Допустимая доля иностранных работников в 2020 году

Содержание

Допустимая доля иностранных работников в 2020 году

Международные соглашения и договоры, ратификационные законы

Нормативно-правовые акты

Федеральные законы, Постановления правительства, Приказы ФМС и других ведомств, Регламенты

Письма и разъяснения

Письма Минфина и других ведомств, Разъяснения по вопросам применения законодательства

Арбитражная практика

Постановления президиума ВАС, решения судов различных инстанций

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 сентября 2019 г. N 1271

НА 2020 ГОД ДОПУСТИМОЙ ДОЛИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2020 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

а) выращивание овощей (код 01.13.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

б) строительство (раздел F) – в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

в) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

г) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

д) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

е) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

ж) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

з) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) – в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

и) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) – в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

к) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

2. Установить, что подпункт “б” пункта 1 настоящего постановления распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы.

3. Установить на 2020 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Республики Дагестан деятельность в сфере строительства (раздел F), в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

4. Хозяйствующим субъектам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, до 1 января 2020 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

С 1 января 2020 года иностранцам запретят торговать на российских рынках

7 октября премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства N 1271 «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».

Как известно, доля иностранных граждан, работающих в различных отраслях экономики России, определяется ежегодно и фиксируется соответствующим постановлением кабинета министров в соответствии с пунктом 5 статьи 181 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

При этом, в разных регионах страны доля иностранных работников, занятых в отдельных видах трудовой деятельности, может быть различной. То есть, в Москве действуют одни нормы, а, допустим, Хабаровском крае или Московской области, другие.

К примеру, согласно подпункту «б» пункта 1 данного постановления доля иностранных работников, занятых в строительстве, для Москвы, Республики Бурятия, Республики Дагестан и Амурской области ограничена 50 процентами, в то время как для остальной России она может доходить до 80 процентов.

Полный запрет наложен на занятость мигрантов в розничной торговле на рынках, в аптеках и любой торговле вне магазинов. В этих случаях квота установлена на нулевом уровне.

Подпункт «д» пункта 1 гласит: «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами»;

Подпункт «е»: «Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами»;

Подпункт «ж»: «Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами».

В торговле алкоголем и табачными изделиями в магазинах и торговых центрах может быть занято не более 15 процентов иностранцев от общей численности используемых работников.

В грузовом транспорте не более 26 процентов. В области спорта не более 25. В выращивании овощей не более 50 процентов.

Всем «хозяйствующим субъектам» необходимо привести долю используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением до 1 января 2020 года.

В тоже время из текста постановления совершенно неясно, какова должна быть доля иностранцев среди дворников, таксистов или работников общепита. Что достаточно актуально, по крайней мере для Москвы и Санкт-Петербурга.

Установленные правительством России ограничения призваны, как представляется, защитить российский рынок труда и дать гражданам страны определенные преимущества при трудоустройстве. Однако, согласно последним опубликованным исследованиям рынка труда в РФ, становится очевидно, что Россия постепенно теряет статус страны, притягивающей трудовых мигрантов. Граждане страны теперь сами все чаще отправляются за рубеж на заработки.

Такой вывод можно сделать также исходя из динамики объемов денежных переводов физлиц через платежные системы из России и в Россию.

Так, в первом полугодии 2019 года из России, по данным Центробанка, перевели 3,493 миллиарда долларов, из них в страны СНГ — 2,711 миллиарда, а в страны дальнего зарубежья — 783 миллиона.

Это на 21 процент меньше, чем годом ранее. Лидерами по-прежнему остаются Узбекистан (438 миллионов долларов), Киргизия (около 200 миллионов) и Таджикистан (112 миллионов), куда переводят свой заработок трудовые мигранты. По среднему чеку на первых местах переводы во Вьетнам и Китай.

Вместе с тем на тот же 21 процент выросли переводы физических лиц в Россию, достигнув показателя 1,579 миллиарда долларов. Из стран дальнего зарубежья переводы за два квартала увеличились на 87 процентов до 911 миллионов. Среди лидеров по росту — Великобритания (425 миллионов долларов), Латвия (146 миллионов) и США (76 миллионов). Переводы из стран СНГ, напротив, снизились на 18 процентов – до 669 миллионов долларов.

