Занятость граждан предпенсионного возраста

Содержание

Важная информация для граждан, относящихся к категории лиц предпенсионного возраста

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

16 апреля 2019 08:54

В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» для сохранения и соблюдения прав граждан в законодательство Российской Федерации вводится понятие предпенсионный возраст. При этом федеральные законы по разным отраслям права содержат различные определения предпенсионного возраста.

Уголовный кодекс Российской Федерации. Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

Трудовой кодекс Российской Федерации. Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста;

Налоговый кодекс Российской Федерации. Физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

Из приведённых формулировок видно, что отличное определение статуса предпенсионера установлено только для налоговых льгот. Для получения налоговых льгот гражданин должен достичь возраста, в котором ему была бы назначена пенсия, если бы пенсионный возраст не повышался, то есть по достижении «старого» пенсионного возраста. По всем остальным отраслям права предпенсионный возраст определяется по формуле: «новый» пенсионный возраст минус 5 лет.

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше. Эти показатели приведены для граждан, пенсия которым будет установлена на общих основаниях. Для «северян» предпенсионный возраст наступает на пять лет раньше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это, прежде всего, относится к гражданам, работающим с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию (за исключением налоговых льгот). Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет).

При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность (по зрению или военная травма), стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы (главным критерием следует считать только возраст без каких-либо дополнительных условий). Налоговыми льготами будут пользоваться мужчина, достигший возраста 60 лет, и женщина, достигшая возраста 55 лет (если они не относятся к категории лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, или не являются государственными служащими). Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Начиная с 2019 года Пенсионный фонд России запустил новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.

Благодаря сведениям Пенсионного фонда самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, – достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, а данное ведомство самостоятельно запросит необходимую информацию. К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли. Для того чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.

Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями и органами занятости.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

Справку в формате PDF и XML можно получить за несколько секунд. Для этого необходимо войти в Личный кабинет при помощи пароля и логина учетной записи после регистрации на Едином портале государственных услуг, выбрать в разделе «Пенсии» вкладку «Заказать справку (выписку): об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста», после чего указать орган, куда предоставляются сведения, – Федеральная налоговая служба России, орган государственной власти РФ в области содействия занятости населения, работодатель. При желании сформированную справку можно получить на электронную почту, сохранить, распечатать, а также просмотреть в разделе «История обращений».

Меры поддержки занятости граждан предпенсионного возраста

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2019 года в ряде законодательных актов было закреплено новое понятие предпенсионный возраст, который устанавливается за 5 лет до выхода на пенсию по старости (в том числе досрочно) или по выслуге лет. Законодательное закрепление такого термина необходимо для определения категории лиц — предпенсионеров, которым в связи с повышением пенсионного возраста будут предусмотрены дополнительные льготы.

Новые льготы и социальные гарантии были предложены Президентом в отношении граждан, которые попадают под повышение пенсионного возраста с 1 января 2019 года, с целью:

  • обеспечения дополнительных гарантий (к примеру, программы повышения квалификации);
  • оказания мер дополнительной социальной поддержки (например, в виде сохранения налоговых льгот при достижении 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин).

Так как пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться, начиная с 2019 года, граница предпенсионного возраста тоже будет ежегодно сдвигаться. Это означает, что с каждым годом стать предпенсионером и воспользоваться положенными льготами можно будет в более позднем возрасте.

Начиная с 2019 года, согласно подписанному Президентом закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., предпенсионный возраст — это период в течение 5 лет до дня наступления возраста, дающего по новому пенсионному законодательству право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную.

В 2019 году общеустановленный пенсионный возраст увеличился на полгода (т.е. установился в значении 55,5/60,5 лет для женщин и мужчин соответственно), поэтому предпенсионерами будут являться граждане в возрасте от 50,5/55,5 лет.

В 2020 году пенсионный возраст повысится до 56,5/61,5 лет, поэтому предпенсионерами будут являться лица в возрасте от 51,5/56,5 лет.

Переходный период, в течение которого будет происходить поэтапное увеличение пенсионного возраста, продлится до 2023 года:

Так как увеличение границы «периода трудоспособности» будет осуществляться до 2023 года, то начиная с 01.01.2023 года предпенсионерами в России будут являться женщины и мужчины, достигшие возраста 55 и 60 лет — и эти нормативы будут закреплены окончательно.

Из-за поэтапной пенсионной реформы женщины и мужчины разных годов рождения будут считаться предпенсионерами в разном возрасте, а это напрямую связано с возможностью гражданина пользоваться всеми положенными как лицу предпенсионного возраста льготами.

C целью обеспечения сохранения и развития занятости граждан предпенсионного возраста, соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста в ОКУ «Белгородский центр занятости населения» с августа 2018 года работает Консультационный пункт по вопросам:

  • социальных гарантий в рамках Закона о занятости населения;
  • информирования о положении на рынке труда; города Белгорода и Белгородского района;
  • оказания государственных услуг по содействию занятости;
  • профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии);
  • профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • информирование о планируемых ярмарках вакансий.

