рублей с человека в сутки. Тогда за каждого взрослого члена семьи в качестве курортного сбора дополнительно к оплате за проживание потребуется заплатить 140 рублей (10 р. x 14 дн.). На семью за двоих взрослых членов семьи нужно будет внести 280 рублей (140 р. + 140 р.). За несовершеннолетнего ребенка платить курортный сбор не потребуется.

Заметим, что размер курортного сбора по закону субъектов РФ может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Таким образом, не исключено, что, например, в зимне-осенний период сбор взиматься вообще не будет. Также, возможно, что курортный сбор, допустим, за первые пять суток проживания будет максимальным, а потом будет поэтапно снижаться (например, со 100 до 20 рублей за день проживания). Все подобные вопросы предстоит определяют власти«экспериментальных» субъектов. И тут уже нужно анализировать их местные законы.

Оператор курортного сбора будет обязан произвести расчет курортного сбора. А при взимании сбора – выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.

Кто освобожден от уплаты сбора

Статья 7 Федерального закона предусматривает перечень лиц, который освобождены от уплаты курортного сбора. К льготным категориям относятся:

  1. лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
  2. лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
  5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. инвалиды войны;
  8. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  9. лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
  10. инвалиды I и II групп;
  11. лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  12. малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  13. лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
  14. больные туберкулезом;
  15. лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
  16. лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
  17. лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;
  18. лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;
  19. спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

Также субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготные категории. То есть, например, не исключено, что в том или ином регионе от уплаты курортного сбора могут быть освобождены, допустим, члены многодетных семей.

Куда пойдут деньги курортного сбора

Деньги курортного сбора будут поступать в бюджет региона, на территории которого проходит эксперимент. Регионы также смогут создавать свои фонды развития курортной инфраструктуры для того, чтобы распоряжаться собранными средствами и направлять их на финансирование работ по проектированию, строительству, ремонту и благоустройству курортной инфраструктуры. Для контроля за расходованием средств предлагается создать общественные советы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как будет работать курортный сбор в России Материал редакции

Госдума утвердила суточный налог в размере 50 рублей, которые будут платить все туристы в четырёх регионах.

19 июля депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении закон о курортном сборе в четырёх регионах России. Если налог одобрит Совет Федерации и президент, то отдыхающие должны будут платить 50 рублей за каждые сутки пребывания на курорте.

При этом величина сбора может варьироваться от места пребывания и сезона, но не может превышать 100 рублей. В правительстве введение сбора назвали экспериментом, так как в случае принятия он будет действовать только до 2022 года.

Что это такое

Согласно проекту закона, туристы, приезжающие на российский курорт, должны платить фиксированный налог. Полученные средства поступят в региональный бюджет и, по плану, пойдут на улучшение курортной инфраструктуры: парков, набережных, пляжей, пешеходных зон, спортивных объектов, санаториев и других объектов социально-культурного, спортивного, рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

Размер сбора может меняться в зависимости от сезона и места пребывания туриста. Региональные власти вправе снизить налог до нуля, если считают, что он отталкивает туристов. Во втором чтении депутаты Госдумы внесли поправки, в которых уменьшили минимальную сумму сбора в 2018 году до 50 рублей. При этом с 2019 до 2022 года планка повысится до максимальной отметки в 100 рублей.

В третьем чтении для курортного сбора утвердили четыре региона: Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край. До 1 декабря 2017 года местные власти должны установить и утвердить сумму налога, в случае принятия законопроекта он будет действовать с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Как будут взимать

Изначально в проекте было указано, что курортный сбор должны будут платить все отдыхающие, прибывающие в регион. Но во втором чтении из закона убрали налог для частного сектора.

По задумке руководство гостиниц или компании, владеющие парками, должны были передавать сбор в специальный фонд. Однако депутаты признались, что в таком случае будет слишком сложно контролировать выплаты.

Платить курортный сбор должны будут все совершеннолетние граждане, которые прибывают в регион на срок больше суток. Исключением могут стать льготные категории граждан. Гостиницы и объекты размещения включат налог в плату за услуги или будут взимать самостоятельно — это ещё предстоит определить региональным властям.

Контролировать выплаты будут местные органы самоуправления и налоговая служба. За распределением средств проследят общественные советы. Собранные деньги пойдут в Фонды развития курортной инфраструктуры, которые должны быть созданы при субъектах РФ. В первый год 70% сборов пойдут на развитие муниципалитета, в последующие — 100% собранных денег.

В случае, если власти региона признают эксперимент неудачным, они смогут отказаться от курортного сбора. Согласно прогнозам, за четыре года действия сбора в бюджет Краснодарского края поступит 8,3 миллиарда рублей, Крыма — 16,4 миллиарда рублей, Ставропольского края — около 2 миллиардов рублей.

Критика проекта

После внесения законопроекта в Госдуму с его критикой выступили в туристических регионах. Власти Севастополя попросили исключить регион из списка: по их мнению, дополнительный налог отпугнёт туристов от городских гостиниц в пользу «теневого» бизнеса.

