Как проводится выездная налоговая проверка в 2020 году

Содержание

Период налоговой проверки в 2020 году

Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором

Вернуться назад на Налоговый период 2020

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). В ее рамках может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

На практике встречаются ситуации, когда между принятием решения о проведении проверки и самой проверкой проходит несколько месяцев и она происходит уже в следующем году. В подобных случаях некоторые компании считают, что трехлетний срок должен отсчитываться от года, в котором фактически проводится проверка. Но суды их не поддерживают.

В пункте 4 ст. 89 НК РФ сказано, что в 2020 году при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который подана уточненная налоговая декларация.

Разъясняя порядок применения этой нормы, ФНС России в письмах № АС-4-2/13622@ и № АС-4-2/8792 указала, что:

1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной проверкой;
2) норма применяется в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;
3) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;
4) указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;
5) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет.

А в письме № АС-37-2/10613@ специалисты ФНС России отметили, что в случае подачи уточненной налоговой декларации проверяется период, за который она представлена, в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, при представлении уточненной декларации налоговиками может быть проверен период, выходящий за пределы трехлетнего ограничения. Суды это подтверждают.

Но суды трех инстанций рассудили иначе. Они указали, что п. 4 ст. 89 НК РФ предусмотрено исключение из общего правила о трехлетней глубине налоговой проверки. Если компания представила уточненную декларацию, налоговые органы вправе при проведении выездной проверки за период, на показатели которого повлияли данные уточненной декларации, проверить период, за который представлена такая декларация. При этом неважно, что указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Определением Верховного суда РФ № 308-КГ14-4417 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Повторная выездная проверка может быть назначена, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка) (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ). Возникает вопрос: вправе ли налоговый орган провести повторную выездную налоговую проверку, если период, за который подана уточненная налоговая декларация, превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки?

Суды трех инстанций указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении проверки, поэтому спорный период не выходит за пределы трехлетнего срока, установленного в п. 10 ст. 89 НК РФ. Они также отметили, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет. В связи с этим возможность проведения повторной налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

Обратите внимание: в Определении № 305-КГ17-19973 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ высказала правовую позицию, что повторная выездная налоговая проверка не может быть инициирована налоговым органом без учета оценки разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.

При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в частности:

• существование у налогового органа возможности по своевременному выявлению обстоятельств, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации;
• способность налогоплательщика в случае проведения выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
• наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).

В этом деле повторная выездная налоговая проверка была назначена спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации, что арбитры признали значительным сроком. В связи с этим судебная коллегия отправила дело на новое рассмотрение, дав указание судам оценить разумность сроков назначения выездной налоговой проверки, принять законные и обоснованные судебные акты.

Правовая позиция Верховного суда используется судами при принятии решений. Так, с учетом этой правовой позиции АС Северо-Западного округа в постановлении по делу № А21-10802 признал решение о проведении выездной проверки, принятое спустя 2 года 11 месяцев после представления уточненной налоговой декларации, нарушающим права и законные интересы компании.

Часто споры возникают по поводу того, могут ли налоговики в рамках выездной налоговой проверки контролировать текущий период.

Налоговики и финансисты считают, что п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных налоговых проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки.

Но апелляционный и кассационный суды с таким выводом не согласились. Они указали, что п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года. Постановлением Пленума ВАС РФ № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, что налоговое законодательство не содержит запрета на проведение проверки периодов текущего календарного года. Из этого суды сделали вывод, что проверка отчетных периодов текущего года в рамках выездной налоговой проверки не нарушает норм налогового законодательства. Верховный суд этот вывод поддержал.

Иногда в рамках выездной налоговой проверки контролеры производят доначисления по операциям, относящимся к периодам, выходящим за трехлетний срок. Суды считают такие действия неправомерными.

На практике встречаются ситуации, когда налоговики по результатам проверки производят доначисления с учетом кредиторской задолженности, образовавшейся за пределами трехлетнего срока. Суды считают это выходом за пределы проверки.

Суд доначисления отменил. Он указал, что у налоговой инспекции отсутствует право проверять деятельность налогоплательщика (налогового агента) за рамками трехлетнего периода, установленного п. 4 ст. 89 НК РФ. Спорная задолженность образовалась за пределами проверяемого периода. Налоговое законодательство не предусматривает включение в результаты выездных налоговых проверок всех кредитовых сальдо, имеющихся по лицевому счету налогоплательщика (налогового агента) на дату начала проверяемого периода, а также включение таких сальдо в результаты проверок.