Граждане предпенсионного возраста могут ознакомиться с информацией о наличии свободных рабочих мест в организациях Белгородской области и других регионах Российской Федерации в Общероссийской базе вакансий на портале «Работа в России» (www.trudvsem.ru) и в Консультационном пункте центра занятости населения, который работает с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00, выходные дни — суббота, воскресенье.

Граждане предпенсионного возраста, обратившиеся в ОКУ «Белгородский центр занятости населения» за оказанием государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, и признанные в установленном законодательством порядке безработными, вправе получить государственные услуги, предусмотренные законодательством в сфере занятости населения.

Гражданам данной категории в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда, специалисты центра занятости населения предлагают содействие по созданию резюме на Портале «Работа в России».

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 3 октября 2018 года подписан Федеральный закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», в рамках которого в том числе внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), вступившие в силу с 01.01.2019 года.

Значительная часть внесенных изменений касается граждан предпенсионного возраста. При этом, к категории граждан предпенсионного возраста, согласно Закона о занятости, относятся граждане за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Гражданам предпенсионного возраста установлены следующие дополнительные гарантии социальной поддержки в виде:

  • выплаты пособия по безработице в период, предусмотренный законодательством в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины;
  • выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины;
  • продления периода выплаты пособия по безработице сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающей страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.

При этом, размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста будут ежегодно определяться Правительством Российской Федерации.

Гражданам, признанным безработными до 01.01.2019, пособие по безработице будет выплачиваться в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом о занятости (в редакции, действовавшей до 01.01.2019).

В рамках федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)», входящего в состав национального проекта «Демография» Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 3025-р утверждена Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 г.

Цель Программы — содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

Участники Программы — граждане предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно). Наличие у гражданина статуса «Гражданин предпенсионного возраста» подтверждают органы Пенсионного Фонда России. Участниками Программы могут быть работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, а также граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

Программой предусмотрено краткосрочное, сроком до 3-х месяцев, обучение граждан:

  • программам профессиональной подготовки рабочих, служащих, переподготовки или повышения квалификации рабочих, служащих;
  • по программам дополнительного профессионального образования граждан, имеющих среднее или высшее образование (программы переподготовки или повышения квалификации).

При реализации профессионального обучения может проводиться обучение с отрывом и без отрыва от трудовой деятельности, могут использоваться дистанционные образовательные технологии, вариативность сроков освоения образовательных программ, обучение в электронном виде.

Профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста осуществляется за счет бюджетных средств. В Белгородской области предполагается использовать 2 механизма организации обучения.

Первый механизм — обучение работников предпенсионного возраста по направлению работодателей не бюджетной сферы, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ и услуг. В этом случае финансирование обучения осуществляется путем возмещение затрат (предоставления субсидий) работодателям на профессиональное обучение граждан из числа работников предпенсионного возраста из средств областного бюджета.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц из числа работников предпенсионного возраста утвержден Постановлением Правительства Белгородской области от 01.04.2019г. № 136-пп.

В соответствии с утвержденным Порядком, в качестве затрат на профессиональное обучение учитываются расходы на оплату стоимости обучения на базе образовательных организаций и учебных центров (образовательных подразделений) организаций, имеющих лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности. При этом, средняя стоимость обучения одного человека за весь период обучения должна составлять не более 68,5 тыс.руб., а период обучения по всем образовательным программам — не более 3-х месяцев.

Необходимым условием предоставления субсидия являются гарантии работодателя по сохранению трудовой занятости работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение, а также гарантии по соблюдению норм законодательства о занятости, в случае принятия обоснованного решения о высвобождении работников предпенсионного возраста.

Для получения субсидии работодатель предоставляет в центр занятости населения по местонахождению Заявление о предоставлении субсидии и Перечень работников предпенсионного возраста, планируемых к направлению на обучение (по установленной форме). Центр занятости населения, в случае положительного решения, заключает с работодателем Соглашение о предоставлении субсидии из средств областного бюджета на возмещение затрат на обучение работников предпенсионного возраста (по установленной форме).

Далее работодатель самостоятельно организует профессиональное обучение граждан в образовательной организации, либо, при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, в своем специализированном структурном образовательном подразделении. По окончании обучения, работодатель предоставляет в центр занятости населения финансовый отчет о понесенных расходах, связанных с прохождением работниками предпенсионного возраста обучения (по утвержденной форме), и документы, подтверждающие понесенные затраты.

Центр занятости населения перечисляет сумму Субсидии на счет работодателя, открытый в кредитной организации.

Второй механизм — обучение работников предпенсионного возраста по направлению работодателей, являющихся организациями бюджетной сферы (государственные, муниципальные учреждения), а также граждан предпенсионного возраста, самостоятельно обратившихся в центр занятости населения и получивших направление в образовательную организацию для получения новой (востребованной на рынке труда) профессии или повышения квалификации для последующего трудоустройства. В этом случае центр занятости населения, по результатам проведения конкурентных процедур (торгов) определяет образовательную организацию для обучения, направляет граждан на обучение, по окончании обучения оплачивает образовательной организации стоимость образовательных услуг.