Глава Крыма Сергей Аксенов усомнился в том, что властям удастся отличить туристов от тех, кто проживает в регионе. «Мы расщепить поток не сможем. Если люди будут знать, что есть конкретный город, где можно не регистрироваться, это будет отдушина», — заявил он.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поддержал введение курортного сбора, однако отметил, что его размер должен варьироваться в зависимости от города. «Размер в Сочи должен отличаться от суммы, взимаемой с туристов, например, в Темрюкском районе», — отметил глава региона.

Туроператоры также не поддержали идею введения налога. По их мнению, ежедневный сбор серьёзно ударит по финансовому положению отдыхающих. Средняя поездка в санаторий занимает 21 день, даже при минимальной ставке в 50 рублей отдыхающему придётся заплатить дополнительные 1050 рублей.

Кроме того, ещё во время обсуждения законопроекта депутатов критиковали за то, что курортный сбор придётся платить всем приезжим. Он коснётся спортсменов, командированных, людей, посещающих родственников, и чиновников, которые приезжают на правительственные и экономические форумы.

Было ли такое раньше

Курортный сбор существовал в России в период с 1991 по 2004 год. Предельный размер налога составлял 5% от минимальной месячной оплаты труда в стране, конкретную сумму определяли туристические регионы. От выплат освобождали людей, которые прибыли по путёвкам, в командировку, на учёбу или на постоянное место жительства и льготные категории граждан.

Впоследствии сбор отменили из-за того, что размер налога отличался для разных категорий граждан и не был привязан к инфляции. По этой причине сбор часто не взимался, а туристами воспринимался как дополнительная преграда для отдыха на российских курортах.

В сентябре 2016 года президент России распорядился внести изменения в законодательство и создать отдельный сбор для туристов. По словам Путина, это необходимо для развития «санаторно-курортной инфраструктуры» регионов. До этого проект обсуждался членами Ассоциации туроператоров России.

В мае 2017 года Дмитрий Медведев призвал внести в Госдуму законопроект о курортном сборе. «Нужно посмотреть, как этот законопроект, если он будет окончательно в такой версии принят, будет функционировать, посмотреть, какие решения будут принимать регионы», — отметил премьер-министр.

В других странах

Курортный сбор существует во многих странах и нужен для того, чтобы повысить туристическую привлекательность курортных зон.

В Германии и Нидерландах налог в размере 5% входит в стоимость платы за ночлег, в Барселоне туристы отдают 0,75-2,5 евро за каждые сутки пребывания, в Италии отдыхающие в 20 курортных зонах платят не более 5 евро в сутки, в ОАЭ сбор составляет 5,5 долларов за сутки проживания, в Португалии налог в 1 евро взимают с туристов старше 13 лет, но только за первые 7 суток пребывания, во Франции размер выплаты определяют регионы.

Энциклопедия решений. Курортный сбор

Смотрите в этом материале:

Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ “О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае” (далее – Закон N 214-ФЗ) на перечисленных территориях введен курортный сбор. Цель эксперимента – сохранение, восстановление и развитие курортов, а также финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

Период проведения эксперимента – с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года (ст. 2 Закона N 214-ФЗ). Для взимания курортного сбора в обязательном порядке должен быть принят закон субъекта РФ о его введении в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента, установлены размер, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта РФ (ст. 5 Закона N 214-ФЗ).

Внимание

С 1 мая 2018 года курортный сбор взимается на территории Алтайского и Ставропольского краев. С 16 июля к ним присоединился Краснодарский край. В Республике Крым начало эксперимента отложено до 1 мая 2021 года (см. справку о курортном сборе).

Плательщики и операторы курортного сбора

Плательщиками курортного сбора являются совершеннолетние физические лица , проживающие в объектах размещения более 24 часов (ст. 6 Закона N 214-ФЗ). Однако на федеральном уровне предусмотрен довольно большой список освобожденных от его уплаты лиц (ч. 1 ст. 7 Закона N 214-ФЗ). Это, например, лица, получающие специализированную медицинскую помощь (медицинскую реабилитацию) в условиях санаторно-курортных организаций; инвалиды и ветераны; малоимущие семьи; лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта; лица, имеющие место жительства или жилые дома, жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента. Субъекты РФ вправе установить и иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора (ч. 2 ст. 7 Закона N 214-ФЗ).

Примечание

Минспорта России в письме от 18.05.2018 N ИСХ-02-4-09/7285 сообщил, что вносит предложение об освобождении на федеральном уровне от курортного сбора спортсменов, тренеров, спортивных судей, а также иных специалистов в области физической культуры и спорта, прибывших для участия в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

В информации Государственной Думы от 23.04.2018 приведены ответы на самые насущные вопросы плательщиков и операторов сбора. В частности, разъяснено, что иностранные отдыхающие – не исключение, с них сбор должен взиматься на общих основаниях. А вот если вы едете на курорт и останавливаетесь у родственников, вы не будете платить сбор. Если вы отдыхаете “дикарем” и останавливаетесь с палатками не на территории кемпинга, вы тоже не будете платить курортный сбор.