Случается, что налоговики проверяют налоги в рамках установленного законом трехлетнего периода, но при этом выходят за пределы дат, которые обозначены в решении о проведении выездной проверки. Суды считают это нарушением и отменяют доначисления.

Налоговый вычет 2020
Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
Новые выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
Новые льготы и выплаты с 2020 года
Налоговый отчет 2020

Налоговые проверки 2020 от ФНС

Налоговая служба на своем сайте разъяснила, как будут проходить проверки. В общем-то ничего нового. Но есть моменты, на которые нужно обратить внимание.

Кого ждут проверки в 2020 году

Традиционно камеральные проверки проводятся по всем налоговым декларациям по НДС, в которых заявлены вычеты. Компании, которые работают с НДС, хорошо знают процедуру проверки и требования налоговиков.

Потребуются документы подтверждающие и обосновывающие налоговый вычет: первичка и, возможно, документы по оплате. Тоже самое в отношении налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению. (ст. 88 НК РФ).

Вторая категория подпадающих под камеральные проверки – компании, которые получили налоговые льготы.

Если вы пользуетесь налоговыми льготами, будьте готовы к проверке. Вас попросят предоставить все документы, подтверждающие право на применение вашей компанией льгот.

Если вы пользуетесь налоговыми льготами в качестве участника регионального инвестиционного проекта, налоговики потребуют документы, которые подтверждают, что ваша деятельность соответствует условиям регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК).

Еще одна причина для проверки – представление уточненной налоговой декларации с уменьшением суммы налога к уплате в бюджет либо увеличение суммы полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией.

Руководитель может быть свидетелем

Руководитель компании может быть вызван в налоговую инспекцию как свидетель для дачи показаний в рамках камеральной проверки.

В письме от 9 августа 2019 г № ЕД-4-15/15859@ ФНС России отмечает, что список лиц, которых нельзя допрашивать налоговикам, установлен п. 2 ст. 90 НК РФ. И руководитель организации-налогоплательщика в нем не упоминается.

Сроки проведения проверки

Федеральным законом № 302-ФЗ от 3 августа 2018 года были внесены изменения, в результате которых срок камеральной проверки декларации по НДС был уменьшен до двух месяцев. Ранее этот срок составлял три месяца. Закон вступил в силу в сентябре 2018 года. Но, имейте в виду, у налоговой инспекции есть право продлить проверку до трех месяцев. Минфин России в письме от 2 октября 2018 года № 03-02-07/1/70615 рассказал по каким причинам могут продлить камеральную налоговой проверку декларации по НДС. При этом инспекторы не обязаны сообщать о продлении срока.

Поэтому, ориентируйтесь на то, что камеральная проверка будет проходить 3 месяца со дня сдачи налоговой декларации. Или в течение 6 месяцев со дня сдачи налоговой декларации иностранной компанией. Кроме проверки НДС во всех остальных случаях камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев.

Бухгалтер обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, предоставить все документы, которые запрашивает ИФНС для проведения камеральной проверки.

Ответственность за непредставление документов предусмотрена статьей 126 НК РФ. Штраф составит от 200 рублей за каждый не предоставленный документ до 100 000 рублей за отказ или уклонение предоставить документов с заведомо ложными сведениями.

Вызов на рассмотрение материалов проверки

Директор компании, которую проверяли налоговики, вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки лично. ИФНС обязана предоставить материалы налоговой проверки не позднее двух дней со дня подачи директором проверяемой компании заявления.

При обнаружении неуплаты налогов ИФНС вызывает руководителя компании на рассмотрение материалов проверки.

Неявка директора или представителя фирмы на рассмотрение материалов налоговой проверки, не будет препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Кроме случаев, когда участие представителя компании является обязательным для рассмотрения материалов.

Если директор проверяемой фирмы не согласен с актом налоговой проверки, он вправе представить в налоговую письменные возражения. Срок подачи письменных возражений на акт налоговой проверки составляет 1 месяц со дня получения акта.

Если директор согласен с актом проверки и теми фактами, которые в нем изложены, он может отказаться от визита в налоговую и участия в рассмотрении материалов проверки. И дальше, просто платить доначисленные налоги. За неявку на допрос предусмотрен штраф в размере 1 000 рублей. Но выписывают его редко.