Одной из главных причин подобной динамики, по мнению экспертов, является падение реальных доходов населения, из-за чего работать в России становится все менее выгодно не только иностранцам, но и самим гражданам страны – поэтому последние и начинают искать работу за рубежом.

Правительство установило ограничения на привлечение иностранных работников в 2020 году

Правительством установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности на 2020 год.

С текстом Постановления Правительства РФ от 30.09.2019г. № 1271 можно ознакомиться, пройдя по ссылке: pravo.gov.ru

Напомню, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с данными ранее разъяснениями (см. Приказ Минтруда от 24 февраля 2015 г. № 108н), действие Постановления распространяется:

1. На всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации;

2. На все хозяйствующие субъекты (организации, ИП), заявившие при государственной регистрации коды видов деятельности, указанные в соответствующем Постановлении Правительства (см. также Решение Верховного суда от 14.01.2016г. № АКПИ15-1315). Такие организации вправе привлекать и использовать иностранных работников при условии соблюдения устанавливаемого процентного соотношения работников-иностранцев к общему числу работников, привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам выполнения работ (оказания услуг). То есть не важно, фактически ведет ли деятельность организация по тем кодам ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), которые были заявлены при ее образовании, если в ее учредительных документах (соответственно в выписке из ФНС) перечисленные выше коды ОКВЭД присутствуют, организация обязана придерживаться устанавливаемой Правительством «процентной ставки» при трудоустройстве иностранных граждан (и вне зависимости от того, какой с мигрантом заключается договор – трудовой или гражданско-правовой).

Важно!

Нарушение установленной Правительством «процентной ставки» влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 45 000 до 50 000, на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 (за каждого иностранца, принятого сверх установленного количества) либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (см. часть 1 статьи 18.17 КоАП РФ).

Ниже приведены данные о предлагаемых изменениях на 2020 год и ситуации в настоящее время.

1. Вид экономической деятельности: выращивание овощей (код 01.13.1)

Допустимая доля в 2020 году – 50% (для всей территории России)

2. Вид экономической деятельности: торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1)

Допустимая доля в 2020 году – 15%

3. Вид экономической деятельности: строительство (раздел F)

Допустимая доля в 2020 году – 80% (за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы. Для Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в сфере строительства (раздел F), установлена в размере 50 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, для Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы указанные ограничения не действуют).

4. Вид экономической деятельности: торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

Допустимая доля в 2020 году – 15%

5. Вид экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

6. Вид экономической деятельности: торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

7. Вид экономической деятельности: торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

8. Вид экономической деятельности: деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

Допустимая доля в 2020 году – 26%

9. Вид экономической деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

Допустимая доля в 2020 году – 26%

10. Вид экономической деятельности: деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

Допустимая доля в 2020 году – 25%

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2020 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Важно!

Вместе с тем, действие Постановления не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

– Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, поскольку они не являются иностранными работниками в силу закона (см. абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 2 ФЗ РФ № 115-ФЗ – иностранные работники – иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а получившие в России разрешение на временное проживание и вид ан жительство иностранцы признаются соответственно временно проживающими и постоянно проживающими), а ограничения касаются только «иностранных работников»;

– Иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС). В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан действие устанавливаемых Правительством ограничений не распространяется на ВКС и членов их семей;

– Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, работающие в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать указанных граждан к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение [1]) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (см., например, Постановление Волгоградского областного суда от 15.04.2015г. № 7а-385/2015).

Важно!

Таким образом, использовать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) возможно в любой сфере экономической деятельности. Для этого необходимо переориентировать службу персонала компании на поиск и подбор иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (в регионе предполагаемого осуществления ими трудовой деятельности), вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Кроме того, поскольку ограничения установлены на привлечение иностранных работников непосредственно организацией, с которой у них заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, вполне возможно использование иностранного персонала компании – контрагента в рамках заключенного с такой компанией договора (например, когда речь идет о клининге). Поскольку в данном случае зона ответственности будет перекладываться именно на контрагента, у которого соответствующие коды ОКВЭД в учредительных документах, как правило, отсутствуют.

[1] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлены статьей 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Допустимая доля иностранных работников в 2020 году

Для обеспечения полноценной реализации права российских граждан на труд ежегодно Правительством РФ устанавливается максимальная допустимая доля иностранных работников — в 2020 году она также предусмотрена. Такой подход обеспечивает ограничение возможностей по трудоустройству для иностранцев в определенных регионах Российской Федерации и отдельных сферах ведения экономической деятельности. Узнайте о всех изменениях в допустимой доле иностранцев и квотах на них в 2020 году.

