План разработки профессиональных стандартов

Содержание

План-график внедрения профессиональных стандартов

План-график внедрения профессиональных стандартов обязателен для государственных и муниципальных организаций, а также принадлежащих им предприятий. В чем заключается специфика его составления?

Что представляет собой план-график внедрения профессиональных стандартов в организации?

Профстандарт — это совокупность критериев квалификации, которая нужна сотруднику предприятия для осуществления своей профессиональной деятельности, выполнения предусмотренной контрактом трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Разрабатываются профстандарты компетентными государственными ведомствами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 195.2 ТК РФ).

Использовать профстандарты обязательно:

  • государственным и муниципальным структурам (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584);
  • предприятиям, которые более чем на 50% принадлежат данным структурам (п. 1 постановления № 584);
  • частным фирмам, имеющим рабочие места, наличие которых предопределяет необходимость предоставления работникам льгот и преференций, гарантированных законодательством РФ (ст. 57 ТК РФ).

Порядок применения профстандартов также устанавливается федеральными властями.

Что входит в план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов?

Стоит отметить, что Правительство РФ на данный момент разработало только 1 нормативный документ, регулирующий порядок применения профстандартов организациями.

Так, постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 введена обязанность для государственных и муниципальных структур (включая предприятия, в которых более чем 50% доли принадлежит властям) по составлению особых планов внедрения профстандартов в организациях.

Соответствующие документы должны содержать, прежде всего, перечни профстандартов, которые подлежат применению в организации, а также сведения об этапах их практического внедрения.

Кроме того, в планах мероприятий по внедрению профстандартов (получивших также неофициальное наименование «планы-графики») фиксируется потребность организации в проведении обучения сотрудников в целях обеспечения соответствия их квалификации тем критериям, что зафиксированы в профстандартах.

В рассматриваемых планах-графиках также должны отражаться перечни локальных нормативов и иных документов организации (касающихся, в частности, вопросов аттестации и иных форм оценки компетентности сотрудников), которые должны быть изменены исходя из критериев, установленных в профстандартах.

Реализовать мероприятия, отраженные в плане-графике, организациям нужно до 01.01.2020.

Если рассматривать постановление Правительства РФ № 584 в порядке правовой аналогии с точки зрения его применимости частными предприятиями, не принадлежащими более чем на 50% государству или муниципалитетам, но обязанными использовать профстандарты (по причине наличия «вредных» рабочих мест), то правомерно будет говорить о возможности составления на предприятии плана-графика внедрения профстандартов в структуре, основанной на положениях соответствующего постановления.

Рассмотрим, каким образом может выглядеть подобный план-график.

План-график внедрения профстандартов: структура документа

План-график внедрения профстандартов можно оформить в виде таблицы. В ней, если следовать предписаниям постановления № 584, обязательно нужно будет отразить:

  • перечень профстандартов, которые применяет учреждение;
  • этапы внедрения соответствующих профстандартов;
  • сведения о требуемых изменениях в локальных нормативах;
  • сведения о необходимости организации обучения сотрудников, которые обязаны работать по профстандарту.

Также имеет смысл — хотя это и не предписано законодательством — отразить в таблице перечни сотрудников, ответственных за реализацию этапов внедрения профстандартов, а также сроки реализации данных этапов.

Каким образом можно оптимально соотнести указанные типы сведений?

В 1-м столбце таблицы можно перечислить непосредственно профстандарты, используемые в фирме, со ссылкой на нормативные акты, в которых они утверждены. Например, если внедряется профстандарт «Бухгалтер», то это будет приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.

Во 2-м столбце можно отразить перечни мероприятий, составляющих этапы внедрения профстандартов. Например, это могут быть такие мероприятия, как:

  • издание приказа о подготовке и внедрении профессионального стандарта;
  • изучение особенностей НПА, регулирующих применение профессионального стандарта;
  • определение наличия потребности в прохождении работником дополнительного обучения в целях повышения его квалификации по требованиям профессионального стандарта;
  • проведение (при необходимости) дополнительного обучения работника;
  • заключение с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором учтены особенности применяемого профстандарта;
  • осуществление мониторинга изменений в НПА, регулирующих применение профстандарта;
  • инициирование новой серии реализации этапов внедрения профстандарта — в установленном порядке.

В 3-м столбце можно указывать сведения о лицах, ответственных за проведение тех или иных этапов мероприятий по практическому внедрению профстандартов. Сроки исполнения соответствующих этапов можно отражать в 4-м столбце таблицы.