Если акт составлен с нарушениями и изложенные в нем факты не подтверждены никакими документами, содержат только умозаключения налоговиков, игнорировать рассмотрение материалов проверки нельзя. Нужно писать письменные возражения и затем, после получения окончательного акта, писать жалобу в вышестоящий орган – УФНС. По процедуре досудебного урегулирования многим удается изменить либо совсем отменить ранее выписанный акт налоговой проверки. Причем в большинстве случаев, подготовить письменные возражения можно без привлечения юриста, с этим справится профессиональный бухгалтер и сам директор.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Выездная налоговая проверка – сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Как проводится выездная налоговая проверка в 2020 году

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году. В 2020 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Семь главных поводов для проверки налоговой в 2020 году

В последние годы в России работают над уменьшением количества визитов проверяющих, чтобы дать возможность бизнесу вздохнуть свободнее. Тем не менее по статистике 2018 года 98% выездных налоговых проверок в России заканчивается штрафами для предпринимателей. А это значит, что самое главное для малого бизнеса – не давать налоговой поводов для таких проверок. Рассказываем, какие ситуации чаще всего становятся причиной для визита ФНС.

Начнем с того, что проверки бывают плановые и внеплановые. Плановые, соответственно, планируются заранее и вносятся в специальный график, который опубликован на сайте Генеральной прокуратуры. Их можно проводить не чаще, чем раз в три года. Внеплановые проводятся, если в ФНС поступили жалобы граждан, подходит к концу срок устранения выявленных ранее нарушения или у налоговой есть другой повод сомневаться в честности предпринимателя. Итак, что может стать причиной выездной проверки налоговой?

1.Регулярные убытки и низкий заработок сотрудников

Это может свидетельствовать о том, что компания намеренно скрывает доходы, чтобы не платить налоги, а также выдает зарплату «в конвертах».

Что можно сделать?

Для начала необходимо проверить все расчеты, чтобы выявить ошибки в отчетах, отправленных в налоговую. Если ошибок нет, но ваши расходы действительно превышают доходы – приготовьте подтверждающие документы на случай налоговых проверок. Также следите, чтобы зарплата ваших сотрудников не падала ниже показателя по отрасли в регионе, установленного ФНС (на сайте).

2. Торговля без онлайн-кассы

Проверки использования онлайн-касс происходят внепланово, поэтому подготовиться к ним нельзя. О том, что вы работаете без онлайн-кассы они узнают очень быстро – ваши конкуренты или недовольные клиенты могут сообщить об этом через приложение «Проверка кассового чека в ФНС России». Оно устанавливается бесплатно, есть и в iOS и в Android. Его скачали уже более 100 000 раз.

Немного официальной статистики с сайта ФНС. За 9 месяцев 2019 года налоговая провела уже 43 тысячи проверок соблюдения 54-ФЗ, на которых установила 42 тысячи нарушений, эффективность мероприятий составила 95,9%. Предпринимателям и организациям были выписаны штрафы на сумму более 2017 млн.рублей.

Что можно сделать?

Если вы работаете в сфере торговли или услуг и подпадаете под 54 ФЗ у вас есть только один способ избежать проверки – приобрести онлайн кассу. Если такой возможности нет – онлайн-кассу можно взять в рассрочку или напрокат. Сегодня продавцы касс идут навстречу предпринимателям и предлагают доступные условия. Например, кассу МТС можно взять напрокат. Вместе с арендованной кассой уже идет фискальный накопитель, сюда же входит договор с ОФД, техподдержка, срочная замена кассы, а также доступ к полноценной товароучетной системе. Важно отметить, что товароучетная система МТС Кассы имеет модули систем ЕГАИС и “Меркурий” для продажи алкоголя и продуктов животного происхождения. Также благодаря системе можно реализовывать и маркированные товары в соответствии с законом. Кроме того, сервис позволяет автоматически проводить глубокую аналитику продаж, грамотно используя которую можно увеличить прибыль на 20%.

3. Низкая налоговая нагрузка

Каждый год ФНС рассчитывает для каждой отрасли налоговую нагрузку. Если бизнесмен показывает цифры ниже, с большой долей вероятности его посетят налоговики.

Что можно сделать?

Для начала рассчитайте свою налоговую нагрузку. Для этого вы можете воспользоваться новым электронным сервисом на сайте ФНС – “Налоговым калькулятором по расчету налоговой нагрузки”. Чтобы это сделать вручную необходимо разделить совокупную сумму уплаченных/начисленных налогов на общую сумму выручки за год и умножить на 100%. Сравните ваш показатель, с показателем для вашей отрасли на сайте ФНС. Если есть отклонения необходимо проверить данные на ошибки. При их правильности подготовьте для ФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например: неверно определенный код вида деятельности, осуществление инвестиций, временные проблемы с реализацией, создание запаса товара и т.д.