Квоты на иностранных работников в 2020 году — к кому они применяются

В первую очередь, работодателям, которые трудоустраивают иностранных работников, необходимо точно понимать, что действующие в законодательстве ограничения по допустимой доле таких категорий трудящихся относятся отнюдь не ко всем лицам, не обладающим гражданством РФ. Так, полностью освобождаются от квот и приравниваются к российским гражданам следующие категории иностранцев:

  • Имеющиевид на жительство. Эти лица практически во всех правах приравниваются к российским гражданам, за исключением ограничения в праве занятия государственной службой и избирательного права. В вопросах трудоустройства для них нет более практически никаких препятствий в России.
  • Высококвалифицированные специалисты. Сотрудники, которые относятся к категории высококвалифицированных специалистов-иностранцев, не относятся к квотируемым категориям трудящихся. Более того — для них действуют особые условия трудоустройства и дополнительные социальные гарантии. Более подробно о высококвалифицированных специалистах можно прочитать в отдельной статье.
  • Работники из стран ЕАЭС. Трудящиеся из стран, с которыми в Российской Федерации установлен упрощенный режим взаимного пересечения границы и общая зона торговли, могут свободно трудоустраиваться в Российской Федерации без каких-либо квот, и работодателям не стоит беспокоиться об их соблюдении.
  • Беженцы. Лица, обладающие статусом беженца в Российской Федерации, могут работать, не задумываясь о каких-либо квотах или общих ограничениях, действующих в отношении приема на работу иностранцев.

Таким образом, можно подвести итог, что по факту, квоты на трудоустройство в России устанавливаются исключительно для выходцев из стран, у которых действует визовый режим с Российской Федерацией. В таком случае, действительно, соискатель должен сначала оформить разрешение на работу, получить визу, и убедиться, что работодатель полностью соблюдает требования по допустимому количеству иностранцев на предприятии.

Допустимая доля иностранных работников в 2020 году — основные нормы

На 2020 год допустимая доля иностранных работников на предприятии зависит от целого ряда факторов. В первую очередь к таким факторам относится непосредственно сфера деятельности, в которой заняты трудящиеся. Например, для некоторых видов деятельности полностью запрещено участие иностранных работников в штате компании. К числу подобных сфер можно отнести:

  • Розничная торговля на рынках, нестационарных точках и без торговых точек.
  • Торговля лекарственными средствами в аптеках и других фармацевтических учреждениях.

Общий же перечень квот по разным отраслям и допустимой доле иностранных работников в 2020 году выглядит так:

Строительство — 80% общей численности трудящихся.

  • Выращивание овощей — 50% общей численности трудящихся.
  • Торговля алкогольными напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах — 15% общей численности трудящихся.
  • Деятельность пассажирского и сухопутного автомобильного грузового транспорта — 26% общей численности трудящихся.
  • Спортивная деятельность — 25% от общей численности трудящихся.
  • Регламентируется рассматриваемый вопрос одним основным нормативно-правовым документом, а именно — Постановлением Правительства №1271 от 30.09.2019. Данный документ был подготовлен Министерством Труда, и на него же возложена обязанность по донесению информации о допустимой доле иностранных работников, их количестве и иных особенностях и аспектах регулирования их трудовой деятельности в РФ.

    При этом следует помнить о том, что действие означенного Постановления, согласно его тексту, не распространяется на ряд субъектов Российской Федерации. А именно — оно не применяется в отношении Москвы, Бурятии, Дагестана и Амурской области. Власти означенных субъектов федерации вправе самостоятельно регулировать квоты по допустимой доле иностранных работников на территории соответствующих субъектов.

    Какие изменения произошли в допустимой доле иностранных работников в 2020 году

    По сравнению с 2019 годом ситуация с привлечением иностранных работников и их допустимой долей по отношению к общей численности сотрудников предприятия практически не изменилась. Так, полностью в силе осталось ограничение на использование иностранцев в фармацевтической и аптечной деятельности и в торговле на рынках и вне рынков и палаток без стационарного места.

    Размеры квот по остальным квотируемым видам деятельности точно так же не изменились. То есть — если предприятие уже работало с иностранными сотрудниками, то не ему не стоит переживать о возможном изменении предусмотренной для них квоты в штате компании.