В 5-м столбце будет удобно фиксировать сведения о требуемых изменениях в локальных нормативных актах — опять же, соотносительно с каждым мероприятием. Например, если по итогам обучения сотрудника перезаключается дополнительное соглашение с ним, то это может потребовать корректировки положений, к примеру, коллективного договора, подписанного фирмой-работодателем.

В 6-м столбце могут отражаться различные комментарии и пояснения к сведениям, которые фиксируются в предыдущих столбцах. Например, одним из соответствующих примечаний может быть ссылка на решение аттестационной комиссии о том, что требуется дополнительное обучение для таких-то сотрудников, — это позволит привести документ в соответствие к одному из критериев, установленных постановлением № 584.

Где можно скачать образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов?

Образец плана-графика внедрения профстандарта вы можете скачать на нашем портале.

Итоги

План-график внедрения профстандартов — документ, который в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 госпредприятия, а также фирмы, которые более чем на 50% принадлежат государству или муниципалитету, как субъекты применения профстандартов должны составлять обязательно с учетом критериев, прописанных в данном постановлении. Частные компании, имеющие «вредные» рабочие места (то есть также обязанные применять профстандарты), могут составлять аналогичный план-график — на основе критериев, установленных правительством.

Изучить иные полезные сведения о профстандартах вы можете в статьях:

План разработки профессиональных стандартов на годы

Правительства Российской Федерации

от «____»_____________2012 г.

План разработки профессиональных стандартов на годы

Раздел I. План общесистемных мероприятий по обеспечению разработки профессиональных стандартов

Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего утверждение порядка разработки профессиональных стандартов

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

с участием общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов,

Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

Формирование Экспертного совета по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием

общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов

Подготовка методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта

I квартал 2013 года

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием

общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов

Разработка макета профессионального стандарта

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием

общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов

Разработка уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов

I квартал 2013 года

общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов

Создание и ведение реестра профессиональных стандартов

Создание информационного ресурса по вопросам развития системы квалификаций, включая разработку и утверждение профессиональных стандартов

III квартал 2013 года

Информационная поддержка реализации плана разработки профессиональных стандартов на годы (проведение конференций, семинаров)

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием

общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов

Создание общедоступной базы данных профессиональных сообществ и их членов, ведение данной базы

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием

общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов

Подготовка плана мероприятий по вопросам совершенствования профессиональных стандартов на период годы

III квартал 2014 года

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием

общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов

Подготовка предложений по формированию Комиссии при Правительстве Российской Федерации по развитию национальной системы квалификаций

IV квартал 2014 года

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием

общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профсоюзов

Подготовка предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) на утвержденные в установленном порядке профессиональные стандарты

I квартал 2015 года

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием

общероссийских объединений работодателей,

общероссийских объединений профсоюзов

Раздел II. Профессиональные стандарты, планируемые к разработке в годах*

Группы занятий (профессий)

Количество профессиональных стандартов

Руководители учреждений, организаций, предприятий и их структурных подразделений

Специалисты в области естественных, общественных биологических, сельскохозяйственных, технических и родственных наук

Специалисты в области экономики, финансов, управления и права

Специалисты в области архитектуры, проектирования, геодезии, топографии и дизайна

Инженеры и технические специалисты инженерных направлений

Специалисты в области компьютерных технологий

Работники в области образования

Работники в области здравоохранения

Работники в области искусства, культуры, спорта и средств массовой информации

Работники в сфере социального обслуживания

Работники в сфере общественной безопасности

Административные и офисные работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом

Работники сельского и лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства

Рабочие в сфере строительства, добычи и переработки полезных ископаемых, энергетики, промышленности и родственных профессий

Рабочие в сфере транспорта, связи и родственных профессий

Рабочие по изготовлению, ремонту и обслуживанию оборудования, приборов, изделий, инструментов

Рабочие-операторы, аппаратчики и машинисты установок и машин, слесари-сборщики

Работники жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и гостиничного обслуживания

* Группировка профессиональных стандартов и их количество могут быть уточнены в ходе реализации Плана.

План-график внедрения профстандартов

Внедрять или не внедрять

На этот вопрос существуют две противоположные точки зрения: апологеты стандартизации и умеренные оптимисты. У каждой стороны свои аргументы и доводы, в том числе со ссылкой на законодательство.