4. Рост расходов, опережающий рост доходов, либо близость этих показателей

Первое актуально для организаций, второе — для ИП. Это повод для налоговой заподозрить бизнесмена в занижении доходов, либо завышении расходов, чтобы не платить налог на прибыль.

Что можно сделать?

Если ваши расходы оказались недалеко от доходов и даже превысили их – перепроверьте отчетность. Если ошибок нет, приготовьте документы для проверки.

5. Работа с высоким налоговым риском

Этот риск актуален для тех, кто сотрудничает (сознательно или по незнанию) с фирмами-однодневками. Кроме того, налоговая наверняка заинтересуется теми, кто работает через длинную цепочку посредников. Это также признак фирмы-однодневки.

Что можно сделать?

Проверьте своих партнеров и подрядчиков по базам ЕГРЮЛ. Будьте бдительны – не работайте с компаниями данных о которых нет в интернете или в СМИ, а также если ее руководитель не предоставляет документов компании и отказывается от личных встреч. Чтобы убедиться в надежности компании, проверьте, платит ли она налоги. На сайте ФНС представлены сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов.

6. Низкий уровень рентабельности
Налоговики уверены: если рентабельность работы организации на ОСН менее 10%, чем в среднем по отрасли, это повод для выездной проверки.

Что можно сделать?

Рассчитайте рентабельность ваших продаж и активов. Обычно рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за год к выручке за тот же период. А активов – как соотношение прибыли за год к сумме активов за этот период. Полученные показатели сравните с показателями налоговой для разных отраслей.

7. Подозрительное поведение в отношении налоговой

Налоговиков может насторожить, если предприниматель меняет адрес фирмы, переходит из одной налоговой в другую, игнорирует запросы, не предоставляет нужные документы, не объясняет, откуда взялись ошибки. Смена юридического адреса часто делается, чтобы не платить налоги и отсрочить проведение проверки.

Что можно сделать?

Если ваша компания неоднократно переезжает в течение 1-2 налоговых периодов – скорее всего вами заинтересуется налоговая и нужно быть готовым к такому исходу. Лучше заранее подготовить как можно больше весомых аргументов, касательно смены вашего адреса. Можно указать: окончание договора аренды и предложение вам новым арендодателем более выгодных условий, близкое расположение поставщиков, либо наличие на новом месте хорошей инфраструктуры.

Еще один совет – обязательно перепроверяйте отчетность, которую вы отправляете в ФНС. Если нашлись ошибки, обязательно подготовьте и отправьте корректирующий отчет – не игнорируйте такие моменты.
Что делать, если налоговики все-таки решили к вам придти?

  • Заранее подготовить и держать под рукой пакет всех необходимых документов (обязательно должны быть оригиналы). Налоговые и бухгалтерские регистры лучше предоставлять на бумаге.
  • Назначить сотрудника, который будет взаимодействовать с налоговиками и ответит на все их вопросы.
  • Сотрудников нужно заранее проинструктировать, как себя вести с налоговиками, чтобы проверка прошла успешно.

Подготовиться к проверке можно только если она плановая, и вы заранее узнали о том, что к вам едут с проверкой. Если у вас нет онлайн-кассы – проверка будет внеплановой и начнется внезапно. Подготовится к ней можно только купив онлайн-кассу в короткие сроки иди взяв кассу напрокат. За 2300 рублей в МТС можно взять кассу с полным подключением и настройкой, регулярной заменой фискального накопителя и своевременной перерегистрацией кассы в ОФД и ФНС.

Налоговый контроль – 2020: перспективы, риски и возможности

Финансовые планы бизнеса на будущее может скорректировать налоговый контроль, особенно в рамках выездной проверки. Поэтому в конце уходящего года советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий практикующий юрист по налоговым и гражданским спорам компании «Правовест Аудит» Наталья Наталюк напоминает о налоговых рисках и способах их нивелирования.

Что готовит грядущий год

Несомненно, фискальный орган продолжит бороться с всевозможными налоговыми схемами, совершенствуя инструментарий и знаменитые автоматизированные системы АИС «Налог-3», АСК «НДС». Особое внимание на внутригрупповые сделки, формальное дробление, мнимые сделки с проблемными контрагентами и прочее. Продолжится работа по созданию единой виртуальной транзакционной среды — платформы, где будут отражаться все сделки, а налоги будут взиматься автоматически.

Прозрачность бизнеса — уже необходимость. Риск стать фигурантом уголовного дела, лицом с «ярмом» пожизненной субсидиарной ответственности за неуплату компанией налогов точно не дадут дремать спокойно. Ясно, что настала пора кардинально менять отношение к налоговым рискам, иначе радужные бизнес-планы в один момент могут просто рухнуть, как «карточный домик». А ведь этого всего вполне можно избежать.