    Единственным значимым нововведением можно назвать тот факт, что был расширен перечень регионов, в которых действуют особые квоты для иностранцев. В частности, такие квоты были предусмотрены для Дагестана — и отдельно упомянута установленная на федеральном уровне квота о наличии иностранных работников в сфере строительства. Так, на территории Дагестана допускается не более 50% доли иностранных сотрудников по отношению к численности работников предприятия.

    Допустимая доля иностранных работников в 2020 году

    Реализация внутренней политики Российской Федерации состоит в регулировании численности официально трудоустроенных иностранцев. При расчете данного коэффициента принимается во внимание специфические особенности рынка труда в каждом конкретном регионе на территории страны.

    Допустимая доля иностранных работников ежегодно меняется в связи с изменением потребностей рынка и экономики в целом. Для большинства предприятий и сфер деятельности главным ориентиром по числу нанимаемых иностранцев останется Постановление Правительства за 2019 год. В материале ниже будут не только указаны прогнозируемые коэффициенты, но и рассмотрены меры, применяемые при нарушении допустимого числа трудоустроенных иностранных сотрудников.

    Когда принимаются изменения процента иностранной рабочей силы по отношению к общему числу сотрудников

    Говоря об изменениях в правительственном Постановлении о доле иностранных работников в различных сферах экономики в 2020 году речь идет непосредственно о предположении специалистов. Данный документ принимается ежегодно 1 августа, и вступает в силу, сразу после принятия на законодательном уровне.

    Кроме изменений, которые коснутся допустимой доли иностранной рабочей силы, внедряются новые системы наказаний для работодателей, нарушающих постановления. Чаще всего данные меры распространяются на увеличение суммы взымаемых штрафов с предприятия.

    Предполагаемые изменения

    Большинство экономических отраслей изменение доли иностранных работников не коснется.

    Ниже мы перечислим те сферы деятельности, в которых процент трудоустроенных иностранных граждан изменился в сравнении с данными за 2019 год:

    • Сфера строительства. В 2020 году предприятия, занимающиеся возведением новых зданий на территории России, могут трудоустроить до 80% иностранцев. Однако, в Республике Дагестан данный коэффициент имеет исключительное значение – не более 50% официально работающих иностранцев. В городе Москва, Республике Бурятия и Амурской области вышеперечисленные ограничения не действуют.
    • В сфере сельского хозяйства, а конкретнее, выращивания овощей российский работодатель может нанять до 50% иностранцев.
    • Для руководителей предприятий, занимающихся пассажирскими и грузоперевозками, допустимый процент трудоустроенных иностранцев составляет 26% от общей численности официально занятых подчиненных.
    • В области спорта допустимо нанимать 25% лиц, имеющих иностранное гражданство.
    • В нише торговли алкогольными и слабоалкогольными напитками, а также табачными изделиями допустимо трудоустраивать до 15% иностранных граждан.

    Перечислим также отрасли, в которых процент трудоустройства иностранных граждан равен 0:

    1. Реализация медикаментов в специализированных точках продаж;
    2. Сбыт товаров в нестационарных объектах и на рынках;
    3. Торговля вне магазинов.

    Не вошедшие в перечень выше сферы трудовой деятельности сохраняют неизменные показатели процента официально занятых иностранцев, принятое в 2019 году.

    Льготные категории иностранцев

    Здесь нужно написать про новый закон 2019 года, ведь именно в нем указаны некоторые категории граждан, которые имеют особые права на трудоустройство в любой сфере экономической деятельности на территории Российской Федерации.

    • Лица, имеющие временную регистрацию или ВНЖ на территории России;
    • Иностранные работники, имеющие высокий уровень квалификации в своей сфере трудовой деятельности;
    • Иностранцы из стран ближнего зарубежья (Белоруссии, Армении, Казахстана, Кыргызстана), имеющие заключенный трудовой или же нормативно-правовой акт с работодателем.

    Ответственность работодателя за превышение установленных норм

    Ежегодно в связи с изменением допустимой численности привлеченной иностранной рабочей силы, работодатель должен проводить ряд увольнений. Если по каким-либо причинам расторжение трудового соглашения с иностранными или не имеющими гражданства лицами не произошло, и процент трудоустроенных иностранцев превышает установленную норму, к работодателю применяются меры наказаний в виде штрафов или отстранения от выполнения трудовой деятельности на период до 90 суток.

    Назначаемый штраф может составлять от 45000 рублей до одного миллиона, в зависимости от наличия юридического лица компании.

    Увольнение иностранных сотрудников

    После вступления в силу нового Постановления Правительства Российской Федерации многим работодателям приходится сокращать штат сотрудников.

    Для того, чтобы расторжение трудового договора проходило в рамках действующего законодательства необходимо:

    1. Установить число сотрудников, попадающих под сокращение и создать по фамильный список;
    2. Издать приказ об увольнении по образцу (скачать утвержденную форму приказа можно ниже);
    3. Провести оплату труда + компенсацию за неиспользованные отпуска;
    4. Выдать трудовую и санитарную книги работнику на руки;
    5. Предоставить ведомствам информации о сокращении иностранного сотрудника.

    Соблюдение данного алгоритма обеспечивает законность расторжение трудового договора и является правомерным.

    Как избежать штрафования за превышение ограничений

    В некоторых сферах деятельности работодателю необходимо задействовать иностранную рабочую силу сверх установленных норм. В таком случае администрация компании и отдел кадров может искать тех кандидатов на должность, которые имеют льготное положение при трудоустройстве с паспортом иностранного государства.

    Еще одним вариантом решения данной проблемы может послужить привлечение иностранных сотрудников из компании, с которой заключены трудовые или гражданско-правовые соглашения. В таком случае, сотрудники компании-партнера не будут числиться на вашем предприятии. Для наглядности можно предложить пример: услуги клининговой или IT-компании.

    В России побеждает тот, кто знает свои права

    Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

    или по телефону:

    Санкт-Петербург и область:+7 (812) 426-14-07 (доб. 832)

    Заключение

    Четкое регламентирование числа трудоустроенных иностранцев позволяет осуществлять прием на работу российских граждан в приоритетном порядке, а также способствует нормальному функционированию каждого отдельного сегмента экономики.

    Предполагаемые изменения затронут далеко не все сферы занятости. Для большинства предприятий и работодателей главным ориентиром в трудоустройстве лиц, не имеющих гражданства или иностранцев, останется прошлогоднее Постановление.

    Для тех, кого внесенные изменения затронут непосредственным образом будет необходимо предпринять ряд мер. Самой распространённой из них можно считать сокращение штата иностранных работников. Кроме увольнений, работодатель может помочь своим сотрудникам получить временную регистрацию в стране или вид на жительство, и тем самым защитить сотрудника от увольнения.

    Превышение доли иностранных сотрудников допустимо в случаях если принимаемое в должность лицо имеет льготные права на трудоустройство или задействованы иностранные сотрудники компании-партнера, ответственность за численность которых несет другое предприятие.

    Если превышение процента трудоустроенных иностранцев осуществляется с нарушением действующего законодательства – руководителю предприятия придется понести за это ответственность в виде штрафа или отстранения от трудовой деятельности на срок до трех месяцев.

    Иностранные работники в 2020 году: кадровые, правовые и налоговые аспекты

    СЕМИНАР В МОСКВЕ

    Даты проведения: 16-17 Марта 2020 (Посмотреть другие даты).

    В ходе семинара участники получат подробный обзор действующего законодательства с последними и актуальными изменениями 2020 года в части привлечения иностранной рабочей силы, порядка квотирования, особенностей патентной системы и ответственности работодателя за нарушения. Помимо изучения законодательных норм на семинаре будут рассмотрены примеры из судебной практики и правоприменительной практики государственных органов на территории России.

    В результате обучения участники:

    • выяснят порядок трудоустройства иностранцев, относящихся к различным правовым статусам;
    • ознакомятся с особенностями международных соглашений, регулирующих нахождение и работу в России иностранных граждан;
    • смогут разобраться в хитросплетениях миграционных законов, избежать ошибок и штрафных санкций;
    • научатся последовательности действий, связанных с процедурой трудоустройства иностранцев, контролем за их пребыванием в России, отчетностью перед государственными органами.

    Семинар предназначен для: Руководителей и сотрудников кадровых служб и отделов кадров, бухгалтеров, юристов и руководителей компаний, а также специалистам, в чьи обязанности входит трудоустройство иностранных граждан, оформление разрешительных документов для пребывания в РФ и работы иностранных граждан, отчетность перед государственными органами и т.д.