Для незанятых граждан, ищущих работу, в период обучения предусмотрена выплата стипендии. Размер стипендии равен минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», увеличенному на районный коэффициент (11280,0 руб.).

Реализация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию создаст экономические и социальные условия, обеспечивающие недопущение дискриминации граждан предпенсионного возраста в связи с увеличением пенсионного возраста, и будет способствовать продолжению их трудовой деятельности, как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах, в соответствии с их профессиональными навыками и физическими возможностями.

Директор

ОКУ «Белгородский центр занятости населения»

Кириллов Д.И.

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Доклад
начальника Управления занятости населения Департамента труда и
занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Евгении Ивановны Титоровой на заседании рабочей группы
по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года
(О мерах по обеспечению занятости граждан предпенсионного возраста)

В соответствии с информацией Пенсионного Фонда Российской Федерации в автономном округе численность застрахованных лиц, достигающих в 2019 году возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, составляет 29,7 тыс. человек, их них являются пенсионерами 24,0 тыс. человек.

В связи с повышением пенсионного возраста возникла необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

Постановлением Правительства автономного округа № 240-п
от 3 августа 2018 года государственная программа автономного округа «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» дополнена новым приложением 26, включающим Комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

Комплекс мероприятий предусматривает:

-организацию мониторинга численности работников предпенсионного возраста, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, информация о которых представлена Пенсионным фондом Российской Федерации, в разрезе муниципальных образований автономного округа;

– информирование граждан предпенсионного и пенсионного возраста о возможностях прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, трудоустройства;

– формирование перечня приоритетных профессий (навыков) для последующего обучения (переобучения) граждан предпенсионного возраста с учетом реализуемых в автономном округе инвестиционных проектов;

– организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятых граждан предпенсионного возраста, пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

– содействие самозанятости незанятым гражданам предпенсионного и пенсионного возраста и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

– содействие развитию гибких форм занятости и надомного труда не занятых трудовой деятельностью граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

-организацию временного трудоустройства граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

– проведение конкурса проектов, направленных на создание условий для активного участия людей пожилого возраста в экономической жизни Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– использование возможностей портала «Работа в России» и социальной сети деловых контактов (SkilsNet) при содействии в трудоустройстве граждан предпенсионного возраста;

– создание консультационных пунктов в органах службы занятости населения автономного округа для граждан предпенсионного возраста по вопросам трудоустройства;

– организацию общественного контроля за соблюдением трудового и социального законодательства, имеющего отношение к трудовой деятельности работников старшего поколения, в том числе лиц, имеющих инвалидность;

– проведение совещаний с участием сторон социального партнерства (соответствующими объединениями работодателей, профсоюзов), включая проведение заседаний региональной и территориальных трехсторонних комиссий, с работодателями по вопросам соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста с целью предупреждения возникновения социально-трудовых конфликтов и сохранения уровня занятости лиц предпенсионного возраста.

В 2018 году на реализацию комплекса мероприятий направлено 4 397,4 тыс. рублей. Общий объем средств, запланированный на реализацию комплекса мероприятий на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг., составляет 11 603,6 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2019 году – 3 691,2 тыс. рублей, в 2020 году – 4 221,2 тыс. рублей, в 2021 году – 3 691,2 тыс. рублей.

За январь-октябрь 2018 года при реализации мероприятий комплекса мер:

– направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 128 незанятых граждан предпенсионного возраста, пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

– предоставлена субсидия на открытие собственного дела 12 незанятым гражданам предпенсионного и пенсионного возраста;

– предоставлена субсидия на организацию рабочего места с применением гибких форм занятости и надомного труда 7 не занятым трудовой деятельностью гражданам предпенсионного и пенсионного возраста;

– организовано временное трудоустройство 75 граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

В целях повышения уровня занятости граждан предпенсионного возраста в органах службы занятости автономного округа организована работа 25 консультационных пунктов по вопросам трудоустройства.

В результате работы консультационных пунктов по состоянию на конец ноября 2018 года:

306 граждан предпенсионного возраста получили консультацию о возможности использования информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» и сети деловых контактов «SkilsNet» для самостоятельного поиска работы и размещения резюме, о недопустимости дискриминации в сфере труда по возрастному признаку, государственных гарантиях в области содействия занятости населения, порядке получения государственных услуг в области содействия занятости населения, мероприятиях, направленных на повышение уровня занятости граждан предпенсионного возраста;

45 граждан предпенсионного возраста посетили практические занятия по использованию портала «Работа в России» и социальной сети деловых контактов «SkilsNet» для самостоятельного поиска работы и размещения резюме;

78 граждан предпенсионного возраста разместили резюме на портале «Работа в России» при посредничестве службы занятости.

Организована работа по проведению выездных консультаций на предприятиях, в организациях и учреждениях автономного округа. В период с 19.07.2018 по 30.11.2018 центрами занятости осуществлены выезды в 128 организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, с целью информирования о недопустимости дискриминации в сфере труда, в том числе по возрастному признаку, государственных гарантиях в области содействия занятости населения, порядке предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, мероприятиях, направленных на повышение уровня занятости граждан предпенсионного возраста, возможностях использования информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – портал «Работа в России») и социальной сети деловых контактов SkilsNet (проконсультировано более 402 чел.).