Зоны риска: что учесть

Сейчас надо быть в курсе трендов налогового контроля, требований законодательства и позиции судов, чтобы как «кальку» переносить их на свой бизнес для верного определения ориентиров налоговой безопасности.

Самой серьезной, а порой роковой, для бизнеса является выездная проверка, поэтому важно предпринимать меры снижения вероятности ее назначения. Начать можно с анализа деятельности компании по 12 риск-маркерам, увеличивающим риск интереса со стороны инспекции. Например, налоговый орган заинтересует низкая налоговая нагрузка компании в сравнении с другими налогоплательщиками в конкретной отрасли. Чем ниже будет налоговая нагрузка, тем больше риск назначения проверки.

Значительные суммы вычетов по НДС (89% и более от суммы исчисленного налога за 12 месяцев), низкая рентабельность продажи товаров и использования активов не оставят равнодушными контролирующий орган. Если декларируемые расходы растут быстрее, чем доходы — инспекция может озадачиться вопросом, обусловлено ли такое положение дел реальными потребностями хозяйственной деятельности компании или является результатом применения «налоговых схем», единственная цель которых — уплата налога в меньшем размере?

Нельзя не отметить, как риск — ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

К числу рисковых в налоговом плане способов ведения деятельности ФНС относит сделки, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Например, мнимые, притворные сделки, в том числе с привлечением проблемных контрагентов, «фирм-однодневок», формальное «дробление бизнеса», занижения доходов, завышения расходов и прочее.

На необоснованной налоговой выгоде, стоит акцентировать особое внимание, поскольку все проверки проходят в условиях тестирования компаний на обоснованность получения такой выгоды. Согласно знаменитой ст. 54.1 НК РФ ВЫ не сможете учесть расходы и вычеты, если допустите:

  • Искажение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Характерными примерами уменьшения суммы налоговой базы и/или исчисленного налога являются: создание схемы формального дробления бизнеса, искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения; создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежание двойного налогообложения, нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).
  • Неуплату и/или возврат сумм налога, как единственную цель сделки. Сделки всегда должны иметь здравую предпринимательскую деловую цель. Бизнес-решение не должно иметь не свойственное предпринимательскому обороту рискованное качество, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования или разделение единого бизнеса на несколько компаний (ИП) с единственной целью применения «спецрежимов» (УСН, ЕНВД).
  • Исполнение сделки не тем лицом, с которым заключен договор или которому обязательство передано по договору или закону. Инспекция может отказать в учете расходов, вычетов, если есть доказательства, что товар (работа, услуга) исходят не от заявленного контрагента. Обычно это происходит, если контрагент, указанный в первичных документах, не мог и не имел возможности оказать услуги (выполнить работы, отгрузить товары). Здесь придется вспомнить о должной осмотрительности при выборе контрагентов, так как помимо реальности сделок будут выяснять причины выбора контрагента (репутация, выгодные условия) и проверять наличия у него необходимых ресурсов для исполнения договорных обязательств (материальные, трудовые), поэтому доказательства проверки контрагента несомненно должны быть.

Как предупредить риски

Для минимизации и исключения налоговых рисков важно:

  • Устранить признаки, по которым происходит отбор для выездной налоговой проверки
  • Не допускать схем уклонения от налогообложения (автоматизированные системы ФНС могут отследить схемы на стадии камеральной проверки)
  • Проверять «налоговую благонадежность» контрагентов
  • Проверять правильность исчисления и уплаты налогов (организовать внутренний и внешний контроль налогового учета и отчетности)
  • Своевременно провести диагностику налоговых рисков. Для того, чтобы что-то предпринять, нужно сначала определить слабые места бизнеса с помощью профессиональной диагностики, которая покажет суммы скрытых рисков и даже финансовых резервов компании. Кроме того, диагностика определит вероятность налоговой проверки и поможет принять оптимальные решения во избежание негативных последствий (многомиллионных налоговых доначислений, штрафов, субсидиарной и уголовной ответственности).
  • Применить максимальную защиту — системный комплексный аудит, который исключает вероятность налоговых ошибок. Его главный принцип — помощь в моменте. В течение финансового года проводится аудит по итогам каждого квартала, в идеале, до сдачи налоговой отчетности выявляются риски, своевременно вносятся исправления в первичные документы, корректировки в бухгалтерский или налоговый учет. Это позволяет не засвечивать организацию при предпроверочном анализе данных в ИФНС и не попадать под выездные проверки, не платить штрафы и пени.

Ссылка на основную публикацию