    Цели семинара:

    • повысить уровень профессиональных компетенций руководителей и специалистов организаций и предприятий, занимающихся вопросами трудовых отношений с иностранными работниками, в части подготовки, заключения трудовых договоров с ИРС с учетом изменений законодательства РФ;
    • своевременно применять статьи действующего законодательства в части привлечения иностранной рабочей силы, порядок квотирования, особенности патентной системы;
    • предоставить актуальную информацию об ответственности работодателя за нарушения в сфере трудовых отношений с ИРС.

    ПРОГРАММА

    Новые векторы развития и новые требования в привлечении и использовании иностранных граждан в 2020 г.

    Нормативная база и практические советы:

    • Расширен перечень иностранных работников, освобожденных от необходимости получать в РФ разрешение на работу или патент (Федеральный закон от 17.06.2019 № 144-ФЗ и № 145-ФЗ).
    • NEW . Формы и Порядки уведомлений: нормативная база и практические советы.
    • Новая Форма и порядок уведомления МВД России с 09.09.2019 об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ (Приказ МВД от 04.06.2018 №363). Распространённые ошибки работодателей и в заполнении новых форм, приводящие к штрафу – не знание законов и порядков не освобождает от ответственности.
    • Новый административный регламент по постановки на миграционный учет иностранного работника и формы – (Приказ МВД России от 30.07.2019 N 514).
      • Новая форма УВЕДОМЛЕНИЯ об убытии иностранца из места пребывания.
      • Ограничения на привлечение к работе иностранцев 2020. Запрет использование иностранцев в отдельных видах деятельности в 2020 году, что важно знать и какие действия необходимо предпринять, чтобы не нарушить закон. Запрет использование иностранцев в отдельных видах деятельности устанавливаемый субъектами РФ.
      • Размер потребности на 2020 год на привлечении к труду «визовых» иностранных работников.
      • Квота на 2020 год на временное проживание.
      • Установление риск ориентированного подхода при проверках МВД. Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1668. Кого и когда будут проверять.
      • Проверочные листы при плановых проверках МВД.
      • Размеры Авансовых платежей за патент (НДФЛ) в 2020 году субъектам РФ.
      • Уголовная ответственность для руководителей юридических лиц за фиктивную регистрацию в компании.
      • Другие изменения 2019 года связанные с привлечением иностранной рабочей силы – готовимся к 2020 году.

    «Визовые» иностранцы: принимаем на работу.
    Правила и сроки подачи работодателем заявки о потребности в иностранной рабочей силе. Квоты на выдачу ПРИГЛАШЕНИЙ на въезд и РАЗРЕШЕНИЕ на работу в 2019 году. Разрешение на работу: перечень необходимых документов, порядок и сроки выдачи. Основания для аннулирования разрешения на работу.

    Сложные вопросы привлечения иностранцев.

    • Может ли иностранец работать по совместительству?
    • Можно ли занимать должность отличную от указанной в разрешении на работу?
    • Можно ли менять работодателей?
    • Можно ли заключить договор с иностранцем, у которого еще нет разрешения на работу?
    • Что надо знать при приеме на работу высококвалифицированного специалиста?
    • Обсуждаем проблему направления иностранных работников в командировки.
    • Возраст, с которого иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.
    • Допустимая доля иностранных работников в отдельных видах деятельности в 2019 году.
    • Наименование должности в разрешении на работу или в патенте и фактически выполняемая работа.
    • Профессии и виды работ, где запрещено использовать иностранцев.
    • Работа иностранцев за пределами субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), патент.
    • Требования к состоянию здоровья иностранных граждан.
    • Переход иностранца от одного работодателя к другому.
    • Обязательное наличие водительских удостоверений российского образца при трудоустройстве на работу к Ю/Л или ИП связанную с управлением транспортным средством.

    Практические рекомендации по оформлению ВКС в МВД. Грамотное оформление трудовых отношений.