С целью снижения риска увольнения или нарушения трудовых прав граждан указанной категории распоряжением Дептруда и занятости Югры от 7 августа 2018 года № 17-Р-215 организован ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста, а также ежеквартальный мониторинг сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (мужчины, достигающие в 2019 году возраста 60 лет, женщины – 55 лет).

На основании данных Пенсионного Фонда Российской Федерации Рострудом сформированы списки работодателей автономного округа, у которых осуществляют трудовую деятельность работники, не являющиеся пенсионерами. По оперативным данным таких организаций в округе 1469, численность работников, не являющихся пенсионерами, – 2941 человек.

По состоянию на 1 октября 2018 года сведения о работниках, не являющихся пенсионерами, представили 526 организаций автономного округа в отношении 1588 граждан (мужчин, достигающих в 2019 году возраста 60 лет, женщин – 55 лет).

Центрами занятости населения автономного округа с работодателями, включенными в список, проводится адресная работа с целью снижения риска увольнения или нарушения трудовых прав граждан указанной категории.

В целях обеспечения защиты трудовых прав граждан предпенсионного возраста все факты увольнения таких граждан фиксируются органами службы занятости населения и сведения о работодателях, осуществляющих мероприятия по сокращению численности (штата) работников предпенсионного возраста, направляются в адрес Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре для проверки наличия фактов дискриминации.

С 1 января 2019 года в государственную программу автономного округа «Поддержка занятости населения» будет включена региональная составляющая федерального проекта «Старшее поколение».

Дептруда и занятости Югры является участником проекта «Старшее поколение» в части реализации мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста (за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

Минтрудом России доведен целевой показатель для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по численности граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, на 2019 год – 723 человека. Государственной программой на 2019 год предусмотрены средства на софинансирование обязательств по организации профессионального обучения граждан предпенсионного возраста.

С 2019 года за предоставлением услуги по профобучению в органы службы занятости могут обратиться как незанятые граждане предпенсионного возраста, находящиеся в поиске подходящей работы, так и работодатели, желающие повысить компетентность своих работников в связи с меняющимися потребностями экономики.

Участвовать в профобучении будут граждане предпенсионного возраста за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Средний период обучения граждан составит 3 месяца.

Средняя стоимость курса обучения – 30 тыс. рублей (за счёт бюджетных средств, т.е. для граждан – бесплатно).

В период обучения гражданам будет выплачиваться стипендия, равная минимальному размеру оплаты труда, установленному в Российской Федерации на соответствующий год, увеличенному на районный коэффициент, что составит в 2019 году 16920 рублей.

Что уже сделано:

– В настоящее время Дептруда и занятости Югры разработан и направлен на согласование в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект Порядка организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста и расходования бюджетных средств.

– Распоряжением Дептруда и занятости Югры от 17 июля 2018 года № 17-Р-195 утвержден Перечень приоритетных профессий (навыков) для последующего обучения (переобучения) граждан предпенсионного возраста с учетом реализуемых в регионе инвестиционных проектов, включающий в себя 17 востребованных на рынке труда профессий: охранник (6590 вакансий), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (942 вакансии), повар (622 вакансии), стропальщик (225 вакансий) и другие. С учетом ситуации на рынке труда и реальных возможностей граждан предпенсионного возраста в данный Перечень при необходимости могут быть внесены изменения.

– С целью определения потребности в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре организован опрос граждан предпенсионного возраста из числа работников предприятий и организаций автономного округа, участвующих в ежеквартальном мониторинге предоставления сведений о гражданах предпенсионного возраста.

В опросе приняли участие 317 работников, из них:

имеют профессиональное образование 236 человек (74,4%);

по полу: 119 (37,5%) мужчин и 198 (62,5%) женщин;

по возрасту: от 50 до 55 лет – 199 человек (62,8%), от 56 до 60 лет – 118 человек (37,2%).

Из числа опрошенных респондентов выразили желание пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование при содействии органов службы занятости 73 человека (23%).

С января 2019 года вступают в силу изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1, в том числе о дополнительных гарантиях социальной поддержки граждан предпенсионного возраста (статья 34.2 прилагается), предусматривающих более продолжительный период выплаты пособия по безработице и повышенный максимальный размер пособия по безработице (сравнительная таблица прилагается).

Эксперты констатировали деградацию занятости пожилых мужчин

Ухудшение качества занятости стало проблемой прежде всего для мужчин старшего возраста, сходятся в оценках эксперты Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ и исследователи РАНХиГС.

Эксперты оценили шансы на занятость работников старших возрастов с разным уровнем образования. Как подтвердили оба исследования, с которыми ознакомился РБК, в наилучшем положении на рынке труда оказались пожилые, с одной стороны, с высшим образованием, а с другой — с минимальным. Приток трудовых мигрантов из ближнего зарубежья совершенно не влияет на шансы на трудоустройство предпенсионеров.

Шансы женщин выше

Положение на рынке труда мужчин и женщин даже одного возраста и образования существенно различается, причем за последние десять лет гендерные различия только усилились.

Шансы на занятость для мужчин старше 50 лет падают по мере снижения уровня образования.

  • Особенно пострадали мужчины с начальным профессиональным образованием. Их шансы на трудоустройство упали на 40% с 2010 по 2017 год, отмечается в докладе РАНХиГС.
  • Относительно комфортно на рынке труда наиболее образованным мужчинам с высшим образованием и, наоборот, наименее образованным со средним профессиональным образованием.

В отличие от мужчин шансы женщин старше 50 лет на трудоустройство возросли. Исключение составляют только наименее образованные: шансы на трудоустройство женщин предпенсионного возраста с минимальным образованием упали на 40%.

Шансы на занятость пожилых женщин больше, потому что значительное число из них заняты в образовании, здравоохранении и сфере госуслуг, объясняют эксперты. Например, женщин пенсионного возраста на госслужбе в пять раз больше, чем мужчин-пенсионеров, отмечается в докладе РАНХиГС.

Мужчины вытесняются в торговлю и сферу услуг

За последние годы среди лиц старшего возраста сильнее всего (почти вдвое) выросла численность занятых в торговле и сфере обслуживания. Практически весь спрос на работников в этих сферах был удовлетворен за счет граждан старшего возраста. «Очевидно, работодатели начали охотнее брать лиц старшего возраста, столкнувшись с дефицитом молодежи, готовой занимать рабочие места в торговле и сфере обслуживания», — отмечается в докладе ВШЭ.

  • Занятость пожилых женщин в торговле выросла с 2005 по 2015 год в 1,8 раза.
  • Доля пожилых мужчин, занятых в торговле и сфере обслуживания, практически удвоилась, причем для мужчин более молодого возраста такой тенденции нет.

Пожилые мужчины вытесняются в традиционно женские профессии, отмечается в докладе ВШЭ. «У мужчин многие изменения можно охарактеризовать как деградацию профессиональной структуры занятости», — констатировали эксперты. Это негативная тенденция, которая бьет по самолюбию мужчин, прокомментировал РБК замглавы лаборатории исследований рынка труда ВШЭ Сергей Солнцев. Мужчины, по его словам, склонны работать, пока позволяет здоровье, потому чаще соглашаются на любую работу.

«Массовая тенденция последних лет — женщины не уходят с работы после достижения пенсионного возраста, а продолжают работать. Мужчины-пенсионеры, как правило, продолжают работать меньшее количество лет, потому что выходят на пенсию в более старшем возрасте», — подчеркнул Солнцев.

Занятость мужчин старше 50 лет резко смещена в сторону неквалифицированных профессий:

  • среди работников сельского хозяйства и неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих 37% мужчин старше 50 лет и лишь 20% женщин;
  • физическим трудом занято 58% пожилых мужчин против 25% женщин;
  • свыше половины женщин старше 50 лет, но лишь треть мужчин заняты высокопрофессиональной деятельностью.

Вызовет ли пенсионная реформа рост безработицы?

С этого года началось постепенное повышение пенсионного возраста. К концу переходного периода, в 2028 году, срок выхода на пенсию сдвинется до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Запущена специальная программа профессионального обучения граждан предпенсионного возраста.

Из-за пенсионной реформы количество работников будет расти быстрее, чем будут появляться новые рабочие места. Число безработных к 2024 году может возрасти до 7,8 млн человек, прогнозировал экономист Алексей Кашепов.

Специалистам старшего возраста сложнее всех на рынке труда. Устаревшие знания, проблемы с адаптацией к новым технологиям, низкие стимулы переобучаться, ухудшение здоровья и дискриминация по возрасту повышают риски увольнения и сокращают возможности найти новую работу, отмечается в докладе ВШЭ.

Специалисты предпенсионного возраста наиболее уязвимы, отмечает Солнцев. «Потеряв работу в предпенсионном возрасте, довольно сложно найти новую, не являясь уникальным специалистом. Многие фирмы неохотно нанимают сотрудников старше 50 лет. Предпенсионерам психологически сложнее пойти работать за меньшую зарплату и заняться низкоквалифицированным трудом, тогда как для пенсионеров работа — уже дополнительный источник дохода», — пояснил Солнцев.

В России законодательно запрещено ущемлять права сотрудников старших возрастов. За необоснованное увольнение или отказ в трудоустройстве предпенсионеров из-за возраста с 2019 года предусмотрена уголовная ответственность.

Лишь наиболее образованные специалисты предпенсионного возраста имеют такие же шансы на занятость, как средний работник старше 25 лет, отмечается в докладе РАНХиГС. Тем не менее повышение пенсионного возраста, скорее всего, не приведет к заметному росту безработицы среди граждан старшего возраста, уверяют эксперты ВШЭ.

В последние десятилетия старшие поколения были единственным источником пополнения рабочей силы в России. В этот период на рынок труда вышло небольшое по численности поколение демографической ямы 1990-х годов, отмечает Солнцев.

  • Численность занятых в возрасте 50–72 лет выросла на 30%, или на 4,5 млн человек (с 15,0 млн до 19,5 млн), за 2005–2017 годы — во многом потому, что население России стареет и каждую «пятилетку» численность пожилых увеличивалась более чем на 2 млн.
  • Больше всего (3,4 млн) прироста пришлось на беловоротничковые профессии, в том числе 2,3 млн человек — на профессии руководителей и специалистов.
  • Одновременно с ростом занятости граждан старшего возраста росла молодежная безработица, причем особенно сильно сократилась занятость среди молодых 15–29 лет. Но конфликт между молодыми и пожилыми невозможен, поскольку эти группы занимают разные ниши на рынке труда и не являются прямыми конкурентами, подчеркивают эксперты.
  • В последние два-три года снижение занятости началось и у пожилых.

Пожилые вынуждены занимать невостребованные места

Как правило, старшие поколения вынуждены занимать рабочие места, на которые не идут молодые. Рабочих старше 50 лет с низкой квалификацией стало на 0,4 млн больше одновременно со снижением числа занятых моложе 50 лет на 1,1 млн человек за 2005–2015 годы.

«Предприятия готовы нанимать пожилых либо гардеробщиками, либо консьержами на работу, не требующую физической активности и особых знаний и умений. Также высокие шансы на занятость у инженеров бывших советских НИИ и руководителей на высоких ступенях в должностной иерархии», — подчеркивает Солнцев.

Но в целом положение пожилых на рынке труда в последние годы непрерывно улучшалось. Сейчас менее трети работников преклонного возраста (старше 60 лет) занимается низкоквалифицированным трудом. Еще десять лет назад их доля достигала половины, отмечается в докладе ВШЭ.

Особенности назначения и выплаты пособия по безработице лицам предпенсионного возраста

С начала года были введены поправки в законодательстве РФ. Так, граждане предпенсионного возраста могут претендовать на пособие по безработице (ПБР). Пенсионный возраст повышают. Работодатель не особо охотно трудоустраивает людей, которым скоро уходить на пенсию. Поэтому государство позволяет им получить дополнительные выплаты из бюджета в качестве социальной поддержки. Поскольку не все владеют информацией в полном объеме, давайте во всем подробно разберемся.

Кто такие предпенсионеры?

Раньше предпенсионерами назывались лица, которым оставалось до выхода на пенсию 2 года и менее. Сейчас же это понятие пересмотрено. Если своими словами, то по-новому предпенсионный возраст – это когда вам до заслуженного отдыха остается 5 лет и меньше. Это всё отражено в законодательстве (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1).

В дальнейшем пенсионный возраст будет расти с каждым годом, пока не достигнет возрастной отметки у женщин в 60 лет и у мужчин в 65 лет. В 2019 году предпенсионный возраст наступает у женщин в 51 год и у мужчин в 55 лет. Если есть право на досрочную пенсию, предпенсионером можно стать раньше.

С 2019 года Пенсионный фонд начал выдавать сведения о гражданах, относящихся к категории предпенсионного возраста. Фонд может отправить сведения в любой форме: почта, личный кабинет застрахованного лица или другим способом. Заказать справку через интернет можно прямо на сайте ПФР (раздел «Пенсии»), понадобится регистрация на Госуслугах. О получении пособия по безработице через интернет-портал Госуслуги узнайте тут.

Также каждый работодатель теперь обязан подавать отчеты в ПФР о таких работниках.

Как долго данная категория граждан может получать ПБР?

Практика показывает, что работодатели не хотят принимать на работу людей пожилого возраста, так как они скоро могут уйти на пенсию и придется искать нового работника (платят ли пособие по безработице пенсионерам?). В 2019 году государству пришлось принять меры дополнительной социальной поддержки такой категории лиц. Встав на учет в центре занятости, они могут получать финансовую помощь в виде пособия по безработице.

Но это однозначно хорошая социальная поддержка в перерывах между поисками работы. Причем сроки выплаты пособия людям перед пенсией выше, чем для всех остальных граждан: 12 месяцев в течение полутора лет, а при большом стаже — 24 месяца в течение 3-х лет.

При этом обычные граждане могут получать пособие максимум 6 месяцев в течение года, а некоторые и вовсе только три месяца. Чтобы получать пособие 2 года, надо иметь страховой стаж как минимум 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин (входит ли пособие по безработице в страховой стаж?).

Какой минимальный размер и как рассчитывается сумма?

С 2019 года гражданам, относящимся к категории лиц предпенсионного возраста, будет начисляться пособие по особым правилам, льготным.

Сумма, подлежащая выплате предпенсионнику, зависит от периода работы на последнем месте. Если продолжительность более 6 месяцев, то пособие рассчитывается в процентах, исходя из оплаты труда за последние 3 месяца. Для граждан предпенсионного возраста берется в расчет 75% от средней величины оплаты труда на протяжении первых трех месяцев. Затем уже 60% в течение последующих четырех месяцев. После оплачивается только 45% от среднего заработка.