Внимание

От уплаты курортного сбора не освобождаются лица, направленные на территорию взимания сбора в командировку . Поэтому если сотрудник направляется в командировку в указанную местность, то при условии проживания в гостинице (и пр.) он обязан заплатить курортный сбор. Это следует учитывать при расчете командировочных расходов.

Сбор уплачивается оператору курортного сбора – юрлицу (ИП), осуществляющему деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ). Это может быть гостиница, санаторий, пансионат, кемпинг, мини-отель, хостел и т.п., а также жилое помещение, которое сдает в наем ИП. Подробнее о средствах размещения см. ГОСТ Р 51185-2014 “Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования” (утв. приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1542-ст).

Курортный сбор взимается не позднее момента выезда плательщика из объекта размещения.

Внимание

Под объектом размещения понимается индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ).

Размер курортного сбора

Сумма курортного сбора к уплате исчисляется умножением количества дней фактического проживания плательщика в объекте размещения (за исключением дня заезда) на размер курортного сбора. Законом N 214-ФЗ размер курортного сбора ограничен: он не может превышать 100 рублей, а в 2018 году – 50 рублей в сутки (ч. 4 ст. 5 Закона N 214-ФЗ).

Ставки курортного сбора

Размер сбора в сутки

с 1 мая 2018 года:

в 2018 г. – 30 руб.;

с 2019 г. – 50 руб.

с 16 июля 2018 года:

с 1 мая 2021 года:

с 1 мая до 30 сентября – 10 руб.;

с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря – 0 руб.

с 1 мая 2018 года:

Какой документ выдавать постояльцам при взимании курортного сбора?

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 214-ФЗ при взимании суммы курортного сбора оператором сбора (гостиницей и т. п.) плательщику курортного сбора выдается документ, подтверждающий факт уплаты. Документом, подтверждающим факт уплаты курортного сбора, может быть:

– кассовый чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения о плате за пользования курортной инфраструктурой прописаны отдельной строкой и включают размер курортного сбора за одни сутки, количество дней фактического проживания, за исключением дня заезда;

– либо квитанция, подтверждающая прием денежных средств за пользование курортной инфраструктурой.

Такой порядок предусмотрен, в частности, п. 9 Порядка осуществления оператором курортного сбора учета плательщиков курортного сбора и лиц, освобожденных от его уплаты, утвержденный приказом Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края от 19.03.2018 N 45/од.

Примечание

До 1 июля 2019 года организации и ИП, оказывающие населению услуги средств размещения, могли осуществлять наличные денежные расчеты с физическими лицами без применения ККТ. При этом они выдавали клиентам БСО, изготовленные типографским способом или сформированные с использованием автоматизированной системы.

После 1 июля 2019 года бланки строгой отчетности должны формироваться с использованием ККТ в соответствии с Законом N 54-ФЗ (см. также письма Минфина России от 22.05.2019 N 03-07-07/36701, от 23.01.2018 N 03-07-07/3220, от 18.01.2018 N 03-01-15/2323).

Вероятно, на сумму курортного сбора и после этой даты не нужно будет пробивать чек. Это связно с тем, что сумма курортного сбора не включается в стоимость проживания. Поэтому применение ККТ при взимании курортного сбора не требуется, так как сбор не является частью стоимости услуг по проживанию. Вместе с тем оператор курортного сбора обязан выдать плательщику документ, подтверждающий факт уплаты сбора. По мнению ФНС (с учетом позиции ЦБ РФ по этому вопросу), в качестве документа, подтверждающего факт уплаты наличными денежными средствами курортного сбора, может использоваться квитанция к приходному кассовому ордеру, выдаваемая в порядке, предусмотренном указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (см. письмо ФНС России от 19.04.2018 N ЕД-4-20/7551).

Налогообложение у оператора курортного сбора

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате отдыхающими, не включается в стоимость проживания (ст. 8 Закона N 214-ФЗ), а значит, не связана с расчетами по оплате проживания в объектах размещения. Соответственно исполнение оператором обязанностей по взиманию сбора не приводит к возникновению у него дохода, а значит и объекта обложения по налогу на прибыль организаций, НДФЛ, налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Внимание

С 29 сентября 2019 года в пп. 9.1 п. 1 ст. 251 НК РФ прямо установлено, что при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде платы за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор), взимаемой операторами курортного сбора. Норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Кроме того, поскольку суммы курортного сбора не связаны с расчетами по оплате услуг по проживанию в объектах размещения, они не подлежат включению операторами в налоговую базу по НДС (см. письмо ФНС России от 12.04.2018 N СД-4-3/6986@).

Внимание

С 8 января 2020 года при перечислении курортного сбора оператором курортного сбора в бюджет субъекта РФ комиссионное вознаграждение кредитными организациями не взимается (ч. 6 ст. 8 Закона 214-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию