Вендинговые автоматы: торговый сбор

Содержание

Вендинговые автоматы: торговый сбор

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация ведет деятельность по продаже продукции через торговые (вендинговые) автоматы. В настоящий момент планирует закупить механические торговые автоматы для реализации жевательной резинки.
Нужно ли подавать уведомление об объекте обложения торговым сбором?
Если надо подавать уведомление, то в ситуации, когда на одной стойке в одном помещении сразу несколько автоматов, сколько уведомлений нужно: одно или несколько?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По факту возникновения новых объектов обложения торговым сбором в виде механических торговых автоматов у плательщика торгового сбора возникает обязанность подать уведомление в установленные сроки.
При этом сведения о новых торговых автоматах организации следует отразить в одном Уведомлении, представляемом по форме N ТС-1.

Обоснование позиции:
Пунктом 60 ГОСТа Р 51303-2013 установлено, что торговый автомат (вендинговый автомат) – это нестационарный торговый объект.
В целях налогообложения торговые автоматы не подразделяются на механические и иные, следовательно, в отношении механических торговых автоматов применяются общие нормы законодательства.
Согласно пп. 8 п. 4 Порядка разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, торговый (вендинговый) автомат является объектом, предназначенным для ведения торговли.
Таким образом, в отношении торговли через торговые автоматы может быть установлен торговый сбор.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 413 НК РФ, на территории города Москвы, в отношении которых Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 “О торговом сборе” (далее – Закон N 62) установлен торговый сбор, обязаны в соответствии с п. 2 ст. 416 НК РФ представить в налоговый орган не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором уведомление по форме ТС-1 “Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор” (далее – Уведомление) (приложение N 1 к приказу ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@).
В Уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора (абзац второй п. 1 ст. 416 НК РФ).
Информация, содержащаяся в Уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, подлежит контролю на предмет в том числе правомерности применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного определенным категориям плательщиков.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 62, п. 3 ст. 410 НК РФ розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, освобождается от обложения торговым сбором.
При этом наличие права на применение льгот не освобождает плательщика сбора от обязанности представить в соответствующий налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора, т.к. обязанность представлять такое уведомление установлена для всех плательщиков сбора (ст. 416 НК РФ), в том числе и для тех, которые подпадают под действие льгот.
Таким образом, возможность применения налогоплательщиком льготы по торговому сбору не освобождает его от обязанности подачи соответствующего уведомления в налоговый орган. Аналогичная точка зрения выражена в п. 2.2 письма Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15. В письме указывалось, что информация о льготных категориях плательщиков сбора, не подавших в налоговый орган уведомление, будет собираться и направляться в налоговый орган Департаментом экономической политики и развития города Москвы в результате мероприятий по выявлению объектов обложения сбором или выявлению недостоверных сведений об объектах обложения сбором.
Для получения льготы вместе с уведомлением, полагаем, необходимо представить документы, подтверждающие право на получение такой льготы. Таким документом, по нашему мнению, является паспорт изделия; также подтверждающим документом может быть приказ на установку торгового автомата, договор аренды (при наличии такового).
Исходя из п. 33 Порядка заполнения форм “Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. ” (далее – Порядок), утвержденного приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@, в поле 3.5 “Код налоговой льготы” формы N ТС-1 последовательно указываются пункт и подпункт статьи нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и, если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями). В данном случае, поскольку соответствующая льгота установлена пп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона N 62, соответствующее поле заполняется следующим образом: 0003000101.1.
Исходя из п. 16 Порядка в случае, если у организации имеется нескольких объектов обложения сбором, то по каждому из них в форме N ТС-1 заполняется отдельная страница, содержащая сведения об объекте обложения. Среди таких сведений, например, адрес объекта осуществления торговли с указанием номера офиса, кадастровый номер помещения, площадь торгового зала объекта осуществления торговли (п.п. 22, 26, 28 Порядка).
В поле 2.2 “Код объекта осуществления торговли” формы N ТС-1, состоящем из двух знакомест, указывается соответствующий код согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. В данном случае следует указать код – 06 (п. 20 Порядка).
В поле 2.3 “Наименование объекта осуществления торговли”, полагаем, возможно также написать “торговый автомат” (п. 21 Порядка).
Основываясь на положениях Порядка, считаем, что в подобной ситуации плательщику сбора следовало заполнить столько страниц “Информация об объекте обложения торговым сбором” формы N ТС-1, сколько торговых автоматов имеется у организации.
При этом заполненные страницы будут являться частью одного экземпляра подаваемого уведомления.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Учет плательщиков торгового сбора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

29 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Торговый сбор. Новая напасть для вендинга!?

Сама напасть в виде торгового сбора не нова для торговли и, вендинга, в частности, в Москве, но уже скоро напасть в виде торгового сбора появится в Санкт-Петербурге и Севастополе. Скорее всего, со временем, торговый сбор узаконят и на всей территории Российской Федерации.

Кто торгует, тот и платит торговый сбор. Кто платит торговый сбор — статья 413 Налогового кодекса. Сбор платят владельцы торговых точек, которые работают на основном налоговом режиме и упрощенке. Это собственники:

— стационарных торговых сетей без торговых залов;
— владельцы рынков, ярмарок, киосков, палаток. Автозаправочные станции и владельцы торговых автоматов попадают в исключение и не платят сбор;
— пунктов нестационарной торговли, которые можно перевозить в разные места. Например, вагончики с фастфудом, мобильные кофейни, павильоны;
магазинов с торговыми залами;
— продуктовых, бытовых, супермаркетов;
— любых складов.

О торговом сборе в городе Москва — Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62
Местные власти планируют ввести торговый сбор не только в Москве, но и в Севастополе и Санкт-Петербурге.

Кто не платит торговый сбор

Перечень льготников — Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62, статья 2 и 3
Торговый сбор можно не платить, если продаете газеты и журналы или товары:
— на рынке;
— в школах, больницах, детских садах;
— в кинотеатрах, театрах, музеях;
— на почте и в госучреждениях;
— в храмах и мечетях.

Полный список услуг, которые не платят торговый сбор — Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62, статья 3.

Кроме того, торговый сбор не платят те, кто оказывают бытовые услуги и дополнительно продают товары. Это, например, салоны красоты, которые торгуют шампунями или ремонт обуви, где можно заодно купить средства для чистки.

Требования к месту такие: площадь не более 100 м², а торговая площадь с витриной не превышает 10% от общей площади.

Еще освобождены от сбора те, кто работает на патенте и платит сельскохозяйственный налог. Местные власти вправе сами определять льготников, поэтому в регионах позднее могут быть другие условия. Но пока это неважно, так что форгет ит.

Как встать на учет в налоговую

Уведомление по форме ТС-1.
Чтобы платить сбор, нужно встать на учет в налоговую. Чтобы не платить — тоже, иначе как налоговая об этом узнает. Для этого заполняют заявление по форме ТС-1 и относят в налоговую. Сделать это нужно не позже пяти дней с начала торговли.

Порядок заполнения формы уведомления

На первой странице пишем ИНН, название компании или ИП, регистрационный номер и номер телефона
На второй указываем коды вида торговой деятельности и объекта осуществления торговли. Эти коды есть в приложениях 2 и 3. Здесь же записываем площадь магазина и сумму сбора — как его рассчитать, рассказываем дальше.

Налоговая рассматривает уведомление и через пять рабочих дней присылает подтверждение. Где встать на учет, зависит от торговой точки. Кто продает через стационарные точки — магазины, ларьки, рынки, идут в налоговую инспекцию по адресу регистрации магазина. Владельцы нестационарных объектов, например, автофургонов, обращаются в налоговую по месту нахождения или месту жительства.

Как встать на учет льготнику

Льготники — владельцы торговых точек, которые не платят торговый сбор. Им тоже нужно отправить в налоговую уведомление. Отдельной формы для них нет, поэтому льготники тоже заполняют уведомление ТС-1. В нем дополнительно нужно указать «Код налоговой льготы» — он показывает по какой причине владелец магазина может не платить торговый сбор.

Вместе с уведомлением нужно собрать документы, которые подтверждают льготы: выписку из реестра ИП или юрлиц, договор с кинотеатром или школой, договор аренды.

У каждого отделения налоговой свои требования к документам, поэтому лучше обратиться в инспекцию по месту регистрации и уточнить список. Льготники — владельцы торговых точек, которые не платят торговый сбор. Им тоже нужно отправить в налоговую уведомление.

Как льготникам заполнять уведомление

Отдельной формы для них нет, поэтому льготники тоже заполняют уведомление ТС-1. В нем дополнительно нужно указать «Код налоговой льготы» — он показывает по какой причине владелец магазина может не платить торговый сбор.

Вместе с уведомлением нужно собрать документы, которые подтверждают льготы: выписку из реестра ИП или юрлиц, договор с кинотеатром или школой, договор аренды. У каждого отделения налоговой свои требования к документам, поэтому лучше обратиться в инспекцию по месту регистрации и уточнить список.

Как рассчитать торговый сбор (пока на примере Москвы)

Сбор нужно считать самим, как и налоги. Платят сбор раз в квартал до 25 числа месяца, который идет за расчетным. То есть например, сбор за второй квартал нужно заплатить до 25 июля.

Платеж вносят за каждую торговую точку. Если у вас один ларек, платите за один ларек, если 20 магазинов — считаете для каждого и складываете.

Ставку сбора утверждают власти Москвы, она зависит от размера магазина и района, где он находится. Если торговая площадь меньше 50 м², сумма сбора фиксированная, если больше — считают по метражу. Ставки прописаны в законе о торговом сборе. ИП «Мелочевка» продает одежду в центре Москвы. Ставка для торговых точек — 81 000 рублей в квартал. Торговый сбор = 81 000 х 1 = 81 000 рублей в квартал.

ООО «Вещи для дома» владеет павильоном размером 60 м² в Ново-Переделкино. Ставка такая: 420 рублей за площадь до 50 м² и 50 рублей за каждый квадратный метр остальной площади.
Торговый сбор = 420 рублей x 50 м² + 50 рублей x 10 м² = 21 500 руб.

Ставки торгового сбора — Закон города Москвы от 17 декабря 2014 года № 62 О торговом сборе

Уведомление по форме ТС-2

Платить нужно полную ставку, даже если магазин работал один день. Если продаж не было в течение всего квартала, сбор платить не нужно.
Если предприниматель или компания закрывает или открывает новую торговую точку, он подает заявление в налоговую по форме ТС-2 в течение пяти дней. Налоговая сама пересчитает сбор.

Как уменьшить налог

Кто зарегистрирован в Москве и торгует в Москве, может вычесть торговый сбор из суммы налога на прибыль: раз в квартал, раз в полгода или год, как удобно.

Главное условие — в этот же период должен быть уплачен торговый сбор. Например: Авансовый платеж за полгода можно уменьшить на сумму торгового сбора за второй квартал. Главное, уплатить торговый сбор до конца квартала — в 2019 году это 29 июля.

Если успели заплатить сбор за третий и четвертый кварталы — до 30 марта 2020 года, можно уменьшить налог на прибыль за 2019 год.
На общей системе можно уменьшить сумму НДФЛ. Сбор и 13% налога надо заплатить в том же году и том же регионе, где владелец магазина стоит на учете. Когда ИП или компания зарегистрированы в одном городе, а налог платит в другом, так сделать не получится.

На упрощенке 6% вычитают сумму сбора из единого налога или авансового платежа. Налогоплательщики на упрощенке 15% включают торговый сбор в расходы и уменьшают налог.

Что будет, если не платить торговый сбор

Штрафы за непредставление информации в налоговую — Статья 15.16 Административного кодекса.
Налоговая считает так: если не платить сбор — это то же самое, что и вести бизнес без регистрации. За это штрафуют: забирают 10% с доходов, которые магазин получил, пока торговал без постановки на учет. Минимальный штраф — 40 000 рублей.

Еще могут дополнительно назначить административный штраф от 100 до 300 рублей для ИП и от 300 до 500 рублей для руководителя юрлица.

Новенькое в 2019 году

О внесении изменений в статью 3.1 закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 62 «О торговом сборе» — Закон города Москвы от 26.12.2018 года № 36.
С 1 июля этого года налоговая взяла и уменьшила всем ставки сбора:
магазины размером до 50 м² уменьшают ставку на 10%;
если площадь меньше 300 м², то ставку уменьшают на 2—10% — зависит от конкретной площади.
Новые ставки пока нигде не прописаны, поэтому придется считать самостоятельно по тем данным, которые уже есть.

В России

Версия для печати | Обсудить на форуме
09.11.2015

Торговые автоматы и торговый сбор: разъяснение о порядке уведомления

Вопрос: Организация, осуществляющая розничную торговлю с использованием торговых (вендинговых) автоматов в г. Москве, освобождена от обложения торговым сбором. Нужно ли представлять уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора?

Ответ: Организация, осуществляющая розничную торговлю с использованием торговых (вендинговых) автоматов, которая в соответствии с Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 “О торговом сборе” (далее – Закон N 62) освобождена от обложения торговым сбором, обязана представить в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Обоснование: Постановка на учет организации в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляется на основании соответствующего уведомления. В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности, объект осуществления торговли, его характеристики (п. 1 ст. 416 Налогового кодекса РФ). Форма уведомления N ТС-1 утверждена Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@ (далее – Приказ N ММВ-7-14/249@).

Плательщик сбора должен представить уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 2 ст. 416 НК РФ).

Если плательщик сбора не представит такое уведомление в срок, он может быть оштрафован на сумму в размере 10% полученных доходов за период ведения торговой деятельности без уведомления, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116, п. 2 ст. 416 НК РФ, п. 7.1 Письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@).

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).

Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где установлен указанный сбор (п. 1 ст. 411 НК РФ). На территории г. Москвы торговый сбор установлен с 1 июля 2015 г. Законом N 62 (ст. 1 Закона N 62).

Торговый сбор устанавливается, в частности, в отношении торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети (п. п. 1, 2 ст. 413 НК РФ, ст. 2 Закона N 62).

Торговый (вендинговый) автомат является объектом, предназначенным для ведения торговли (пп. 8 п. 4 Порядка разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП). Следовательно, в отношении торговли через торговые автоматы может быть установлен торговый сбор. Таким образом, организация подпадает под определение плательщика сбора. Однако Законом N 62 предусмотрена льгота в виде освобождения от обложения торговым сбором розничной торговли с использованием торговых (вендинговых) автоматов (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 62, п. 3 ст. 410 НК РФ).

Обязанность представлять уведомление предусмотрена для всех плательщиков сбора, и наличие льготы в виде освобождения от уплаты торгового сбора ее не отменяет. Аналогичная точка зрения выражена в п. 2.2 Письма Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15.

Кроме того, в утвержденной форме уведомления N ТС-1 имеются (п. п. 20, 33 Приложения N 5 к Приказу N ММВ-7-14/249@):

– поле 2.2 “Код объекта осуществления торговли”, в котором проставляется предусмотренный для торгового (вендингового) автомата код 06 (Приложение N 3 к Порядку заполнения формы уведомления о постановке на учет, утвержденному Приказом N ММВ-7-14/249@);

– поле 3.5 “Код налоговой льготы” для указания пункта и подпункта статьи закона, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота.

На основании этих сведений налоговый орган может проконтролировать информацию, содержащуюся в уведомлении по форме N ТС-1, на предмет правомерности применения освобождения от уплаты торгового сбора, предоставленного определенным категориям плательщиков (п. 2.1 Письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@).

Следовательно, несмотря на то что организация, осуществляющая розничную торговлю с использованием торговых автоматов в г. Москве, освобождена от обложения торговым сбором, она обязана представить уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Другие новости

Чем больше сеть торговых автоматов – тем меньше прибыль с отдельно взятого торгового автомата.

Торговый сбор при розничной торговле с использованием торговых (вендинговых) автоматов: нужно ли представлять уведомление в налоговый орган?

Розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, освобождается от обложения торговым сбором. Обязана ли организация, занимающаяся такой деятельностью (г. Москва), представлять уведомление в налоговый орган? Как в таком случае заполнить уведомление?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Все плательщики торгового сбора обязаны подать уведомление в установленные сроки, включая тех плательщиков, в отношении которых установлены льготы. При этом для получения льготы вместе с уведомлением необходимо представить документы, подтверждающие право на получение такой льготы.

Обоснование позиции:

Обращаем Ваше внимание, что наличие права на применение льгот не освобождает плательщика сбора от обязанности представить в соответствующий налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора, т.к. обязанность представлять такое уведомление установлена для всех плательщиков сбора (ст. 416 НК РФ), в том числе и для тех, которые подпадают под действие льгот.

Таким образом, возможность применения налогоплательщиком льготы по торговому сбору не освобождает его от обязанности подачи соответствующего уведомления в налоговый орган.

При этом для получения льготы вместе с уведомлением, полагаем, необходимо представить документы, подтверждающие право на получение такой льготы. Таким документом, по нашему мнению, является паспорт изделия, также подтверждающим документом может быть приказ на установку торгового автомата, договор аренды (при наличии такового).

Согласно ст. 418 НК РФ при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 “О торговом сборе” (далее – Закон N 62) установлено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, является Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Таким образом, информация о льготных категориях плательщиков сбора, не подавших в налоговый орган уведомление, будет собираться и направляться в налоговый орган Департаментом экономической политики и развития города Москвы в результате мероприятий по выявлению объектов обложения сбором или выявлению недостоверных сведений об объектах обложения сбором (смотрите письмо Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15)*(1).

За непредставление уведомления плательщику торгового сбора грозит штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ) (смотрите письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229).

Штраф за неуведомление о торговом сборе

При наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки на учет в качестве плательщика сбора, получения дохода в этом периоде, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ.

За данное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ). А в отношении должностных лиц возможен также административный штраф от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

Заполнение Уведомления

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 413 НК РФ, на территории города Москвы, в отношении которых Законом N 62 установлен торговый сбор, обязаны в соответствии с п. 2 ст. 416 НК РФ представить в налоговый орган не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором уведомление по форме ТС-1 “Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор” (приложение N 1 к приказу ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@ (далее – приказ N ММВ-7-14/249@))*(2).

При этом ФНС России в письме от 26.06.2015 N ГД-4-3/11188@ отметила, что заполнить Уведомление плательщики торгового сбора могут с помощью программного средства “Налогоплательщик ЮЛ” (версия 4.41.4 и выше) (размещено на сайте http://www.nalog.ru в разделе “Программные средства”).

Порядок заполнения Уведомления определен в приложении N 5 к приказу ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@ (далее – Приложение N 5).

Порядок заполнения страницы “Информация об объекте обложения торговым сбором” формы N ТС-1

Порядок заполнения “Информация об объекте обложения торговым сбором” в Уведомлении установлен в Приложении N 5 приказа N ММВ-7-14/249@.

Согласно п. 3 Приложения N 5 все разделы и поля форм N ТС-1 подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком.

В соответствии с п. 17 Приложения N 5 в поле 1.1 “Дата возникновения (прекращения) объекта обложения сбором, изменения показателей объекта обложения сбором” формы N ТС-1 указывается дата возникновения (прекращения) объекта обложения сбором, изменения показателей объекта обложения сбором.

Организации и индивидуальные предприниматели, использующие объекты движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности до 01.07.2015, в отношении которого с указанной даты будет установлен торговый сбор, обязаны представить в соответствующий налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в срок не позднее 07.07.2015. Датой возникновения объекта обложения сбором в данном случае будет считаться 01.07.2015 (п. 1.4 письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@).

Так, согласно п. 18 Приложения N 5 сумма торгового сбора для каждого объекта обложения торговым сбором указывается в поле 1.2 “Код вида торговой деятельности” формы N ТС-1, состоящем из двух знакомест, проставляется соответствующий код согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. В Вашем случае, полагаем, должно быть указано значение – 02*(3).

Согласно п. 19 Приложения N 5 в поле 2.1 “Код по ОКТМО” формы N ТС-1 указывается код муниципального образования, на территории которого осуществляется торговая деятельность. Коды ОКТМО содержатся в “Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований” ОК 033-2013 (ОКТМО). При заполнении показателя “Код по ОКТМО”, под который отводится одиннадцать знакомест, свободные знакоместа справа от значения кода в случае, если код ОКТМО имеет восемь знаков, не подлежат заполнению дополнительными символами (заполняются прочерками).

В поле 2.2 “Код объекта осуществления торговли” формы N ТС-1, состоящем из двух знакомест, указывается соответствующий код согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. В данном случае следует указать код – 06 (п. 20 Приложения N 5).

В поле 2.3 “Наименование объекта осуществления торговли”, полагаем, возможно написать “торговый автомат” (п. 21 Приложения N 5).

При заполнении поля 2.4 “Адрес объекта осуществления торговли” формы N ТС-1 указываются: почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и так далее), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер офиса. Цифровой код региона указывается в соответствии со справочником “Субъекты Российской Федерации” согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (п. 22 Приложения N 5).

В поле 2.5 “Основание для пользования объектом осуществления торговли” формы N ТС-1, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:

“3” – иное основание (п. 23 Приложения N 5).

В поле 2.6 “Номер разрешения на размещение нестационарного объекта торговли” формы N ТС-1 указывается номер разрешения на размещение нестационарного объекта торговли. При отсутствии номера разрешения на размещение нестационарного объекта торговли во всех знакоместах данного поля проставляются нули (п. 24 Приложения N 5).

Так, согласно п. 31 Приложения N 5 сумма торгового сбора для каждого объекта обложения торговым сбором указывается в поле 3.3 “Исчисленная сумма сбора за квартал (в рублях)” Уведомления как произведение ставки торгового сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

В случае если нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлены дифференцированные ставки торгового сбора, то сумма торгового сбора исчисляется с учетом особенностей принятого нормативно правового акта.

Согласно п. 1 ст. 415 НК РФ ставки сбора устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

Таким образом, на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на 1 кв. метр торгового зала. На объект организации торговли, не имеющий торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на объект осуществления торговли (письмо Минфина России от 28.04.2015 N 03-11-06/24456).

Так как в данном случае речь идет об объекте нестационарной торговой сети, то, по нашему мнению, соответствующий показатель заполняется либо в поле 3.1 “Ставка сбора на объект осуществления торговли (в рублях)” Уведомления указывается ставка торгового сбора, установленная нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли (п. 29 Приложения N 5).

В соответствии с п. 33 Приложения N 5 в поле 3.5 “Код налоговой льготы” формы N ТС-1 последовательно указываются пункт и подпункт статьи нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и, если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).

В данном случае соответствующая льгота установлена пп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона N 62, соответствующее поле заполняется следующим образом:
0003000101.1.

В поле 3.6 “Сумма сбора за квартал (в рублях) (стр. 3.3. – стр. 3.4.)” формы N ТС-1 указывается разница между исчисленной суммой торгового сбора за квартал и суммой льготы, предоставляемой на объект осуществления торговли (п. 34 Приложения N 5).

В оставшихся полях проставляются прочерки (пп. 3 п. 4 Приложения N 5).

При этом напомним, что информирование плательщика сбора о порядке исчисления и уплаты данного сбора является обязанностью налоговых органов (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

3 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите раздел “Часто задаваемые вопросы о торговом сборе” на
официальном сайте Департамента финансов города Москвы:
http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/tax-policies/i-organizat
ion-trading-fee-frequently-asked-questions.php.

*(2) До 2 августа включительно рекомендуемая форма Уведомления была
утверждена приложением N 1 к письму ФНС России от 10.06.2015 N
ГД-4-3/10036@.

*(3) Пунктом 60 ГОСТа Р 51303-2013 установлено, что торговый автомат (вендинговый автомат) – это нестационарный торговый объект.

Торговый сбор в 2019 году: кто и как должен платить

Торговый сбор – это платёж, который относится к местным налогам и сборам. Впервые ТС установили в Москве в середине 2015 года, поэтому порядок его взимания уже хорошо проработан на практике.

Кроме того, Налоговый кодекс предоставляет возможность вводить торговый сбор на территории других городов федерального значения (Санкт-Петербург и Севастополь), но муниципальные власти своим правом пока не воспользовались.

В других регионах России торговый сбор может быть введён только после соответствующего федерального закона, который за эти годы не был принят. Таким образом, в 2019 году торговый сбор действует только на территории Москвы.

В этой статье мы разберём все практические вопросы по торговому сбору – кто должен его платить, по какой ставке, как встать на учёт, в какие сроки перечислять платежи. Кроме того, уплате сбора посвящена глава 33 НК РФ и закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62. При необходимости рекомендуем обращаться к этим первоисточникам или на бесплатную консультацию.

Что облагается торговым сбором

Начнём с вопроса о том, что облагается торговым сбором? Особенность ТС в том, что он взимается не от выручки, а с самого торгового объекта. При этом не имеет значения объём продаж, ассортимент и количество проданных товаров, а также право собственности на объект.

Более того, сумма сбора практически не зависит от регулярности торговли. В статье 412 НК РФ указано, что ТС за квартал взимается в полном размере, даже если торговля за этот период велась всего один раз. Какого-либо перерасчёта в соответствии с реально отработанными днями кодекс не предусматривает. От уплаты сбора может быть освобожден только полный квартал, в течение которого торговля не велась ни разу.

Что касается площади торговой точки, то принцип взимания сбора тоже нельзя назвать полностью справедливым. Объекты до 50 кв. м платят одинаковые суммы, независимо от реальной площади. Расчёт ТС по квадратным метрам предусмотрен только для торговых точек площадью свыше 50 кв. метров.

Кроме того, есть дифференциация по районам Москвы – самые высокие ставки сбора установлены для Центрального административного округа. Конкретные суммы ТС вы можете узнать из таблиц ниже.

Итак, торговым сбором облагаются объекты:

  • стационарной торговой сети с торговыми залами;
  • стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок);
  • нестационарной торговой сети.

Важно: торговой сетью признается совокупность двух и более объектов (ст. 2 закона от 28.12.09 № 381-ФЗ). Однако для обложения торговым сбором не имеет значения количество точек. Даже если это только один магазин или киоск, сбор всё равно надо платить. Об этом говорится, например, в письме Минфина от 30.11.2017 № 03-11-13/79321.

В статье 413 НК РФ указан ещё один вид объектов, облагаемых торговым сбором. Это товарные склады и базы. Однако в законе г. Москвы от 17.12.2014 № 62 ставка ТС для них не установлена, поэтому на территории столицы эти объекты сбор не платят.

Кроме того, в соответствии со статьей 3 закона № 62 от уплаты торгового сбора в Москве освобождены:

  • торговые (вендинговые) автоматы;
  • торговля на ярмарках и объектах, расположенных на территории розничных рынков (в данном случае ТС взимается не с конкретных точек, а со всей площади рынков);
  • разносная розничная торговля в зданиях и помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений;
  • торговля на территории агропродовольственного кластера;
  • Почта России;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации;
  • киоски со специализацией «Печать»;
  • торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, если доля доходов от продажи билетов составляет 50% и более;
  • торговля книгами, журналами, газетами, если выручка от реализации этих товаров превышает 60% оборота;
  • организации сферы быта, оказывающие некоторые услуги (парикмахерские, салоны красоты, прачечные, химчистки, ремонт одежды, текстильных изделий, обуви, часов, ювелирных изделий, металлической галантереи, ключей), если площадь, занятая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, не превышает 10% от общей, а вся площадь объекта – не более 100 кв. метров.

И всё же по вопросу обложения ТС разных объектов возникает много вопросов. На многие из них Минфин отвечал в отдельных письмах.

Вид объекта или торговли

Надо ли платить торговый сбор

Выставочный зал (шоу-рум), где демонстрируется товар и принимается оплата

Да, потому что в этом помещении ведётся торговая деятельность (письмо от 26.09.2016 № 03-11-06/4/55977)

Нет, потому что торговые объекты здесь не используются (письмо от 15.07.2015 № 03-11-10/40730)

Торговля с открытых площадок без временных построек (например, сезонные овощные развалы, где овощи продают с земли или с поддонов)

Нет, т.к. в этом случае торговый объект отсутствует (письмо от 14.10.2015 № 03-11-09/58630)

Нет, потому что реализация недвижимости не относится к торговой деятельности. Классификатор ОКВЭД относит это направление бизнеса к отдельному разделу G

Организация при продаже товаров собственного производства через фирменный магазин

Да, потому что для уплаты ТС продажа товаров собственного производства через фирменные магазины относится к розничной торговле (письмо от 27.07.2015 № 03-11-09/43208). Не платить сбор про реализации таких товаров через свои магазины могут только плательщики ЕСХН

Точка общепита, если она, в том числе, торгует готовыми покупными товарами

Нет, т.к. объект общепита вправе продавать готовые товары, в том числе, на вынос (письмо от 04.10.2016 № 03-11-12/57653)

Автосервис, который при оказании услуг по ремонту транспорта продает запчасти без их установки

Да, потому что закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 освобождает от уплаты ТС только некоторые организации по оказанию услуг

Организация, в офисе которой выдают товар и принимают деньги от покупателей

Да, ведь объектом торговли признаются не только специализированные (магазины, киоски и др.), но и другие помещения, где совершаются сделки купли-продажи (письмо от 15.07.2015 № 03-11-10/40730)

Собственник торгового объекта, который не использует его в своей деятельности

Нет, потому что само по себе владение таким объектом не подразумевает ведения на нём торговли (письмо от 19.10.2015 № 03-11-09/59842)

Если вы не уверены, надо ли в вашей ситуации платить торговый сбор, советуем получить письменное разъяснение от Минфина или ФНС. Обратиться можно в московскую ИФНС по месту ведения деятельности или через онлайн-форму обращений на сайте этих ведомств.

Кто платит торговый сбор

А теперь о том, кто платит торговый сбор. Дело в том, что эта обязанность установлена не для всех организаций и предпринимателей, которые торгуют в Москве. Здесь есть прямая зависимость от налогового режима, который применяет продавец.

Этот платёж обязателен только на общей (ОСНО) и упрощенной (УСН) системах налогообложения. На режимы ПСН и ЕСХН торговый сбор не распространяется. Кроме того, нельзя совмещать уплату торгового сбора с ЕНВД. Однако в Москве этот режим уже давно не применяется, а с 2021 года вообще прекращает свое действие.

Что в итоге получается? Работать на ПСН организации не могут, ЕНВД в столице не действует, а ЕСХН вправе применять только сельхозпроизводители и рыболовецкие предприятия (а также те, кто оказывает им определённые услуги). Значит, освободиться от уплаты ТС в Москве могут только индивидуальные предприниматели, которые оформили патент на розничную торговлю.

Ставки торгового сбора

Мы выяснили, что такое торговый сбор, и кто его платит. Остаётся узнать, о каких суммах идёт речь. Ставки ТС устанавливает тот же самый закон г. Москвы – от 17.12.2014 № 62. Это довольно объёмные таблицы с подробным перечнем городских округов и районов.

С 1 июля 2019 года некоторые ставки сбора снижаются. Например, в районах, входящих в ЦАО, за один торговый объект площадью до 50 кв. м надо будет платить 54 000 рублей в квартал вместо 60 000 рублей.

Чтоб узнать торговый сбор для ИП и организаций, работающих в Москве, скачайте таблицы по ссылкам ниже и найдите в них свою категорию объекта и район торговли.

Обратите внимание: для торгового сбора устанавливается ежегодный коэффициент-дефлятор, учитывающий рост инфляции. В 2019 году он составляет 1,371. Однако применяется этот коэффициент только для площадей розничных рынков.

Учёт затрат на уплату торгового сбора

В определённой мере расходы на уплату ТС можно компенсировать. Но для этого организация или ИП должны самостоятельно встать на учёт в качестве плательщика торгового сбора.

Есть ещё одно важное условие – налог можно уменьшить в том случае, если он уплачен в тот же бюджет, что и торговый сбор. Например, если ИП на ОСНО зарегистрирован в Калужской области, а торгует в Москве, то свой НДФЛ он уменьшить не сможет.

И, конечно, уменьшение налога с доходов от продажи будет происходить в соответствии с правилами выбранной системы налогообложения продавца. Так, для организаций на ОСНО уплаченные суммы ТС не могут включаться в расходы (п. 19 статьи 270 НК РФ), но уменьшают сумму начисленного налога на прибыль. На УСН Доходы минус расходы сбор может быть учтён при расчёте налоговой базы на основании пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Плательщики УСН Доходы уменьшают единый налог на сумму ТС, для этого в годовой декларации предусмотрен отдельный раздел 2.1.2. Но кроме того, упрощенцы уменьшают налог на уплаченные страховые взносы. В каком порядке это сделать?

Согласно п. 8 статьи 346.21 НК РФ уплаченный торговый сбор уменьшает единый налог в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 этой же статьи. Это означает, что сначала из исчисленного налогового платежа вычитают страховые взносы, уплаченные в отчетном периоде. При этом для работодателей действует ограничение на уменьшение налога (не более 50%). И уже оставшуюся часть налога можно уменьшать на торговый сбор (письмо Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Как плательщику торгового сбора встать на учёт

Предполагается, что встать на учёт плательщик ТС должен самостоятельно, подав специальное уведомление по форме № ТС-1 в течение пяти рабочих дней с начала торговли. Для этого надо обратиться в ИФНС по месту ведения деятельности. ООО и ИП, которые занимаются в столице развозной или разносной торговлей, уведомление должны подавать в ИФНС по месту своей регистрации.

Подтверждением постановки плательщика сбора на учёт будет свидетельство, которое в течение пяти рабочих дней направляет налоговая инспекция. Если торговая точка не встанет на учёт добровольно, это всё равно произойдет, но уже в принудительном порядке. Выше мы уже отмечали, что в таком случае плательщик ТС теряет право уменьшать налог на расходы по уплате сбора.

За тем, как взимается торговый сбор в Москве в 2019 году, отвечает, в том числе, Департамент экономической политики и развития. Ведомство выявляет точки организации торговли, которые не подали уведомление, и передает эти данные в ФНС. За это ООО или предпринимателя оштрафуют по статье 116 НК РФ в размере 10% от суммы полученного дохода, но не менее 40 000 рублей.

Как платить торговый сбор

Суммы сбора продавец рассчитывает заранее и самостоятельно, указывая их в уведомлении о постановке на учет. Если же объект поставлен на учет принудительно, то требование об уплате с рассчитанной суммой направляет ИФНС.

При увеличении площади объектов или их количества в течение квартала размер сбора должен быть увеличен с начала квартала, в котором произошло изменение. Если же характеристики объектов, наоборот, сократились, то уменьшить размер сбора можно только с начала следующего квартала. В обоих случаях, а также при закрытии какой-либо точки, надо подать новое уведомление по форме № ТС-1, где будут указаны измененные характеристики объектов.

Что делать, если наверняка известно, что в каком-то квартале торговой деятельности не будет? НК РФ не предусматривает приостановления уплаты сбора. В этом случае, чтобы не платить сбор, надо до начала этого квартала подать уведомление о прекращении торговой деятельности по форме № ТС-2. Но затем, при возобновлении торговли, придется заново становиться на учёт.

Рассчитанную сумму сбора надо перечислить по итогам отчетного квартала, не позднее 25-го числа следующего месяца. В таблице мы указали сроки уплаты ТС за 2019 год

Торговый сбор в 2020 году: кому платить и как рассчитывать

Что это такое

С 1 июля 2015 года вступила в силу глава 33 НК РФ, посвященная новому обязательному платежу – торговому сбору.

Торговый сбор – это ежеквартальный платеж, который должны перечислять в бюджет ИП и организации, занимающиеся деятельностью, связанной с торговлей. Торговый сбор является местным налогом, поэтому платится он в бюджет того муниципального образования, в котором установлен.

Где введен торговый сбор в 2020 году

Торговый сбор может быть установлен только на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), но для этого им необходимо заблаговременно принять соответствующей местный закон.

По состоянию на 2020 год правовой акт (закон № 62 от 17 декабря 2014 года), устанавливающий торговый сбор, был утвержден только властями города Москвы и вступил в действие с 1 июля 2015 года. Поэтому, если вы торгуете в столице (независимо от того, в какой ИФНС состоите на учете — московской, подмосковной и т.д.) – Вы обязаны платить торговый сбор.

Вполне возможно, что при неплохих поступлениях в бюджет торговый сбор введут и в других муниципальных образованиях, но для этого местным властям потребуется принять соответствующий закон. По имеющейся информации, из-за сложной экономической ситуации в стране, торговый сбор в 2020 году, по-прежнему, будет введен только в Москве.

Кто должен платить торговый сбор

Необходимость в уплате торгового сбора напрямую зависит от 2-х факторов:

  1. Выбранной системы налогообложения.
  2. Вида предпринимательской деятельности.

Выбранная система налогообложения

Торговый сбор должны платить только ИП и организации, применяющие ОСНО или УСН.

Плательщикам ЕСХН и предпринимателям на патенте торговый сбор платить не нужно.

Что касается ЕНВД, то, согласно новым правилам, совмещать вмененку и торговый сбор нельзя. Поэтому, если вы применяете ЕНВД, и по вашему виду деятельности в регионе ввели торговый сбор, то с вмененки придется сняться и перейти на другую систему налогообложения.

Таблица 1. Уплата торгового сбора в зависимости от налогового режима

Налоговый режимНеобходимость в уплате торгового сбора
Общая система налогообложения (ОСН)Нужно платить
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Патентная система налогообложения (ПСН)Не нужно платить
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)Если в регионе по виду деятельности ЕНВД был введен торговый сбор, то необходимо перейти на другую систему налогообложения

Виды деятельности, облагаемые торговым сбором

Торговый сбор необходимо платить ИП и организациям, осуществляющим розничную, мелкооптовую и оптовую торговлю через:

  • стационарные торговые объекты, имеющие торговый зал;
  • стационарные торговые объекты, не имеющие торговый зал (за исключением автозаправочных станций);
  • нестационарные торговые объекты;
  • складские помещения.

При этом торговый сбор перечисляется только в том случае, когда конкретный вид деятельности прямо указан в законе. К примеру, в Москве продажа со складов под торговый сбор не подпадает, связано это с тем, что данный вид бизнеса не предусмотрен в правовом акте г. Москвы.

Что касается деятельности розничных рынков, то она также приравнена к торговле. Однако сбором облагаются не сами торговые точки, а непосредственно вся площадь рынка целиком.

Поэтому, вполне можно ожидать, что владельцы рынков не захотят платить торговый сбор из своего собственного кармана и просто распределят эти расходы между торговцами, увеличив им арендную плату или стоимость права на торговлю.

Примечание: в главе 33 НК РФ отсутствуют определения для многих ключевых терминов (площадь торгового зала, что является объектами стационарной торговли и т.д.) поэтому в подобной ситуации представители ФНС рекомендуют ориентироваться на понятия, применяемые для ЕНВД и ПСН (см. ст. 346.27 и ст. 346.43 НК РФ).

Виды деятельности, не облагаемые торговым сбором

Местные власти имеют право устанавливать виды деятельности, в отношении которых торговый сбор платить не нужно:

Льготные виды деятельности

Согласно закону г. Москвы № 29 от 24 июня 2015 года, от уплаты торгового сбора освободили:

  • розничную торговлю через торговые (вендинговые) автоматы;
  • торговлю на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
  • торговлю в кинотеатрах, театрах, музеях при условии, что по итогам квартала доход от продажи билетов составит не менее 50%;
  • торговлю на территории агропродовольственного кластера (овощебазы);
  • торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков;
  • автономные бюджетные и казенные учреждения;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • нестационарные торговые объекты (киоски, палатки, открытые лотки), реализующие печатную продукцию;
  • религиозные организации в отношении торговли в культовых зданиях.

Помимо этого от уплаты торгового сбора освободили объекты бытового обслуживания (парикмахерские, салоны красоты, прачечные, химчистки, ремонт одежды, обуви, часов, ювелирных изделий, ремонт и изготовление металлической галантереи и ключей) при соблюдении следующих условий:

  1. Основным видом деятельности является оказание бытовых услуг, а не торговля.
  2. Площадь объекта не превышает 100 кв. метров, а, непосредственно, торговая площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% от общей площади.

Например, салону красоты площадью 50 кв. метров не нужно будет платить торговый сбор если под торговлю сопутствующими товарами (шампуни, кремы и т.д.) отведено не более 5 кв. метров.

По мнению представителей ФНС, интернет-магазины также не должны платить торговой сбор, но только при условии, что их деятельность не предполагает непосредственного контакта продавца с покупателем (реализация через курьеров или экспедиторов).

Более того, продажа товаров через интернет-магазин подпадает под описание торговли со склада, а она, как известно, в Москве торговым сбором не облагается.

Обратите внимание, несмотря на то, что вышеперечисленные виды деятельности являются льготными и освобождены от уплаты торгового сбора, подать уведомление (с указанием соответствующей категории льготы) о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора все равно необходимо.

Что облагается торговым сбором

В качестве базы для расчета торгового сбора берется не реально полученный доход, а сам факт использования торгового объекта. Причем под торговым объектом понимается не только недвижимое имущество (магазины, палатки, киоски и т.д.), но и движимое (объекты развозной и разносной торговли).

Поэтому необходимость в уплате торгового сбора не зависит от таких факторов как:

  • Право собственности на торговый объект. Платить сбор должны те лица, которые непосредственно используют объект для торговли в независимости от того собственник это или арендатор.
  • Величина полученных доходов. Размер торгового сбора напрямую зависит только от количества квадратных метров, а также типа и места расположения объекта торговли.
  • Место регистрации бизнесмена. Торговый сбор должны платить все, кто ведет торговлю на той территории, где он установлен, в независимости от места жительства предпринимателя (например, ИП зарегистрированный в Смоленске, но ведущий деятельность в Москве обязан платить торговый сбор).
  • Регулярность торговли. Торговый сбор рассчитывается и платится сразу за целый квартал. Поэтому в независимости от сезонности бизнеса и количества проработанных дней в квартале, торговый сбор все равно придется заплатить в полном размере.