Большинство работодателей уверены, что профстандарты обязательны для всех организаций вне зависимости от форм собственности. Жесткие требования к квалификации сотрудников, в связи со статьи 195.3 ТК РФ, предъявляются в отношении предприятий всех форм собственности, — считает, в частности, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец. По ее словам, изначально планировалось внедрение стандартизации в отношении государственных, бюджетных, унитарных предприятий, корпораций, внебюджетных государственных фондов, то есть хозяйствующих субъектов, у которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 50 и более процентов, но в 2015 году приняли Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, по которым квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников. Поэтому пошаговая инструкция перехода на профстандарты с образцами документов необходима каждому кадровику, независимо от того, в какой организации он трудится — государственной или частной.

В пользу этой точки зрения относят и тот факт, что все профстандарты проходят регистрацию в Минюсте России, т. е. они являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.

Но юристы поясняют, что, по статье 195.3 ТК, профстандарты обязательны, только если законами или иными нормативными актами устанавливаются требования к компетенциям. В противном случае документ — рекомендация, даже несмотря на факт регистрации в Минюсте. «Таким образом, если Трудовым кодексом или специальными законами, например «О бухгалтерском учете», «Об образовательной деятельности» и т. п., не установлены требования к квалификации работника, то и применение профессиональных стандартов не является обязательным, — объясняет управляющий партнер юридической фирмы «Касенов и партнеры» Екатерина Касенова. — Но вторая часть этой же статьи ТК говорит о том, что характеристики компетенций, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения дальнейших требований к квалификации работников. То есть законодатель предлагает работодателю самостоятельно провести «корректировку» запросов, содержащихся в профессиональных стандартах, в зависимости от применяемых технологий, организации производства и труда».

Зачем нужен график внедрения профстандартов

Хотя сейчас требования к компетенции установлены только для отдельных категорий работников, факт неизбежности применения профстандартов очевиден, и рано или поздно все они станут обязательными для работодателей. И неважно, применяется ли уже сейчас какой-то один стандарт или работодатель решит одномоментно применить профстандарты ко всем своим работникам, — необходимость перехода на них очевидна. А значит, образец плана-графика внедрения профстандартов в организации понадобится каждому специалисту.

Что можно порекомендовать работодателю? Не торопитесь искать образец приказа о внедрении профстандартов в организации, сначала надо четко выделить позиции в штатном расписании, для которых соблюдение новых требований станет обязательным. Затем предстоит определить необходимость приведения в соответствие документов, организовать обучение или провести штатные перестановки. Только после этого следует приступать к работе с остальными позициями штатного расписания.

Во избежание путаницы и различного рода недоразумений, в том числе в общении с работниками, целесообразно подготовить план-график заблаговременно. Понятно, что образец плана по внедрению профстандартов в образовательной организации отличается от того документа, который нужен на производстве, а специализированные издания предоставляют только унифицированные формы.

Что делать работодателям: типовой план мероприятий

Разрабатывая план действий по внедрению профстандартов, необходимо учитывать, что иногда возникают конфликтные ситуации, связанные, в том числе, с увольнением. В связи с этим рекомендуем проведение всех мероприятий планировать минимум за пару месяцев до непосредственного исполнения.

Учтите еще, что Методические рекомендации по применению профстандартов от Минтруда до сих пор находятся в стадии проекта, и вся ответственность за процедуры перехода полностью лежит на работодателе. Но есть Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга» и Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов в государственных, муниципальных и унитарных предприятиях, государственных корпорациях и компаниях, внебюджетных фондах. Рекомендуем придерживаться описанных в названных нормативных актах правил и общих норм, которые являются обязательными при проведении любых организационно-штатных мероприятий.

С чего начать

Рекомендуем начать с создания комиссии или определения ответственного лица за подготовку к внедрению профстандарта, и поставить им следующие задачи.

  1. Изучить нужный профстандарт.
  2. Определить перечень должностей в штатном расписании, которые необходимо привести в соответствие с положениями профессионального стандарта (при необходимости проведения организационно-штатных мероприятий подготовить приказ и уведомить заинтересованных лиц за два месяца до их проведения).
  3. Определить круг лиц, которые подпадают под действие соответствующего профстандарта.
  4. Создать аттестационную комиссию для работников, которые подпадают под действие соответствующих профстандартов, с целью определения квалификационного соответствия этих лиц требованиям профстандартов. При необходимости провести процедуру аттестации работников на соответствие квалификации, изложенной в стандарте.
  5. Уведомить надлежащим образом работников, чьи должности подпадают под внедрение профстандартов, что их существенные условия труда подлежат изменению (при необходимости).
  6. Подготовить проекты изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции работников и иные локальные нормативные акты (в том числе дополнительные соглашения к трудовым договорам), положения которых подлежат изменению в связи с внедрением профстандартов.
  7. Обеспечить доступ к материалам по профстандартам всех работников организации, в том числе сформировать группу, в которой работники получат разъяснения по вопросам внедрения стандарта.