    • Какие организации могут привлекать ВКС? Кто из иностранцев может стать ВКС – Требования?
    • Документы, необходимые для привлечения ВКС.
    • Оформление визы для ВКС. Режим пребывания ВКС и продление сроков действия документов на их пребывание. Миграционный учет ВКС.
    • Срок действия и порядок получения разрешения на работу для ВКС.
    • Члены семьи ВКС и их права. Разрешения на работу для членов семьи ВКС.
    • Медицинское страхование ВКС и членов их семьи.
    • Порядок оформления вида на жительство ВКС и членов его семьи.
    • Грамотное оформление трудового договора с ВКС и Уведомлений МВД о заключении трудового договора и ежеквартальной отчётности по выплате заработной платы.
    • Ответственность для работодателей за невыполнение этих обязанностей.
    • Подводные камни привлечения ВКС и ошибки работодателей, обсуждаем нюансы и практические рекомендации по их устранению.

    Трудовые отношения с иностранцами: важные вопросы.

    • Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства – Глава 50.1 ТК РФ.
    • Категории иностранных работников, которых касаются данные нормы ТК РФ, ответственность за нарушение трудового законодательства. Противоречия между Трудовым Кодексом и Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Обязательное предъявление договоров и полисов ДМС при трудоустройстве иностранцев.
    • Трудовой договор: срочный или бессрочный?
    • Обязательные Сведения, которые включаются в трудовой договор с иностранцем.
    • Ежегодные и дополнительные отпуска – работников иностранцев.
    • Временный перевод иностранца на другую работу.
    • Приостановление действие трудового договора с иностранцем.
    • Основания для Прекращения трудового договора с иностранцем.
    • Прием иностранцев на дистанционную работу.

    Упрощенный порядок привлечения иностранцев – Граждан стран-членов ЕАЭС. Договор о ЕАЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия.

    Семь плюсов приема на работу граждан ЕАЭС.

    • Особенности международных договоров со странами ЕАЭС.
    • Льготы в области трудовых отношений, налогообложения и социального страхования для трудящихся из стран ЕАЭС.
    • Порядок привлечения к работе граждан государства-члена ЕАЭС – пошаговая инструкция: перечень документов, особенности заключения трудового договора.
    • Медицинский полис (ОМС) для трудящихся из стран ЕАЭС, новые правила выдачи.
    • Срок пребывания и особенности миграционного учета граждан стран ЕАЭС.
    • Уведомление МВД о заключении/расторжении трудового договора или договора ГПХ.
    • Нужно ли самому трудящемуся государства члена ЕАЭС везти или направлять в МВД трудовой договор или его копию.
    • Ставка НДФЛ, применяемая в отношении доходов иностранцев из ЕАЭС.
    • В каком размере следует уплачивать страховые взносы на доходы иностранцев из ЕАЭС? Имеют ли право на пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком, пособие на погребение иностранцы из Армении, Казахстана, Белоруссии и Киргизии?
    • Работа по совместительству.
    • При длительной командировки трудящегося государства члена ЕАЭС, уведомлять ли МВД субъекта РФ, где он работает (командируется)?

    Ограничения на привлечение к работе иностранцев в 2020 г. Запрет использования иностранцев в отдельных видах деятельности в 2020 г., что важно знать и какие действия необходимо предпринять, чтобы не нарушить закон. Запрет на использование иностранцев в отдельных видах деятельности, устанавливаемый субъектами РФ.

    Новый Порядок и формы уведомлений контролирующих органов (практика применения) о трудовых отношениях с иностранцами, о заключении, прекращении договоров ГПХ с иностранцами, усиление санкций и порядка контроля. Что необходимо знать и соблюдать работодателю об оформлении иностранцев вне зависимости от страны их происхождения (визовый, безвизовый, ЕВРАЗЭС).

    Квота на 2020 г. на временное проживание.

    Размеры Авансовых платежей за патент (НДФЛ) в 2020 г. по субъектам РФ.

    Другие изменения 2020 года, связанные с привлечением иностранной рабочей силы.

    ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА – привлечения к труду «безвизовых иностранцев».

    • Обязательные требования и документы, которые необходимо предъявить для трудоустройства. Уведомление государственных органов о привлечении «Патентных» иностранцев к труду. Трудности с которыми все сталкиваются на практике? Обсуждаем способы их решения.
    • Сроки обращения за патентом с даты пересечения границы и ответственность за их нарушение. Запрет командировок за пределы субъекта РФ Патентных иностранцев.
    • Полномочия органов государственной власти по приостановлению выдачи патентов.
    • Дополнительное медицинское страхование иностранцев.
    • Распространенные ошибки и заблуждения, допускаемые при уплате авансовых платежей по НДФЛ.
    • Порядок продления Патента. Основные ошибки и заблуждения работодателей.
    • Выгодное положение работодателя при построении отношений с иностранными работниками, в связи с патентной системой привлечения иностранцев и дальнейшее развитие законодательства.
    • Правовые пробелы и коллизии, которые не урегулированы новым законом, обходим подводные камни, привлекаем иностранцев быстро и удобно.