Как рассчитывать торговый сбор в 2020 году (ставки в Москве с 1 июля 2015 года)

Торговый сбор, обязательный к уплате, бизнесмены должны рассчитывать самостоятельно, исходя из установленных в муниципальном образовании налоговых ставок.

Стоит заметить, что местные власти имеют право дифференцировать ставки (вплоть до 0), в зависимости от категории плательщика, торгового объекта, вида деятельности и его места осуществления.

Ставки торгового сбора, действующие на территории г. Москвы с 1 июля 2015 года

Торговый объектВ пределах ЦАООкруга в пределах МКАД (кроме ЦАО)За пределами МКАД
Объект стационарной и нестационарной торговли без торгового зала81 000 руб.40 500 руб.28 350 руб.
Объект нестационарной торговли без торгового зала40 500 руб.40 500 руб.28 350 руб.
Объект стационарной торговли с торговыми заламиДо 50 кв. метров (включительно)60 000 руб.30 000 руб.21 000 руб.
Свыше 50 кв. (за каждый кв. метр)1 200 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше600 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше420 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше
Объект развозной и разносной торговли40 500 руб.40 500 руб.40 500 руб.
Розничные рынки (за каждый кв. метр)50 руб.50 руб.50 руб.

Обратите внимание, что при расчете торгового сбора по деятельности, в отношении организации розничных рынков, ставка по сбору подлежит индексации на коэффициент-дефлятор текущего года. В 2020 году указанное значение составляет – 1,371.

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора (уведомление)

Для постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора необходимо подать специальное уведомление по форме ТС-1 в налоговую инспекцию.

Данный документ можно подать следующими способами:

  • лично в бумажной форме;
  • по почте регистрируемым отправлением с описью вложения.
  • в электронном виде по интернету (по договору через оператора ЭДО или сервиса на сайте ФНС).

Примечание: во многих налоговых инспекциях установлены компьютеры, на которых также можно заполнить и распечатать уведомление.

Срок подачи уведомления

Уведомление подается в течение 5 рабочих дней после начала осуществления торговой деятельности. Бизнесменам, которые вели деятельность до 1 июля 2015 года, нужно было подать уведомление до 7 июля 2015 года.

Куда подается уведомление

Если деятельность ведется через стационарный объект, уведомление подается в ИФНС по месту нахождения этого объекта, а если через нестационарный, то по месту нахождения (жительства) налогоплательщика.

Если объектов торговли несколько, то подается одно уведомление, но с указанием сразу всех объектов. Местом подачи уведомления в этом случае будет налоговая инспекция, к которой относится торговый объект, указанный в уведомлении первым.

Примечание: уведомление также подается, если меняется площадь объекта или появляется новая торговая точка. В случае изменения местонахождения объекта сначала пишется уведомление о снятии его с учета и только потом подается уведомление в ИФНС по новому адресу.

В течение 5 рабочих дней после подачи уведомления налоговая инспекция должна выдать свидетельство плательщика торгового сбора. Свидетельство выдается на руки или отправляется по почте.

Штраф за несвоевременную подачу уведомления

Уклоняться от подачи уведомления не имеет никакого смысла. Большинство торговых объектов и так находятся под контролем налоговой инспекции, которая прекрасно осведомлена о том, какая деятельность на них ведется.

Кроме этого выявлением нелегальных торговцев теперь ещё занимается и Департамент экономической политики и развития г. Москвы, который в случае их обнаружения самостоятельно передаст сведения в ФНС.

За несвоевременную подачу уведомления и осуществление торговли без необходимого свидетельства налоговая инспекция может выписать штраф, размер которого составляет 10% от доходов, полученных за период нелегальной работы, но не менее 40 000 рублей.

Также за не представление уведомления дополнительно предусмотрен штраф в размере 200 рублей.

Примечание: штрафные санкции могут быть предъявлены, только если была проведена выездная проверка и составлен соответствующий акт об отсутствии разрешительных документов.

Помимо штрафов существуют иные санкции за работу без уведомления ФНС. Например, тем, кто не подал уведомление, запрещено уменьшать основной налог на сумму уплаченного торгового сбора.

Оплата торгового сбора в 2020 году

Торговый сбор нужно платить ежеквартально в срок до 25 числа первого месяца, следующего квартала.

КБК для перечисления торгового сбора в г. Москве

  • 182 1 05 05010 02 1000 110 – торговый сбор;
  • 182 1 05 05010 02 2100 110 – пени по торговому сбору;
  • 182 1 05 05010 02 3000 110 – штрафы по торговому сбору.

Отчетность по торговому сбору

Никакой специальной отчетности (кроме подачи уведомления) по торговому сбору сдавать не нужно.

Единственное, если вы захотите уменьшить основной налог на уплаченный торговый сбор, то, скорее всего, эту информацию потребуется отразить в соответствующей налоговой декларации.

Уменьшение налогов на торговый сбор

За тот квартал, в котором был уплачен торговый сбор, можно уменьшить следующие налоги:

  • налог на прибыль для организаций;
  • налог на доходы физлиц (НДФЛ) для ИП;
  • единый налог по УСН, если выбран объект обложения «Доходы».

Примечание: налог по УСН «Доходы» можно уменьшить только в том случае, если налог и торговый сбор платятся в один и тот же бюджет. Например, ИП зарегистрированный в Московской области, не вправе уменьшить налог, если он ведет торговую деятельность и платит сбор в Москве.

Прямого указания о том, что на величину торгового сбора можно уменьшить налог по УСН с объектом «Доходы минус расходы» нет. Поэтому, пока не появились официальные разъяснения, уплаченный торговый сбор можно учитывать только в понесенных расходах.

Обратите внимание, уменьшить налог можно только за тот квартал, в котором был перечислен торговый сбор. Поэтому, если сумма торгового сбора окажется больше, чем исчисленный налог, то перенести оставшийся торговый сбор для уменьшения налога в следующем квартале будет нельзя.

Снятие с учета в качестве плательщика торгового сбора

Для снятия с учета в качестве плательщика торгового сбора необходимо подать специальное уведомление по форме ТС-2 в налоговую инспекцию. Данное уведомление подается в течение 5 рабочих дней после прекращения торговой деятельности.

Ссылка на основную публикацию