Образец плана внедрения профстандартов на предприятии в 2020 г.

Итоговые мероприятия

После того как работодатель организовал и провел подготовительные мероприятия и урегулировал с работниками все вопросы относительно вносимых изменений в исполняемый ими функционал, стоит ознакомить работников с локальными нормативными актами, в положения которых внесены соответствующие изменения. Последний этап — подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

План разработки профессиональных стандартов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)

1. Рекомендации по применению профессиональных стандартов (далее – Рекомендации) подготовлены в целях оказания практической помощи организациям различной формы собственности при применении профессиональных стандартов.

2. В Рекомендациях применяются следующие основные термины и их определения:

профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс));

квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 Кодекса);

вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (приказ Минтруда России N 170н от 29.04.2013 “Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта” (далее – приказ Минтруда N 170н);

обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе (приказ Минтруда России N 170н);

трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (приказ Минтруда России N 170н);

Справочно. В Кодексе (ст. 57) трудовая функция определяется как “работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации”, а также как “конкретный вид поручаемой работнику работы”, таким образом, первая часть определения соответствует обобщенной трудовой функции, а вторая – трудовой функции в профессиональном стандарте.

трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (приказ Минтруда России N 170н).

3. Профессиональный стандарт – это актуальное детализированное описание конкретного вида профессиональной деятельности вне зависимости от того, в каких организациях (малых/средних/крупных; частных/государственных) и регионах страны он реализуется, как сформировано штатное расписание (проведено разделение труда) в конкретных организациях.

4. Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, где представленные обобщенные трудовые функции – это “модель” (типовое описание) профессии, должности, раскрывающая ключевой (основной) набор трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

5. Каждая обобщенная трудовая функция описывает профессиональную деятельность, которая может быть выполнена одним работником (в большинстве организаций, где реализуется данный вид профессиональной деятельности).

Иными словами, обобщенная трудовая функция корреспондируется с должностными обязанностями (типовое описание профессии, должности), но не тождественна должностной инструкции в конкретной организации.

6. При формировании должностной инструкции работника в конкретной организации может быть использован не весь набор трудовых функций в обобщенной трудовой функции или же набор трудовых функций может быть расширен исходя из специфики выполняемой работы. Допускается использовать несколько обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.

7. Профессиональные стандарты применяются в организации в целях:

– определения трудовых функций работников;

– разработки штатных расписаний, должностных инструкций;

– независимой оценки квалификации;

– организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников.

8. При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться:

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс):

– часть вторая статьи 57 – наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

– статья 195.3: требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 “Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности”;

нормативные правовые акты, регулирующие вид профессиональной деятельности;

информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов

локальные акты организаций.

9. Обязательность применения требований в профессиональных стандартах устанавливается для случаев, предусмотренных Кодексом:

9.1. Согласно части второй статьи 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Справочно. Если работнику установлены льготы, компенсации или существуют ограничения на выполнение работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо. В случае несоответствия наименований должностей, профессий, указанных в профессиональных стандартах, наименованиям профессий и должностей, содержащихся в Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, для сохранения права работников на льготное пенсионное обеспечение рекомендуется использовать квалификационные справочники.

9.2. Согласно статье 195.3 Кодекса требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Справочно. К иным нормативным правовым актам относятся: указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы Минтранса России, Минобрнауки России, Минтруда России (за исключением приказов об утверждении профессиональных стандартов), других федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, и носят нормативный правовой характер.

10. В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда

11. При применении профессионального стандарта необходимо учитывать следующее.

11.1. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

11.2. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

11.3. При отсутствии профессиональных стандартов рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.

11.4. Кодекс предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

11.5. Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда и требований нормативных правовых актов, регулирующих вид профессиональной деятельности.

11.6. Профессиональный стандарт – не должностная инструкция. Профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности. Права и обязанности работника могут быть определены непосредственно в трудовом договоре либо в должностной инструкции на основе положений профессионального стандарта (пп. 5 и 6 Рекомендаций).

11.7. Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11.8. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, применяемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Запрещается расторжение трудовых договоров с работниками (увольнение работников) при выявлении несоответствия их квалификации профессиональному стандарту.