  • Максимальная сумма выплат безработным гражданам предпенсионного периода составляет 11 280 рублей.
  • Минимальный уровень выплаты в течение всего периода будет составлять 1 500 рублей, это если на последнем месте работы проработать менее 6 месяцев.

Эти размеры пособий по безработице ежегодно пересматриваются Правительством РФ, но не всегда происходит их увеличение. Максимальная и минимальная сумма пособия по безработице увеличивается на районные коэффициенты, если они установлены в местности, где проживает предпенсионер.

Рассмотрим расчет пособия на примере.

Мужчина, родившийся 2 мая 1959 г., уволился с работы в феврале 2019 года. За последние 3 месяца оплата труда составила 18 000 рублей. Сразу же после ухода с работы он обратился в центр занятости. Трудовой стаж составил 30 лет.

Мужчина находится в предпенсионном периоде, и в ноябре по достижении им 60,5 лет он сможет выйти на пенсию. До этого можно будет претендовать на выплаты по безработице согласно законодательству РФ.

Период, в течение которого мужчина будет получать пособие, составляет:

  • 30 – величина максимального стажа;
  • 25 – величина минимального стажа для мужчины;
  • 2 недели – увеличение стажа за переработку сверх минимального стажа.

Какое по размеру выплачивается пособие:

Первые 3 месяца (март, апрель, май) после увольнения выплаты он мог бы получить: 18 000 * 75% = 13 500 рублей.

Но согласно законодательству существует максимальный предел по выплате – 11 280 рублей. Выше этой суммы мужчина получить будет не вправе. Поэтому на протяжении 3 месяцев он будет получать по 11 280 рублей.

Следующие 4 месяца (июнь, июль, август): 18 000 * 60% = 10 800 рублей.

Затем на протяжении 7 месяцев 10 дней: 18 000 * 45% = 8 100 рублей.

В ноябре мужчина может оформить пенсию, и тогда данные выплаты прекратятся.

У предпенсионеров, уволенных при ликвидации фирмы или по сокращению штата, есть право оформить пенсию досрочно через центр занятости. Два условия: центр занятости не смог найти подходящую работу, до пенсии не больше 2 лет (ст. 32 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1).

Больше информации о том, как рассчитывается пособие по безработице, узнайте в отдельном материале.

Как оформить – порядок действий

Порядок получения выплат безработным предпенсионером схож с порядком для любого безработного. Суть одна, различаются только льготы. Давайте рассмотрим порядок действий:

  1. Обращаемся в центр занятости с целью постановки на учет в качестве соискателя работы (как встать на учет на бирже труда?). Если обратиться в течение 12 месяцев после увольнения, пособие будет повышенным, до 11 280 рублей, если позже — только 1500 рублей.
  2. При себе надо иметь пакет документов:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справка о доходах за последние 3 месяца с последнего места работы;
  • документ об образовании, обучении, повышении квалификации;
  • карта реабилитации в случае инвалидности и вашей нетрудоспособности.
  • Центр занятости начинает заниматься подбором возможных вакансий. В случае, если в течение 11 дней вы не нашли работу, то вас признают безработным. И именно с этого момента начинается начисление пособия по безработице.
  • Дополнительно могут понадобиться:

    • СНИЛС;
    • ИНН;
    • реквизиты расчетного счета в банке для перечисления денежных средств.
  • Далее посещаем центр занятости 1—2 раза в месяц для перерегистрации и получения новых вакансий.
  • Вас также могут направить на курсы по переобучению, на протяжении всего обучения выплачивается стипендия.
  • Больше нюансов о том, где и как можно оформить пособие по безработице, какие необходимы документы и каков порядок назначения выплат, читайте в отдельной статье.

    Сроки и правила оплаты

    Как только вы пришли в центр занятости, заявили о себе, встали на учет, вам сразу же с этого периода производится назначение пособия.

    В случае увольнения в результате сокращения или ликвидации предприятия денежные средства от ЦЗН начнут поступать после того, как истек срок сохранения за работником среднего уровня оплаты труда, который составляет три месяца со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ) и шесть — при увольнении на Крайнем Севере (ст. 318 ТК РФ).

    Новшества, указанные выше, про повышенный размер пособия для предпенсионеров, будут актуальны для той группы лиц, которых признали безработными в 2019 году или признают в последующие годы. Если гражданин получил статус безработного до 1 января 2019 года, то начисление пособий происходит согласно правилам, которые действовали раньше. Это указано в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ.

    Приостановка

    Все основания для приостановки и полного прекращения выплат пособия по безработице перечислены в ст. 35 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1. Приостановка возможна в случае не очень грубых нарушений, на срок до 1 месяца. Однако период выплаты пособия не прерывается, то есть фактически вы получите меньше денег, чем могли бы.

    Рассмотрим некоторые возможные причины приостановки выплаты пособия по безработице:

    • отказ от двух предложений по работе от ЦЗН;
    • посещение ЦЗН в состоянии опьянения;
    • отчисление с обучения по направлению ЦЗН за виновные действия или самовольное прекращение обучения;
    • нарушение сроков перерегистрации в ЦЗН без уважительной на то причины.