    Налоги за иностранцев в 2020 году.

    • НДФЛ, ФСС, отчисления по несчастным случаям, оплата больничных. «Подводные камни» авансовых платежей по НДФЛ, жесткие нюансы нововведений.
    • Процессуальные препятствия (патентная система) со стороны ФНС, с которыми сталкиваются работодатели при получении Уведомлений по зачету авансовых платежей, способы их устранения.
    • Построение системы и порядка уплаты налогов совместно с иностранцами.

    Трудовые отношения с иностранцами: важные вопросы.

    • Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства – Глава 50.1 ТК РФ.
    • Трудовой договор: срочный или бессрочный?
    • Обязательные Сведения, которые включаются в трудовой договор с иностранцем.
    • Приостановление действие трудового договора с иностранцем.

    Миграционный учет 2020 – без ошибок:

    • Нормативно – правовая база, регулирующая миграционный учет иностранных граждан.
    • Порядок и сроки постановки на миграционный учет в 2019-2020 годах: обсуждаем новые правила правовые коллизии, плюсы и минусы для работодателя.
    • Законопроект, об электронной постановки на миграционный учет.
    • Новые обязанности и ответственность приглашающей иностранцев стороны (Федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ, № 216-ФЗ).
    • Может ли работодатель быть принимающей стороной – в каких случаях? Могут ли оштрафовать иностранца за отсутствие миграционного учета?
    • Дополнительный контроль за соответствием регистрации по месту пребывания и фактического место проживания/пребывания.
    • Особенности миграционного учета: ВКС, иностранцев ЕВРАЗЭС, «патентных» иностранцев», иностранцев на вахте.
    • Чем отличается продление патента от продления регистрации по месту пребывания.
    • Новое основание снятия с миграционного учета иностранцев – принимающей стороной, если иностранец убыл из места пребывания. Порядок снятия учета по пп. 5 п.1 ст.23. закона 109-ФЗ.Обязательное снятие с учета иностранцев принимающей стороной, если основания для постановки на учет отсутствуют (утрачены).
    • Кто может проверить отрывную часть уведомления? Особенности миграционного учета при вахтовым методе.
    • New! Уголовная ответственность для руководителей юридических лиц за фиктивную регистрацию в компании.
    • Ответственность за нарушение правил миграционного учета.

    Проверки МВД: административный регламент проверок.

    • Что в первую очередь в 2020 году будут проверять сотрудники МВД и кого?
    • Введение с 2018 г. риск-ориентированного подхода и проверочных листов при проверках МВД законности привлечения иностранной рабочей к труду (Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1668).
    • Проверь себя заранее! Используя проверочные листы, установленные для плановых проверок МВД. Приказ МВД России от 29.01.2019 N 42.
    • Ошибки в сфере привлечения и использования иностранных работников.
    • Порядок проведения проверок – плановые/внеплановые (документарная и выездная).
    • Административная ответственность за нарушения при привлечении иностранной рабочей силы, сроки исковой давности, обжалование действий сотрудников МВД.

    Важно Знать: актуальные вопросы.

    • Инструктаж работника-иностранца.
    • Создание локального нормативного акта – памятки для иностранца.
    • Повышение правовой грамотности работников-иностранцев и их лояльности к правилам работодателя.
    • Эффективные действия и эффективное поведение иностранного работника и работодателя при проверке МВД.
    • Актуальная Судебная Практика Верховного суда РФ 2018 г. по защите интересов компании: отсутствие ответственности за не уведомление белорусов, об отсутствии ответственности заказчика, если исполнитель привлекает иностранцев к труду с нарушениями закона.

    Круглый стол, ответы на вопросы.

    ЗУЙКОВ Александр Константинович

    Эксперт в области трудового права и охраны труда.

    УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

    Стоимость обучения составляет 25 800 рублей.

    При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка – 7 %.

    В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.

    Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

    Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

    Ссылка на основную публикацию