11.9. При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессионального стандарта.

11.10. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Кодекса).

11.11. Перечень в позиции “Возможные наименования должностей, профессий” описания обобщенной трудовой функции профессионального стандарта не является исчерпывающим или закрытым. Введение в действие профессионального стандарта не обязывает работодателя переименовывать должности в штатном расписании.

11.12. При отсутствии в обобщенной трудовой функции профессионального стандарта наименований должностей заместителей руководителей, их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.

11.13. В профессиональном стандарте могут указываться разные образовательные траектории, и работник может соответствовать требованиям одной из них. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, указанных в профессиональном стандарте.

11.14. В разделе “Дополнительные характеристики” приводится сопряжение описания обобщенной трудовой функции с действующими классификаторами и справочниками социально-трудовой, образовательной и научной информации. При этом перечень приведенных кодов общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) определяет приоритетную направленность (профиль) профессионального образования в обобщенной трудовой функции и не является исчерпывающим.

11.15. Применение профессиональных стандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда. Работодатель при установлении системы оплаты труда в организации опирается на установленную в организации градацию (ранжирование) всех должностей и профессий работников в зависимости, например, от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников, их ценности для организации. При этом работодателем может быть использована градация Уровней квалификации (от 12 апреля 2013 г. N 148н “Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов”) или градация, отраженная в конкретном профессиональном стандарте, на основе ее соотнесения с градацией (ранжированием), установленной в организации.

12. Алгоритм внедрения профессиональных стандартов в организации (рис. 1).

Организация работы по внедрению профессиональных стандартов

Рис. 1. Организация работы по внедрению профессиональных стандартов

12.1. Создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов (рекомендуется утвердить локальными актами организации: создание рабочей группы, состав рабочий группы; положение о рабочей группе).

12.2. Составление плана-графика мероприятий по внедрению профессиональных стандартов с учетом мнения представительного органа работников (статья 372 Кодекса).

12.3. Анализ положений нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенных трудовых функций, и категории работников, имеющих льготы, компенсации или ограничения.

12.4. Анализ реестра профессиональных стандартов (сайт Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/) с целью определения перечня профессиональных стандартов, необходимых для применения в организации (рекомендуется утверждение перечня профессиональных стандартов локальном актом организации и (или) протоколом рабочей группы).

12.5. Анализ соответствия должностей штатного расписания наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах (важно учитывать пп. 9.1, 11.11, 11.12 и 11.14 Рекомендаций).

12.6. Установление соответствия уровня образования работников и их опыта практической работы требованиям, определенным в профессиональных стандартах, с учетом выполняемых трудовых обязанностей (необходимо учитывать пп. 9.2, 11.1-11.4 Рекомендаций) (рекомендуется утвердить список сотрудников, направляемых на прохождении аттестации).

12.7. Составление плана-графика проведения аттестации в соответствии с законодательством (необходимо учитывать пп. 11.7-11.9 Рекомендаций).

12.8. Составление плана-графика направления (при необходимости) на дополнительную подготовку, независимую оценку квалификации (в соответствии с законодательством (необходимо учитывать пп. 11.10 и 11.13 Рекомендаций).

12.9. Анализ локальных актов организации с целью формирования перечня документов для актуализации (разработки) в связи с внедрением профессиональных стандартов (изменения в локальные нормативные акты следует вносить в порядке, установленном трудовым законодательством; введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя).

12.10. При необходимости: оптимизация системы оплаты труда сотрудников в связи с установленными уровнями квалификаций, актуализация штатного расписания (п. 11.15 Рекомендаций).

12.11. Подготовка годового отчета по итогам внедрения профессиональных стандартов.

12.12. Внесение изменений в план-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в связи с утверждением новых и актуализацией действующих профессиональных стандартов, изменениями федерального законодательства, а также организационной структуры организации.

Справочно. Независимая оценка квалификации

1. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 196 Кодекса).

2. Независимая оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу (Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”).

3. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения оценки осуществляется за счет средств работодателя (статья 196 Кодекса).

При этом при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, с отрывом от работы в другую местность – производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (статья 187 Кодекса).

4. В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации” предполагаются меры:

для работодателей – включение в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, затрат на оценку квалификации работников;

для соискателей – право на получение налогового вычета.

Обзор документа

Минтруд представил рекомендации по применению профстандартов. Стандарты используются при определении трудовых функций работников, разработке штатных расписаний, должностных инструкций, аттестации работников, оценке квалификации, профобучении.