    Подробнее о причинах и правилах приостановки или прекращения выплат пособия по безработице читайте тут.

    Таким образом, с 2019 года граждане имеют возможность получить дополнительные меры финансовой поддержки от государства. Так как найти работу предпенсионерам не просто, сроки выплаты пособия по безработице для них увеличены. Не работая год и более, можно получать денежные средства от центра занятости. Максимальная сумма выплат ограничена 11 280 рублями, если только вы не проживаете в местности с повышенным коэффициентом для социальных выплат.

    Безработные предпенсионеры могут выйти на пенсию на два года раньше

    О повышении пенсионного возраста все уже знают. А вот о том, что у безработных есть льгота для досрочного назначения пенсии, почти никто не говорит. Хотя эта льгота не новая: если остаться без работы незадолго до пенсии, ее могут назначить на два года раньше.

    С 2019 года в правилах назначения досрочной пенсии безработным появились изменения. Вот как это работает.

    Пенсия для безработных

    Если до пенсии по возрасту осталось два года, а работы нет, можно получить досрочную пенсию. Ее назначают не всем безработным, а только при совпадении таких условий:

    1. Увольнение произошло из-за сокращения или ликвидации.
    2. Безработный стоит на учете в службе занятости.
    3. У него есть 20 или 25 лет стажа.
    4. Хватает баллов для пенсии по старости. В 2019 году — 16,2 балла, в 2020 — 18,6.
    5. До обычной пенсии по возрасту осталось два года.
    6. Работу найти не получается.

    Тогда служба занятости может предложить досрочную страховую пенсию. Ее посчитают так же, как обычным пенсионерам по возрасту. Но можно отказаться и получать обычное пособие по безработице — с 2019 года максимум 11 280 рублей. Его будут платить два года или больше.

    Что это за льгота?

    Это льгота для безработных — тех людей, кто официально не работает и стоит на учете в службе занятости. То есть статус безработного должен быть официальным.

    Если такой человек стоит на учете, но работу ему никто не предлагает и шансов ее найти почти нет, служба занятости может назначить ему пенсию по старости на два года раньше.

    Например, эколога Татьяну Ивановну в 2019 году сократили с работы. Ей 54 года, стаж 20 лет. На пенсию по новым правилам она выйдет только в 2021 году. Татьяна Ивановна три месяца будет получать среднюю зарплату, потом — пособие по безработице в размере 11 280 рублей. Но работу найти сложно: предпенсионеров берут неохотно, а экологов никто не ищет. Служба занятости предлагает Татьяне Ивановне досрочную пенсию по старости — не в 2021, а в 2019 году. Пенсия у нее больше пособия — 17 тысяч рублей. Татьяна Ивановна начнет получать ее в 54,5 года. А в 56,5 года оформит эту пенсию уже на общих основаниях.

    На каких условиях можно получить досрочную пенсию?

    Досрочную пенсию дадут не всем безработным предпенсионерам. Вот какие условия должны соблюдаться одновременно:

    1. Человека сократили, его организация ликвидировалась или он перестал быть ИП .
    2. У женщины есть 20 лет страхового стажа, у мужчины — 25 лет.
    3. Накопилось нужное количество баллов для назначения пенсии. В 2019 году — 16,2.
    4. Предпенсионер встал на учет как безработный.
    5. Ему еще два года до пенсии по старости.
    6. Служба занятости одобрила назначение страховой пенсии на два года раньше.
    7. Безработный согласен на досрочное назначение пенсии.

    То есть досрочную пенсию дадут только тем, кто накопил стаж и баллы, но пока не достиг нужного возраста.

    Государство как бы говорит им: граждане, вы уже хорошо поработали, заплатили достаточно взносов, и если дело только в возрасте, а на работу вас не берут — что ж, будем платить вам пенсию, как будто возраст уже наступил.

    Кто назначает досрочную пенсию?

    Досрочную пенсию назначает служба занятости. Причем это ее право, а не обязанность. Нельзя прийти и потребовать: назначьте мне пенсию на два года раньше. Но если вы подходите под все условия, работу найти не получается, а служба занятости не предлагает пенсию, надо задать вопрос: а, собственно, почему?

    В любом случае безработным платят пособие. А период получения пособия засчитывается в трудовой стаж и за него начисляются баллы. Поэтому два года на бирже труда — это 3,6 балла, два года стажа и ежемесячные выплаты в повышенном размере, даже без назначения досрочной пенсии.

    Как получить досрочную пенсию, если возраст не наступил, а работы нет?

    Если до пенсии примерно два года и вас сократили с работы, встаньте на учет в службе занятости. Нужно обязательно получить статус безработного, иначе пенсии не будет.

    Сначала вам в любом случае будут платить пособие по безработице. Его размер зависит от зарплаты на работе — 75% от среднего заработка, но максимум 11 280 рублей в месяц. Такое пособие можно получать в течение двух лет. Если стажа и баллов пока не хватает, выплаты все равно будут — но не пенсия, а пособие безработным.

    Ссылка на основную публикацию