Должностная инструкция не обязана полностью соответствовать обобщенной трудовой функции профстандарта – последняя является типовым описанием профессии. Возможно использование нескольких обобщенных трудовых функций, при этом работник должен соответствовать более высокому уровню квалификации.

Требования к квалификации являются рекомендательными, кроме случаев, определенных в ТК РФ. Вступление в силу профстандартов не означают необходимость увольнения работников.

Представлен алгоритм внедрения профстандартов в организации.

Внедрение профессиональных стандартов в организации: процедура и последствия

Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.

Порядок внедрения профессиональных стандартов

Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.

План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.

План внедрения профессиональных стандартов

Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.

Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, приведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.

Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.

Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.

Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.

Пример В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».

Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».

При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).

Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.

В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:

  • исключена позиция «Инженер по охране труда»;
  • добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».

Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.

Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.

Он может включать в себя:

  • организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
  • мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
  • внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Документ утверждает руководитель организации.

Внедрение профессиональных стандартов: последствия

Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.

Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.

В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.

Основные принципы и подходы к методологии разработки профессиональных стандартов в электроэнергетике

1. Профессиональные стандарты в отрасли формируются в соответствии со структурой отрасли по основным видам производства электроэнергии и выделенным видам экономической деятельности в отрасли:

– Производство электрической энергии тепловыми электростанциями;

– Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций;

– Производство электрической энергии гидроэлектростанциями;

– Деятельность по обеспечению работоспособности гидроэлектростанций;

– Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

– Передача электрической энергии;

– Распределение электрической энергии;

– Деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей;

– Производство, передача и распределение пара и горячей воды;

– Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;

– Энергетическое строительство и инжиниринг.

2. Для разработки профессиональных стандартов формируется Единый перечень профессиональных стандартов в электроэнергетике (утверждается ЭСПК).

3. Профессиональный стандарт разрабатывается не на должность/профессию, а на вид/виды профессиональной деятельности (ВПД).

4. При определении наименования профессиональных стандартов используется модель «Работник(и) по…» (соответствующему виду/видам профессиональной деятельности).

5. Вид профессиональной деятельности для целей разработки ПС определяется как совокупность обобщённых трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (Метод. Рекомендации, утв. Приказ Минтруда России № 170н от 29.04.2013).

Виды профессиональной деятельности определяются на основании существующего в рамках видов экономической деятельности разделения труда и специфики реализации производственных процессов. В качестве признаков выделения ВПД могут выступать: характер труда; предмет труда, результаты труда; методы, используемые в трудовой деятельности.

Основные принципы методологии разработки профессиональных стандартов в электроэнергетике

1. Задача профессионального стандарта – дать актуальную и объективную характеристику деятельности, вне зависимости от того, на каких предприятиях (малыхсреднихкрупных или частныхгосударственных) профессиональные стандарты будет применяться и независимо от того, каким образом сформирована организационная структура и штатное расписание на конкретных предприятиях.

2. При формировании перечня профессиональных стандартов для всех видов экономической деятельности в электроэнергетике используется принцип отнесения к одному профессиональному стандарту одного или нескольких видов профессиональной деятельности, задействованных в реализации производственного процесса и преемственных при развитии квалификации работника.

3. При разработке ПС берётся за основу объективная структура вида профессиональной деятельности, сложившееся разделение труда и требования к работникам в различных условиях технологической обеспеченности.

4. При разработке ПС учитываются перспективы развития выделенного вида профессиональной деятельности, технологий, способов организации производственных процессов и возможных изменений требований к работникам.

5. При разработке ПС соблюдается принцип декомпозиции описываемой профессиональным стандартом деятельности на обобщённые трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия.

6. При проведении декомпозиции вида профессиональной деятельности обобщённые трудовые функции выделяются как фактически различающиеся между собой составляющие вида профессиональной деятельности на основании экспертного определения состава выполняемых функций и трудовых действий, требований к умениям и знаниям работников, формирующихся по мере роста сложности выполняемой работы.

В профессиональном стандарте в логике роста сложности выполняемых работ выделяется ряд обобщённых трудовых функций для квалификационных уровней или должностей, преемственных при развитии квалификации работника и, таким образом, описываются возможные карьерные траектории развития квалификации работника.

7. При разработке профессиональных стандартов учитывается их предназначение в качестве документов, которые формируют требования работодателя к системе профессионального образования и являются основой (базой) для корректировки и разработки ФГОС и образовательных программ.

Ссылка на основную публикацию